Выбор

Выбор.. ( черновой вариант)
" Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает". Звучит рефреном в голове. И на музыку красивую очень смачно" намазывается". В ритме вальса. Раз, два, три. Раз, два, три... Легко.. Непринуждённо.. Как в кино... А в жизни все по- другому. Иногда с болью,, иногда с разочарованием, иногда весело и задорно. , что называется" махнём не глядя!" Что выбралось, то и твоё...
К моему счастью, я жила в полной семье! У меня не было трудного выбора , когда я садилась ангелом на плечики моих родителей. Думаю, что я ещё оттуда, с небес " взяла" себе правильных. Тех, кто дал мне в жизни огромный гандикап. Эдакий бонус. Мама- красавица, талантливая певица. Папа умный, вмеру авантюрист, с большим чувством юмора и невероятной доброты и ласки человек. Когда я повзрослела я видела его именно таким. В детстве он казался мне жестким, требовательным. В моем школьном дневнике должны были быть только отличные оценки, моя рожа должна была обязательно светиться на всех досках почета. Помню свою фотографию с огромным фингалом на лбу и абсолютно печальными глазами. Вот так и провисела с 3 по 8 класс, напоминая мне о неудачном заходе в стеклянную дверь.
Родители предоставили мне шикарный шанс самоидентифицироваться в 16 лет. И придумать кем я хочу быть : белоруской Светланой Николайковой( моя мама никогда не меняла свою девичью фамилию) " или еврейкой Светланой Эпштейн. Надо сказать, что в советской стране, где мне говорили" жидовка" , жить было очень неуютно. Сама твоя судьбинушка постоянно намЯкивала , что нужно помнить о том, что ты человек " отсортированный" в другую корзину, где для тебя уже почти закрылись вакансии при поступления на юридический, журналистский , и многие другие гуманитарные факультеты. Поэтому те , имевшие, выбор в сторону более" правильной" национальности очень редко выбирали" проблемную" .
Моя мама жила в белорусской деревне, пережила оккупацию, выросла в абсолютной нищете , нося попеременно со своей старшей сестрой одни туфли на двоих. После окончания школы она поступила на вокальное отделение Брестского музыкального училища и никогда в своей жизни не сталкивалась с тем, что кого- то можно ненавидеть по национальному признаку. Для неё человек был или хорош или говно! Других критериев она не выдумывала.
Папа родился в семье, где его отец занимал довольно высокий пост, вступил в партию, но тем не менее, своего сына( моего папу) он обрезал по древним традициям своего рода и народа. Абсолютно Еврейская семья.
. "Как мой папа мог связать свою жизнь с женщиной, которая никак и никогда не смогла бы поддерживать его еврейские привычки" , - спросите вы?! А никак! Полюбил! А все остальное- это условности! Думаю, чт о в этом случае он не мучался проблемой выбора! Беру, потому что моё! И все!
Мы часто обсуждали дома ситуацию, когда мне придётся сделать свой первый выбор.
- Запишись еврейкой! Захочешь уехать из этой поганой антисемитской страны,никогда не сможешь,если запишешь себя, как белоруску. ,- лепетала мама.
- - Не слушай её! Она никогда не была еврейкой., чтобы понимать что это такое на самом деле и как с этим жить! Запишись белоруской! Иначе ты испортишь себе всю жизнь, живя в поганой антисемитской стране, - поддерживая последнюю мамину фразу , говорил папа
.Что мне было делать и кого слушать я не понимала. " Ай! Придёт время и все само по себе как- нибудь- уляжется!
В 1983 году я, как и все подросшие для состояния выбора дети, пришла в паспортный стол.
- Так , девушка! Что пишем в графу национальность?,- спросила толстая тётенька одетая в серую юбку с перекошенным швом и масляным пятном на боку. . Вижу, что ваш отец еврей, а мать белоруска! Пишем в паспорт белоруска? Правильно?!
- Нет! , ответила я! В паспорт пишем еврейка!
- Почему я сказала именно это Я и сейчас не понимаю. Помню только , что в голове молниеносно пронеслись мальчишки , сидящие на скамейке , мимо которых я проходила каждый день в школу и Их ехидное"О! Жидовка идёт!" И папа... Мой любимый папа, который всю жизнь с этим прожил и почему- то стал сильным, уважаемым , важным для меня, для мамы и для всех своих друзей! Именно последнее обстоятельство- детская обида за папу , умноженная на мой юношеский максимализм и привели меня к такому нестандартному выбору , который испортил лицо паспортистки.
Через час я пришла домой..
- - Все! Я записалась еврейкой! , выдохнула я, понимая, что совершила ошибку..
- Молодец! -, Сказала мама.. Нечего этого стесняться!
- Какая же ты дурная и наивная!,- улыбнулся папа. , понимая, что я все- таки сделала первый шаг в формировании собственного характера! Он уже знал, что в жизни мне придётся бороться! И свой первый " бой" с самой собой и с предстоящими трудностями я выдержала..
Я училась уже в институте.. Встречалась с парнем. И решила заикнуться, что пора выйти за него замуж! Мне всегда казалось, что мой строгий папа, который очень редко меня хвалил и всегда спрашивал с меня, как со взрослой, обязательно скажет мне:" Никаких замужеств не будет! Сначала закончишь институт, потом устроишься на работу, а уже только потом посмеешь мне рассказать какого там " недостойного" ты выбрала!"
