Часть 1. 17. Лето в пионерских лагерях

Лето в пионерских лагерях.

Наше детство было пионерским. И лагерным. Признаюсь, что я любила лагеря. Ведь самое главное, что на них практически всегда была рядом мама. А это для меня было очень важно, поскольку я была очень к ней привязана. Конечно же, мы с Димой всегда были в мамином отряде.  Наверное, не ошибусь, если скажу, что в лагерях мы были больше 10 раз точно. В лагерях самых разных. У нас за городом на тот момент было 9 лагерей. И мы были во всех, кроме двух.  И еще не  по одному разу в каждом. Самым первым лагерем для нас был пионерский лагерь «Березка», в который мы поехали в 1979 году. Нам с Димой там исполнилось по 6 лет. Мама в то лето была начальницей лагеря. А это значит, что все три смены мы были рядом с ней. Три смены по 21 дню каждая. Я хорошо помню этот лагерь. Помню маленький деревянный домик, который выделили маме как начальнику лагеря. И, конечно же, мы очень часто обитали в этом домике с мамой, а не в своем отряде, к которому были прикреплены. С собой из дома мы еще прихватили нашу кошку Мурку, которая не переставая  ловила там мышей и каких-то кротов. Мурка считала своим святым долгом отчитываться перед нами во всех своих  подвигах, а потому все, что она вылавливала за ночь, она забрасывала на одну из кроватей.  Так что, проснувшись, можно было обнаружить рядом с собой ночные трофеи нашей хищницы.

  Все знают, что в лагере несколько раз за смену бывает банный день. Вот как раз в один из таких дней, когда нас тщательно намыли и одели во все чистое, как назло мне приглянулась большая лужа за столовой, прямо у самого нашего домика. Она так меня звала и  манила к себе, что я не выдержала и сдалась. Лужа была тщательно исследована мной, 6-летней девочкой, вдоль и поперек.  Я помню, что она была не только огромной, но еще и глубокой – воды было по колено. И в некоторых местах меня даже засасывало. Так что неудивительно, что мое белое платьице в  голубой горошек после таких исследований мало напоминало белое, а скорее серое в черный горошек. Мои совсем еще недавно чистые ноги теперь как бы были одеты в черные гольфы. Вы можете себе представить, в какой красе я предстала тогда перед мамой!  Это была не девочка, а какая-то поросюшка. )) Пришлось мамуле тогда меня снова отмывать в бане.
Для нас там было раздолье – каждый день на свежем воздухе, купания в бассейне и прочие летние радости. Но для самой мамы это лето было очень непростым. Это была огромная ответственность. Во всех отношениях. В ее руках была сохранность  и безопасность сотен детей.
 
Я хорошо помню тот момент, когда нас фотографировали на этот снимок, который представлен в начале этой главы. Это  как раз и был наш первый лагерь «Березка», в котором мама была начальником.  История этой фотографии весьма примечательна, потому я и запомнила все в подробностях. За мной прибежал Димулька, объявив, чтобы я поскорее направлялась к слону – там меня ждет вся семья и фотограф. Я  была одета во все нарядное – новое платьице с фонариками (то самое, которое подарила бабушка и в котором  чуть позже я бороздила необъятные просторы манящей меня лужи) и в самые, что ни на есть  новенькие ярко-красные колготки.  Их привез мне с Польши дядя Валера, мамин брат. И я надела их  на себя впервые. Подгоняемая чувством коллективизма, которое всегда хорошо развито в многодетных семьях,  я со всех ног мчалась к этому самому слону.  И надо же было такому случиться, что я упала и прорвала на коленке дыру на своих новёхоньких  красненьких колготочках. Вот это было огорчение! Но реветь было некогда, меня все ждали. Конечно же, я испугалась! Одеть в самый первый раз новую вещь и тут же её порвать – на это способен не каждый! Понятно, что я постаралась скрыть от всех свое преступление.  Когда я стала подходить к слону, то сделала вид, что у меня зачесалась коленка, тем самым спрятав дырищу рукой. Если вы посмотрите на снимок, то увидите, что мы вместе с Наташей стоим с перекрещенными ногами. У нее эта поза – свободная. У меня же –вынужденная.  Я помню, как Наташа шептала мне: «Таня, ты что за мной повторяешь? Поставь ноги нормально, а не как я!» Наверное, впервые я просто была не в состоянии послушаться свою старшую сестру. Мои ноги просто прилипли друг ко другу и я была не в силах их разомкнуть, чтобы не открыть своей страшной тайны.  Удивляюсь, как я еще была в состоянии изобразить такое беззаботное выражение на лице, когда внутри меня  все клокотало! Конечно же, очень скоро моя тайна была раскрыта. Шило в мешке не утаишь! И дыру на новых колготках – тоже! Маме пришлось ее зашить, но «шрам»  на них так и остался для меня памятным  о том лагерном лете. 

