Штурмуем Чаны

Водители встречных машин удивленно поворачивали головы, сотрудники ГИБДД высовывались из окон своих стационарных постов, чтобы посмотреть на железный караван из нескольких десятков легковых автомобилей с лодками и при-цепами, который шел по дороге на Барабинск. Это рыболовные клубы «ТРК» и «СКАТ» накануне празднования Дня России ехали покорять Чаны, одно из самых популярных среди рыбаков озер.


По дороге один из гаишников, слишком увлекшись работой на посту, не обратил внимания на слаженный ход машин и остановил для проверки документов джип с прицепом. Зря. Он ехал вторым в караване. Водитель джипа послушно протянул через окошко водительское удостоверение, но лейтенант его не взял. Он стоял словно вкопанный с от-крытым ртом, наблюдая, как выстраивается огромная очередь автомобилей. Немного оправившись от шока, спросил:
- Куда это вы?
- На Чаны, рыбачить.
Лейтенант посмотрел на протянутое к нему удостоверение, на караван, который все еще продолжал останавливаться, и махнул палочкой:
- Езжайте.
Вот такой ордой мы прошли через Усть-Тандовку, Усть-Староярково и выехали на длинный полуостров, с трех сторон окруженный водой. Это были Чаны. Раньше я часто слышал про этот водоем, но до сих пор не был на нем ни разу. Огромное пространство воды с островами и зарослями камышей. Болото, но какое! Не с каждой его стороны виден противоположный берег. Над озером парят чайки. А вокруг - сплошная степь. Глазу не на чем остановиться.
Вода на Чанах соленая, глубина небольшая. В среднем полтора–два метра. Но есть и глубокие места. Там, где мы встали лагерем – мелко. С берега на воду просто так не выйдешь – надо пробираться сквозь камыши. Лишь в одном месте небольшая заводь, которая служит пристанью для лодок.
- На большой воде делать нечего, - давал нам напутствие томич Андрей Черданцев, - вся рыба клюет в основном в камышах. Направо вдоль берега среди зарослей есть не-большие озерца, вот там и рыбачить можно.
Честно говоря, я готовился ловить окуня (говорят, он там крупный), но в тот момент он почему-то не клевал. Пришлось мне переделывать свои снасти на ловлю сазана. Многие из нас впервые ловили такую рыбу, и не пожалели.
Узнали от опытных рыбаков, что его можно элементарно выследить среди камышей. Сазан - рыба очень осторожная, поэтому маскировка и соблюдение тишины для рыбака - один из залогов успеха. Начали разведку, которая больше напоминала боевую операцию, чем рыбалку.
Представьте, сквозь камыши осторожно пробираются несколько лодок, в каждой из них рации, по которым ведется примерно следующий разговор.
- Володя, Володя, как слышишь? Прием.
- Слышу хорошо.
- У меня шесть прошло, как у тебя?
- Одного взял, идем дальше.
Цель такой операции не столько поймать рыбу, сколько найти сазаньи тропы среди камышей от одного озерца к другому. Нашел место, где они проходят, устраиваешься в зарослях недалеко, прикармливаешь и закидываешь удочку.
Минуты без клева тянутся очень медленно. Поначалу наслаждаешься природой: разноголосьем птиц, яркими красками вокруг, полетом чаек. Иногда мимо лодки безбоязненно проплывет выдра. В общем, рай. Но потом все это начинает надоедать. Чайки над головой уже не перекрикиваются меж собой, а смеются над неудачным рыбаком. Какая-то болотная птица из камышей за спиной периодически заливается таким гоготом, что становится обидно до слез. Но, когда клюет… О-о-о! Тогда внутри просыпается настоящий инстинкт охотника, хищника. Сазан, даже не очень крупный, попавшись на крючок, борется до последнего. Это не карась или чебак, которых, если поймал, надо просто тащить и все. С сазаном надо бороться. И часто, он побеждает тебя. Причем каждая рыбина использует свои приемы борьбы. Один, почуяв натянутую лесу, ныряет на дно, другой – начинает выделывать акробатические номера на поверхности воды, да такие, что в радиусе пяти метров перепутает все удочки. Третий, драпает в камыши так, что хоть кино про него снимай.
- Закинул я наживку в проход между двумя пучками камышей, - рассказал уже на берегу Виталий Бобров, - а за ним камыши стеной стоят и там что-то вроде развилки получается. Клюнуло, я тащить, а он как саданул в обратном направлении! Главное, не вправо, не влево, а прямо - в заросли. Получается, я в одну сторону леску тяну, а он – в другую. Смотрю, его голова над водой показалась, потом спинной плавник, потом… хвост! Он в дыбы встал буквально в десяти сантиметрах от камышей, бьет хвостом по воде и тянет со всей мочи. Я и слабину дать не могу, в камыши зайдет: все перепутает, - и тянуть сильнее боюсь: леса, как гитарная струна натянулась. Но она все равно лопнула, и он ушел. А ведь небольшой был, с килограмм весом.
Об особях крупнее трех–четырех килограммов, нам приходилось лишь мечтать. Такие проплывали, заглотив наживку (консервированную кукурузу), не обращая внимания на снасти. Леска – плетенка толщиной 0,25 миллиметра при этом рвалась едва натянувшись.
…Три дня на Чанах пролетели незаметно, словно во сне. Практически все светлое время суток провели мы в камышах. Остались бы на озере ещё на денёк, другой, но у всех семьи, работа. На обратном пути решили, что отныне будем ездить сюда часто (для томи-чей такие поездки давно стали традицией). Когда шли караваном к озеру, думали, что едем покорять Чаны. Нет, это они покорили нас.

Справка
Чаны, бессточное солоноватое озеро в Барабинской степи, на высоте 106 метров в Новосибирской области. Площадь 1990 – 2600 квадратных километра (в зависимости от сезонных и годовых колебаний уровня).
Средняя глубина 2.2 м наибольшая  - до 10м. Берега сильно изрезаны. Много островов, вытянутых с Северо-Востока на Юго-запад. Озеро соединяется протокой с озером Малое Чаны. Питание преимущественно снеговое. Размах колебаний уровня около 3 мет-ров. Замерзает во второй половине октября – первой половине ноября, вскрывается ото льда в мае. Местное судоходство. Рыболовство (чебак, судак, щука, окунь, карась, сазан).

Фото: автора


Рецензии