Три брата

ТРИ БРАТА

Обратил внимание на два обстоятельства. 1.Довольно часто встречаются семьи с тремя сыновьями. По три брата. 2.Почти всегда судьбы троих кровных родных в чём-то, конечно, сходные, но и  очень, и очень разные.
Сходные, потому что одна страна, одна семья, одна эпоха (специально указываю год рождения), а разные, потому что разные.

Знаю несколько таких семей. Даже среди родственников.
1.ИВАНОВЫ. Три брата моей мамы – Пётр 1910 г.р., Михаил, 1914-го и Никита – 1917-го.  Их родители – мой дед Дмитрий Антонович. Рано умер, ещё до моего рождения. Бабушка Прасковья Антоновна. Умерла в 47-м. На наших глазах. Всех троих братьев угробила ВОЙНА.
Старший Пётр колхозный активист. Пропал без вести подо Ржевом. У него две дочери, Зина моя ровесница. Умерла в 94-м. Приехала к нам на своих ногах. А после операции отвезли домой умирать.  Михаил фронтовой капитан, прожил 29 лет с одним лёгким из-за ранения в той же страшной войне. До конца жизни преподавал в родном селе математику.

После похорон был не очень достоверный слух, что на фронте он служил в Смерше. Дочь Людмила 39-го. Живёт в Чебоксарах. Муж офицер уже несколько лет там, в лучшем из миров. Был сынок (не у дочери, а у самого Михаила) сразу после войны. Ещё, как говорится, под стол ходил, опрокинул со стола на себя кипяток. Схоронили. Родили второго в 48-м, назвали так же Сашей. Закончил институт. Но жизнь как-то не заладилась. Жена с дочкой его бросили. Болел, пил, работал сторожем. Года два назад умер.

Никита слесарь, сержант в довоенной армии. Был в плену, потом воевал. Умер сразу после войны в 28 лет от болезни, «заработанной» в плену.
Детей, естественно, не успел.

2.ПРЯДКИНЫ. Три брата, все механики-самоучки. Из моих МТСовских времён. Очень способные. Родителей не знал, они же из 19-го века… Григорий 1908-го г.р. – мастер на все руки высокого класса.  Токарь, слесарь, медник.  Кругом положительный человек. О детях что-то в памяти ничего нет. Митрофан 1910 г.р.. Мой предшественник по МТС. С войны – на протезе. Прожил жизнь достойно. Детей не было. Яков 1915-го, успешный колхозный механик. Страдал пристрастием к «зелёному змию». Замёрз по пьянке. Его сын 24-го, тоже фронтовик, хмельного в рот не брал. Работал зав складом запчастей. Порядок – идеальный. Но от судьбы не ушёл, замёрз-таки по пьянке.

3.ФЕДОРИЩЕВЫ.  Три брата.  Старший Константин. Чиновник районного масштаба. Как-то не случилось за пять лет с ним пересечься. Алексей примерно 1930-го, наш участковый механик. Практик. Хохол-увалень. Но пьяный зверел, агрессировал. Когда мы уже уехали, откусил палец своему другу. По пьянке. Отсидел. В мой приезд встретил его в том же ранге. Но говорил только по-русски. Иван, рождения  конца 30-х, попал на целину. Вернулся. Работал, как и прежде, трактористом. Открытый безалаберный парень.

Ихний отец Иван Корнеевич, в  предпенсионном возрасте работал уже не комбайнером, а мотористом на нашей самодельной электростанции. «Крутил свет» всему посёлку. До 12 ночи, потом за 5 км шёл домой. А если у начальства случалась затяжная вечеринка, к нему посылали гонца, подносили винца. Крутил ещё часика полтора. И всегда за 15 минут мигал, предупреждал. 

4.ОВЧАРОВЫ. Три брата. Соседи по МТСовской квартире. Отец Антон Павлович, отставной офицер, фронтовик. Служил в Белоруссии. Там и женился. Мать Мария Васильевна чистокровная белоруска. На ребятишек шутя покрикивала: - Та шоб вы все поперадохли… Работала у нас в МТС завмагом и «барменом», рядом с прилавком стояло несколько столиков. Наше кафе.

Анатолий 42-го. Кажется, даже школу не закончил. Слесарил, потом уехал куда-то в Каменск. Исчез из поля зрения. Леонид, 45-го, окончил Киевский авиационный, служил в морской авиации. Трагедия – сын курсант военного училища на глазах у всех сокурсников и офицеров утонул во время коллективного купания. Никто ничего не заметил. Просто не досчитались…Владимир, 49-го, закончил наш факультет уже в мои преподавательские годы. Женился на сокурснице. У нас девушек было по одной-две на выпуск, да и то не каждый год. А ему досталась. Работал в школе механизации в одном из райцентров соседней области. А супруга заведовала районной налоговой службой. Были как-то раз на встрече выпускников.

5.БАБАКОВЫ. Три брата. Мать, сестра моей тёщи, тётя Лёля. Отец дядько Андрий, болел, когда я их узнал. Вскоре умер. Братья все механизаторы, из села не выезжали. Как-то зимой завалились к нам в воронежскую квартиру. В полушубках.  Стало негде повернуться. Ехали в Горький за новым грузовиком. Иван, похоже, мой ровесник, с 30-го. Шофёр. Умер как-то довольно рано и неожиданно. Алексей. Лет на пять помоложе. Тоже водитель. Колхозного служебного автобуса. Тоже рановато и неожиданно ушёл. Пётр, ещё моложе. Закончил какие-то курсы в техникуме, который и я десятком лет раньше тоже закончил.  Работал главным механиком колхоза. Каким-то чудом избежал братской судьбы. Лет 25 назад в Воронежской больнице вырезали у него половину желудка. Здоровье уже не то, работу потерял. Инвалид. Но как-то приспособился в сельском частном бизнесе. Жив. Дай бог ему здоровья.

6.ЛОБОВЫ. Три брата, сыновья младшей сестры моей матери. Она (сестра) Татьяна Дмитриевна, наша Тося, с 24-го. Отец, Алексей Архипович, с18-го. Фронтовик. Правая ладонь была «лопаточкой». Ранена на фронте. Мастеровой. Поездной охранник, потом слесарь. Сам перестроил дом. В 70 умер от рака лёгких. Братья  закончили наш факультет. Все работали достаточно успешно. На руководящих. Александр 1947 г.р. Директор районного агроснаба. Умер на 50-м году жизни от рака. Два сына, тоже наши выпускники. Старший, как в сказке – ни то, ни сё. Шоферит. Младший и учился отлично, и работает успешно. И мастер спорта, по какой-то мудрёной борьбе.   Владимир 1949-го. Гл. инженер завода. Сына убили подельники совсем молодым. У дочки два внучочка. Сам сейчас живёт под раковым диагнозом. Жил, до прошлого года. Скончался от той же хвори, что отец и старший брат. Пётр 1959-го, секретарь райкома комсомола. Страдает запойным недугом. Не у дел. Но руки золотые, отцовские. И пчеловод успешный. С перерывами на запой…

7.АГАПОВЫ. Три брата, сыновья моей двоюродной сестры. Отец Пётр Андреевич, 32-го, поездной охранник. Живёт с болтом в тазобедренном.
Совсем недавно схоронили. Врач сказала, сердечко-то – тряпочка. А какое было крепкое…
Мать ровесница нашей Нины, тоже Нина. Они 36-го. Лежит в раковом после операции. Ждут «приговора» биопсии. Лежала. После похорон мужа держится. На проверки в диспансер больше не ездит.
Старший Василий 1955-г. р. пенсионер, инвалид от рождения. Успешно работал в службе связи. Холост. Сергей 1960-го, офицер московской милиции. В отставке. Сын инженер, уже и внучка есть. Александр 1965-го, бывший компьютерщик. Не у дел. Из-за сельской трудовой ситуации. Холост. Успешно занимается огородом.

8. ДЬЯЧКОВЫ. Три брата. Отец 24-го, фронтовик, жил почти до 90. Анатолий, 1948-го. Мой бывший студент и преподаватель-подчинённый, а позже мой же начальник. Профессор. Двадцать лет заведовал нашей кафедрой. Сейчас залечивает инсульт. Иван  помоложе на два года. Живёт в  Воронеже. Работает в частной фирме у родного сына. Работал. Недавно Анатолий позвонил: схоронили. Сергей самый младший.  Ему в этом году «всего» 60. Закончил наш земфак. На родине в родном  районе был и директором и председателем. Сейчас глава сельского поселения. На хорошем счету.

9.СЕМЫНИНЫ.  Отец Виктор Григорьевич, 38-го, совхозный прораб. Учился на заочном в Лесном, когда средний сын был на дневном. Уже отбыл туда, откуда не возвращаются. Мать, Ольга Демьяновна, домохозяйка, 40-го, лежит после операции тоже в какой-то стадии. Лежала. Схоронили.
У нас сейчас чёрная полоса с канцерогенным  акцентом. Не совсем у нас, но в ближнем окружении. Не совсем у нас, думаю потому, что  мы уже заплатили этому молоху свою дань. Две моих жены, две родных сестры ушли досрочно. Жена моего брата – тоже. А совсем недавно и наша сестра – тоже! 

Старший Сергей 1961-го г.р., муж моей племянницы. Закончил наш факультет. Служил в ГАИ на высокой должности. Потом  юридический заочный. Кандидат технических наук. А его сын Алексей – тоже кандидат, но юридических наук. Полковник (не сын, а сам Сергей), сейчас руководитель  одной из областных спецслужб. Анатолий 1965-го, закончил Лесотехнический институт. Пробовал и в ГАИ, но не нашёл себя. А вот отцовское наследственное хозяйство освоил. Фермер. Владимир 1976-го, военное училище. Уже тоже полковник, другой спецслужбы. Два полковника в семье. Не частый случай.
 
      Ну, что, можно проследить и сходство, и различия судеб, и как-то соотнести с временными координатами? Вот, Читатель, и займитесь этим сами.


Рецензии