 А в те  же редкие смены, когда нам приходилось ездить в лагерь без мамы, то она, конечно же, как только могла, то навещала нас. Примечательно то, что для нее не существовало ворот или особых ограничений.  Иногда случалось так, что она достигала нас гораздо быстрее, чем добегали дежурные, чтобы сообщить нам, что к нам приехала мама.  Маму знали  все воспитатели и начальники лагерей, поскольку все они были ее коллегами. Поэтому мамуля не томилась у проходных ворот в ожидании своих чад, а напрямую шла к нам навстречу. Так что нередко мы встречались с ней уже где-нибудь на половине пути.

Вспоминается одна удивительная такая встреча с мамой. Как-то  с Димой, отдыхая в пионерском лагере «Ромашка», мы отправились на поиски кедровых шишек. Именно я заприметила несколько кедров на территории лагеря, и подбила Диму на то, чтобы проверить – нет ли под ними шишек. Наш путь лежал мимо домика начальника лагеря. И, проходя мимо него, я совсем случайно посмотрела в те окна. И каково же было мое изумление, когда там я увидела нашу мамочку! Я верила и не верила своим глазам!

- Дима, смотри, наша мама! – закричала я.
Мы стали под окнами и начали махать маме руками. Трудно было нас не заметить, таких радостных и прыгающих. Мамуля, не менее счастливая, чем мы, поспешила к нам. И я опять  разревелась. От переполняющих меня эмоций.  Зачем же нарушать  семейные традиции?! Их надо чтить! ))) Мамуля, направляясь к нам, решила заглянуть к своей коллеге, заведующей лагерем. И на наше счастье мы увидели ее там.

А один раз, когда мы  находились в клубе, нас  с Димой позвали к воротам, сообщив, что к нам приехала мама. Но до ворот мы, ясное дело, дойти не успели. Мы встретились с мамулей уже совсем недалеко от клуба. Я так сильно спешила, увидев маму, что ноги мои, видимо, тоже от радости, не справились с управлением, и я со всего маху рухнула на дорогу, разбив колени в кровь. Но каким тогда это казалось пустяком по сравнению со счастьем – видеть рядом нашу драгоценную мамочку! Она, конечно же, меня пожалела и обработала. Мой традиционный  ритуал плача был соблюден. ))
Мамуля всегда привозила с собой много всего вкусненького, зная, как  в лагере этого не хватает. Обязательной составляющей ее гостинцев было мороженое, завернутое в несколько слоев бумаги и полотенец. Ведь это же надо было умудриться довезти его по летней жаре, да еще на общественном транспорте, который совсем не думал о мороженом, завернутом в маминых сумках. И мамуле всегда удавалось его довезти до нас. Я никогда не забуду этот вкус нашего Серовского пломбира в брикетах! И он становился еще вкуснее, когда был чуть растаявшим.  Это первое, с чего мы начинали поедание маминых гостинцев. Так же там была какая-нибудь мамина стряпня, фрукты и конфеты. А однажды мамуля привезла нам даже бананы. Это было в то лето, когда наша Наташа поступала в институт. Они с мамой приехали с Москвы и привезли нам столько всего! Именно в тот раз  мы с Димой впервые попробовали бананы. До этого мы видели их только на картинке. Для нас, советских детей, живших в условиях постоянного дефицита, этот заморский фрукт казался чем-то инопланетным. Мамочка с умилением всегда смотрела, как мы поедали все это.


Рецензии