Мода на маньяков

               

Если в книгах, фильмах, телесериалах появляются злодеи, в их поведении должна быть логика, мотивация, причинно-следственная связь. Просто так злодействовать они не могут. Но если автор выводит своего отрицательного персонажа маньяком, задача упрощается. Не надо анализировать и осмысливать его поведение, можно приписывать ему любую чушь, объясняя все это маниакальностью. Так легче и проще сконструировать сюжет.

Незабываемое впечатление от мексиканского сериала «Просто Мария». Девушка из деревни работает в городе служанкой, через двадцать лет становится известнейшим модельером. Кто назначен на роль злодействующего существа? Лорена - женщина, которой Мария ничего плохого не сделала и не сказала. Она просто так ее ненавидит. Безо всяких причин.

Когда-то брат Лорены соблазнил Марию и бросил, став отцом ее ребенка. Но к жизни богатой счастливой Лорены это не имело никакого отношения. У нее есть все – дом, деньги, муж, ребенок. Живи и радуйся. Мария нигде не перешла ей дорогу – они не соперницы. Но Лорену заклинило на навязчивой идее преследовать Марию. Она бросает все и всю жизнь посвящает беготне за Марией. Берет пистолет, надевает парик, выслеживает героиню, чтобы в очередной раз выкрикнуть: «Мария, ты служанка! Мария, ты служанка!»

У создателей сериала даже мысли могло не возникнуть, что они смешат народ. Они искренне создавали серьезное произведение. А как раз это и приводит к комическому эффекту. Лорена не может пережить, что служанка стала не служанкой. Одна из финальных сцен – разряженная Мария в деревенском сарае стоит на коленях перед Лореной. Та в парике целится в нее из пистолета.

Кто вызывает жалость? У Марии – ясно, что будет хэппи-энд. А Лорену по законам жанра, скорее всего, угробят. Хотя могли бы назначить исправительно-трудовые работы: отправить к Марии служанкой.

Отец Марии Режины, герой бразильской теленовеллы «Нежный яд», в детстве с ней грубо разговаривал. Мужик он простой, без образования, он со всеми был достаточно грубоват. Выросшую Режину заклинило на маниакальном желании отомстить. Образ маньячки должен был вызывать содрогание – волосы актрисе покрасили в мрачный черный цвет, заставили максимально вытаращить глаза и только так взирать на окружающих. Возможно, создатели вовсе не считали эту героиню карикатурной. Режина изображала демонический хохот, всем угрожала. И хотя реальных злодейств за ней числилось не так уж и много, умудрилась врезаться в память как главный вампир сериала. Были преступники хладнокровнее и изобретательнее. Режина больше говорила, чем делала. И перетянула на свою сторону часть аудитории – из-за антипатии, которую вызывал не очень обаятельный актер, сыгравший роль ее сериального отца, главный порок которого заключался в том, что манеры его не отличались обходительностью. В конце, разумеется, надо было ее убить, и тогда поклонники актрисы вообще облились слезами.

Флора из сериала «Фаворитка» ненавидела Донателлу с детства. Родители больше баловали приемную дочь, чем родную. И в результате родная взъелась на весь белый свет. Но Флора – не истеричка. Она угрожать впустую не будет. Она пойдет делать. Флора методично совершает преступление за преступлением. 

Но здесь интереснее, потому что ей двигало корыстолюбие – желание отбить богатого мужа, родить наследника, получить часть состояния… Я предпочитаю злодеев с логикой. И не истеричных. Потому что психопаты, у которых было трудное детство, – это уже стало штампом.


Но в финале Флору-таки превратили в такую вот сумасшедшую. В конце выясняется трогательная деталь – все это она совершала потому, что ей не хватало любви Донателлы. Осталось только заплакать.

