Две тыщи вёрст - не расстояние. везут служить

  Я не пил, не курил,
  Проституткам не платил.
  Достигал внимания
  Посредством обаяния.
  В долг не брал, не давал,
  В карты тоже не играл.
  Я халяву презирал.
  Потому спокойно спал
  И уныньем не страдал.
  Кушал борщ и кушал сало...
  Денег на еду хватало.
  Всех подъёмных, не потратив
  Расписался за зарплату.
       * * *
  В просторах звёздных мироздания
  И с мерой из шагов для ног
  Две тыщи вёрст - не расстояние,
  В веках два месяца - не срок.
  В копилку строчек для познания
  Осядет пара моих строк.
  Спасибо Богу, за призвание
  И то, что им не пренебрёг.
  Пишу, не чувствуя труда,
  Тем более тогда, когда
  Не надо ничего выдумывать,
  Не надо никого придумывать.

 При распределении ролей в комитете, парторг предложил, чтобы социалистическое соревнование поручили курировать мне. Причина такого предложения:
 - Хорошо "язык подвешен". Пусть такой дар даром не пропадает.
 В силу, свалившейся на меня обязанности, я взглянул на предприятие не глазами "временщика", прибывшего "отбыть срок" и "свалить" в армию, а глазами человека, от которого кое-что зависит в структуре производства. Через неделю я подошёл к секретарю комсомола и сказал: - Слушай, Саш, как я могу использовать свой дар, если целыми днями нахожусь на терриконе? Мне же надо познакомиться с людьми и вникнуть в производство. Через три дня меня мастер перевёл в помощники женщинам, работавшим за столом трясуном. До этого они обходились без помощника. Подтащив мешки с гипсом, из арматурного цеха переносив арматуру, убрав место для складирования готовой продукции, так сказать, приведя рабочее место в порядок, я был свободен. Мелочь, а производительность труда у женщин увеличалась. За это женщины из местных, двое из которых по возрасту, были старше моей матери, а третья, девчушка семнадцати лет, решили меня в обед кормить и приносили с собой "тормозок" с расчётом на меня. На моё:
- Ну, что вы? Я не бедствую. Прокормить себя у меня денег хватает.
На что Галя спросила:
- Ты, правда, не куришь и горилку не пьёшь?
- Правда.
- Вообще?
- Почему вообще. У нас дома своё вино. Своё вино пил, а суррогат не пью. А не курю вообще.
- А где твой дом?
- В Тбилиси.
- А как ты сюда попал?
- Случайно. На пути в армию. Через месяц - полтора меня призовут.
- Я слушала, как ты выступал на комсомольском собрании. Ты специально этому учился?
- Не то, чтобы специально.  Должность обязывала. Был секретарём школы.
- Понятно.
 Женщины уговорили меня с ними обедать. Я стал покупать конфеты и пряники к чаю. Однако, комитетскую нагрузку надо было выполнять. Пришлось по переиметру обойти производственную площадь, заглянуть во все цеха, склады и нечертить план предприятия. Потом начертить схему перемещения материалов и готовой продукции. Получился стихийно выросший дикий лес, а не по плану выстроенная схема сада. В стране, в которой всё подчинялось Госплану, планы на местах отсутствовали. Надо было бороться за предписанные показатели, а не за рациональную организацию производства. Я, впервые столкнувшийся с реальным производством, был поражён с нелепостью его организации. Вроде бы есть директор, есть инженеры, есть профсоюзы, есть комитеты партии и комсомола, все заняты. Бегают по территории. Дают указания, требуют исполнения и не замечают, что они бегают по лесу. Есть привычные протоптанные тропинки  для движения, и требуется только ускорения перемещения по ним. И что? Моя задача заключается в том, чтобы призывать всех бегать ещё быстрее? "Не хрена себе работёнка". Подумал я. Идти с предложением к руководству? Зачем? Дней десять и я отсюда "слиняю". Обойдутся без сопливых.
 Нас из палаток начали переселять в капитальное общежитие. Девушек в частный сектор. Когда пришёл прописаться, из паспортного стола направили в военкомат стать на учёт. Заканчивался октябрь. Холодало. Офицер в военкомате, посмотрев в моё приписное свидетельство, сказал:
- Ого. Откуда тебя занесло к нам. Служить пойдёшь?
- Пойду.
- Тогда жди повестку в ноябре. В Тбилиси пошлём запрос на твои документы. Минимум две недели понадобиться. А чего раньше не пришёл?
- Так не знал. Справку надо для прописки в общежитие.
- А, ясно.
 Офицер выписал адрес тбилисского военкомата, поставил штамп учёта в приписное свидетельство и я пошёл прописываться.
 После Великого праздника в СССР, 7 ноября я получил повестку. 11 ноября явился на призывной пункт. Ночь спали на полу в спортзале. Утром маршем колоннами явились на полустанок. Выстроились перед эшелоном. Прозвучал приказ. Чемоданы и вещмешки положить перед собой. Чемоданы раскрыть, вещмешки развязать. И начался шмон. Спиртные напитки в бутылках тут же разбивались, а из грелок содержимое выливалось. У меня в сумке были учебники и кусок мыла с полотенцем. Я, почему-то таскал учебники. Жалко было выбросить. В эшелоне только два вагона были пассажирскими. В начале и в конце. Остальные грузовые, оборудованные под перевозку людей. В торцах вагонов два яруса настила из досок двух метровой длины, чтобы на них можно было вытянувшись лежать. А центре вагона круглая чугунная печка. Рядом с ней два поддона. Для дров и для угля. Бочёк с водой и с кружкой на цепочке. Двое военных. Офицер и сержант. В пассажирских вагонах кухни и продукты. Чемоданы на пол вагона под нижний ярус, вещмешки под голову вместо подушек. Служба началась. Кто-то пошёл за дровами, кто-то за углём, кто-то на кухню. Кто-то занимался уборкой в вагоне. Ночью состав тронулся. Ночь едем,день стоим в тупиках вокзалов. Маршрут определяли по названиям станций, на которых стояли. Куда нас везут, нам не говорили. Знали только, что будем служить в воздушном флоте. Через неделю в Саратове пересекли Волгу. Лежал снег. стояли морозы. Предположили, что везут в Сибирь. Через трое суток, состав остановился в степи. Снега не было, деревьев не было. Мелкие кустики и перекати поле до самого горизонта. Вот это да. Выскочили из вагонов и вдоль состава засветились голые задницы. Спросил у сержанта:
- Что это такое?
- Казахстан, - ответил тот.
"Широка страна моя родная...". Мы чухаем на юг.