Поэтому я решила, что самый удобный момент для такого разговора - это обед. Мы сели за стол. И я очень робко начала ..
-Я наверное скоро выйду замуж ..
- Делай , как знаешь.... , - слегка безразлично сказал отец...
- Что? Я не ослышалась? Ты мне не запрещаешь?!
- Если я тебе скажу:" Выходи", а потом ты будешь несчастлива, то я буду всегда перед тобой виноват! Если я скажу " Не выходи!" И ты будешь несчастлива, так никого потом и не встретив, то виноватым ты будешь считать тоже меня! Поэтому делай, как хочешь!
- - Папа! Я не узнаю тебя! А если мне попадётся какой- нибудь идиот?!
- - Запомни раз и навсегда! Мужья не попадаются! Их всегда выбирают!
Я прожила с первым мужем почти 15 лет. Родила двоих сыновей.
Папа помог открыть мне мой первый самостоятельный бизнес. Ресторан. К тому времени я стала взрослой, интересной женщиной и очень многие мужчины влюблялись в меня. Как правило " без последующих отягчающих мой брак обстоятельств" . В один из первых дней работы моего ресторана я решила сделать красивую презентацию. Накрыли потрясающие столы. Вести вечер пригласили известного телеведущего и шоумена Егора Хрусталёва. В конце вечера он обьявил конкурс.
- - А сейчас мужчины, присутствующиее в зале встанут на одно колено и признаются в любви к хозяйке .
Вышло около пяти смельчаков. Среди них был один , которого я очень любила. . Любила, как настоящего друга! Как доброго и щедрого человека. В наших отношениях была абсолютно чистая и невинная привязанность, которая и делала наши чувства светлыми и не замученными котлетами , борщами и вареньем, сваренным на зиму.. Андрей. Он признавался в своих чувствах последним .Честно говоря, очередь была абсолютно немногочисленной! И я поняла, , что не так легко признаться в любви даже в шутейном конкурсе.
Что говорил Андрей я , пожалуй, и не вспомню! Говорил очень откровенно, проникновенно. Все присутствующие в зале перестали сомневаться в том, что между нами ничего никогда не было. Думаю, что он вложил в свои слова все то, в чем боялся при знаться мне. Я была в шоке, потому что вечер, так хорошо начавшийся, мог быть бесповоротно испорчен уж по крайней мере для моего мужа. И я впервые растерялась.. Весь " зал" смотрел на меня , а я на папу ! И вдруг он уверенно вышел на середину зала и громко произнёс :" А сейчас я хочу признаться тебе в любви! Дайте мне микрофон! "
Он встал на одно колено и произнёс то, что и сейчас звучит в моих ушах и застряло " занозой " в сердце!
- " Доченька! В твоей жизни будет ещё очень много достойных мужчин, которые будут клясться тебе в вечной любви и преданности! Но ты должна помнить одно, :"Есть только один единственный мужчина, который вкладывает в эти слова особый и абсолютно правдивый смысл . И только для него ты будешь единственной женщиной, которую он не способен предать никогда! Это- отец! "
Зал взорвался аплодисментами. Все остальные признания казались уже пустяковыми, ничего не значащими и абсолютно безопасными. Моя и без того кристальная репутация была спасена.
Папа очень хотел, чтобы я открыла и работала именно в ресторане. То, что это один из самых трудных бизнесов , мы тогда ещё не знали.. Но он очень любил застолья и мог часами произносить тосты . Один из них стал правилом и моей жизни..
- -Вон в углу сидит Изя , у которого 100 рублей в кармане. ,- говорил отец. Он- друг моего детства. А у Миши, который слева от меня 100 000 рублей. А чуть правее - Николай, у которого 100 000$. Но сегодня мы все за одним столом. И едим одну на всех картошку, селёдку и блины. Потому что сесть за один общий стол - это не привилегия. Это- закон твоего выбора.
После ухода папы я часто размышляю над нашими с ним беседами.
- - Никогда не делай скоропалительных выводов. Старайся во всем разобраться. Если тебе нечего сказать- лучше помолчи! Послушай, что говорят умные люди.
В связи с этим вспоминаю свой недавний разговор с друзьями. Прекрасными, талантливыми людьми Ириной И Эммануилом Виторганами. Мы приехали к ним в Юрмалу. Среди прочего говорили и об ощущении счастья..
- Не понимаю почему некоторые говорят:" Ненавижу Москву! Терпеть не могу Питер! Не люблю Минск, этот" комсомольский" во всем город... Германию не люблю, потому что там убивали евреев..Израиль не люблю, потому что там жарко и кругом евреи... "
Не люблю то.. Не люблю это.......вот я всё люблю! И Минск, и Беларусь! И в Израиле мне хорошо, и в Москве я Живу! И в Питере, и в Вильнюсе, и в Риге, и в Эстонии... Мне везде хорошо!!!! Когда еду на машине, когда ношусь, покупая подарки детям... Когда катаюсь с мужем на мотоцикле и ловлю ветер руками....
Говорила, говорила, а потом мудрый Эммочка, Эммануил Виторган хитрО , улыбаясь, Говорит:" А главное, хватает же у них времени и сил ненавидеть всё И сразу! " Умный..Умный Эммочка... Он, как бы всегда в стороне и всегда, внимательно слушая, наблюдает...
А я и сейчас люблю..Это наполняет мою жизнь смыслом. Потому что это- мой выбор!


Рецензии