Большая пайка или Исповедь эгоистки

 Думы мои, думы...

18 февраля 2014 года
Прошло несколько тяжёлых и радостных дней. С одной стороны,  Олимпиада в Сочи. С другой – события в Киеве. С одной стороны, гордость и счастливое сознание величия нашей страны, нашего народа, а также всего человечества, с другой – страх, недоумение и тоска! Украина! Кто бы мог подумать! Как это ни странно, но то, что я знаю о ней, скорее удивляет меня, чем радует. В школе, в средних классах, в период раннего отрочества я прочитала повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», поэму Т.Г. Шевченко «Гайдамаки», «Лесную песню» Леси Украинки и повесть Тараса Мирного «Гулящая». Вот, пожалуй, и всё. Если быть откровенной, то душа моя открылась навстречу одной только «Лесной песне» Леси Украинки. Произведение красоты необыкновенной. Всё остальное меня озадачило. По всем канонам я должна была быть в восторге и от «Тараса Бульбы», и от «Гайдамаков». Но нет. Восторга не было. Для меня Тарас Бульба – самодуристый вояка. Он жестоко обращается с женой, не считается ни с чьим мнением. Он даже не подозревает о том, что у его близких может быть какое-то своё мнение. Мстя за сына Остапа, он не останавливается ни перед чем: поднимает на острие пики младенцев, убивает и уродует женщин. И что же он оставляет после себя? Кого ос-тавляет? В Украине, как видно, до сих пор проблем не счесть.
А герой поэмы «Гайдамаки» Т. Г. Шевченко еще хуже. Гонта, женатый на польке, отец её детей, убивает жену и детей, когда началась война с Польшей. В поэме много огня, крови под рёв гайдамаков. И всё. И масса проблем всегда и сегодня.
А гулящая в повести Панаса Мирного? Представьте себе, семья – отец, мать и взрослая дочь. Ни одного иждевенца. Все трудоспособны и здоро-вы. Немного земли, но земли украинской. Там плодородный слой толщиной в один метр. Там мягкий благодатный климат. Скажите, как можно там обнищать, голодать и опуститься до дна?
Впрочем, я и нашу «Интердевочку» тоже не люблю. Москва, которая, если верить пословице, слезам не верит, но обеспеченная провинцией всем неплохо, своя отдельная маленькая квартирка, чудесная, порядочная мама-учительница, благородная работа, среднее медицинское образование и … интердевочка. Тоже удивления достойно.
Наверное, у меня в голове что-то не так устроено. А, может быть, я – эгоистка, грешница, но я все время удивляюсь там, где надо восторгаться и сочувствовать.
19 февраля 2014 года
Люди холопского звания
Сущие псы иногда.
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
              Н.А. Некрасов
Стихи эти вспомнились мне вдруг, внезапно, а до этого я много думала о том, что казалось мне чудовищной несуразицей, а именно: почему в Западно-Европейской части нашей страны (а теперь уже и не нашей страны), которая пережила длительную оккупацию гитлеровской Германии, понесла чудовищные людские потери (погибли каждый шестой, а то и каждый четвертый человек), имела столько разрушений, бед, горя, почему именно там, именно оттуда возникают идеи неофашизма, антисемитизма и прочей гадости? Дальше – больше. Я начала думать о наших сегодняшних проблемах, о Болотной площади, о культе личности, о том, что сейчас творится в мире. Тогда же мне вспомнились стихи Н.А. Некрасова, которые я привела выше. Печально, но факт. Именно там, где люди знали гнёт, тиранию, существует очарование зла, угодничества, насилия, холопства. Я родилась и всю жизнь прожила в Сибири, и клянусь: ни от одного сибиряка я не слышала неофашистских и антисемитских высказываний. А от приезжающих с Запада – слышала. Слышала, как восторгаются «Мишкой Саакашвили», как негодуют на тех, кто борется с террористами, кто обижает Соединённые Штаты Америки. Прости меня, Господи, но это так.
