Третья премудрость муллы

Третья премудрость муллы

Замечательный советский писатель Леонид Соловьёв написал две повести о Ходже Насреддине. В одной из них есть такая притча.
Однажды Ходжа Насреддин встретил на базаре муллу. Он тащил мешок с тыквами, которые только что купил. День был жаркий, мешок тяжёлый, мулла обливался потом.
-Правоверный! – обратился он к Ходже Насреддину, - помоги мне донести мешок до дома. Заранее предупреждаю: денег у меня нет, но взамен я поведаю тебе три премудрости, которые дороже денег и сделают тебя богатым.
Ходжа Насреддин сразу понял, что мулла хочет обдурить его, но так как было любопытно, как он собирается это сделать, и какие такие премудрости поведать, он согласился.
До дома муллы было далеко, пришлось Ходже Насреддину сделать две остановки для отдыха. На первой – под старым тутовником – мулла поведал первую премудрость:
- Если кто-то скажет тебе, что идти пешком лучше, чем скакать верхом, плюнь ему в лицо и назови лжецом.
Во время второй остановки мулла попросил Ходжу Насреддина подготовиться для восприятия второй премудрости, ибо она настолько ослепительна, что без подготовки можно лишиться зрения:
- Запомни же: если кто-нибудь скажет тебе, что быть больным и бедным лучше, чем здоровым и богатым, плюнь тому в глаза и назови лжецом! Ну пойдём, пойдём, вон уже мой дом, там я скажу тебе третью – самую главную премудрость.
- Погоди, мулла! Я заранее знаю твою третью премудрость. У ворот своего дома ты скажешь, что умный человек всегда найдёт способ заставить дурака бесплатно таскать его тыквы.
Мулла вздрогнул – так точно Ходжа Насреддин угадал, что он собирался сказать.
- Так знай же, что я сам великий мудрец, - сказал Ходжа Насреддин, - и готов поведать тебе свою премудрость. Она, правда, только одна, но стоит трёх твоих. Только подготовься хорошенько, ибо моя премудрость настолько ослепительна и сногсшибательна, что ты можешь не только ослепнуть, но и лишиться рассудка. Запомни: если кто-то скажет тебе, что твои тыквы не улетели в пропасть и не разбились – плюнь ему в глаза и назови лжецом!
С этими словами Ходжа Насреддин столкнул мешок с тыквами в пропасть, они посыпались из мешка и полетели, разбиваясь о камни. Мулла стал вопить, рвать на себе волосы, и действительно, стал похож на безумного.
Когда меня спрашивают, что такое коммунизм, я отвечаю, что это такая теория, которая должна была ответить, истинна ли третья премудрость муллы.
Крах коммунизма показал, что третья премудрость муллы верна, и умные люди с начала исторических времён до наших дней находят всё новые и новые способы заставлять дураков бесплатно таскать их тыквы.


Рецензии
Уважаемый, Александр!Вы ,увы правы! Жму Вашу руку! С уважением. Владимир.

Апарин Владимир   22.03.2017 12:13     Заявить о нарушении
Спасибо. Согласен, что "увы".

Александр Венгеровский   22.03.2017 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.