Роза другого имени
Как сообщили источники ТАСС 20 февраля 2016 года в Риме, в возрасте 84 лет скончался итальянский писатель Умберто Эко.
Для многих моих соотечественников (особенно тех, кто помоложе) имя этого писателя, в первую очередь, ассоциируется с имевшим мировой успех романом «Имя Розы» и его экранизацией, а также романом «Маятник Фуко». Причем, выход романа «Имя розы» совпал с повальным увлечением в нашей стране ролевыми играми. Действие романа идеально ложилось на сценарий любой игры «в средневековье» и игралось бессчетное количество раз. Для чего обязательно изучался «первоисточник», шились специальные (конечно, доступные по затратам) костюмы, изготавливалась (по мере сил) всевозможная амуниция и украшения. Я уже в такие игры не играла)) (и не только по возрасту), однако по долгу службы бывала на подобных «слётах». Это не было похоже на театр, скорее игроки вели жизнь очень похожую на жизнь туристов, но при этом со многими из них, порой, действительно происходили забавные метаморфозы.
Например, у вполне благополучного, казалось бы, человека могло возникнуть желание оказаться реальным персонажем той или иной игры, то есть, уйти из «реала» и остаться в этой придуманной действительности. Поражало в участниках и довольно серьёзное (как будто это и не игра вовсе, а действительно подготовка к «заброске» в «туда»), отношение как к своей роли, так и к массовости таких игр. Что недвусмысленно указывало не столько на людей, любящих «играть в игры», сколько на недовольство молодых людей существующей действительностью. А было это в середине 90-х, когда крутых компьютерных игр ещё не было, да и «компьютеризация всей страны» нас ещё не постигла (настигла).
Всё изготавливалось из подручного материала. Заранее вывешивались расписания: число и место проведения будущей игры; правила и какое (в основе) произведение разыгрывается. Это означало, к примеру, что два короля у одного государства (и т.п. «излишества») должны были быть исключены как нелогичные. К правилам прилагались и такие забавные «постскриптумы»: например, помимо отрицательного отношения к алкоголю (кроме глинтвейна)) ), порицались и многочисленные толпы персонажей, изображающих «странствующих сарацинов», без определенной роли, в надежде просто потусоваться со всеми и посидеть за кружкой горячительного (и съестного) у различных костерков))). (…Потом пошли «толкиенисты»**и их тоже в наших лесах было немало).
Романтика, применение своих творческих (и не только) способностей, а главное – возможность почувствовать себя «не такими, как все» – набивало в теплое время года целые электрички молодыми людьми, не мнящими себя артистами, но желающими прожить пару-тройку дней той, неведомой жизнью, перенесясь в иную реальность при помощи совместно созданного игрового пространства.
…Честно говоря, Умберто Эко не был мне интересен как романист. Но его личность как ученого-медеевиста, философа и специалиста по семиотике меня привлекала и даже очень. Его справедливо считали интеллектуалом. В чем не трудно убедиться, ознакомившись с его трудами, хотя бы переведенными на русский язык: этот человек не просто хороший писатель-романист, у него своё философское мировидение, свой подход к постижению прошлого, настоящего, будущего. А меня как магнитом всегда тянуло к таким личностям. Однако мои познания не позволяли мне набраться такой «наглости», чтобы стремиться к общению с ними напрямую, поэтому, по преимуществу, я довольствовалась общению с ними лишь опосредованно: читая книги, бывая на лекциях или внимательно слушая выступления в каких-нибудь телевизионных программах-передачах. В частности, таковым было моё личное знакомство с Умберто Эко.
То есть, он был одним из тех, кто интересовал именно с этой точки зрения: мне было любопытно как он мыслит, рассуждает, как работает в традиции, которая также была мне интересна. Так, как-то незаметно, он оказался вписанным в круг, в который входили личности, интерес к которым не ослабевает с годами, кто оказал влияние на формирование моей личности...
А однажды я даже посетила его лекцию. Правда, не в Италии, где он преподавал, а в одном из столичных вузов, в Москве, где он несколько раз выступал перед нашими студентами. Благодаря ролевым играм я знала содержание романа «Имя Розы», которую после лекции просили надписать, чуть ли не все, кто находился в аудитории (предприимчивые организаторы успевали привезти книги до мероприятия и устроить распродажу). Но мне было как-то неловко покупать нечитанный мною роман (а я, вряд ли бы стала читать его и позднее), только с тем, чтобы подсунуть его ради памятного автографа. А давать на подпись ксерокопированные статьи, которые были у меня с собой (хотела задать философу парочку вопросов, но не успела), мне показалось ещё более бестактно. Фотографий на память мне тоже не осталось. Так уж вышло. Зато, почему-то, запали в память слова Умберто Эко о том, что «…средние века уже начались» (!). Т.е., имея в виду, что мир возвращается в «средневековье», но не как в царство хаоса, мрака или беззакония (с чем у многих этот период ассоциируется в первую очередь), а как в эпоху, в которой будут сняты привычные нам покровы идеологий и произойдет возвращение к более естественного взаимодействия, к более естественной организации сообщества (например: «свои – чужие» и т.п.). Слова-то запомнились, да вот то, о чем реально говорил/предупреждал философ, лично я с большим трудом начала смутно понимать/осознавать лишь спустя пятнадцать лет. Мда. Потому что… хорошие (настоящие) философы, по-крупному, – никогда не ошибаются.
======================================
Краткая справка:
======================================
Умберто Эко родился в Пьемонте, в городе Алессандрия, и в 1954 году окончил Туринский университет по специальности «Средневековая философия и литература». Писатель являлся профессором Болонского университета, почетным доктором множества иностранных академий, работал на телевидении, был обозревателем популярного еженедельника «Эспрессо», преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана и Флоренции.
Всемирную славу Эко принес его литературный дебют – роман «Имя розы» (1980), философско-детективная история, действие которой разворачивается в средневековом монастыре.
В 1983 году писатель в «Заметках на полях «Имени Розы» открыл некоторые секреты создания своего первого романа и рассуждал о взаимоотношениях Автора, Читателя и Произведения в литературе.
Роман экранизирован французским режиссером Жан-Жаком Анно в 1986 году с участием Шона Коннери и Федора Шаляпина, сына оперного певца
.
В январе 2015 года был издан последний роман писателя – «Нулевой номер».
=====================================
*) заголовок содержит название одного из эссе Умберто Эко «Роза другого имени»
**) «толкинисты» – поклонники творчества Джона Рональда Толкина – английского писателя, лингвиста, поэта, филолога, профессора Оксфордского университета, наиболее известного у молодежи как автора классических произведений «высокого фэнтэзи»: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион».
Свидетельство о публикации №216022400028