Гл. 13 Война в Нигерии. Религия, нефть, сепаратизм

Английская колония Нигерия в 1960 году получила статус федеративной республики в составе Британского Содружества Наций. В тот момент страна представляла собой совокупность нескольких племенных территорий, «в духе времени» разделенных на 4 провинции (Северную, Южную, Зпадную и Восточную). Самой богатой плодородными землями и минеральными ресурсами (в первую очередь – нефтью) была Восточная провинция, населенная племенем игбо. Власть же в стране традиционно принадлежала выходцам из наиболее многочисленного северо-западного племени юруба (йоруба), населявшим самую крупную Северную провинцию. Противоречия усугублялись религиозной проблемой, поскольку игбо исповедовали христианство, а юруба и поддерживавшая их крупная северная народность хауса являлись приверженцами ислама.
15 января 1966 года группа молодых офицеров игбо организовала военный переворот, на короткое время захватив власть в стране. Группа офицеров игбо ликвидировала одновременно всю политическую верхушку страны, изрядно «почистив» и офицерский корпус. Однако удержать власть они не смогли. Юруба и хауса ответили на это погромами и кровавой резней, жертвами которой стали несколько тысяч человек в основном из племени игбо. Другие народности и значительная часть армии также не поддержали путчистов, в результате чего 29 июля произошел контрпереворот, приведший к власти мусульманина полковника Якубу Говона из небольшого северного племени ангас.. Массовые беспорядки и межплеменная резня продолжались, охватывая все новые районы Нигерии. Особенно широкий масштаб они приобрели в сентябре 1966-го. Эти события послужили прологом к началу гражданской войны в Нигерии, которую называют самой ожесточенной и кровопролитной из всех войн на Африканском континенте. И хотя симпатии мировой общественности были, в основном, на стороне игбо, не следует забывать, что именно они «пролили первую кровь», запустив механизм взаимного истребления.

ВОССТАВШАЯ БИАФРА
К началу 1967 года губернатор Восточной провинции полковник Чуквуемека Одумегву Оджукву принял решение об отделении от нигерийской федерации и образовании собственного независимого государства под названием Биафра. Формальным поводом к провозглашению независимости стал декрет от 27 мая 1967 г., согласно которому упразднялось деление страны на четыре провинции, а вместо них вводились 12 штатов. Соответственно отменялись и посты губернаторов. Большинство населения провинции, напуганное волной погромов, приветствовало это решение. В Биафре начался захват федерального имущества. В ответ президент Говон установил морскую блокаду региона. Ситуацию подогревало также то обстоятельство, что незадолго до описываемых событий в восточной области страны была найдена нефть, ставшая дополнительным яблоком раздора между центральной и местной властью.
Президент Говон, разумеется, не мог смириться с потерей самого богатого района страны. 6 июня он отдал приказ о подавлении мятежа и объявил мобилизацию в северных и западных мусульманских штатах. В Биафре скрытая мобилизация началась еще до провозглашения независимости. Войска с обеих сторон стали подтягиваться к реке Нигер, превратившейся в линию вооруженного противостояния.
Целый ряд западных стран (в том числе Франция, Испания и Португалия) в той или иной форме негласно поддержали сепаратистов, в том числе поставками оружия и продовольствия. Тут сказалось негативное впечатление, вызванное погромами игбо, а также, куда же без этого, определенная материальная заинтересованность в отложении богатого нефтью района. Великобритания оказывала поддержку федеральному правительству Нигерии (как-никак Нигерия являлась членом Британского содружества), США объявили о своем невмешательстве и наложили эмбарго на поставку вооружений обеим воюющим сторонам. Но на помощь руководству Нигерии пришли «братья по вере» – исламские страны Северной Африки.
События тем временем развивались по нарастающей. 6 июля федеральные войска начали наступление с севера в направлении на Энугу. Операция, названная «Юникорд», планировалась как короткая полицейская акция. Нигерия обладала, к тому времени, многочисленной, прилично, по африканским меркам, вооруженной и обученной британскими инструкторами регулярной армией. Командующий правительственными войсками. полковник (впоследствии – бригадный генерал) Хассан Кацине оптимистично заявил, что с мятежом будет покончено «в течение 48 часов». Однако он недооценил силы повстанцев. Игбо готовились к мятежу, к тому же на их сторону перешел ряд воинских частей, с личным составом преимущественно из жителей Восточной провинции. Наступавшие сразу натолкнулись на жесткую оборону и бои приняли затяжной, упорный характер.
9 августа мобильная бригада армии Биафры в составе 3000 человек при поддержке артиллерии и бронемашин переправилась на западный берег Нигера, начав так называемый «северо-западный поход». Сперва наступление развивалось успешно. Биафрийцы вступили на территорию Среднезападного штата, практически не встретив организованного сопротивления, так как расквартированные там федеральные войска в значительной степени состояли из выходцев из племени игбо. Некоторые части просто разбежались или перешли на сторону повстанцев. Столица штата город Бенин-Сити сдался без боя спустя всего десять часов после начала операции.
Но уже через несколько дней победный марш биафрийцев был остановлен у города Оре. Проведя всеобщую мобилизацию в густонаселенном столичном регионе, военное руководство Нигерии получило значительный численный перевес над противником. К началу сентября против одной бригады и нескольких отдельных батальонов повстанцев на западном фронте действовали уже две дивизии правительственных войск. Это позволило федералам перейти в контрнаступление и оттеснить врага к городу Бенин-Сити. 22 сентября город был взят штурмом, после чего биафрийцы поспешно отступили на восточный берег Нигера. «Северо-западный поход» закончился на том же рубеже, где и начинался.

