Волшебник- Ваня Нагретый

     Слово «шофер», в переводе на русский с французского означает «кочегар». Благодаря ему, жидкий бензин везет по необъятным просторам разные грузы. При этом пространство, время и всякие автомобильные механизмы работают магическими агентами.  Может возникнуть из ничего в разной, причудливой форме НЕЧТО, чего не было. И остаться в реальности на зло или на радость всем.
    
      Сено на Колыме дороже золота. И это вовсе не из-за того, что там трава хуже растет. Она, бестолковая, не понимает, что на обочинах полей трактор с косилкой тупо не пойдет из-за всяких там коряг и палок, которые не перегнивают на морозах, а торчат в разные стороны во все времена года.

      На построенных мелиорацией полях тонут все виды машин после любого дождика. Поэтому сеют по морозцу и убирают, как придется. Сколько убито техники  и выкинуто на ветер народных денежек не сможет подсчитать никакой супернавороченный компьютер. Да это никого и не волнует. Мы можем без проблем воевать с врагами без напряга для бюджета Страны, а тут какие-то  чахлые травки-кустики.

      Основной экономический закон социализма подразумевал собой улучшение благосостояния членов общества. Поэтому не мелочились, чтобы свежее молочко было на столах детских садов и шахтерских столовок.

      Каждой буренке нужно на год  две тонны сена. Можно меньше, но тогда требуется больше комбикормов и добавок. От этого отдача от коровьего вымени на Колыме была больше, чем в самых успешных колхозах Материка.

      Пшеница, рожь и другие злаки в тех местах просто не растут. Горох и вика только на силос ибо не вызревают полностью. Поэтому все, что стадо успешно превращало в молоко и навоз, было привезено кораблями-морковками морем до Торгового порта и уходило к потребителям  по Матушке Земле при помощи колес, установленных на автомобилях.

      Нет такой  отрасли общественного хозяйства, которых не может обмануть транспортник.  Дедушка Маркс утверждал, что, независимо от политики, после денег и спичек  любая перевозка превращает груз в источник постоянного дохода. Будь это нефть в трубе или навоз на телеге колхозника.

      Олигархам хорошо… они миллиардами ворочают и миллионами воруют. Начальникам всевозможным можно, например, намудрить с численностью работников, их зарплатой, объемами работ … . Откатами с заказчиков  чего-то получить, наконец.

      Что же может получить, читай спереть, простой, но оборотистый водитель, который сидит за баранкой своего пятитонного Зила с прицепом или полуприцепом и смотрит через лобовое стекло на родимую Колымскую трассу. Скользкие перевалы, морозы, тесные кабины и капризные механизмы при универсальной резине дают так мало денежков, что и связываться с такой деятельностью себе дороже.

      Если улетел с какого-нибудь Гаврюшки  вниз метров на двести и жив остался, все затраты до копеечки сдерут ибо ты, бедолага не справился с управлением. И значит: виноват полностью. Со всеми последствиями.  Хотя, бывает, что простят и спишут.

      Однако, жизнь на месте не  стоит. Под всякий замшелый камень вода попадает, а здесь дело живое.  Сначала помаленьку: грузчикам бутылку-вторую и лишний десяток мешков в кузове. Кто их на выезде считать будет? Так посмотрят, или нет. Каждый мешок в те времена на синенькую советскую пятерку вытягивал. Клиентура надежная и неболтливая.

      Корма тогда официально не продавали нигде. На Чукотке при социализме не было заправок для частников, а все лодки и автомобили без проблем возили владельцев за немалую цену.

      Простой народ ехал за длинным рублем на Север. Строили теплицы, свинарники, птичники. Хрюндели в разобранном на части виде на рынках тоже хорошо стоят. Особенно, если у покупателей денежка есть. Запас кормов – это основа стратегической безопасности  владельца вонючего сарая.

      За рейс зарплата сотня, и три сверху на мешках.
Хватало и начальству на автобазе и гаишникам на дороге. Иногда, в конце месяца на базах получалась пересортица, тогда в дело вступала более солидная часть механизма обогащения…

      Молдаванин Витя вечером увидел, как сосед разгружал в свой сарай дефицитную свиную еду из заснеженного полуприцепа.  Подошел к водителю.

      -  Уважаемый,  корм продаешь?

      - Да, по десятке за мешочек..

      - Слушай, а мне можно купить хоть немного?

      - Бери остатки…

      Расплатился, как договорились. Потом сосед помог перетащить мешки под крышу.  За бутылкой доброй бормотухи и тарелкой холодной вареной картошки усталый Витя поинтересовался у соратника по свиному фронту: «Почем взял?»

      - Как всегда. По пятерке за мешок…

      - А мне этот гад  продал в два раза дороже?!!!!

      Простой русский скотовладелец в лучшем случае бы хохотнул, как лихо его облапошили… или нашел бы другой способ разобраться… Тем более что и номер машины и Ваньку-шофера знал где найти.

      Но это был не тот случай. Наполненный вскипевшей южной кровью, обиженный приобретатель, пришел на автобазу, записался на прием к директору и подал заявление-жалобу, что его нагло обманули… всучили полмашины корма в два раза дороже, чем конкуренту-соседу. Четко указал количество мешков,  номер машины и дату, когда это произошло. 

