Я до сих пор не видел дело моего отца

                Колхозный конюх.

        Рассказывает Кульков Юрий Александрович (г.р.1937), учитель математики, Череповец.

ОТЕЦ.
     Мой отец- Кульков Александр Иванович (1899-1937), уроженец деревни Полежаево  Пришекснинского района Вологодской области, конюх колхоза «Новый путь»; он закончил ЦПШ в деревне Чуровское, с матерью они венчались в этом селе в 1924г. в церкви…..Эта церковь, не восстановленная, стоит и поныне(?), возле неё- церковное кладбище (новое теперь на Лисьей Горе), посещая это село я прихожу сюда; Здесь  похоронен друг отца Алексей Степанович Проворов, вместе с отцом они рубили себе дома; он ушел из жизни рано, надорвавшись на тяжелой работе; плита на его могиле сохранилась.  Где похоронен его друг- мой отец я не знаю.

       В 1934г.отца  раскулачили, среди тех, кто пришел описывать и делить наше имущество, были и наши родственники  (божатко).В 1937г. в день моего рождения,  отец был  арестован и приговорен «тройкой» УНКВД  ЛО за антисоветскую деятельность к расстрелу, (постановление «тройки»  отменено в 1956г. областным судом за недоказанностью обвинения).   Как  рассказала мне позднее мать, все началось с  деревенского застолья. Отец заспорил с дальним  родственником, критически отозвался о мероприятиях власти  и в горячем споре запустил в него миской. В ту же ночь с доносом на него к властям была послана односельчанка N., на другой день отца забрали. Расстреляли его, скорей всего, в Ленинграде, дело отца я пока не читал.
        После ареста отца колхоз обидел мать:  по итогом года ей выдали   20 кг фуражного овса –выплату снизили «за вредительство Шурки» (отца). Много лет спустя я спросил  одного председателя колхоза того времени. «За что расстреляли моего отца?». Время, говорит, было такое. А сами с бригадиром ночами воровали колхозное зерно.      
        Тяжело было жить много лет в одной деревне с теми, кто оговорил отца,  фактически обрек его на смерть. Наша семья подозревали в доносе односельчан.
.
 Случай привел поговорить в наше время с бывшим членом «тройки» N.  Она утверждала, что  причиной его ареста и расстрела было участие в Шекснинском восстании 1918 года.  Этого не могла быть, так как по моим сведениям он в это время был в Прибалтике. Мне уже под 80, ноя все еще надеюсь прочитать дело моего отца. 

МАТЬ.
Мать- Кулькова  Елена Ивановна. Она родом из деревни Ржаницыно  (Б.Высоково), вышла за отца «самоходкой».
 На дворе были святки-время свадеб.  За будущей женой отец поехал на домашней праздничной лошади ближе к ночи.  Елена Андреевна (мать невесты Елены) в тот вечер будто- бы не замечала волнения дочери, как бы ненароком обронила: «Смотри, Иван хитрый парень, может увезти!». «Ничего не увезет!»-ответила та. По воспоминанию матери отец за один день до женитьбы сумел отдать замуж родную сестру за парня из д.Сосновки (б. Окоемовская), а  двоюродную сестру- за бывшего маминого ухажера. При последней встрече с женихом до свадьбы мама сказала «Ну, так я поеду к себе». «Нет, ты теперь  раз приехала- оставайся» -решил присутствующий младший брат Миша Анисимов  (это чтобы за девушкой не было дурной славы)..
…………………………………………………………………………….
Примечательно, что сложенные таким образом семьи жили очень дружно и счастливо, несмотря на раскулачивание.

ДЕД.
         Дядя первой жены отца Нюры Ряхиной,  Иван Никитич  «схитрил»: чтобы не раскулачили, отписал избу государству,  оставил свою больную жену   Евдокию Васильевну (она обезножила) и с соседкой-  вдовой Савелихой  в 1932 году двинул в Бабаево, там начал промышлять изготовлением мороженого. В Бабаево они прожили год. Зарабатывал в Бабаеве дед надолго. Его там обложили «твердым налогом.
Евдокия Васильевна осталась в деревне с двумя сынами Сергеем и Алексеем, лет им было по 17-18
         От ножной болезни вылечил мать мой отец. Он ставил её на нагретую сковороду и мазал ноги денатуратом.