Витор из «Тропиканки» ненавидит рыбацкую деревню и мечтает испортить жизнь всем рыбакам без исключения. Потому что когда-то его мать была влюблена в рыбака, предпочитая его законному мужу. Но этого героя, несмотря на все его изощренные мстительные порывы, в конце пощадили – отправили лечить психику. Никого не убил – и на этом спасибо.

Конечно, существуют маниакальные личности с бредовыми идеями, но болезнь у них протекает не совсем так, как это нам демонстрируют авторы сценариев и книг, которым какого-то героя надо сделать крайним и обелить всех остальных. В результате маньяки заполонили страницы книг и телевизионный эфир, вытеснив здоровых внятных понятных преступников, хотя, естественно, не целиком – герои с мотивацией в сюжетах еще остаются. Хотя из них легче легкого сделать банальных дураков.

Злодеи бывают очень забавными. Герой одного из отечественных сериалов, адвокат Копейко (видимо, с говорящей фамилией), ходит по улицам и громко на глазах у прохожих обсуждает свои преступные планы: кого он убьет, кого ограбит, кого подставит. Ему только еще микрофона не хватало! Я бы на его месте вышла на Красную площадь и сделала объявление.

Уже давно укоренилось понятие «комический злодей» - причем отнюдь не только в жанре комедии. Они вызывают не ту реакцию, на которую рассчитывали создатели. Вместо ужаса люди веселятся.

Казалось бы, страшный фильм по роману Агаты Кристи «Десять негритят». Герой актера Зельдина, судья, заманивает на остров девять человек, совершивших когда-то каждый по преступлению, и убивает их одного за другим. Таким образом он осуществляет самосуд. Ужас? Сначала – да… Но потом сценарист вкладывает в уста главного героя фразу: «Правосудие поднялось на зиящую высоту». Это говорит он, убивший почти десяток людей. Конечно, себя он тоже покарает, поднявшись на еще большую зияющую высоту.

Пародии на детективы (фильмы Тарантино, «Призрак замка Моррисвиль») иной раз не вызывают такой реакции, как произведения, сделанные, по мнению авторов, совершенно серьезно. Большинство романов Агаты Кристи я люблю, но когда у нее появляются русские коммунисты, которые пытаются свергнуть британскую демократию, убивая одного столпа общества за другим, я даже не знаю, кто выставлен карикатурнее – мои соотечественники или честные мудрые британцы.

Американцы иной раз вообще не заморачиваются, когда показывают борьбу хороших и плохих парней. Кто-то просто плохой, да и все. И каждую секунду своего существования отрицательный персонаж ломает голову, как бы еще навредить человечеству, пока в конце не возникнет толпа хороших парней, чтобы вывести его на чистую воду. А то он свою «плохость» не осознает.

Интересно было бы наблюдать за героем, метания которого по-человечески понятны, логичны, ясны, убедительны. Но за маньяком? Глотая очередную порцию его абсурдных угроз человечеству и мизантропии на пустом месте? У кого-то маньяк вызывает жалость, кому-то он скучен. Из-за однообразия. Он как заезженная пластинка долбит одно и то же, упершись в идею-фикс. И мне не понятно, что в этом интересного. Я вижу здесь скорее халтуру авторов, которым не хочется себя утруждать объяснениями.

И еще – достижение некой эффектной цели: у разумных преступников есть чувство меры, включаются «тормоза», они не перейдут некую черту, а маньяки (в понимании авторов) сделают все что угодно, им можно приписать самые кровожадные мотивы и любые поступки. Любители триллеров (океанов крови и гор трупов) в таком случае останутся не удовлетворены – для них слишком мало злодейства. Им надо потрафить.

А то кто же тогда безо всяких причин отведет героя или героиню в сарай, прицелится? И завопит: «На колени!»


Рецензии
Таких Лорен, на самом-то деле, полным полно в нашей реальной жизни. В школе выбраковывают детей, заранее ставя клеймо.
А служанка Мария испоганила честь семьи Лорены. У нас просто уже нет сословий, и не понять.

Ольга Шорина   19.02.2022 04:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.