Неудаче биафрийцев способствовала измена командира бригады полковника Банджо. Банджо был единственным в биафрийскеой армии офицером - юруба. Он был личным другом Оджуквы, который освободил крепко проштрафившегося полковника из тюрьмы. Тем не менее Банджо запланировал свержение своего благодетеля. Заговор, в который были посвящены многие младшие офицеры, был раскрыт, Банджо арестован (при этом его личный конвой изящно нейтрализовали, дав солдатам бутылку джина, а затем предложив добавить в другом месте, на что те радостно согласились), полковника и его сообщников расстреляли, но положения было уже не спасти. Настоупление биафрийцев остановилось в решительной фазе , у нигерийцев появилось время, чтобы подтянуть резервы, в дальнейшем перехватить инициативу армии Биафры уже не удалось и нигерийцы смогли реализовать свое численное и техническое преимущество.
Пытаясь склонить чашу весов на свою сторону, повстанцы в сентябре начали регулярные воздушные налеты на столицу Нигерии. Наемники, пилотировавшие биафрийские машины, не рисковали почти ничем. Зенитная артиллерия правительственных войск состояла из нескольких орудий времен Второй Мировой войны, а истребительной авиации не было вовсе. Опасаться следовало разве что отказов изношенной техники.
Но и ущерб от этих налетов, в которых воздушная бомбардировочная флотилия повстанцев, состоявшая из пары  «Инвэйдеров», пассажирского «Фоккер» и «Дакоты» сбрасывали самодельные бомбы из обрезков труб, был ничтожным. Расчет на психологический эффект тоже не оправдался. Если первые рейды вызывали панику среди населения, то вскоре горожане привыкли и очередные бомбардировки только усиливали ненависть к повстанцам.

«Воздушное наступление» на столицу закончилось в ночь с 6 на 7 октября, когда прямо над Лагосом взорвался «Фоккер». На месте падения обломков самолета обнаружили 12 трупов, из них четыре тела белых наемников – членов экипажа взорвавшегося самолета. Позже выяснилось, что пилотом «бомбардировщика» был некий «Жак Лангхихаум», ранее благополучно выживший при аварийной посадке в Энугу с грузом контрабандного оружия. Но в этот раз ему не повезло. Вероятнее всего, «Фоккер» погиб из-за случайного взрыва на борту самодельной бомбы.

