Как это все начиналось

RLD

«Выступят порождения драконов Аравийских <...> и с быстротою ветра понесутся по земле, так что наведут страх и трепет на всех, которые услышат о них».
      
3-я книга Ездры, 15. 29.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

С выходом на историческую арену пророка новой религии, ислама - это слово в переводе с арабского означает «покорность» (Богу) - Мухаммеда (буквально: «Достохвального»; так был прозван своими арабскими последователями житель города Мекки Абу аль-Касим бен Абдаллах ибн Абд аль-Муталлиб ибн Хашим из древнего корейшитского рода Хашимитов, или, по-старому, Гашимитов), изменились весь ход истории и весь облик как Ближнего Востока - колыбели Христианства - так и прилегающих к нему земель.
      
Ислам как бы наложился на все предшествовавшие ему древние культуры и народности Востока, и, после утверждения своего господства над ними, дал им новый Закон, изложенный в Коране – священной книге, продиктованной от имени самого Аллаха (Бога) Мухаммеду (именуемому христианами «Магометом») архангелом Джебраилом (аналогом архангела Гавриила христиан).
   
В 622 году от Рождества Христова произошло бегство (арабск.: «Хиджра») Мухаммеда из его родного города Мекки (где ему грозила кара за проповедь нового учения) в город Медину (Ятриб), соперничавший с Меккой («нет пророка в своем отечестве»). А к моменту кончины пророка Мухаммеда в 632 году Христианской эры (или к 10 году Хиджры, по новому мусульманскому летосчислению) он уже был повелителем всего Аравийского полуострова. Его воины, одержимые, как исповедники всякой новой веры, религиозным пылом неофитов, устремили свои взоры на Запад, намереваясь нести на остриях мечей учение своего пророка и туда. Халиф (преемник, наместник пророка) Омар, друг и советник Мухаммеда, в 638 году Христианской эры (или в 16 году Хиджры) завоевал Святой Град  Иерусалим – духовный центр всего Христианского мира.
      
По мнению «отца» теории пассионарности, стоявшего у истоков современного «неоевразийства» академика Л.Н. Гумилева, мусульманская религия представляет собой, в сущности, вариант раннего, дособорного христианства, почерпнутого Мухаммедом из разговоров с караванщиками и купцами, приходившими в торговые города Аравии и, в том числе, в его родную Мекку, из богатых метрополий Восточной Римской (Ромейской, Греческой или Византийской) империи - Пальмиры, Антиохии и Иерусалима. То «христианство», которое они проповедовали, было особой христианской ересью - савеллианством, или учением Павла Самосатского (проповедью строгого единобожия, согласно которому Иисус был человеком, пророком, но не Богом Сыном, единосущным Богу Отцу) и модализмом (учением о проявлении единого Бога в разных лицах - в отличие от утвержденного Никейским Вселенским собором христианской церкви учения о нераздельной и неслиянной Божественной Троице). Савеллианство было отвергнуто еще Первым Никейским собором христианской церкви в 325 году от Рождества Христова, но сохранилось и после этого первого Вселенского собора в Сирии и Аравии. Приняв эту христианскую ересь за подлинное христианство, Мухаммед счел себя проповедником истинной веры в Бога Ибрагима (Авраама), Иcхака (Исаака) и Якуба (Иакова), якобы искаженной как современными ему талмудистами-иудеями, так и христианами господствующей у ромеев-византийцев Православной церкви (в ту эпоху Православную веру исповедовали христиане не только Востока, но и Запада; разделение единой христианской церкви на римско-католическую и греко-кафолическую, или греко-православную, произошло лишь в 1054 году, да и после этого официального акта взаимного отлучения от церкви папы римского и Патриарха Константинопольского, еще долго носило формальный характер).   
      
Говоря об исламе как религии и об изначально присущем этой религии стремлении к экспансии, необходимо учитывать следующее обстоятельство.
      
С точки зрения ислама весь обитаемый мир подразделяется на три «области»:
      
1)«Дар-аль-Ислам»;
      
2)«Дар-аль-Харб»;
      
3)«Дар-ас-Сульх».
      
Это три «области» обитаемого мира (именуемого древними греками «ойкуменой», а римлянами – «экуменой» или «кругом земным», «орбис террарум»), модель которых определяет три «подобласти», особый правовой, морально-нравственный и гуманитарный режим действий.
      
«Дар-аль-Ислам» - это область, в которой проживает мусульманская община («умма»). В этой области все устроено в соответствии с Божественными Установлениями («волей Аллаха»).
      
