Самосуд

Самосуд. ( черновой вариант)
Я всегда была против смертной казни. Всегда. Даже сейчас, когда меня спрашивают: почему, я неизменно отвечаю:" Потому что никто не вправе отнять человеческую жизнь!" Я не представляю для себя никакого другого ответа. Нет, я с абсолютной уверенностью могла бы сказать, что в эмоциональном порыве , в какой- то бешеной схватке или в отчаянном положении я, скорее всего смогла бы нажать на курок и закончить таким ужасным образом свой страх или предчувствие собственной гибели .. Но это только гипотетически. Видимо, понимание греха закладывается от самого рождения в определённые " духовные карманы" , куда нельзя положить все то, что может превратить человека в зверя.
Я - достаточно любознательна и в силу своей профессии довольно наблюдательна . Нет почти ничего такого, что не отложилось бы в моей памяти и не подверглось бы критическому анализу. Одним из самых любимых мной фильмов был" Место встречи изменить нельзя" . Захватывающий сюжет, сумасшедшее развитие интриги, колоритность образов. Все.. Абсолютно всё без исключения рассказано, как невероятно захватывающее приключение , не лишенное при этом философского смысла о той эре милосердия, в которую верил главный герой. Я , да и наверное вы тоже обратили внимание на то, что все воры, которых нам показывают, какие- то слегка гротесковые, веселящие наше миропонимание о том, " что вор должен сидеть в тюрьме" . Конечно, должен, думаем мы. И, конечно, допускаю, правы.. И Кирпич, прототипом которого был знаменитый шепелявый вор по кличке Тлюша, сидевший на Колыме, и Ручечник, настоящее имя которого Владимир, был списан с известного и очень талантливого" трясуна ", носившего в реальной жизни почему - то кличку " Негр" , и Копченый , и " заблудившаяся" Манька- Облигация, бегающая в" неподкованных сандаликах" - все они показаны нам, как слегка деградировавшие морды, не желающие работать на благо государства и советского народа, который, действительно, всегда страдал. Такова страшная история страны, в которой мы все жили. Но был в этой киношной эпопее лишь один безусловный злодей, к которому все , абсолютно все относились , как к мрази и нечеловеку. Фокс! Убийца! Мокрушник!
Сейчас, когда я стала больше узнавать о той, другой стороне жизни моего отца, я понимаю, что Фокс, названный Ручечником " вором в законе" , быть таковым не мог только по одной причине. Мокрушники не "коронуются" . Это строгий воровской закон. А Убийцы " вне воровского закона" .
Я вспоминаю рассказы отца о его детстве в эвакуации и те истории, которые, как ему казалось, я могу услышать .. Пожалуй, я опишу в одном повествовании несколько эпизодов, которые можно объединить общим страшным словом" Самосуд"..
Папа приехал в хлебный город Ташкент в" собачьем ящике". Раньше в поездах были такие. Специально для перевоза собак. Попал под бомбежку, но поезд не разорвало. Его мама вместе с сестрой прибыли в эвакуацию гораздо раньше . И папину младшую сестру Розу забрали в специальный детский дом , где детей кормили и хоть немного воспитывали, пока мама могла найти работу. Отец разыскал сестру , вызвал через " посыльного" к дверям приемника и спросил:
- Хочешь домой, к маме?!
- Конечно хочу! ,- ответила Роза.
- Тогда побежали.
Через полчаса они уже стояли перед мамой, которая грозно спросила: -
- Зачем ты её забрал? Чем я буду вас кормить?!
- - Я буду вас кормить ,- ответил мой отец. Ему не исполнилось тогда и четырнадцати лет..
Чем может кормить семью ребёнок? Только тем, что ему удастся украсть. Думаю, что мама наверняка знала, чем промышляет её сын. Но молчала.. Почему? Не знаю! Наверное, потому что тогда у неё не было выбора. Я не могу её ни понять, ни осуждать. Это не моё право.
Знаю только, что отец пошёл на рынок.
В то время там ошивалось много разного народа. Дети, женщины, старики. Приходили с тем, что удалось вывезти, из такого далёкого уже, родного дома. Продавали, меняли, обсуждали новости с фронтов. На рынке все чаще стал появляться рослый мужчина в кожаном пальто. Все называли его" комиссаром". В представлении " мирных" людей только чекисты и СМЕРШевцы могли носить такую одежду. Он был всегда один. Что- то покупал и уходил.