НИГЕРИЙСКАЯ АРМИЯ ПЕРЕХОДИТ В НАСТУПЛЕНИЕ
Тем временем на севере правительственные войска, преодолевая упорное сопротивление, подошли к столице Биафры Энугу. 4 октября город был взят. На аэродроме повстанцы бросили неисправный «Инвэйдер», ставший первым авиационным трофеем федералов. С потерей Энугу Оджукву объявил своей временной столицей маленький городок Умуахия.

18 октября, после интенсивного артиллерийского обстрела с боевых кораблей шесть батальонов морской пехоты высадились в порту Калабар, который защищал один батальон повстанцев и плохо вооруженные отряды гражданской милиции. Одновременно с севера к городу подошел 8-й батальон правительственной пехоты. Сопротивление оказавшихся между двух огней биафрийцев было сломлено, и крупнейший морской порт в южной Нигерии перешел под контроль правительственных войск.

А несколькими днями ранее другой морской десант нигерийцев захватил нефтепромыслы на островке Бонни в 30 километрах от Харикорта. В результате Биафра лишилась основного источника валютных поступлений.

Повстанцы попытались отбить Бонни. Единственный оставшийся у них «Инвэйдер» ежедневно бомбил позициии нигерийских десантников, нанося им ощутимые потери. Однако, несмотря на это, федералы стойко защищались, отбивая все контратаки. Командование повстанцев в отчаянии приказало летчику разбомбить нефтехранилища, надеясь, что мощный пожар заставит десантников эвакуироваться. Но и это не помогло. В адской жаре и густом дыму нигерийцы продолжали упорно обороняться. Вскоре сражение за Бонни прекратилось. Остров с пылающими руинами нефтепромыслов остался за федералами.
Если брианцы поддерживали федеральное правительство Нигерии, то французы полностью стали на сторону Оджукву. Крупные партии французского оружия и боеприпасов перебрасывались в Биафру по «воздушному мосту» из Либервиля, Сан-Томе и Абиджана. Из Франции в непризнанную республику поступали даже такие виды вооружений, как пушечные бронеавтомобили «Панар» и 155-миллиметровые гаубицы.

Попытались биафрийцы приобрести во Франции и боевые самолеты. Выбор пал на уже не раз проявивший себя в локальных конфликтах «Фуга» СМ.170 «Мажистер». В мае 1968-го пять таких машин были закуплены через подставную австрийскую фирму и в разобранном виде, с отстыкованными крыльями отправлены по воздуху в Португалию, а оттуда – Биафру. Но во время промежуточной посадки в Бисау (Португальская Гвинея) разбился и сгорел один из транспортных «Супер Констеллейшнов», перевозивший крылья «Мажистеров». В случившемся подозревали диверсию, но вряд ли спецслужбы Нигерии смогли бы «провернуть» столь серьезную акцию. Ставшие ненужными фюзеляжи без крыльев остались гнить на краю одного из португальских аэродромов.

ВОЗДУШНЫЙ МОСТ ПОМОЩИ БИАФРЕ
В те времена программы новостей многих европейских телеканалов открывали репортажи с изможденными младенцами племени игбо и прочими ужасами войны. И это не было чистой пропагандой. В 1968 году в еще недавно самом богатом районе Нигерии смерть от голода стала обычным явлением.
Дело дошло до того, что кандидат в президенты США Ричард Никсон в своем выступлении в ходе избирательной кампании заявил:«То, что сейчас происходит в Нигерии, – это и есть геноцид, а голод – жестокий убийца. Сейчас не время соблюдать всевозможные правила, использовать обычные каналы или придерживаться дипломатического протокола. Даже в самых справедливых войнах уничтожение целого народа является аморальной целью. Оно не может быть оправдано. С ним нельзя смириться».

