О фантастике

Любая художественная литература, а также литература ряда других жанров (мемуары, эссе, биографии великих людей, автобиографии и др.) представляет собой преломление реальной действительности через призму восприятия писателя, призму его личности, его субъективности. Чем ближе нам мироощущение писателя, чем богаче, оригинальнее его личность, тем этот писатель нам интереснее.

Поскольку видение художником действительности субъективно, почти любую, по крайней мере, художественную литературу можно условно назвать «фантастикой». Есть писатели, которые настолько субъективны, настолько оригинальны, что, даже описывая повседневную действительность, они погружают нас в фантастический мир. В этом мире все сказочно, необычно, интригующе. К такой литературе относятся, например, романы Г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества», «Осень патриарха», романы А.Платонова «Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море». В свой особый мир погружает нас В.Набоков в своем замечательном романе «Защита Лужина». Фантастичен мир в романах Ф.М.Достоевского, хотя писатель пишет об обычных человеческих страстях и взаимоотношениях. Можно привести и много других примеров.

В то же время, есть писатели, фантастические произведения которых не уводят нас за пределы привычной действительности. Можно изображать марсиан, волшебников, чудовищ, кого угодно, но если восприятие жизни писателем плоско, обыденно, такой же будет атмосфера его произведений, а сказочные персонажи эмоционально и ментально ничем не будут отличаться от обычных людей.

Честно говоря, фантастика не самый интересный для меня жанр литературы, но я признаю наличие в нем своих шедевров. С большим интересом я прослушал недавно аудиокнигу «Второе нашествие марсиан» братьев Стругацких, которую не читал прежде. Она показалась мне более увлекательной, чем роман Г.Уэллса, «Война миров», повествующий о первом прилете марсиан. Г.Уэллса, впрочем, я тоже очень ценю и нахожу его книги полезными для чтения в соответствующем возрасте.


Рецензии