.      Прошло несколько лет и    очень смирный и покорный Ряхин пришел на двор к сыну. «Санко, я бы лег на печь погреться»-слабым голосом сказал он. Отец посмотрел на него внимательно, улыбнулся, сказал: «Полезай, лежи, сколько хочешь». Отогревшись, старик сказал : «Санко, я ведь золото принес, заплати за меня оброк». От сбережений прошлых лет и от бабаевских прибытков он скопил 400 царских золотых, обнаружить их властям, он, понятно не мог, а платить налог было необходимо. Мой отец продал корову и телку, заплатил налог за отца, тот поделился золотыми…деньги остались у моего отца. Дед уехал к Савельихе  в Питер, там заболел и попросил вернуть часть денег на лечение. Мать оставила на учебу дочери 70 золотых, остальные выслала в Питер и еще добавила лисью шубу.
Внуку (Петру- старшему) дед пообещал забрать в Питер(«Человеком сделаю»). Не вышло.(  )

В КАРЕЛИИ.
После средней школы я сбежал из колхоза- без справки уехал к тетке в Карелию.  Тетка жила в деревне  Кепписельга и Шайтово  Кондопожского района (эта территория отошла к СССР в 1939г..  Поступил в Петрозаводский университет на физмат, был там профоргом факультета.  Мня не сложились отношения с преподавателем физики (женщина). На занятиях я неосторожно указал на её ошибку в описании физического  явления, мы заспорили… с той поры я не  мог сдать у неё ни одного зачета, как ни старался. Дело шло к отчислению.  К моменту моего ухода в общаге вывесили две молнии- в одной меня хвалили за первое место в соревновании по лыжам, во второй извещали о моем отчислении за академическую задолженность.
         Устроился работать на бумажный комбинат в Кондопоге. После обучения обслуживал. дефибреров, на моем участке были  отечественные и австрийские машины . Машины превращали (перетирали) еловые чурбаки в бумажную массу.  Меня даже выбрали комсомольским вожаком цеха. В этом коллективе я проработал полгода.
      Повторно поступил в вуз- на этот раз в Петрозаводский педагогический. Физмат. 1960г.
Вспоминаю студенческие будни. Стипендия-24 руб., повышенная-41 руб. На обед в студенческой столовой за 45 коп. –салатик, две котлетки, треска. Общежитие  на пл. Кирова- в каких-то помещениях б.монастыря, мы называли его «кельями», рядом два драматических театра- русский и финский, кроме спектаклей ставил и оперу. Ходил часто на самые дешевые места. Из выдающихся событий запомнил приезд в Петрозаводск кубинской революционерки Анхелии Алонсо, в честь её Сини Сала поставил балет «Дочь Кубы».
     После четырех лет учебы в 1964 году я получил диплом и был направлен учителем физики в Кемский район, поселок Рабочестрой  на берегу Белого моря, там я отработал два года, затем перевелся в поселок Кемь, оттуда переехал в Кандопогу.


В школах Череповца.
         Мой учительский стаж-48 лет. В Череповце- школа № 11  (20 лет), ПТУ-8    (7 лет), еще школы № 1, 12…
 В учительских коллективах бывало всякое. Очень волновали проверки, ведь от их результатов зависит аттестация педагога- оценка его профессионализма, основа карьерного передвижения и, зарплата. Я воспринимал эти моменты болезненно.
Отец одного ученика был начальником цеха на ЧерМК. Помню разговор в кабинете начальства в присутствии отца отрока. Мне открыто предлагали поставить ему  «4» за год  без испытания. «Он очень способный!» «Пусть докажет!» -ответил я.    Не пошел на компромисс- в очередной раз испортил отношения.

ПТУ-8
Эти годы вспоминаю с радостью. Мне довелось работать с выдающимся подвижником профобразования -Альбером Александровичем Лепехиным (его именем названо училище  № 8).
Мой ученик Володя… (фамилию запамятовал) в 1982-83 гг.(?)стал призером всесоюзного конкурса юных математиков.  (см.Журнал «Математика в школе»).
Слова от души.
    «Особо выражаем огромное спасибо классному руководителю Кулькову Юрию Александровичу.
………………………………………………………………………………
       Класс  9»Д» был самый трудный в школе, много детей из неблагополучных семей.
      Юрий Александрович к каждому ученику найдет подход, знал семейное положение всех учеников, часто посещал квартиры, беседовал с родителями.
      Дети его любят и уважают.
      Юрий Александрович щедрой и доброй души человек, очень терпеливый и сдержанный, любит свою работу и грамотный.
     Побольше бы таких учителей- мужчин в школах, ведь ребятам так нужен мужской авторитет!»
    ( из благодарственного письма родителей учеников)
Эпилог.
          За свою жизнь я не достиг высоких чинов и званий, но каждый день, проходя по улицам родного города, я  обязательно встречаю кого-либо из бывших учеников, меня узнают и помнят. Чего еще надо от жизни?
                ( Продолжение следует)

 
Приложения:
1. Справка из прокуратуры Вологодской области о реабилитации А.И.Кулькова (г.р.1999)
2. Копия справки о прекращении дела (1956г.).
3. Копия благодарственного письма учителям 9»Д» класса 12-й школы г. Череповца от 11.06.2004г.


Примечания:
1. Красивая церковь в Чуровском после закрытия была отдана под клуб, в годы перестройки  строение было продано частнику под ресторан; ресторан так и не открылся; его сожгли.
2. Михаил погиб в мае 1945г. под Прагой, посмертно награжден орденом Славы.
3. Дочь Михаила- Анисимова Лидия Михайловна. Её сын, Александр Николаевич…, 1964г.р. (внук Михаила) воевал в Афганистане, имеет награды, проживает в Череповце.
4. Брат отца Алексей доживал свой век на Украине в Никополе (ум. в 1984г.); младший брат Сергей  Иванович  Кульков служил в лагере № 12 в Шексне.
5. Божатко, божа, божинька, божка- крестный отец и мать(1).
6. После моего самовольного отъезда в Карелию колхозное начальство наказало мать: ей урезали личный участок земли и отказали в дровах. Посоветовавшись с грамотными людьми, я из Карелии написал об этом безобразии в вологодскую  областную газету «Красный Север», там не ответили, тогда я написал в газету «Правда», мое письмо переправили в Вологду, оттуда в колхоз направили инспектора Гусева. Колхозное начальство заставили извиниться перед матерью.
7. Дефибрер-машина для получения древесной массы путем истирания на вращаемом абразивном камне цилиндрической формы.(Инт).
8. Вспоминая о событиях 1918 года, автор называет среди Чуровских купцов и участников местной ярмарки Ряхиных.(4)

Источники:
1.М.Н.Герасимов. Словарь уездного Череповецкого говора. СПб. 1910г.
2.Благодарственное письмо в мой адрес от родительского комитета класса  было напечатано в городской  газете.
3.  Статью об итогах этой олимпиады следует искать в журнале «Математика в школе»., в статье указано, что подготовил призера учитель Ю.А.Кульков) .  Володя был награжден -дипломом 2 ст. на всесоюзной олимпиаде по математике в г.Днепропетровске. Он учился математике у завуча школы, а готовил его я;  будучи школьником, он ходил  ко мне бесплатно два года на подготовительные курсы по математике на уровне 1-2 курса  Вологодского пединститута
4. П.А. Сахаров. Шеснинское восстание.Краеведческий альманах "Череповец" №2,Вологда, Легия, 1996г. с.182
                Ю.А.Кульков

(Подготовка публикации- А.Г.Зельцер, 2016г.)

 


Рецензии
Здравствуйте , Александр. Позвольте Вас поблагодарил за подготовку столь интересной публикации.Творческих успехов. С уважением.

Александр Евгеньевич Закатов   24.02.2016 21:09     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Все тексты -в движении (не законченные), и по Ю.А.Кулькову будут значительные дополнения.

Александр Зельцер 2   25.02.2016 11:04   Заявить о нарушении