Ранним утром размеренный рыночный галдёж прервал крик ребёнка. Он украл с прилавка несколько булок и бежал от продавца между торговых рядов. Пожилой узбек, уставший от голодных беспризорных детей и от того, что каждый раз он приходил домой , не досчитавшись выручки, нагнал его почти у выхода и стал бить. Неистово, зло. Кричали все: дети, женщины , как вдруг " нарисовался в рыночном" продоле" " Комиссар" . Он быстро достал из кармана пистолет и застрелил продавца булок. На глазах у всех. Тут же, почти мгновенно появились милиционеры, подбежали к " Человеку в чёрном " и попытались закрутить ему руки,. Но он достал из нагрудного кармана документ , показал и ушёл.
Когда я услышала эту историю впервые ,моё детское сознание перевернулось! Мне было жалко всех без исключения. И мальчика, и продавца, и всех, кто стал свидетелем этого убийства. Была ли в этом некая справедливость мне и сейчас понять трудно.
Чуть позже, лет через 20 ко мне в гости пришёл папа.
- Где малые?!, - спросил он, имея ввиду моих сыновей!
- В комнате ! В дурака режутся!
- Он молча прошёл в детскую, отобрал колоду и тоном, не терпящим возражения, обратился ко мне..
- Ещё раз увидишь, бей по рукам со всей силы! Чтобы запомнили..
- Мне это показалось не то что бы странным, а просто непозволительным вмешательством в детские невинные развлечения. И лишь спустя несколько лет мой нынешний муж рассказал папину историю, которая почему- то" обошла мои уши" .
" Валенки"
- Глеб! Ты знаешь, что я сидел в лагере. Долго сидел. Из всех развлечений там были только карты и шахматы, сделанные из хлебного мякиша. Было ещё домино, но вертухаи, державшие его в своём ящике , говорили так:" Домино сюда положено, а играть не положено"! Был у меня единственный настоящий друг. Мы стояли с ним всегда" плечом к плечу" . Однажды он присел поиграть в карты. " На интерес" . Интересом могли быть только те вещи, которые нужны всем. Такой вещи у моего друга не было. Поэтому он заявил, что ставит валенки, принадлежащие его товарищу. Когда он проиграл и пришёл их забрать, чтобы рассчитаться по карточному долгу, то оказалось, что эти валенки уже проиграны ранее. Как ты думаешь что с ним сделали?
- - Не знаю, Лев Иосифович! Наверное, избили?!
- - Его зарезали, Глеб!
- Я уже был законником, но даже я не смог ему помочь! Я запомнил это навсегда . Поэтому и сказал Свете, чтобы била детей по рукам ! А тебе скажу только одно:" Никогда не ставь на" жизненный банк" то, что тебе не принадлежит'!"
Самосуд- это страшная вещь! Он беспощаден и , как правило,неотвратим там, где нет чётких установленных правил. На " воровских зонах" , где есть " воры в законе" - самосуд это всегда" беспредел" ! Никакие тяжёлые проступки сидельцев не проходят мимо воровского сходняка. Это- негласное и нигде не записанное правило. Только общий сход решает в чем человек виноват и заслуживает ли он наказания. Как правило, выслушиваются все аргументы.и только потом выносится решение. Совсем недавно я услышала это от одного " законника", который придерживается и до сих пор этих правил. Я специально задала ему этот вопрос, потому что услышала от своего друга , очень талантливого и известного художника Григория Данеляна ещё одну историю, случившуюся уже с его отцом.
Вот она..
...
Однажды я гулял с отцом по улицам старого Тбилиси и на глаза нам попался человек без руки. Он , завидев нас,ретировался на другую сторону переулка . Уходил быстро, опустив голову и пряча глаза..
- Видишь этого курда- , сказал мне отец?! Это я отрубил ему руку лопатой.Я попал в концентрационный лагерь в Польше. С нами сидел заключённый , заболевший тифом.Бедняга попал в лазарет и его паёк ( 50 граммов хлеба )откладывали .А потом обнаружили пропажу. Хлеб воровал вот этот курд. Сейчас мне жутко об этом вспоминать, потому что потерять руку за 50 граммов украденного хлеба- это страшнее страшного.
