О молитве
В настоящее время, в связи с ростом научно-технического прогресса человечества и связанного с ним экологического и культурно-нравственного кризиса, уместно будет задаться вопросом: как использовать то лучшее, чем мы обязаны такому прогрессу, и как помочь человеку и предотвратить те негативные последствия, которые с ним связаны? И тут наиболее остро встает проблема саморегуляции.
Бездуховность и морально-нравственный кризис, повышение уровня преступности, алкоголизм и наркомания, болезни, связанные с ухудшением экологии – вот далеко не полный перечень тех проблем, которыми мы обязаны платить за блага цивилизации, во многом несомненные.
Какой же должен быть выход из создавшегося тупика? Как преодолеть болезнь роста человечества? Как реально помочь людям сохранить здоровье телесное и душевное в этих условиях? Эти и другие вопросы начинают задавать себе все больше людей в наше время. Все больше людей интересуются в этой связи самыми разными методиками оздоровления и самосовершенствования, обращаются также к традиционным духовным учениям, которые вот уже многие века дают людям конкретный метод саморегуляции, выражаясь научным языком - метод духовной молитвы.
Глава 1
Молитва во все времена традиционно занимала в жизни людей большое место. Существуют многочисленные свидетельства ее использования людьми прошлых времен в самых разных областях их жизни: в быту, во время ритуальных действий и сельскохозяйственных занятий, например во время сбора урожая, при засухе и т.д.
Раньше, до возникновения исторических религий, такая молитва носила в основном магический характер. Это были заклинания стихий природы, волхвования, ворожба. Связано это было с первобытным анимизмом, обожествлением природных стихий: солнца, луны, ветра, воды и земли. Древний человек поклонялся этим стихиям, их божествам и приносил им жертвы. Из-за отсутствия в то время традиции фиксации определенных молитвенных и магических формул, существовала традиция их устной передачи, при этом нередко вносились многочисленные изменения в их содержание и общий смысл, нередко, негативные по своим последствиям. Возникала наряду с «белой» магией традиция «черной» магии. Колдуны и ведьмы вступали в контакт с темной, демонической силой природы и использовали ее для своих целей. Нередки были в таких случаях и человеческие жертвы, посвященные грозным божествам.
Возникновение религий связано с появлением письменности. Составлялись новые молитвенные формулы, которые записывались на бумаге или коже животных, табличках из глины и т.п. Менялось и само содержание человеческих верований. Структура религиозных представлений усложнялась, в нее вносились новые элементы. Люди отходили от первобытного примитивного анимизма и принимали более сложные воззрения, открываемые вдохновенными провидцами и пророками.
Все это влияло на содержание и на форму молитвы. Молитва становилась осознанной, в ее характере появлялось светлое ритуальное и мистическое начало. Отмечалось ее обращенность к высоким чувствам людей, к их мышлению.
Само учение о молитве встречается, например, в книгах Ветхого завета. Пророк Даниил, будучи брошен в ров ко львам, молился, и львы его не тронули. (Книга пророка Даниила. Глава 8) Известно, что книга Псалтири читалась ежедневно священниками в Иерусалимском храме, - считалось, что псалмы ее имеют силу молитв. До сих пор в иудаизме существует такая традиция чтения в синагоге или дома, по будням или праздникам, избранных мест из Торы (Ветхого Завета).
Встречается молитва также в христианстве. Иисус Христос дает Свою собственную молитву «Отче наш» ученикам-апостолам. Часто Он молится, как например в Гефсиманском саду в ночь перед Своей казнью, когда упрекает Своих учеников, которые заснули неподалеку: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». (Евангелие от Матфея. Глава 26)
В восточных религиях молитва играет несколько иную роль, чем в западных. Санскритское слово «мантра», которым обозначается такой род молитвы, состоит из сокращения двух слов: «ман(ас)» - «ум», и «тра(йя)» - «защита». Мантра представляет собой мистическую формулу, которая оберегает молящегося, сохраняет его ум от негативных внешних и внутренних психических воздействий.
Наиболее известные и распространенные мантры это: «Ом намо Шивайя» и «Харе Кришна» - в индуизме, «Ом мани падме хум» - в тибетском буддизме, «Намо Амитофо» - в буддизме Китая и т.д.
Цель молитвы, по определению многих религий – в достижении спасения, кроме того, целью ее, с научной точки зрения, может быть также повышение уровня саморегуляции. Молитва создает определенный духовный, психологический и энергетический настрой, благоприятный для совершенствования и оздоровления. В мировой религиозной литературе существуют многочисленные примеры обретения святости и исцеления от болезней по собственным молитвам и молитвам других людей.
