Часть 1. 10. Мой дом - моя крепость

Мой дом – моя крепость.


 Как я уже говорила, первым нашим домом был флигелек на улице Тургенева. Мама очень его любила.  Несмотря на свою занятость, у нее всегда там был чистый и ухоженный огород. Помню, как она с воодушевлением рассказывала: « Бывало, встану раненько утром, пока вы все еще спите, выйду во дворик снег огребать. А на улице такая благодать – воздух свежий, снежок белый. Огребу все дорожки наши, вот тебе и зарядка утренняя! А летом, пока идешь в дом – 2 травинки вырвешь, идешь из дому – еще 2 травинки вырвешь по пути из огорода. Так глядишь, и огород уже чистый, без сорняков.»

Прожила мамочка в этом доме на Тургенева около 6 или 7 лет. А потом нам дали просторную и светлую квартиру в самом центре города – трехкомнатную, как многодетной семье. И кто бы мог подумать, что в ней она и встретит свою ужасную и мученическую смерть! Но тогда об этом никто и не знал, а потому квартире этой наша семья была очень рада, потому как пришел конец приносной воде с колодца, топке печи и другим заботам неблагоустроенного дома.  А домик тот на Тургенева очень скоро снесли. И   потом мама всякий раз, когда мы проходили мимо, показывала  мне то место, где он стоял – она ориентировалась по трем тополям, которые там остались.  Видно было, что какая-то часть маминого сердца осталась там, в этом доме. Любила она это место и  часто потом говорила, что он ей снится ночами.

Ну, в общем, когда мы стали новоселами, нам с Димой тогда было где-то по полгодика.  И, соответственно, я совсем не помню ни домика на Тургенева, ни маминой урожайной клубники. Но зато вот именно этот дом, эта наша трехкомнатная квартира и стала тем родным отчим домом, в который всегда тянуло, по которому скучалось и скучается до сих пор. И как некогда мамуля видела сны со своим маленьким флигелёчком на Тургенева, так и я сейчас вижу сны с этим нашим родным и уютным гнездышком на улице Ленина. Очень часто вижу там во сне и маму, и помню там все до единой половицы, которые слегка поскрипывали, когда ты пытался тихонько прокрасться. Очень, очень дорога мне эта наша квартира, в которой прошло столько счастливых дней и лет. Квартиры уже нет. Со временем ее пришлось продать  под магазин. Но и сейчас всякий раз, когда я бываю в родном Серове, всегда захожу в наш  дворик и «ностальгирую», возводя в памяти те счастливые дни детства.  Очень часто плачется мне в такие минуты. Поэтому люблю бывать там одна, без свидетелей. Очень много всего вспоминается – разного, но по большей части доброго. 

 Хочется надеяться, что с этим переездом мамина жизнь хоть немного облегчилась, хотя бы в бытовом плане. Квартира  оказалось очень теплой. Зимой  и летом мы всегда ходили босиком, в легкой одежде.  И всегда у нас были раскрыты форточки, поэтому мы и до сей поры не боимся сквозняков.

Я помню, что сначала в нашей квартире практически не было никакой мебели, только самое необходимое: кровати, диван, стол, стулья, книжный  и платяной шкафы секретер. Вот, пожалуй, и все. На полу были расстелены дорожки.   Но  мама больше ценила чистоту и порядок в доме, чем богатое убранство в квартире. Она всегда говорила нам: «Чисто не там, где постоянно моют, а там, где берегут».  Конечно, и  у нас со временем стала появляться другая мебель и предметы быта. Но вот эту любовь к порядку она сумела привить всем нам. 
Мы, будучи детьми, иногда, конечно же, могли расслабиться и не сделать чего-то вовремя. Бывало так, что иногда мы видели маму, как она идет домой, а это значило, что у нас была пара минут, а в лучшем случае – пять, если мама вдруг зайдет в магазин. Какая тогда у нас начиналась дома беготня. Мы  с Димой просто шуршали. Нам так не хотелось огорчать маму беспорядком в квартире! И у нас был такой маневр вот как раз на такой экстренный случай, когда ты не успел прибраться в квартире к маминому приходу, а она уже на пороге. Мы с Димой брали дорожку за концы с двух сторон и переворачивали ее. Получалось, что чистая сторона теперь была сверху, а грязная с соринками – снизу. Уж и не знаю, кто из нас догадался до такого изобретения, но им нам приходилось пользоваться не единожды.  И ситуация была спасена. Через пару минуток в дом входила наша мамочка и все были счастливы, ведь  почти кругом царил порядок, если, конечно, не заглядывать под бедные дорожки.


Рецензии