«Дар-аль-Харб» - это область, в которой мусульмане живут под властью немусульман («кяфиров» или «гяуров», то есть «неверных»). Там (выражаясь современным языком) «не действует обычное международное гуманитарное право». Война в этой области ведется по особым законам. Пленных не берут. Дозволено брать в заложники женщин, детей и стариков и торговать ими.
      
«Дар-ас-Сульх» - область, в которой (пока) нет мусульман. В отношении этой области следует в течение десяти лет соблюдать перемирие, после чего необходимо рассмотреть, что делать с данной территорией, как ее захватить и освоить.
      
В эпоху, предшествовавшую началу периода Крестовых походов - ответной реакции христианского мира на исламское завоевание почти половины его исконных территорий - христианская Европа (Западная, Южная и Восточная) стояла перед крайне опасной перспективой постепенного освоения и захвата мусульманскими завоевателями.      
      
К 700 году от Рождества Христова вся восточно-римская (ромейская) Африка оказалась под властью арабов-мусульман. Всего через одиннадцать лет охваченные воинственным пылом арабы и обращенные в ислам берберы, («мавры»)  захватили обширные территории в Испании, а в двадцатые годы того же VIII века мировая мусульманская держава (Арабский Халифат) со столицей первоначально в Медине, затем - в Дамаске, а впоследствии - в Багдаде и Самарре - уже простиралась от Пиренеев и Луары до Индии и Китая.
      
В 732 году франкскому полководцу Карлу Мартеллу - деду Карла Великого (Шарлеманя) и прародителю всех будущих императоров Священной Римской империи из династии Каролингов - с величайшим напряжением сил удалось нанести поражение войску арабского правителя  (вали)  Испании Абд-ар-Рахману и таким образом остановить дальнейшее продвижение магометан в христианскую Западную Европу. Память об этом поражении настолько врезалась в сознание мусульман (хотя они еще много десятилетий и даже столетий продолжали нападать и наводить страх на Европу, в особенности - Францию и Италию, отняв у ромеев Сицилию, разрушив в 841 году Капую, подвергнув осаде в 846 году Рим, а в 871-873 гг. - Салерно и т.д.)), что с тех пор последователи Мухаммеда традиционно именовали всех своих западноевропейских противников «франками» (хотя впоследствии внук Карла Мартелла - король франков Карл Великий, коронованный в 800 году в Риме «Императором Запада», вступал в военно-политические союзы с одними мусульманскими властителями против других). Почти одновременно – в 751 году – войско арабского полководца Зияда ибн Салиха, при поддержке тюркского племени карлуков (принявших ислам), разгромило в битве при Таласе армию китайской империи Тан, положив конец претензиям китайцев на Среднюю Азию, ставшую мусульманским регионом (хотя и не сразу). Между прочим, когда автор этих строк учился в шестом классе, то в нашем (советском) учебнике истории Средних веков об этой судьбоносной битве было, в вопиющем противоречии с историческими фактами, сказано, что китайские войска после упорного сражения, продолжавшегося целый день, разгромили войска арабских захватчиков. Видимо, партийная установка о том, что «русский с китайцем - братья навек / Крепнет единство народов и рас, / Плечи расправил простой человек, / Сталин и Мао слушают нас! / Москва-Пекин!..» и т.д., еще не была в то время окончательно выброшена брежневским режимом на свалку истории. Причем данная китаефильская версия оказалась настолько живучей, что пережила и Сталина, и Брежнева, и Мао, и СССР, войдя и в современные российские издания. Так, например, даже такой уважаемый автор, как В.О. Шпаковский, написал на стр. 31 своей весьма содержательной и прекрасно иллюстрированной книги «Рыцари Востока» (М., Поматур, 2002): «В 732 году в битве при Пуатье во Франции войско арабов и берберов было разгромлено франками. В 751 году около Таласа (ныне город Джамбул в Казахстане) победу над ними (арабами - В.А.) одержали китайцы». Впрочем, это так, к слову...
      
В результате успешной военной экспансии «исламской уммы» западная граница «державы правоверных» - Арабского Халифата - отстояла в VIII веке после Рождества Христова от ее восточной границы на более чем десять тысяч километров, значительно превышая по своим размерам все предшествующие ей в мировой истории великие державы - Древнеперсидское царство Ахеменидов, государство  Александра Македонского, Парфянское и Кушанское царства, древнюю единую Римскую империю и Новоперсидскую державу Сасанидов.
      