Почему не всем свобода по зубам, почему для некоторых свобода – не свобода, почему им так нужны Гитлер, Сталин и им подобные? Я думаю, этим людям так удобнее, они не хотят брать на себя ответственность за свою страну, за своё дело, даже за свою семью. Им удобнее свалить все проблемы на кого-то. Получится – значит, о;кей. Прославим героя и сами погреемся в лучах его славы, не получится – уйдём подальше в сторону, спрячемся. Мы-де не причём. Пусть они, недавние герои, болтаются на виселицах, пусть их имена предают анафеме, а мы, хорошие, подождём. Придут опять дни испытаний, чёрные дни, и мы опять тут как тут, объявимся, поднимем повыше очередного фюрера. История опять повторится сначала. А в каком виде?
20 февраля 2014 года
А Олимпиада продолжается. Уже несколько ночей не сплю до трех часов. Смотрю соревнования по телевизору. Устаю, устают мои глаза. А душа мрёт и ликует. Рада за город Сочи! Я там была несколько раз давно, ещё до перестройки. Красивейшие места! Море… Южные ночи. Лунная дорожка на поверхности воды. Звон гитары. Тихое пение. Чудный ароматный воздух. Стрекотание кузнечиков. Огоньки светлячков. Хор лягушек. Господи! Неужели это всё возобновится, и чудесная страна воскреснет, оживёт.
22 февраля 2014г.
Опять Киев. Опять уличные бои. Город в чёрном дыму, везде огонь, крики, мелькание железных палок, грохот. Даже не верится, что это проис-ходит на самом деле, что это реальность, а не привиделось мне в ужасном сне. Почему Янукович всё медлит и уступает? Где армия? Почему «Беркут» так пассивен? Что происходит? Чем больше уступают погромщикам, тем они наглее становятся. Бедный Киев! Он уже забыл о том, что он – город-герой. Что будет с населением? Лучше об этом не думать. А в общем-то какое мне до этого дело? Их страна, их дела. Со своими бы разобраться.
23 февраля 2014г.
Единственное, что меня радует в последнее время – это то, что я, наконец-то, поняла, как это рубль падает, а доллар дорожает. Потому что теперь на доллар есть спрос. Его покупают, а раз покупают, значит надо цену поднять. Рынок ведь.
Всё это, конечно, ерунда. Главное не это. Главное, что меня несказанно радует – лидеры наших ведущих партий и сами партии помирились друг с дружкой, сблизились. Слава тебе, Господи! Вот уж поистине: не было бы счастья, да несчастье помогло. Это хорошо, что они помирились, пришли к согласию. А то бы додрались до Майдана. Нам только этого не хватало! Ведь Болотная площадь – это преддверие Майдана. Я рада была видеть по телевизору глаза улыбающегося Г.А. Зюганова, С.М. Миронова, А.А. Проханова, я уже не говорю о более весёлых товарищах.
7 апреля 2014г.
Прошло уже больше месяца с тех пор, как я сделала последние записи в своём дневнике. Событий за это время скопилось великое множество. Завершилась Олимпиада в Сочи. Прошли сочинские паралимпийские соревнования. Паралимпийцы забрали почти все медали. Смешно! Нас, таких смелых и живучих, пытаются напугать. Нет, что ни делается – все к лучшему.
Я стала уважать своих соотечественников, гордиться ими. Подумать толь-ко – мы отстояли Крым! Отстояли всем миром, всем народом, всей землей! Такого драйва у нас давно уже не было. Не знаю, как другие переживали, а я как услышала о том, что Крым может войти в состав России, захлопала в ладоши и засмеялась, и была счастлива.
8 апреля 2014г.