Почему же молитва обладает такой силой? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сравнить молитву с практикой аутотренинга и нам станет понятно, почему это так. В самом деле, в них есть много общего. Это методики саморегуляции, которые «запускают» внутренние психические и физиологические механизмы организма человека, которые активно изучаются наукой в наше время.
С другой стороны молитва, по определению религии, обладает и чисто духовной силой, она привлекает духовную энергию, которая оказывает влияние не только на тело, но и на душу человека. Такая энергия - это мощный резервуар космической силы, обладающей положительным характером, оздоравливающим и очищающим молящегося. Свойства этого феномена во многом загадочны, и, к сожалению, не могут быть пока что до конца поняты и изучены наукой. Ей остается только фиксировать многочисленные примеры и свидетельства «чудесных» явлений, которые она не может объяснить.
Как же объясняют этот феномен духовные учения? Во многих священных книгах говорится, что молитва – это «жертва Богу», акт общения с Ним.
«Внемли молитве моей и не презри моления моего» - говорит в псалме пророк Давид.
«Помни учения гуру и молись сострадательному Владыке» - говорится в Тибетской книге мертвых, которая наставляет верующих в их посмертном существовании.
Эти и другие обращения к Высшему Разуму говорят о неком контакте, который устанавливается между ним и молящимся. По-видимому, первому бывает небезразлично отношение человека и его настрой и он подает тому свою силу в ответ на искреннюю и живую молитву.
Из психологии и медицины мы также знаем, что положительный эмоциональный настрой влияет на поведение человека и на состояние его организма. И если молитва может создавать такой настрой, то, очевидно, что она может оказывать влияние на его тело и психику.
Кроме того положительное мировоззрение, которым проникнуты многие духовные и религиозные учения может «закреплять» это состояние, создавая определенную необходимую для этого установку.
Человек способен стать живым «каналом», «проводником» этой энергии Добра, Красоты и Истины. Он может с успехом применять ее силу во всех областях своей жизни, в социальной, общественной, материальной, интеллектуальной и духовной.
Проблема саморегуляции рассматривалась и в философской традиции Древней Греции. Считалось, что эффективным методом саморегуляции является достижение внутренней гармонии и равновесия, через умственное созерцание «идей», первичных по отношению к материи сущностей, в философии Платона.
Платон, развивая диалектический метод «диалога» Сократа, искал умиротворенности и развития души в собеседовании со своими учениками и занятии науками и искусствами: математикой, геометрией, астрономией, философией, музыкой и другими. Традиции афинской Академии, созданной им, легли в основу научного метода образования и воспитания.
Сократ, учитель Платона, говорил: «познай самого себя», в этом лозунге и применении его он видел залог достижения гармонии с миром и самим собой, потому что человек, который знает сам себя, свое устройство, свои достоинства и недостатки, способен найти и путь саморазвития и самоисправления.
Логос-Бог является «Основой всех идей» и, поэтому для того, чтобы преуспеть в вышеперечисленных занятиях, нужно обратиться к этому Первоисточнику. Потому в Древней Греции существовала связь между школой и храмом: ученики Платона приносили «жертву богам», чтобы достичь успеха в науках [1].
Для того, чтобы выйти из того культурного и нравственного тупика, в который зашло человечество в наши дни, необходимо применение в совокупности всех основных научных и религиозных знаний, духовных и оздоровительных систем и методик, одной из которых является молитва. В этой связи насущно необходимо осознанное сотрудничество духовных и религиозных традиций и государства в системе образования и в других культурных и социальных сферах, связанных со оздоровлением и воспитанием людей.
В быту мы часто используем молитву, но, в основном, машинально. Мы молимся про себя, мысленно, и реже – вслух. Поэтому наша молитва, нередко, остается неосознанной и не всегда может создать необходимый психологический настрой. Для того, чтобы исправить это, нужна более глубокая подготовка, необходимо практическое ознакомление с традициями молитвы. В то же время, существует мнение, что действенной может быть любая молитву, идущая от сердца, неважно как совершаемая, устно или в уме.
В любом случае молится можно и нужно, и пусть так хотя бы, как получается у человека. Если он, наряду с другими полезными делами, произнесет хотя бы два-три слова молитвы, то это уже будет хорошим началом для него в деле собственного духовного роста. Это поможет ему победить в себе те недостатки, которые препятствуют его развитию. Поможет это и в деле оздоровления, т.к. настроит его на позитивный психологический лад и привлечет дополнительную духовную энергию.