Это выступление хотя и не подвигло правительство США на дипломатическое признание мятежной республики, однако четверка «Супер Констеллейшнов» с американскими экипажами начала без согласования с властями Нигерии доставку продовольствия и медикаментов в Биафру.
Одновременно во всем мире начался сбор гуманитарной помощи для биафрийцев. С осени 1968 года десятки тонн грузов ежедневно перебрасывались повстанцам на самолетах, арендованных различными благотворительными организациями. Нередко вместе с «гуманитаркой» доставляли и оружие. В ответ федеральное командование отдало приказ об обязательном досмотре всех воздушных судов, пересекающих границы страны, и заявило, что будет сбивать любой самолет, если он не приземлится для такого досмотра. В течение нескольких месяцев нигерийцы не могли реализовать свою угрозу, хотя нелегальные полеты в Биафру совершались по-прежнему. Так продолжалось до 21 марта 1969 года, когда пилот одного из МиГ-17 перехватил DC-3, экипаж которого не реагировал на радиообращения и попытался на бреющем уйти от погони. Нигериец уже собрался дать предупредительную очередь, но вдруг «Дакота» зацепилась за верхушки деревьев и рухнула на землю. Принадлежность этой машины, упавшей и сгоревшей в джунглях, так и осталась невыясненной.

Несмотря на гибель «ничейного» DC-3, воздушный мост продолжал «набирать обороты». Самолеты в Биафру направлял Международный Красный Крест (МКК), Всемирный Совет Церквей и многие другие организации. Швейцарский Красный Крест арендовал два DC-6A из авиакомпании «Бэлэйр», МКК – четыре С-97 из той же фирмы, французский Красный Крест задействовал DC-4, а шведский – «Геркулес», ранее принадлежавший военно-воздушным силам. Западногерманское правительство использовало конфликт как полигон для испытаний третьего прототипа новейшего транспортного самолета С-160 «Трансалл». Немецкие летчики, летая из Дагомеи, выполнили 198 рейсов в район боевых действий.

БРИТАНЦЫ В БОЯХ ЗА НИГЕРИЮ
В январе 1968-го правительственные войска начали наступление из Калабара в направлении на Харикорт. Апрель 1968 года был ужасным месяцем для Биафры. В феврале в Нигерию прибыло множество технических советников, которые, как стало известно биафрцам из сведений, полученных из Лондона, были британскими младшими командирами, присланными «для обучения солдат».Результаты стали ощутимы уже в апреле. Связь между нигерийскими войсками стала гораздо устойчивее, и биафрские радиоперехватчики слышали в эфире голоса англичан, передающие инструкции. Обычными стали сложные координированные маневры войск, которые раньше нигерийцам были не по силам. В то же время улучшилось и техническое обслуживание автомобильного парка на нигерийской стороне, а нехватка транспорта, существовавшая еще несколько недель назад, была ликвидирована. И что гораздо важнее, к апрелю нигерийцы навели понтонные мосты через реку Кросс, работа, которая до этого затянулась бы у них на многие месяцы. Инженерные войска нигерийской армии раньше почти полностью были укомплектованы выходцами с Востока, и биафрцы знали, что так быстро навести понтонные мосты в одиночку нигерийцы не могли.
Вдобавок к английским военным специалистам в ряды нигерийской армии влилось несколько батальонов чернокожих наемников из республики Чад, так называемых Гводо-Гводо.
Форсайт в своей книге "История Биафры" так описывает методы действий нигерийской армии: "Первыми появлялись боевые части федералистов, стрелявшие во все, что попадалось на глаза, не разбирая племени, разрушая и грабя имущество, не различая, кто его владелец. Озверение солдатни было обычно прямо пропорционально их потерям при взятии той или иной позиции. Так что там, где город сдавался легко, без единого выстрела, и население быстро становилось пронигерийским в результате резкого изменения в соотношении сил, иногда случались краткие периоды дружбы между пехотой и местным населением. В землях Ибо этого никогда не случалось, но ведь там ни у кого и не было особых сомнений в том, что уж их-то участь, во всяком случае, решена.
После того как пехота уходила дальше, в город вступали  второсортные части гарнизона, и буквально в течение нескольких недель местное население осознавало, что «Единая Нигерия» было прекрасным лозунгом, но крайне непривлекательной действительностью, когда это влекло за собой кажущуюся бесконечной оккупацию солдатни, которой никто не мешал думать, что в оккупированной Биафре все было их собственностью. Вот почему к концу 1968 года самой питательной средой в стране для нарождающейся партизанской войны были именно те места проживания этнических меньшинств, которые дольше всего оставались под оккупацией".


Рецензии