Я привожу этот рассказ Григория практически без купюр. Но он идёт вразрез с тем, что я слышала от своего отца о " крысятничестве на зонах" . За это никогда не казнили ! По старым воровским традициям нельзя воровать хлеб и яйца. Почему именно эти продукты- загадка. Один из нынешней" трудящейся братии" сказал мне, что скорее всего это связано с древними религиозными постулатами.. А вот попросить хлеб, вопреки распространённому правилу" Не верь! Не бойся! Не проси! " как раз- таки можно. И никто не вправе отказать .
Вероятнее всего , этот самосудный поступок отца Григория был признан абсолютно справедливым и случившимся в результате сильного " эмоционального накала" . Такое в тяжёлых голодных зонах бывало.. И бывало нередко.
Сейчас я пишу все это и мне очень тяжело! Но я не могу не рассказать о ещё одном эпизоде, случившемся в жизни моего папы.
"Помни дело Павлова!"
Однажды, в моем далёком детстве, к папе в гости приехал Женя. Папа называл его" Гога" . Теперь я понимаю, что это была кличка. Они сидели вместе в Колымском концентрационном лагере. Надо добавить, что в лагерях сидели все: политические, разбойники, воры, мокрушники, интеллигенция, упрятанная в лагерь на 10 лет за прослушивание по радио" Голоса Америки" или за анекдот про Хабиббулина - Гуталинщика( так в зонах называли Сталина) . Народ был разный . Многие уходили в побег! Известно о мятеже, который поднял Павлов. Одномоментно забурлил весь ГУЛАГ. Заключённые перебили охрану и несколько тысяч человек рванули на волю. Разыскивали их очень долго. А потом после того, как их арестовали , был скоротечный суд и новый срок - 25 лет( тогда была отменена смертная казнь) .
В каждом бараке висел плакат"Помни дело Павлова!" Всех морально- неустойчивых и склонных к восстаниям предупреждали :25- это не мякиш сжевать.
Отец и Гога " Колымили " на лесозаготовке. Они уже носили " погоны" воров в законе , видели и прошли многое. Работать они не могли по убеждениям. В чем они заключались? Все очень просто! Нельзя работать на ту власть, которая впаяла тебе огромный, неподъёмный срок. Таков лагерный " понятийный закон". Но кто - то должен был обязательно отработать за тебя. Потому что на всех стройках советского народного хозяйства был установлен план. Не выполнишь, пришьём саботаж! Делянок было много и " страдальческий народ" привозили на работу из всех лагерей.
" Хозяином" , или начальником общего лагерного пространства был в то время генерал Дейнеко. Бравый на вид мужик. Летом ходил в генеральских штанах с лампасами , но почему- то щеголял при этом голым торсом..
Он очень скрупулезно разогревал на лесозаготовительных делянках мангал, который мы привыкли видеть в своей обыденной жизни , как предмет для приготовления шашлыка,и бережно раскладывал шампуры. Только мяса мой отец не видел...
- Гога! Посмотри на этого фраера. А где мясо? Комаров жарить и жрать что ли будет?! ,- шепотом спросил отец..
Они весело смеялись, но так чтобы этого никто не слышал.
Подъехала машина.Из неё высыпались заключённые и генерал попросил подойти к нему нескольких..
- - А вы, что за пОтрохи свинячьи?! , спросил он..
- - Товарищ,генерал. Это- возвращённые беглецы по " делу Павлова" , отрапортовал один из вертухаев..
Генерал , не думая ни одной секунды резко вонзил раскалённые шампуры в животы несчастных людей и весело ухмыляясь , приговаривал" Падлы вонючие"...
Я стала свидетелем нескольких фраз , сказанных папой и Гогой в их совместных воспоминаниях :
- Гога! А ты помнишь, как ты обосцался тогда?!
- - Лева! Я когда это вспоминал , сцался от страха ещё пол года...
Когда я спросила отца поддерживает ли он смертную казнь, уже в этой, теперешней жизни, он не задумываясь ответил" Она нужна!" В этом наши взгляды не совпали. Мне его позиция казалась жестокой. Но разве я вправе его осуждать?! Я не прожила и тысячной доли его страшной жизни.


Рецензии