Властелины морей, ушедшие скромно

ВЛАСТЕЛИНЫ МОРЕЙ, ИСЧЕЗНУВШИЕ НЕЗАМЕТНО
Об этом типе кораблей ныне вспоминают очень редко. А ведь были времена, когда без упоминания о них редко обходились описания военной обстановки на морях и океанах. По своей роли, которую они сыграли в развитии кораблестроения, в морских битвах, в истории человечества, корабли под названием линкоры стоят того, чтобы о них помнили.
Битвы на море: от луков и стрел до пушек
…Как только человек изобрел лодку, он стал ее использовать не только как мирное средство передвижения, но и как инструмент для ведения боевых действий. Тактика сражений на воде не отличалась от тактики битв сухопутных. Прежде всего, надо было сойтись с противником на расстояние, достаточное для поражения его «орудиями войны»: сначала камнями, а «с развитием техники» - копьями и стрелами из луков. Далее, для увеличения дальности поражения, для этих целей на «кораблях» стали устанавливать метательные катапульты. Венцом атаки было ударить корабль противника в борт носом своего судна («таранить»), или сойтись бортами («взять на абордаж»), чтобы окончательно решить исход сражения в рукопашном бою.
…Установка на кораблях парусов привела к некоторому разнообразию. Теперь, чтобы сблизиться с противником, нужно было так построить движение своего корабля, чтобы обеспечить максимальное наполнение ветром его парусов.
…В 14-м веке появились пушки. Их сразу же стали устанавливать и на кораблях. Сначала они стреляли каменными ядрами, опасными больше для команды, чем для корабля, но очень скоро орудия стали заряжать ядрами чугунными, способными пробить корабельные борта. Увеличилась дальность поражения, стало ненужным обязательно таранить противника и сходиться с ним врукопашную. Особенно искусные артиллеристы научились ядра перед закладкой в пушку в специальной жаровне нагревать так, чтобы они, попадая в деревянный корабль противника, поджигали его. Научились стрелять и специальными зажигательными «бомбами», начиненными порохом. Для того, чтобы разрезать канаты, крепящие мачты и паруса («рангоут»), стали применять два ядра, скреплённые цепью. Об «абордаже» вспоминали все меньше.
…Пушек старались иметь на кораблях «числом побольше, калибром покрупнее». Но, так как через палубы проходили мачты для парусов, а верхняя палуба и часть ее бортов была занята еще и канатами для управления ими, то большое количество пушек можно было разместить только вдоль бортов, перпендикулярно осевой («диаметральной») плоскости корабля. Для обеспечения стрельбы, в бортах кораблей делались прямоугольные вырезы, называвшиеся «пушечными портами». В спокойной обстановке и во время непогоды они закрывались снаружи, при подготовке к бою - открывались.
…Стволы корабельных орудий укладывались на лафетные салазки, имевшие по четыре небольших колеса. В вертикальной плоскости («по углу места цели») орудия наводили с помощью большого винта или клиньев, подбивавшихся под ствол. Такая наводка давала возможность изменять дальность поражения цели, хотя и в очень малых пределах. А вот для наведения в горизонтальной плоскости, («по азимуту») нужно было передвигать все тяжелое орудие, что требовало большой силы и выполнялось редко. Роль наведения по горизонтали в больших пределах выполняло движение самого корабля по отношению к кораблю противника.
    Точность ведения огня одной пушкой вообще, а на корабле – тем более,  была крайне низкой. Ведь движение под парусами было возможно только под ветром, который неизбежно создавал волнение, раскачивавшее корабль. Потому с расстояния даже в 100 метров из 10 выпущенных из одной пушки ядер только 1 попадало в цель, а потому, чтобы надежно поразить корабль противника, количество пушек на кораблях дошло до 100 и более. Чтобы разместить на них такое количество пушек, корабли стали строить многопалубными, устанавливая артиллерию по бортам каждой из них. Орудий, стрелявших вперед или назад, («по носу, или по корме»), или не было вообще, или их были считанные единицы. Причем, чтобы корабль не потерял остойчивость при залпе, и не перевернулся при боковой качке, орудия самого крупного калибра размещали на самой нижней палубе. Такое размещение артиллерии привело к тому, что для того, чтобы использовать в бою как можно большее число пушек, нужно было с кораблем противника сближаться бортами, т.е. «идти параллельным курсом».