Я всё думаю обо всех событиях, связанных с Украиной, Крымом и нами. Я долгое время не знала, что Крым был «подарен» Украине, как «мешок картошки» (по выражению В.А. Константинова). Подарен вместе со всеми угодьями, предприятиями и людьми. Не знала сначала, в силу своего малолетства, потом легкомыслия и отсутствия чёткой информации об этом деле. Когда ж до меня дошла истина, мне стало страшно. Что же это такое? Несмотря на все эти ужасные революции, войны, люди оставались в поло-жении крепостных? Их можно так вот легко и просто сделать гражданами другой страны? Что ещё можно с ними сделать? Подарить? Истребить? Наши бедные отцы и деды так старались, так бились за счастье народное. И что же? Весь их труд, жертвы, страдания – всё полетело в трубу вместе с сажей по прихоти какой-то кучки людей. Мне многое стало понятно, когда я увидела по телевизору В.А. Константинова, услышала, что он говорит. У него был такой вид, какой бывает у несчастного отца, который держит на руках смертельно больного ребёнка. Он так говорил, что душа за-трепетала. Я была рада и горда за наше правительство, президента, за все лидирующие партии, которые быстро всё оформили и сделали доброе дело. Крым теперь с нами! Он защищён!
9 апреля 2014г.
Недавно уже поздно вечером я услышала по телевизору телефонный разговор Юлии Владимировны Тимошенко с каким-то украинским деятелем. Я долго не могла уснуть. Всё думала, думала… Бедная Украина! Её бывший премьер-министр ведёт себя, как запойная хулиганка. Угрожает, сквернословит. А ведь она, конечно же, где-то училась. Я думаю, у неё институтское образование. Она, не шутя, метит в президенты. А Виталий Кличко! Зря он пошёл в политику. Так бы он остался в памяти народной красивейшей легендой, гордостью своего народа. А теперь кто он? Неофашист? Им в Украине, наверное, несмотря на все блага, которые предоставила им природа, плохо живётся? Ведь фашизм изобрели с голодухи. То же самое случилось и с прибалтами. Я думаю, это наше доброе, щедрое советское руководство виновато. Оно прикармливало советскую окраину, баловало её, лишало её возможности самим по кирпичику строить своё благосостояние. Если бы они не получали блага с Востока, как манну небесную, а сами всё создавали своими руками, они бы не порушили всё с такой лёгкостью, когда получили так называемую «независимость». Я отлично помню, как это всё было.
Я училась в университете марсксизма-ленинизма на факультете между-народных отношений. Лектору был задан вопрос: почему союзные республики получают всё самое лучшее, а мы, Российская Федерация, живём на остаточки, то есть мы оказались в положении падчерицы при скаредной, несправедливой мачехе. Нам ответили так: они, особенно западные республики, географически находятся рядом с капиталистическим миром. Чтобы они не соблазнялись этим миром, мы их вынуждены задабривать.
Да, это всё было. Помню, ехала я поездом на юг, в прекраснейший город Сочи. Поезд ещё находился в пределах Восточной Сибири. На одной станции в вагон зашёл пожилой гражданин. Он расположился на полке как раз напротив меня. У него было здоровое, румяное лицо. Он о чём-то думал. Время от времени он всплёскивал руками и восклицал: «Ах! Боже мой!». Меня это заинтересовало. Я спросила у него: «Что случилось? Что вас так встревожило?». Он мне рассказал о том, что был в гостях у своей сестры, которая живёт в Сибири. А сам он с Украины. Он был потрясён, узнав и увидев, в каких условиях живёт его сестра, что там, где она живёт, снабжение из рук вон плохое. Ну, и так далее. То, что для меня было нормой, для него было большим несчастьем.