             "Жадность фраера - губит".
 После постройки железной дороги в Ставрополь, Алексей видел, как бурно пошла вверх чистая прибыль купцов, промышленников и богатеев села после быстрого и дешёвого товарообмена. Начался усиленный процесс реконструции предпиятий, перерабатывающих сырьё.
 Железная дорога способствовала лёгкому найму рабочих. Теперь уже не шли пешком из центра России на Кавказ. Не ехали на попутных подводах с переселенцами, а катили в вагонах мастеровые, ремесленники и всякий бродячий люд. Толпы постоянно крутились около харчевен, на базарных и ярмарочных площадях и готовы были взяться за любую работу, лишь бы иметь кусок хлеба и крышу над головой в заводском или фабричном бараке.
 В Ставрополь проник и иностранный капитал. Французская экспортная фирма "Луи Дрейфус" создала в степном городе свой филиал по скупке хлеба, кожи, шерсти, масла.
 Если во многих губерниях центра после реформы заглохли ярмарки, то в Ставрополе они по-прежнему функционировали. Сюда весной и осенью с Терека и Кубани, Волги и Дона, Малороссии и Урала съезжались купцы оптовики, привозили свои товары более чем на полтора миллиона рублей. Покупая на такую же сумму ставропольских товаров. Всё шло к том, на что рассчитывал Алексей - экономика Ставрополя вступила на путь капиталистического развития.
 Казалось, жизнь стала лучше, счастливее. Однако, исследуя экономику, торговлю и финансы всех сословий губернии, Алексей, к своему разочарованию, увидел, что внедрение машин в сельское хозяйство привело к неприятному расслоению крестьянства. Беседуя по этому поводу с владельцем торгового дома Исаковым, к которому часто приезжали мужики покупать машины, он пришёл к выводу: деревня стала похожа на пирог. Сверху начинка из малины и яблок, в середине сдобное тесто, а внизу корка из ржаной муки.  Малина - владельцы имений, господа помещики; яблоки - кулаки; сдоба - середняки. Ржаная корка  беднота.
 В деревне верховодят не господа дворяне, а кулаки. За какие-то тридцать лет, будто на дрожжах, выросло хамовитое племя. И хитро верховодит. Охотно даёт деньги бедным мужикам на покупку инвенторя и машин, отпускает в займы хлеб и семена, но с условием, чтобы осенью крестьяне продали им свой урожай. Кулаки превратились в скупщиков зерна. А весной и летом выгодно перепродают Анпеткову и Унакову. Многие, кто берёт кредиты и займы богатеть не смогут. Так было и так сейчас. Они из-за своей глупости пополняли и пополняют слой обиженных и униженных. Продают свои наделы кулакам. Уходят в города, пополняя обозлённых пролетариев. Кулаки арендуют пустующие угодья и у помещиков, и у калмыков, и у ногайцев, довели свои пашни до тысячи десятин.
 К губернатору Никифораки приехала многочисленная депутация сельских богатеев. Ваше превосходительство, голытьба побросала свои усадьбы и убежала в город на лёгкие заработки. Сердце кровью обливается, когда зришь на то, как гниют пустующие постройки. Надоть обновить ставропольскую деревню. Нижайше просим похлопотать перед правительством о переселении крестьян из центральных губерний России. Губернатор клюнул на эту удочку. В Петербург полетело ходатайство об организации нового переселения крестьян на Ставрополье. Из Воронежской, Курской, Харьковской, Пензенской, Орловской, Калужской, Тульской и Донецкой губерний, как во время освоения пустующих земель Предкавказья, потянулись через Ставрополь тысячи подвод, нагруженных домашним скарбом, ребятишками и бабами. Рядом с телегами устало шли мужики в лаптях и лохмотьях. Губернский статистический комитет, проведя всеобщую перепись населения в !897 году, насчитал 150 тысяч вновь поселённых, причислив их к разряду иногородних. Превращение иногородних в батраков начиналось со сходки, где решался жгучий вопрос - нарезка земельных угодий новым поселенцам. Лучшие угодья были уже заняты. Оставались неудобья. Афёра с переселением на Кавказ удалась. Кулаки захватили в деревне власть - экономическую, административную, политическую. Так власти наплодили себе врагов, которые стремились к переделу. Из них выросли коммунисты, комсомольцы и чекисты. Жадность промышленников в городах и жадность кулаков на селе - причина расслоения и ненависти. Развитие законодательства не поспевало за экономическим развитием. Воспользоваться складывающейся ситуацией революционерам, а революционерами спецслужбам разных стран было их святым долгом. Они воспользовались. Задача революции - всех уровнять. А уровнять можно только в бедности. Что Ленин и делал. Когда начинают богатеть - начинают расслаиваться. Жадность же вешь постоянная и является производной для мошенничества, воровства, зависти, ненависти. Поэтому прежде чем создавать экономические классы, законодательно следует исключить почву для возникновения  этих производных. В этом и заключается возможность исключить ошибки прошлого. Для этого не только надо знать, но и понимать историю. А "Свобода. Равенство. Братство" - либеральная чушь. Возможна, только при отсутствии жадности, чего добиться, в принципе невозможно. Увы и ах, но человек получился у Бога таким. Задача государства - установление рамок.