    Если кораблей было несколько, то для ведения боя они должны были выстраиваться строго друг за другом, «в кильватерную колонну», «в линию». Вот такие корабли, для боя в строю линии, и стали называть линейными, или линкорами. В Англии, «владычице морей», их называли «battleships», «корабли для битвы».
   Уже в 18 веке эти корабли, построенные из крепкого дерева, имели до трех орудийных палуб, заставленных вдоль бортов пушками, стрелявшими или только налево, или направо по ходу движения корабля через открывающиеся – закрывающиеся люки-«порты» в бортах. Линкоры тех времен имели команду до 1000 и более человек, водоизмещение до 2000тонн (водоизмещение крейсера «Аврора» - около 6000 тонн, монитора «Железеняков», «речного бронированного линкора», на Рыбальском полуострове в Киеве - всего 250 тонн).
       Они были главными боевыми единицами флотов, самыми мощными артиллерийскими кораблями. Так как в бою линкоры должны были выдерживать и ответный огонь противника, то «скелеты» их корпусов, «силовые наборы»» были очень прочными и живучими, как и обшивка бортов. Потому линейные корабли изначально были самыми большими и тяжелыми боевыми кораблями военных флотов мира. Появившись в 18 веке, линкоры стали венцом военного кораблестроения. С тех пор, и до середины ХХ века, морская мощь государства, степень развития его промышленности и военного кораблестроения косвенно определялись количеством линкоров в составе военных флотов.
                Эпоха пара и стали
   В начале 19 века американец Роберт Фултон установил на судно паровую машину. Появилась возможность избавиться от мачт, парусов и множества канатов на верхней палубе корабля, и разместить на ней артиллерию. Артиллерия тоже совершенствовалась, появились орудия, стрелявшие зажигательными и разрывными снарядами. Чтобы им противодействовать, сначала стали обшивать деревянные корабли железом. К середине 19 века развитие техники позволило делать корпуса кораблей цельнометаллическими. Деревянным остался только настил поверх железной верхней палубы, да изредка днище обшивали необрастающими морскими водорослями породами дерева..
   В 70-х годах 19 века появилась нарезная артиллерия, которая стреляла уже не круглыми ядрами-бомбами, а вытянутыми, с заостренным носом, снарядами. При одном и том же калибре вес нарезного снаряда стал минимум в три раза больше, чем вес ядра, потому способность снаряда пробивать борт корабля стала значительно выше, не говоря уже о его заостренной форме, препятствующей отскоку от препятствия.
    В ответ корабли стали обшивать броней. Чем толще броня – тем тяжелее требовался снаряд, чтобы ее пробить. В отличие от своих парусных собратьев, самые мощные пушки «железных» линейных кораблей стали устанавливать на верхней палубе, в круглых вращающихся башнях. К концу 19 века калибр самых мощных орудий, «главного калибра» линкоров (упрощенно – диаметр продольного отверстия для движения снарядов в стволе) достиг 30,5 сантиметра, а вес их достиг 300 кГ. После выстрела эти остроносые чудовища летели на дальность до 18 км.
                Что такое «дредноут»?