В завоеванных и исламизированных ими, в первую очередь - силой меча (и уж во вторую очередь - силой проповеди) странах мусульманские завоеватели столкнулись с высокоразвитыми культурами, которые были ими сохранены и использованы себе на потребу. Речь шла о древнейших в мире культурах, слившихся воедино благодаря влиянию древних греков и римлян, и позднее заложивших основу всей христианско-западноевропейской культуры и цивилизации. Один из крупнейших культурных центров Древнего Мира и раннего Средневековья располагался в Междуречье (в пространстве между упоминаемыми еще в общем для иудеев и христиан Ветхом Завете реками Тигром и Евфратом), другой - в Египте. Территории, расположенные между ними - Сирия и Палестина - были желанным яблоком раздора между господствовавшими на Ближнем Востоке державами. Это состояние могло оказаться для них чрезвычайно опасным в случае, если бы Междуречье (Месопотамия) и Египет оказались под властью одной державы, проводящей единую политику.
      
Во все времена, как тогда, так и ныне, Сирия и Палестина оказывались как бы между двумя жерновами. Сегодня мы даже не можем представить себе, насколько богатой и процветающей были эти неоднократно перемалываемые беспощадными жерновами истории страны, именуемые Святой Землей или Землей Воплощения (Господа Иисуса Христа), о которой, если верить ветхозаветной книге «Числа», соглядатаи пророка Моисея говорили ему: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас, в ней подлинно течет молоко и мед». А древнеримский историк иудейского происхождения Иосиф Флавий в своей «Иудейской войне» описывал соблазнительные прелести этой благодатной земли «изумительной природы и красоты» в следующих выражениях: «Страна самаритян лежит в середине между Галилеей и Иудеей...Обе эти страны богаты горами и равнинами, легко обрабатываемы, плодородны, засажены деревьями и изобилуют плодами в диком и культурном виде...Скот здесь обладает большей молочной производительностью, чем где-либо...Земля по тучности своей восприимчива ко всякого рода растительности...Почва производит самые разнообразные плоды не только один раз, но и в течение всего года беспрерывно». 

Хозяйство этих древних областей, вследствие многочисленных войн, не прекращающихся и поныне, пришло за последние столетия в глубокий упадок, причем оказалась практически уничтоженной древняя оросительная система, а население было поставлено на грань вымирания. Но еще в эпоху поздней Римской империи в этой нынешней «святой пустыне» располагалось бесчисленное множество древних городов с сотнями тысяч жителей.
      
Уже тогда в Сирии и Палестине существовали блестящие университеты - центры утонченного образования (например, Каирский университет Аль-Азхар или Багдадский университет  Низамийа, основанный вазиром, т.е. канцлером, сельджукских султанов Низам аль-Мульком), в полной унаследовавшие культуру и науку поздней Античности. Следует заметить, что в предшествующую завоеванию Востока арабами-мусульманами  византийскую эпоху даже земли вокруг нынешнего Багдада были населены христианами - как православными, так и верующими, принадлежавшими к другим древним христианским церквям. Армения, Месопотамия, Палестина, Сирия и Египет были землями, на которых раньше всего утвердилось христианство.
      
Хотя исламское завоевание не обошлось без неизбежных в таких случаях жестокостей, новые владыки Переднего Востока очень скоро приспособились к изменившейся ситуации и всего через несколько поколений полностью растворились в местном населении. До самого начала эпохи Крестовых походов на Ближнем и Среднем Востоке существовало бесчисленное множество мелких государств, не имевших между собой ничего общего, кроме магометанской веры и арабского языка (но дружно противостоявших всем «гяурам», «кафирам», «неверным», врагам ислама). Этот официальный государственный и священный язык, на котором велось судопроизводство и был записан Коран, объединял все исповедовавшие ислам народы от Индии до Испании и превращал их всех в «арабов» - членов единой мусульманской общины (упомянутой выше «уммы»), независимо от происхождения и даже разговорного языка.
      
На Западе всех мусульман именовали «магометанами» (по основателю их религии пророку «Магомету»), «сарацинами» (по названию кочевавшего вдоль границ римской провинции Сирия бедуинского разбойничьего племени, известного еще древнеримским авторам Клавдию Птолемею и Аммиану Марцеллина и игравшего определенную роль в бесконечных войнах между сначала языческим, а затем христианским Римом, с одной, и аршакидской Парфией, а позднее – сасанидской Персией; слово «сарацин» происходит от греческого слова «каракинос», т.е. «восточный человек»), «агарянами» (в честь Агари - наложницы библейского патриарха Авраама, или Ибрагима, родившей ему сына Измаила)  или же «измаильтянами»  - в честь вышеупомянутого Измаила, считавшегося прародителем всех кочевых племен Аравийского полуострова (просьба не путать с измаилитами).

Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии