Pink Floyd. Часть 4

“Pink Floyd” – гордость, величие и наследие XX века. Часть 4.

Джордж Роджер Уотерс – бас-гитарист, певец, автор песен, один из композиторов группы… Отец – школьный учитель, активист, член коммунистической партии и военный офицер. Погиб во время Второй Мировой войны, в 1944-ом году. Мать – тоже учительница, активистка, также член коммунистической партии, прожившая, аж до 96 лет!.. Так стоит ли удивляться, что их младшенький сын (в семье их было 2 мальчика), впитав всё то, чему учила и наставляла его мать, не стал писать простые песенки о любви, а решил копать глубоко, затрагивая темы, способные встряхнуть не одно поколение людей? Приплюсуем сюда: его характер, серьёзное отношение к делу, талант, поэтапный рост (во времена рождения психоделической музыки 60-х), судьбоносный отход лидера Барретта от творческого процесса (из-за наркотической зависимости), мягкость и покладистость других участников коллектива, пробы каждого придумать что-то (это хорошо видно в альбоме ”Ummagumma”, 1969 года), повсеместную помощь, подкидывание идей, советы другим и мы получим… В общем, он был рождён, чтобы стать единоличным лидером в команде. Что и случилось…

Знаете, мне жаль, что клавишник Ричард Райт, после двух мировых прорывов, совсем отошёл от дел. Конечно, тут сказывалось давление со стороны общественности, группы, большие заработанные гонорары… Даже личные проблемы! Но, сам факт… Уотерс почувствовал себя на коне, когда приутихшая группа (не только клавишник) стала напоминать теперь приглашённых музыкантов. Он предлагал идеи, сам писал тексты песен, работал над концепцией записи, чётко продумывал темы. Если бы не мелодичный гитарист Дэвид Гилмор, то эти работы можно было считать чистым сольным проектом бас-гитариста! Вокал Гилмора и его ревущая гитара, напоминала нам, что мы слушаем, всё же, «Пинк Флойд»… Ещё «Пинк Флойд» в полном классическом составе…

Хм… Идеи одного лишь Роджера Уотерса…

И следующей такой идеей стала сатира в духе Джорджа Оруэлла «Животные» (1977), где свиньи, собаки и овцы, представлялись в виде людской иерархии. Ну, как у писателя в его антиутопии «Скотный двор»…

Слушая эту запись после «Обратной стороны Луны» и «Хотим, чтобы ты был с нами», невольно задаётся вопрос: «А Роджер - земной человек?». Так сильно и так проникновенно сочинять, обрабатывать, накладывать звук, эффекты, под серьёзные, философские тексты… Да… Не каждому дано… 2-е место в Англии и 3-е в США. И даже это меня удивляет! Такая необычная, грустная, местами меланхолическая тема, была так высоко оценена! Значит, люди понимают то, о чём поют и играют музыканты. Ведь это не простые песенки о любви! Тут даже на радио не пустишь такую композицию, так как, большая часть альбомного произведения превышает отметку в 10 минут каждая! Да и все они тесно связаны друг с другом одной серьёзной темой! Они явно будут выделяться на общем фоне радио хитов…

Такой же, как и сама запись, была и обложка альбома, сделавшая лондонскую электростанцию Баттерси туристической достопримечательностью… Знаете, я видел её собственными глазами. Надувной свиньи в воздухе, как на обложке альбома там, конечно же, не было, но вид у неё величественный. Интересно было смотреть с моста. С моста, на реку, на эту станцию…

Н-да… Вот такие они - «Пинк Флойд»…    

А Уотерса было не остановить… Он доказал, что не деньги его влекли. Уж очень многое он хотел сказать зрителю… Что знал, что чувствовал, чем владел… Конечно, тут и влияние матери, и его самоличное участие в движении за ядерное разоружение, куда он вступил, и где стал настоящим активистом, и боль от потери отца… Но как выразились остальные участники группы, мол, а не похоже ли всё это на слишком личное, чтобы выплёскивать зрителю? На что Роджер спокойно ответил, что нет. И то было только вершиной айсберга… Всё же основное – хранилось до поры, до времени на дне… Но басист уже знал, как он покажет (преподнесёт) это людям…