Но вот по расположению своей артиллерии даже линкоры, сделанные полностью из металла, вначале во многом повторяли своих парусных собратьев. Во всех флотах утвердился тип такого корабля, у которого по продольной средней линии верхней палубы, «в диаметральной плоскости», спереди и сзади («на носу» и «на корме», «на баке» и «на юте», как говорят моряки), в круглых башнях размещались по 2 орудия калибра 30,5 см ( 12 дюймов). А вот еще 10-18 орудий калибром в два раза меньше, и до 30 орудий калибром еще в два раза меньше располагались в средней, «казематно - батарейной» части корабля, причем вдоль его бортов, как и пушки деревянных линкоров. Самые мощные орудия, «главный калибр», те, что в круглых башнях, имели сектор обстрела «по азимуту» более 180 градусов и могли стрелять на оба борта. Те же, что располагались в «батарейной» части, имели сектор обстрела значительно меньший, и могли стрелять только в сторону своего борта. Такие линкоры сражались в Цусиме.
    «А зачем, собственно говоря, такая прорва малокалиберных пушек?» - решил английский лорд - адмирал - кораблестроитель Фишер. – «Лучше я число мелких пушек уменьшу, а число орудий главного калибра увеличу. Если уж стрелять – то топить!». Так появился тип линкоров, названный “all big guns».
    По этому принципу был построен, и в 1907 году в Англии спущен на воду линейный корабль «Дредноут» (Неустрашимый). У него главный калибр состоял уже из 10 двенадцатидюймовых орудий, расположенных в 5-ти башнях. «Дредноут» стал самым мощным, и самым быстроходным линкором в мире. По длине и по водоизмещению он чуть ли не вдвое превосходил прежние линейные корабли, а винты его крутила уже паровая турбина, обеспечивавшая кораблю водоизмещением в 22 000 тонн скорость в 40 км/час. Старые линкоры, с паровыми машинами и четырьмя – шестью орудиями главного калибра, стали теперь именоваться только скромными «броненосцами».
                Развитие «линкоростроения»
    Впереди всех всегда шла «владычица морей» Великобритания. До конца 19-го века ее военно-морская доктрина обязывала иметь в составе ВМФ в два раза больше линкоров, чем у Франции, причем они должны были не уступать французским по боевой мощи. Но к концу 19 века основным противником «Британского Льва» становилась воссоединенная Германия, наладившая военное судостроение. Сначала немцы развернули настоящее «поточное строительство» броненосцев, причем научились строить их даже несколько быстрее, чем Англия, не говоря уже о других странах. Немцы не гнались за разнообразием «фасонов», а строили новые броненосцы, улучшая технологию их строительства, и понемногу увеличивая размеры и калибры пушек образцов кораблей, построенных ранее. К 1907-му году в «кайзеркригсмарине» насчитывалось уже 24 броненосца, что лишило Англию былого спокойствия насчет своего юго-восточного соседа. Броненосцы строили Италия, и даже…Австро-Венгрия, почти сухопутная держава, имевшая выход только к Адриатическому морю.
   Появление «Дредноута» застало противников Англии врасплох, но не на долго. Через два года был спущен на воду немецкий линкор «Гебен», во многом повторявший «Дредноут», но имевший большую скорость. В европейских странах, готовившихся к войне за передел рынков и территорий, «дредноуты» стали появляться, как грибы после дождя…
   «Дредноут» дал мощный толчок гонке вооружений, который еще более усилила Первая мировая война. К концу ее появились «сверхдредноуты», несшие до 9 пушек калибром 38 см, снаряды которых весили 800кГ. Водоизмещение этих кораблей приблизилось к 30 тысячам тонн, а толщина брони достигла 30 сантиметров.
    Перед Второй мировой «сверхдредноуты» стали настоящими морскими исполинами, обшитыми броней, толщина которой у некоторых образцов превысила 30 сантиметров. Пушки этих кораблей стреляли снарядами калибром до 45 сантиметров и весом более тонны, и летели эти снаряды на дальность в тридцать с лишним километров. Так как строительство таких гигантов требовало больших затрат металла и многих сложных механизмов, то наличием линкоров в военных флотах в прошлом веке косвенно определялось и индустриальное развитие страны. Линкоры казались несокрушимыми.