Приходилось мне видеть, по счастью, очень редко, но приходилось, людей из Прибалтики, Закавказья. Они отличались от нас свои высокомерием, заносчивостью. Мы для них были людьми низшего сорта. Тогда я не очень озадачивалась этим, а сейчас задумалась. Скажите, кто же тогда, в советский период, кого оккупировал? Мы их, или они нас? Кто входил в состав какой территории? Они в состав России, или мы в состав Латвии, Украины и так далее? И, наконец, кто от кого получил независимость? Они от нас, или мы от них? Я понимаю, что нехорошо так думать. Но я ничего не могу с собой поделать. Если бы я сказала противоположное, я бы сказала неправду. Сейчас приходится слышать о том, чтобы вернуться к прежним порядкам. Прости меня, Господи, но мне такие друзья не нужны.
Пришлось мне одно время, в то счастливое время, когда всё было very good, работать с одной молодой женщиной. Она поехала в Эстонию, познакомилась там со шведом. Они полюбили друг друга и решили пожениться. Перед свадьбой моя знакомая вернулась в Красноярск, чтобы уладить дела с квартирой, и задержалась здесь на время. Жених запросился к ней в гости. Невеста ответила ему: «Я тебя умоляю, ради всего святого, не приезжай». Жених был в недоумении. Он ничего не понял. А она рассказала нам, своим подругам по работе, о своих переживаниях: «Я не хочу, чтобы он видел наш город, наши очереди в магазинах, наши товары в магазинах, нашу заброшенность, грязь и уныние. Мне кажется, что если он увидит это, он разлюбит меня. Я потеряю его». Он не приехал, и она его не потеряла.
Мы всё это терпели и выносили не двадцать три года, а всю жизнь, и не скатились до неофашизма, до злобных нападок на другие народы. Мы строили коммунизм. Нам приходилось десятилетия утешаться пословицей, которую придумали заключённые: «Губит фраера не маленькая пайка, а большая». Я думаю, мы и теперь, когда там, на Украине, всё нормализуется, придёт в порядок, будем помогать им. Да ведь уже помогаем. Сколько они нам должны? Мы этих денег никогда не увидим.
И ведь что интересно. Мы ездили по стране, бывали в Москве и почти на границах с Западом, мы видели, кто и как там живёт, где больше советской власти,  где меньше, а где её совсем нет. Всё это видели, сравнивали, сопоставляли, анализировали. Нас можно обмануть, но обманывать нас нельзя. Не получится. Я ещё месяца три назад хуже думала о своих соотечественниках, но после последних событий, после олимпиад, после того как мы помогли Крыму вернуться в состав России, душа моя потеплела. Я говорю, в наших сердцах живёт подвиг Александра Матросова, и что многие готовы протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается. То же самое скажут в любом городе, в любом уголке нашей страны.
Что же касается Запада и США, то эти страны не РСФСР. Они научат Украину и Прибалтику считать копеечки и рассчитывать только на собственные силы. От них была подачка в виде фильмов о вампирах, порнухи. Они нас просветили насчёт всяких геев, однополых браков и т.д. Кому это надо, пусть радуются.
Что же будет дальше? Тревожно на душе и грустно. Помню, когда бомбили Югославию, я подошла к книжному шкафу (был такой момент), посмотрела на книги и подумала: писали, писали великие умы, таланты, просвещали человечество, да всё не в коня корм. Вон что они вытворяют, развитые, цивилизованные, культурные, богатые – дикари. Большая пайка делает своё дело, создаёт упёртые, ущербные физиономии гайдамаков и гладомор в Украине.
       P.S. Прошло много дней. Вот уже и 26 мая 2014г. В Украине прошли президентские выборы. Итак, у них новый президент, кажется, шестой по счёту, настроен он миролюбиво и позитивно ко всему Божьему миру. Его примеру последовали многие, даже госпожа Тимошенко Ю. В. Однако, я часто вспоминаю анекдот, который слышала ещё в конце 60-70-х  годов прошлого века: «Когда мы слабы, мы «русиш швайн», когда сильны, мы – «камарады». Я думаю, этот анекдот и сейчас не следует забывать.
                26 мая 2014г.


Рецензии