«Стена», 1979-го года выпуска… Воплотила, вобрала в себя всё то, что накопилось у единоличного лидера этой группы… Да, уважаемые… Всю эту рок-оперу (и ещё и спектакль во время концертов) про Вторую Мировую войну, послевоенные годы, музыкальное творчество, шоу-бизнес, закулисную жизнь, отрешение, отчуждение, нервные срывы и психологическую борьбу с самим собой придумал и написал один участник «Пинк Флойд» - бас-гитарист Роджер Уотерс. Не много ли для одного человека, не правда ли? Тут группа, может, немного отдохнуть хочет, после трёх сильных, зачётных, мировых альбомов, а он всё дальше гонит. Ну, раз пишется, раз слово идёт, а музыка сидит в голове, то почему бы и не писать?!! И это всё... Финиш… Всё, дорогие друзья... Дальше, просто, некуда…

Не верите? А вот обратите внимание, что на многочисленных киносайтах, в рубрике «250 самых лучших фильмов всех времён и народов», есть эта самая «Стена», которую в 1982-ом году и решили экранизировать. Со всей музыкой с двойного альбома. Решили и пригласили режиссёра Алана Паркера…

Да… Паркер не стал бы снимать фильм, если бы не был впечатлён его сценарием (сценарист: Роджер Уотерс). Также был приглашён и художник-мультипликатор Джеральд Скарф… И как говорят очевидцы, да и остальные участники «Пинк Флойд»: «Фильм «Стена» - это работа трёх гениев. Но работа противоречивая. Ибо каждый знал лучше, что и как делать. Отсюда и скептическое отношение к окончательному результату»… Однако, несмотря на это, фильм – шедевр…

Что же касается меня, то я думаю, что «Стену» можно ставить в любой старшей школе, в любом театре, как жизненный, философский мюзикл, подчёркивающий проблемы: одиночества, эгоизма, отрешённости, бунтарства, себялюбия, недопонимания, обиженности на жизнь и накапливания злости (кирпич за кирпичиком, из которого и складывается стена между тобой и окружающим миром)…

И ещё… Я не считаю, что в этой большой, двойной работе есть только 2 мировых хита (”Another brick in the wall. Part 2” и “Comfortably numb”). При объективном судействе, их тут не меньше 5-7…

Рок-опера, имеющая в черновом варианте 3 вида записи (ай-да, Уотерс!). Занявшая 1-е место в США и 3-е в Великобритании (пусть британцам и не показалась лучшей, но всё же, это исторический факт, что вот уже несколько записей подряд «Пинк Флойд» не вылезает из тройки сильнейших в стране, а это - сами понимаете, какой уровень!). Больше добавить нечего… Тут только слушать…

Кстати! Если будете ставить эту рок-оперу на сцене школьного актового зала, то сделайте покороче, пожалуйста, военные сцены, закулисную жизнь и шоу-бизнес, в целом. А то - Уотерс слишком открыто бьёт по таким вещам… А там же дети… Не травмируйте их психику… Но! Пусть понимают, что всё не так сладостно, как это кажется в начале жизненного пути…

По идее, классический «Пинк Флойд» на этом закончен. Следующий альбом, сделанный в 1983-м году, под названием «Окончательный монтаж», был выпущен уже без клавишника Ричарда Райта. Остальные же присутствовали, но… казались теперь лишь бледной своей тенью. На всех песнях - один лишь Уотерс. Его текст, его музыка, его голос, его проект… И… немного гитара Гилмора… Но, знаете, это даже не песни, это фильм, спектакль, опера, посвященная послевоенным мечтам Роджера. Память о его отце… Запись настолько мрачная, что… Это должен был быть его сольный альбом… Да, она сильная. Но… это уже не «Пинк Флойд»… Это продолжение «Стены», но с голосом одного лишь участника. А это не команда, нет. Увы… Альбом люблю, но воспринимаю, как сольный проект бас-гитариста… Его дань, память и уважение отцу… Это сильный ход. И некоторые вещи мы можем слышать в различных военных фильмах, но это закат группы (однако 1-е место в Великобритании и 6-е в США нельзя назвать провалом)…

Поняли это и они, решив закрыть большой, прибыльный проект, под названием «Пинк Флойд». Однако это был ещё не конец…   

Окончание следует…

Благодарю за внимание!

Алекс Свитт.

    


Рецензии