      В социалистические времена успешно действовал Народный контроль. По звонку директора дозорные приехали к Вите домой. Забрали груз и… отвезли его в коридор центральной надзорной конторы. Были журналисты, были следователи.

      Опытный дальнобойщик-водитель Ваня Нагретый получил по документам 12 тонн коровьего комбикорма и через день доставил его в промороженный Эльген, который расположен всего-то в шести сотнях километров от Магадана. Вовремя взял, вовремя разгрузился, накладная подписана и зарегистрирована. На момент проверки делал разбитую заднюю ступицу на ремзаводе в поселке Спорное: где-то на середине кормилицы-трассы.

      У соседа в сарае не нашли даже намека на комбикормовую пыль. При вопросах по существу на очных ставках были круглые глаза и заявления о наглой лжи завистливого молдаванина.

      Народные контролеры проверили наличие концентратов на базе в Магадане. На шестидесятиградусном морозе пересчитали не одну сотню мешков  и реально перебросили много тонн из угла в угол на складе пункта получения. Нигде недостача не обнаружена. Все сошлось и факт воровства в крупном размере не был подтвержден.

      Дело закрыли. Шесть тонн подмокшего, загнивающего в тепле, корма лежали и ароматизировали нарядное фойе здания до тех пор пока мелкие мыши и огромные крысы не стали пугать охрану своими наглыми появлениями… . В конце концов, остатки отвезли на ближайшую птицефабрику для переработки на витаминную муку.

      Незадачливый скотовод Витя делал неоднократные  попытки забрать свое имущество, приобретенное на кровные денежки… Даже ночью на тракторе с прицепом приезжал в центр города за огромные, кстати, по тем временам, деньги. Чуть не посадили за нарушение Правил Дорожного Движения.

      Однако, мудрая власть отнятое непонятливому страдальцу  не отдала: сам в серьезном документе  написал, что покупал ворованное.

      Жадный – это плохо. Глупый- это тоже плохо. Два этих минуса вопреки математике в плюс никогда не превращаются.

                В жизни бывает всякое.
Картинка из интернета


Рецензии
Ещё работая молодым специалистом, наблюдал, как несколько раз снимали начальника деревообрабатывающего цеха. И каждый раз возвращали, потому как только у него всегда концы с концами сходились, а у других всегда недостачи образовывались. да работяги от низких заработков разбегались.
А снимали из-за зависти. Он каждой новой жене квартиру покупал, кооперативную. Трижды женился.
В своих "Вспоминая ..." я кое чего из своего уже опыта излагаю, когда чужие недостачи покрывал. 4000 куб. недостача была.

Кстати, у нас тут каждый механизатор машину имел, "обналичивая" частью заработанное, а частью увезённое в бункере зерно.
Я почти нищим был в сравнении с ними.

С сеном почти такое же было на Урале. Там на сено косили осоку вдоль реки, за 15 км от деревни. Чаще по этой причине коз держали.

Валерий.

Алпатов Валерий Лешничий   29.11.2016 23:00     Заявить о нарушении
Прошу извинить, за молчание. Во-первых, спасибо за рецензию, во-вторых подобное положение дел сложилось не из-за того, что народ изначально хитрый и вороватый. Психологическая основа этого явления описана ещё Герценом при Царе-гороха. У себя украдешь... Дурак. У соседа попрешь... Тупо убьют. А Государство столько раз нас всех обманывало, что с работы идти и ничего не украсть.... Собаки домой не пустят... Так вот по камушку и кирпичику растащили родимый завод. Сейчас и рад бы спереть, да караулят получше. Но зарплаты вовсе не растут. С уважением. А. Ломако

Александр Ломако   22.12.2016 20:49   Заявить о нарушении
Да, пи таких зарплатах, когда рабочему на хлеб элементарно не хватает, а верхушка (директоры, главврачи и т.п.) повсеместно получают на два порядка больше низового звена, ни к чему хорошему не ведёт.
Конечно, не везде всё так однозначно, но общая картина именно такая.
Кстати, судя по публикациям на Проза.ру, например, Старый сварщик - "Сварочный бог", и у новых хозяев тащат, причём, именно из-за их скрадерности.

Алпатов Валерий Лешничий   23.12.2016 20:24   Заявить о нарушении
Валерий, когда кораблей нет, на лодках далеко не угребешь. У каждого человека есть собственная планка через которую он не хочет (читай не может) перешагнуть. Уровень воровства с работы очень четко регламентируется: с точки зрения работодателя это "ничего", ведь он платит за выполненную работу; с точки зрения работника, это "все, что удалось...". Причина-ножницы интересов сторон. Работник и начальник никогда не будут друзьями. В лучшем случае не станут врагами, но это редко происходит ибо время жизни течет одинаково, а получаемые блага различаются количественно и качественно. Да и живут рабочие меньше. Вы слышали о столетнем трактористе или шахтера? Я -нет. Вот и тянут на себя. Это не для оправдания ситуации. Просто так оно и есть. С уважением. А. Ломако.

Александр Ломако   09.01.2017 17:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.