                А что же Россия?
   Российская судостроительная промышленность явно отставала от потребностей страны. А они были огромны, ибо линейный флот надлежало иметь в двух морях в Европе – Балтийском и Черном, и одном океане на Дальнем Востоке – Тихом. Если для морей достаточно было судоверфей в Петербурге и Николаеве, то для Дальнего Востока во Франции закупили «Цесаревич», а в США - «Ретвизан» В русско – японской войне 1904-1906 годов Россия лишилась большей части своих броненосцев. Это было тем более опасно для страны, что они входили в состав Балтийского флота, призванного оберегать подходы к ее столице с моря. Защищать Петербург стало нечем, а потому, невзирая на огромные затраты (каждый корабль обошелся в 27 тонн золота, или 500 000 тон зерна), в 1909 году в Петербурге заложили четыре линкора – дредноута. Каждый должен был иметь водоизмещение в 22 тысячи тонн и 12 пушек калибром в 30,5 см. Головной корабль назвали «Севастополь».
    Для защиты Черноморских портов от турецкого флота в Николаеве заложили еще три таких же корабля. Интересно то, что если пушки для линкоров изготовили в России, то котлы и турбины заказали в Англии. За пределами России заказали и большую часть другого точного оборудования кораблей. Но все же к началу Первой мировой часть линкоров вошла в состав Российского флота на Балтике.
   На Черном море первый линкор класса «Севастополь» - «Императрица Мария» - вошел в состав флота уже после начала Первой мировой, поэтому линкор «Гебен», пробравшийся в самом начале ее в Черное море, и обстрелявший с моря Севастополь, а затем – Одессу, поверг командование Черноморского флота в страх и трепет: «Гебен» один был сильнее и быстрее всех броненосцев Черноморской эскадры. И, только с появлением в 1915 году «Императрицы Марии», у него появился равноценный соперник. Именно поэтому она, скорее всего, и взлетела на воздух…
   А в 1913 году в Петербурге заложили еще 4 корабля, уже «сверхдредноута», типа «Измаил». Они должны были иметь водоизмещение почти в два раза больше «Севастополей», и стрелять из пушек уже калибром по 35,6 см. Но строительство подвигалось туго, и к Февральской революции не был закончен ни один из «Измаилов», хотя 15 пушечных стволов для них Россия все же сделать успела.
    Всего за время Первой Мировой Россия ввела в строй 6 линкоров-дредноутов типа «Севастополь». «Императрицу Марию» взорвали на Черном море немецкие шпионы, «Императрица Екатерина», переименованная в «Генерал Алексеев», ушла с частями Белой армии в Тунис. Последний черноморский дредноут был затоплен после Брестского мира в 1918 году по требованию немцев к Центральной Раде. Итого после революции осталось 3 «Севастополя», и все – на Балтике.
                Под флагом с серпом и молотом
    Недостроенные «Измаилы» «начальник флотский, товарищ Троцкий» с подельниками отправили в Германию на металлолом, чему были очень рады немецкие кораблестроители, детально изучившие все интересные элементы конструкций корпусов русских кораблей. «Гангут», вновь ставший «Севастополем», в 1928 году совершил переход с Балтики на Черное море. Во время заставшего его жестокого шторма в Бискайском заливе линкор чуть не утонул, показав свою непригодность для службы на океанских театрах. Поэтому в 30-е годы все советские линкоры прошли глубокую модернизацию. Их топки были переведены на нефть и мазут, усилена броневая защита, добавлена зенитная артиллерия, установлены корабельные гидросамолеты КОР-2. Была изменена форма носовых обводов корпуса, чтобы обеспечить меньшую заливаемость кораблей при волне. Но к 1941 году «Севастополи», несмотря на проведенную модернизацию, для морских боев безнадежно устарели. Зато их орудия здорово помогали сдерживать наступление немцев на Севастополь и Ленинград.