__________
Глава 2
Часто в нашей повседневной жизни, когда возникают какие-либо трудности или проблемы, мы пытаемся их решить с помощью других людей, забывая, что эти испытания посланы нам свыше, и их преодоление зависит в первую очередь от нас самих. Мы пытаемся как можно скорей избавиться от болезненной ситуации, забывая задуматься над ней и извлечь из нее необходимый урок, в результате чего ситуация повторяется снова и снова. Причина этого - в нашей неуверенности в своих силах, нашем нежелании самостоятельно мыслить, работать и проявлять инициативу, в душевной лени и в недостатке веры тоже. Где же выход из этого положения дел? Для религии очевидно, что в этой ситуации нам прежде всего необходимо осознать, что мы недостаточно сильны без высшей помощи, а потом уже – пытаться изменить что-то, в соответствии с этим пониманием. В этом заключается основное духовное положение и установка, необходимая для поддержания равновесия и баланса, ведь в ней заключена уверенность в том, что ситуацию можно изменить в лучшую сторону. Мировоззрение духовного человека готово к изменению наличного и остается только обратиться к Высшему Источнику в молитве о необходимом и верить, что он силен исполнить то, что тот просит. В то же время человек не должен забывать и о личном усилии, ведь недаром же существует народная пословица: «на бога надейся, да сам не плошай»; молитва – это только начало действия по преодолению себя.
По мере своего морального роста, человек может открывать много нового для себя, открывает мир духовности и религии: его начинает удивлять и радовать убранство храмов, красота возвышенных образов и символики, горящих лампад, торжественность молитв и песнопений. Он открывает свое сердце Богу и в нем происходит внутренняя перемена, развивается его эстетическое и нравственное чувство, он обретает новое понимание действительности. Сказывается это и на его повседневной жизни. Если раньше такой человек мог с равнодушием относиться к ближнему, не понимать искусства, пренебрегать наукой и познанием мира, по причине своей внутренней отсталости и невежества, то под влиянием светлых чувств он преображается и открывает в себе другого человека, более светлого, гармоничного, готового к принятию идей Добра, Истины и Красоты, и в то же время критичного к самому себе, своим недостаткам. В таком состоянии он способен исправить то отрицательное, что есть в его природе и закрепить то лучшее, что ему удалось в ней открыть.
Налицо, как говорится, становится положительное влияние той атмосферы, которая существует в духовных традициях. Теперь человек может начать свое знакомство и со светским искусством, с его образцами, подобными по силе и характеру образцам религиозным. Перед ним открывается захватывающая перспектива знакомства с миром искусства, культуры, науки. Он может использовать опыт молитвы в самых разных областях жизни и деятельности.
Как мы видим, молитву можно с успехом применять в жизни и получать реальный результат; в следующей главе будут подробно рассмотрены конкретные примеры воздействия молитвы на жизнь человека.
__________
Глава 3
В анналах мировых религий существует масса примеров духовного преображения, исцеления от болезней и обретения святости по молитве; есть такие примеры и в современной жизни людей.
Один их ярких примеров такого воздействия содержится в описании истории чудесного обретения православной иконы «Неупиваемая Чаша».
«Явление святого образа произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал все, что имел, и вскоре стал нищенствовать. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды во сне ему явился старец и приказал идти в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы, где находится икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», и отслужить перед ней молебен.
Без денег, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться в путь. Но святой старец явился ему во второй, а потом и в третий раз и грозно приказал исполнить повеление. На четвереньках отправился отставной солдат в монастырь. В одном селении он остановился отдохнуть. Чтобы облегчить боль, старушка-хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день ему стало легче. Опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он дошел до Серпухова.
Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий просил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда подумали: не та ли это икона, что висит в проходе из храма в ризницу? На оборотной стороне ее действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». В лике ученика святителя Алексия - преподобного Варлаама - недугующий крестьянин сразу же узнал являвшегося ему во сне старца. Из Серпухова крестьянин возвращался домой вполне здоровым
Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась по России. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили, чтобы уже возблагодарить Владычицу за Ее великую милость» (История обретения Чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша») [2].
Другой пример исцеления мы находим в книге китайского автора Лю Ицина «Подлинные события». Рассказ называется «Счастливое избавление».
«Ань Сюнь происходил из семьи Лу и был уроженцем округа Уцзюнь. В десять лет мальчик тяжко заболел.
Не помогали самые лучшие лекарства: ему день ото дня становилось все хуже. Монах Фа-цзи из Монастыря на террасе Тайсюэ сказал Сюню так:
- Боюсь, что твоя болезнь происходит от дурных поступков-карма? И никакой лекарь ее не исцелит. Я, бедный странник, полагаюсь на сутру, которая гласит: «Если попадете в тяжелое положение, положитесь на Три драгоценности (Будда, его учение и община), кайтесь в своих прегрешениях, и вы обретете спасение. Отриньте все дурное и суетное, очиститесь от мирского тлена и сосредоточьтесь на одном! Тогда Вы непременно излечитесь».
