Типичный неистребимый Дон Кихот - Камо

   В 1933 году Максим Горький основал  серию книг -  биографий  - "Жизнь замечательных людей". Задолго до этого писатель задумался о необходимости такой серии, которая не просто знакомила бы читателя с теми, кого называют "солью земли", но и учила жизни, отношению к науке, труду, к народу.

   Перу Горького принадлежат "Литературные портреты" - тридцать рассказов о людях, оставивших неизгладимый след в истории, литературе, культуре России и благодарной памяти народа. Но, что греха таить, время рождает все новых и новых героев, и часто имена тех, кто составлял гордость и славу России в прошлые века, начинают забываться.

   Что сегодня молодой человек или девушка могут рассказать о Леониде Краснове или  Николае Каронине - Петропавловском, Михаиле Коцюбинском или  Леониде Андрееве, Николае Гарине - Михайловском или Александре Алексине, Савве Морозове или Николае Бугрове? А ведь все они  по - своему интересны и неповторимы! И каждый стоит отдельного разговора, который, вне всякого сомнения, будет полезен, поучителен, и вызовет гордость за свой талантливый народ.

   А сейчас же мне хочется написать о человеке, про которого Алексей Максимович сказал: - "Рассказы о нем были настолько удивительны и легендарны, что даже в те героические дни с трудом верилось, чтоб человек был способен совмещать в себе так много почти сказочной смелости с неизменной удачей в работе и необыкновенную находчивость с детской простотой души. Мне подумалось, что если написать о нем все, что я слышал, никто не поверит в реальное существование такого человека".
   А, между тем, этот человек существовал, и действительность превышала "выдумку" своей сложностью и яркостью.

   Человек этот известен под именем КАМО. Настоящее его имя - Симон Тер - Петросян. Сколько невероятных подвигов он совершил! Но самый изумительный из них - гениальная симуляция, которая ввела в заблуждение лучших берлинских психиатров. Камо симулировал сумасшествие, когда в начале сентября 1907 года был арестован в Берлине по доносу провокатора.

   В конце августа 1907 года Камо с нелегальным грузом приехал в Берлин, имея паспорт на имя австрийского подданного Дмитрия Мирского. А дело было так: для нужд революции нужно было оружие, а для покупки оружия - деньги. И в Тифлисе, на Эриваньской площади произошло самое крупное в истории России событие - "экс", как тогда говорили, - ограбление большевиками транспорта с деньгами. Так как деньги были в больших купюрах, несколько человек - в том числе и Камо -  были отправлен заграницу для их размена.

   Сделаю небольшое лирическое отступление, которое красноречиво характеризует Камо. Соня - жена Камо, врач и внучка Стасова, которого Горький назвал человеком, "который делал все, что мог, и все, что мог. - сделал"  - сказала о своем гениальном муже: - "Ты типичный неистребимый Дон Кихот! Ты больше Дон Кихот, чем сам Дон Кихот! И знаешь что? Ты никогда не умрешь, как Дон Кихот. А еще что, знаешь? Я тебя люблю. Я тебя люблю очень нежно! Так можно любить только ребенка. Видишь, как я удобно устроилась, - у меня в одном лице и муж и ребенок. И никого мне больше не надо..."

   А Камо этого было мало. Он верил в справедливость и делал все, чтобы она скорее победила на всей земле: - "Соня, все дело в том, чтобы все поняли, что самое выгодное - справедливость. И для этого нужна мировая революция. Чтобы никто не тратил жизнь на то, чтобы топтать другого".

    В следующий раз поговорим о гениальной симуляции Камо.

   


Рецензии
Спасибо за интересный рассказ и за то, что Вы возвращаете жизнь полузабытым именам. Меня самого принимали в пионеры у памятника Камо. На улице, носившей в годы Советской Власти его имя. Там же я и жил с самого рождения - близ Старого Верийского моста, за которым, на Верийском спуске погиб, попав под трамвай, легендарный большевик-подпольщик-налетчик. В описанном Вами налете на банковский транспорт - правда, не совсем на Эриванской площади, чуть выше нее, на Сололакской улице, на которой и находился банк - в налете этом участвовала мама моего доброго знакомого, писателя, критика и переводчика Георгия Маргвелашвили. Она была тогда совсем молодой курсисткой. и ее задачей было дать сигнал - взмахнуть платком, когда со стороны площади показалась пролетка с деньгами и сопровождавшая ее охрана.

Александр Парцхаладзе   13.05.2016 10:07     Заявить о нарушении
Я не думаю, что имя Камо забыто. Если кто - то и забыл, виноваты в этом мы, взрослые и, конечно, кинематограф. Вы, наверняка, помните фильм "Лично известен" про Камо, и историю о том, что для роли главного героя искали непременно артиста - армянина. Решили, что будет играть импозантный Ефим Копелян. Но Копелян сказал, что он еврей. В итоге Камо сыграл другой артист - красавец - армянин Гурген Тонунц.
Вообще, странные вещи иногда происходили в нашем кино. В свое время на роль Пушкина пробовался молодой Дмитрий Харатьян. Его официально "отбраковали" по причине молодости, но в кулуарах поговаривали, что недопустимо, чтобы великого русского поэта играл армянин. Во - первых, почему нельзя?! Во - вторых, о том, насколько Пушкин русский, тоже можно поговорить.

Магда Кешишева   13.05.2016 09:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.