   Чтобы преодолеть отставание СССР в делах флотских, в то время, когда даже Италия построила линкоры «Литторио» и «Витторио Венето», имевшие пушки главного калибра в 38 сантиметров, в 1938 году в Ленинграде, Северодвинске и Николаеве заложили мощные современные линкоры типа «Советский Союз» - «Советская Россия», «Советская Украина», «Советская Белаоруссия». Они должны были иметь водоизмещение по 55 тыс. тонн, нести по 9 пушек калибра 40,6 см, размещенных в двух носовых и одной кормовой башнях, иметь сильное бронирование и высокую скорость хода. Но после заключения «пакта Риббентропа-Молотова» немцы предложили СССР купить у них готовый линкор класса «Бисмарк», с восемью пушками калибра 38,1 см. И вот тут произошла удивительнейшая история! «Давайте-ка мы сначала ваш корабль посмотрим», - сказали советские военморспецы.- «Дня этак три смотреть бы желательно». И внимательно изучали документацию, что-то, конечно, фотографируя «на память»…
    Через три дня немцы спрашивают: «Ну, что, по рукам?» «Да не нравится нам ваш «Бисмарк». Устарел он. Американцы вон уже линкоры с пушками по 40,6 см на воду спускают. Спасибо, но - извините». Понятно: дело было не в том, что «Бисмарк» устарел, а в том, что «Советские Союзы» уже строились. Но они так и не были построены. Даже советская плановая экономика не смогла «потянуть» затраты на строительство огромных кораблей: только броневой стали для них требовалась одна треть всей годовой ее выплавки! А из чего же танки да бронеколпаки для новых укрепрайонов делать?
   А тут еще выяснилось, что в уже строящиеся корпуса линкоров вогнали 70 000 негодных заклепок! Ну, не высверливать же их? Так и остались огромные корпуса на стапелях. Кое-что использовали для обороны Ленинграда, как и единственную изготовленную для «Союзов» пушку калибра 40,6 см. Она полностью расстреляла заготовленные для нее выстрелы во время обороны Ленинграда, показав хорошие результаты точности стрельбы и надежности конструкции.
…После войны Сталин так и не оставил своей мечты построить линкоры. Но американцы, построив мощнейшие, с длиной корпуса в 270 метров, высочайшей скоростью хода и мощнейшим вооружением и бронированием корабли-красавцы класса «Айова», задали такой темп, что построить что-то более мощное стало просто невозможно. Так и не появились в СССР линкоры с пушками сорокасантиметрового калибра…
                Хитрые немцы и японцы.
С приходом к власти Гитлера Германия стала быстро развивать свой флот. Тем более, что задел у них был приличный: еще в Первую мировую они уже строили линкоры с пушками калибром 38,1см. В 1940 году вошел в строй мощнейший линкор «Бисмарк», в 1941 году - однотипный «Тирпиц», водоизмещением по 55 000 тонн и с восемью пушками калибром 38,1см. В 1939 году немцы заложили еще 4 линкора по 62 тысячи тонн с 9-ю орудиями в 40,6см. Но и на этом фюрер не успокоился. Немцы подготовили проект «суперлинкора» водоизмещением 131 тысячу тонн (!!!), с 50-ти сантиметровыми орудиями. Их снаряд весил бы около 2 тонн. К счастью, построить такой корабль фюреру помешало начало войны. Будь у него к ее началу такой монстр, Флоту ЕЕ Величества пришлось бы очень туго: ничего подобного ни у Англии, ни у кого другого не было. А английская палубная авиация, состоявшая из старых бипланов «Свордфишей», против новых зенитных артустановок со стабилизацией положения, которыми немцы уже оснащали свои корабли, могла бы оказаться неэффективной.
    Японцы сразу после Пирл- Харбора, 16 декабря 1941 года, ввели в строй «Мусаси», крупнейший из построенных линкор в истории человечества, водоизмещением в 72 тысячи тонн. Девять его пушек невиданного калибра в 45,7 см стреляли снарядами по 1460 кГ. Броня этих гигантов достигла 60 см. (Правда, была она своим качеством хуже американской). В открытый артиллерийский бой с «Мусаси» американцы решили не вступать. полагая, что его проще потопить авиацией. Для этого в небе над Морем Сибуян их пилотам пришлось совершить около 400 самолетовылетов, и всадить в «Мусаси» 19 торпед, и десяток бомб весом более тонны.
                Практичные американцы.
Внимательно изучая опыт морских сражений Второй мировой, американцы в 1944 году спустили на воду четыре линкора типа «Айова» водоизмещением по 55 тысяч тонн с 9-ю орудиями калибром 40,6см. По калибру пушек «Айова»  уступала «Мусаси», но была лучше бронирована и двигалась на 10 км/час быстрее. Кроме того, учтя, как «Бисмарк» потопил в мае 41-го английский линейный крейсер «Худ» попаданием своего снаряда не в борт, а сверху, американцы до 35 сантиметров усилили общую толщину палубной брони. Да еще толстенные листы бортовой брони не стали навешивать на корпус снаружи, снижая его обтекаемость, а «утопили» ее внутрь корпуса, сделав частью его конструкции, тем самым повысив скорость корабля. После войны «Айова», «Миссури» (на котором японцы подписали капитуляцию), «Нью-Джерси» и «Висконсин» стали самыми мощными линкорами в мире. Сегодня они, все четверо, являются кораблями – музеями и стоят на стоянках у пирсов в разных городах США, как и несколько других подобных кораблей.
   Советскому Союзу так и не удалось построить ничего подобного. Корабли, способные тягаться с «Айовами», проектировали несколько раз, но, после смерти Сталина, все работы прекратили. Пришедший к власти Хрущев вообще все крупные надводные корабли объявил «мишенями для ракет», и о линкорах даже с не помышлял…
                Конец карьеры.
Достойных противников у американских линкоров после Второй мировой на море не осталось, а потому в конце 50-х их законсервировали. О кораблях вспомнили во время вьетнамской войны, решив, что можно выгодно использовать оставшиеся без дела их боезапасы, 20000 огромных снарядов, которые можно выбросить на голову вьетнамцев. Этим до 1969 года занимался линкор «Нью Джерси». В 1982 году «Нью Джерси» стрелял ими по Ливану.
    В 80-е американцы оснастили свои линкоры крылатыми ракетами. В 1991 году с «Миссури» они выпустили по Ираку 28 таких ракет и 800 снарядов главного калибра, по 1106 кГ каждый. Этот линкор наши телезрители видели в фильме «Захват». Ничего не скажешь: красавец корабль! Вершина корабельной архитектуры артиллерийских кораблей.
     Отслужив полвека, «Айова», «Миссури», «Нью-Джерси» и «Висконсин» в 1995 году были исключены из состава флота США. Они стали кораблями-музеями в разных портах США, прибавившись к семье своих собратьев, ставших таковыми ранее.
…Есть один линкор – музей и в Японии. Это «Микаса», броненосец, которым командовал адмирал Того в Цусимском бою. Построенный в Англии, он стал мемориальным кораблем, в память о морской доблести японцев. Больше линкоров в мире нет. Их эра закончилась. Появление авианосной авиации, все более мощных авиабомб, и ракет с боеголовками огромной бронепробиваемости, положило конец всевластию на морях и океанах бронированных гигантов. Наша молодежь о таких кораблях и слыхом не слыхала. Из десяти опрошенных мной молодых людей, гражданских и военных, до старшего лейтенанта, на мой вопрос: «Что такое линкор?» – по сути вопроса ответил лишь один.
 …Но история знает много примеров, когда хорошо забытое старое становилось новым. «Катюши» - яркий тому пример. Но это уже другая тема….
                19-02-016


Рецензии