Сюнь так и поступил. В собственном жилище он устроил пост Гуаньшииню-Авалокитешваре. С чистыми помыслами обратил он свои мольбы к Бодхисаттве, превозмогая болезнь, отбивал поклоны, сосредоточил мысли на причинах и следствиях. На седьмую ночь Сюнь вдруг увидел золотую статую высотой более чи. Он три раза погладил статую от головы до ног и почувствовал, как болезнь покидает его. Поскольку ему было явлено чудо, Сюнь тут же пожелал уйти в монахи. Он отыскал Монастырь на террасе Тайсюэ, трудился на религиозном поприще, не ведая устали. Сюнь зачитывал «Сутру цветка Закона», питался только овощами, соблюдал долгий пост. В продолжении тридцати семи лет он постоянно устремлял свои помыслы на перерождение в небе Тушита. В шестнадцатом году правления династии Сун под девизом Великая радость (440) он покинул столицу. О последних годах его жизни ничего не известно» [3].
Современная наука также признает факт благотворного и целебного влияния духовной энергии и энергии молитвы на здоровье человека.
Японский исследователь Масару Эмото сфотографировал под микроскопом воду в замороженном состоянии, которая перед этим была «заряжена» молитвой. Форма ее молекулярной структуры в этом случае приобрела симметричный вид, в отличие от той же самой воды, в случае когда над ней произносились грубые слова или включалась тяжелая рок-музыка. В последнем случае структура воды приобретала асимметричную форму. Также изменялись ее свойства, хотя химический состав оставался прежним [4].
Обряд освящения воды молитвой существует во многих религиях. Считается, что вода освященная таким образом обладает целебным эффектом.
Я коснулся в этой главе в основном лишь темы благотворного и целебного влияния молитвы на человека и его здоровье, но подобное влияние оказывают также и такие духовные практики, как, например, цигун-терапия и медитация. Хотелось бы упомянуть здесь немного и о них.
Китайский мастер цигун Вон Кью-Кит пишет в своей книге следующее:
«Китайские ученые обнаружили, что вода, заряженная мастерами цигун, приобретает особую молекулярную структуру, но спустя несколько дней теряет лечебные свойства. Не исключено, что болезнь отступает за счет того, что заряженная вода восстанавливает нарушенную структуру ДНК» [5].
Известно также, что «исследование медицинского центра Wake Forest Baptist (Северная Каролина, США) показало, что медитация осознанности снижает эмоциональную боль на 44%, а интенсивность боли – на 27%» [6].
В наши дни происходит взаимодействие науки и религии, науки и нетрадиционных систем оздоровления, которое отражается в специальной литературе и СМИ, развивается понимание человеком культурно-нравственных и медицинских проблем и способов их решения, и это вселяет надежду на то, что людям в наше время удастся преодолеть кризисные и негативные моменты в их жизни, обрести здоровье и уверенность в своем будущем.
__________
Молитва, медитация, оздоровительные практики типа цигун «включают» высший уровень саморегуляции человека, который влияет на изменение его психологических, интеллектуальных и физиологических характеристик. При этом человек, вдруг, может открыть в себе новые удивительные способности или стать участником ярких и необычных событий в своей жизни. Каждое событие приобретает для него теперь новое значение, он открывает радость жизни, находит источник силы и уверенности в такого рода практике. И не только те, кто испытывает проблемы со своим здоровьем, но и многие здоровые люди ощущают такое благотворное влияние на свою повседневную жизнь.
Примечания
1. «Сократ. Я вижу, вы собираетесь отблагодарить меня сполна и щедро! Что ж, Тимей, тебе, кажется, пора говорить, по обычаю сотворив молитву богам.
Тимей. Еще бы, Сократ! Все, в ком есть хоть малая толика рассудительности, перед любым неважным или важным начинанием непременно призывают на помощь божество» (Платон. Тимей. URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/27timei.htm).
2. Газета «Голос православия», № 45 (446) декабрь 2005 г.
3. Религии Китая. Хрестоматия. - «Евразия», - СПб., 2001. С. 412.
4. См. Масару Эмото. Тайная жизнь воды - «Попурри», 2006.
5. Вон Кью-Кит. Искусство цигун. / ЛитМир: электронная библиотека: [сайт]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=106960&p=38 (дата обращения: 10.12.2020).
6. Журнал Mindful, 3 декабря 2015. / Фонд Контемплативных Исследований: [сайт]. URL: https://www.contemplative.ru/meditation-pain-2015/ (дата обращения: 10.12.2020).
Свидетельство о публикации №216022500174