 Весной 1955 года, соседки бабка Драганка и тётя Федора Шестакова - члены общины субботников, уговаривали мою мать. Соблазняя придти на собрание, послушать проповедь и почитать Библию. Мать ответила, что веру не меняет, а Библию, если хотят пусть дадут почитать Кольке, то есть мне. Бабка Драганка Библию оставила. Я был комсомолец, даже секретарь. У нас была своя библия - марксизм-ленинизм. Однако я крестился. По большим религиозным праздникам с родителями ходил в церковь. Причащался. Прикладывался к образу и к руке священика. Ставил свечки за упокой и за здравие. На пасху красил яйца. Даже, вроде бы, соблюдал пост. Никакого угрызения совести не чувствовал. В том что Бог есть, не сомневался. Атеизм считал религией глупцов, для которых, Бог - это дедуля с бородой. Принялся читать Ветхий Завет, как исторический документ. Нового завета в той библии не было. Я же знал, что книги пишут люди. Люди должны знать алфавит. А его сначала надо было изобрести. Значит, книги пишут образованные люди. Образованные люди выдумщики и обманщики. В примитивного Бога - дедушку с бородой,я, разумеется не верил. Бог - это причина, того, что впоследствии случается. Причина появления всего, что окружает человека и сам человек. Если эту неведомую мне Причину нарекли именем Бог, то так тому и быть. Меня же не возмущает, что реку, пересекающую Тбилиси нарекли Курой, а меня Николаем. Я относился к Библии, как к документу, сообщающему мне о представлении имевшегося у человека о сотворении мира, жившего, возможно, пять тысяч лет назад. Сотворить чего из ничего невозможно. Значит, есть чего-то в огромном количестве, из которого получается всё остальное. И, самое главное, для того, чтобы появился ПЛОД, должен быть ОСЕМЕНИТЕЛЬ и ПЛОДОНОСИТЕЛЬ. Последующее быт - описание интересно, как история.

 Библия начинается со слов. "В начале сотворил  Бог небо и землю". А я подумал: "Верная мысль. Не человек же всё это сотворил".

 Сегодняшняя ситуация вокруг России нормальная. Запад "Бздит". Ему страшно. Вонь, распространяется по всей планете. Надувается. Восток расширяет своё влияние. Маховик событий со скрипом проворачивается в нужном ему направлении. Закон борьбы противоположностей отменить невозможно. Я так думаю. Продолжение следует.
24 февраля 2016 года.


Рецензии