Цена свободы

Этот случай перевернул все в моей жизни. Раньше я работал продавцом-косультантом в книжном магазине в городе Новороссийске. Он расположился прямо в бухте Цемесской. Более принятое название ее – Новороссийская. Я жил прямо у моря, там была моя квартира.  А работал чуть ли не в самом конце города, на его противоположной его части. Из-за этого море почти не было видно. Обидно, конечно, но я не сильно расстраивался. Ведь внимание мое привлекали лишь книги. Я устроился в этот магазин лишь из-за них. Я с детства любил книги, читал их постоянно. Бывало, мама придет ночью, укутать, а вместо сына спящего видит читающего. В этих  историях, среди бумажных страниц, я находил самое интересное. Там проходила моя жизнь.

Однажды, когда у нас не было посетителей, я наткнулся на одну очень интересную книгу. «Цена свободы». Так она называлась. Я пролистал ее, повертел в руках со знанием дела. Вместо имени и фамилии автора здесь был псевдоним: Отшельник. Я подумал, признаюсь, что это был мужчина. Но открыв книгу на самой первой страничке… Да это была девушка едва ли старше меня! Я очень удивился. И попросил взять эту книгу домой. Мой хозяин согласился только тогда, когда я заплатил ему всю стоимость книги.

-А как же скидка сотрудникам?- обидчиво спросил я тогда. Мой хозяин рассмеялся и ответил, что эта книга должна стоить намного дороже!

-Честно говоря, - по секрету сказал он мне.- Я сам брал ее домой. Не платил. А когда прочитал, то  заплатил вдвойне. Этот автор пишет невероятно для своих лет! Без сомнений – она талантлива от природы!

Я взял книгу домой и за один вечер прочитал. Скорость чтения у меня была просто маниакальная! На следующий день, придя на работу, я сперва нашел шефа.

-Вы правы!- воскликнул я и тут же добавил:- А есть ли у нас еще что-нибудь того же автора?

Хозяин магазина почесал голову. Он осмотрел картотеку привезенных товаров за все время, но покачав головой, возвратился ко мне.

-Увы, Андрей, видимо это первая книга Отшельника! Точнее Отшельницы!- рассмеялся мой шеф. Я поморщился. Скажу по правде, смех у него на редкость мерзкий. Я говорю это не из-за неприязни к нему, нет наоборот, я очень уважаю шефа! Но вот смех его подводит! Такой скрипучий, зловещий.

-Интересно, почему  у нее такой псевдоним?- спросил я, разглядывая фотографию милой девушки с длинными темными волосами и смеющимися глазами. Цвет их узнать было нельзя – фотография сделана черно-белой. Как и большинство иллюстраций.

-Потому что она отшельник!- заявил мой шеф. – Поговаривают, что она колесит по России. Вроде бы, родилась Отшельница в Ярославском округе. Точно не помню, кто-то говорил о ней. Рассказывал, что она ездит по русским городам в поисках вдохновения и нигде подолгу не останавливается!

Я оторопел. Теперь понятно. Теперь все понятно! В надеждах, что ее книги появятся на полках в книжном магазине на конце города Новороссийска и на то, что она однажды посетит этот чудный городок, я поблагодарил шефа и вернулся к работе. Сегодня было на удивление многолюдно! На следующей неделе привезли еще одну ее книгу. Конечно же, я купил ее и прочитал. Так я жил весь последующий год до случая, изменившего мою жизнь бесповоротно.

Я обслуживал посетителей, когда в магазин вошла стройная не высокая девушка. Одета она была в джинсы, совсем легкие и светлые, футболку и кожаную куртку черного цвета. Последнее очень привлекало внимание, учитывая то, что на дворе было лето, а находился Новороссийск рядом с Черным морем. Чем-то эта девушка была мне знакома. Но вот чем, хоть убей, не знаю. Она прошла к первому стеллажу. Без интереса посмотрев книги на нем, она перешла к следующему. И вдруг она остановилась. Прямо у стеллажей с книгами Отшельника! Взглянув на последнюю выпущенную книгу  этого автора, девушка в кожаной куртке улыбнулась. Она взяла книгу в руки и погладила по переплету. Честно признаться, я в этот момент очень приревновал книгу. Она была последней, и которую я еще не покупал! И как назло, весь тираж кончался на этой самой злосчастной книжке! Я отошел от дамочки, которая спрашивала у меня какой-то учебник. Та от возмущения что-то закудахтала, к ней подбежал мой шеф и, успокаивая ее, отвел в сторону. Я же подошел к стеллажу, у которого стояла девушка и  спросил:

-Покупаете?

Девушка пожала плечами и вопросом на вопрос ответила мне:

-Вы читали?

Я кивнул и сказал:

-Ничего так, книженция, но читали и лучше!- я хотел, что бы она положила книгу и ушла своей дорогой, но не тут-то было.

-Все равно я ее возьму, поговаривают, что Отшельник очень талантлива!- улыбаясь и глядя на меня своими смеющимися глазами, парировала девушка. Я покраснел. Эта девушка – не промах! Но я уже планировал сегодняшний вечер – вечер чтения этой самой книги. Теперь либо придется находить ее в электронной библиотеке, либо читать какую-то другую книгу. Это меня расстроило.

-Пройдемте на кассу,- грустно сказал я. Девушка в черной куртке улыбнулась. Я пролистнул на первую страничку с фотографией автора  и оторопел. Это же Отшельник! Девушка в черной куртке являлась автором книги, которую решила купить! Энергично сравнивая покупательницу с фотографией, я пришел к выводу, что это она и есть.- В-вы…- заикаясь, произнес я. Девушка в черной куртке поднесла палец к губам.

-Да, я!- шепотом произнесла она. Я пробил книгу. Девушка, заплатив, последний раз улыбнулась мне и ушла из магазина.

Я оторопело смотрел в ее сторону. Очнулся я лишь после того, как на меня накричала женщина.

Шеф решил дать мне отпуск.

-Ты, Андрюха, слишком заработался! Когда у тебя в последний раз был отпуск? Полтора года назад? Что же! Иди-ка, отдохни недельки две! А то совсем себя замучил этой Отшельницей!

Что же, отдых мне действительно не повредит! Я согласился на отпуск только при условии, что шеф, если встретит Отшельника, сразу позвонит мне. На следующий день я решил пройтись по набережной. После книг, моим любимым занятием было наблюдение за морем. Я стоял и наблюдал за приливом. Солнце слепило мне глаза, но это было терпимо. Помню, в детстве часто убегал сюда, только бы смотреть на море. Оно казалось бесконечным.

-Привет,- сказал кто-то за моей спиной. От неожиданности я чуть не подпрыгнул. Я повернулся к человеку, который со мной поздоровался. Почему такая уверенность, что здоровались именно со мной? Потому что более никого в столь ранний час не было на набережной. Я оглянулся на того человека. Да это же была Отшельница! Она стояла рядом со мной и, держа книгу, улыбалась мне.

-Привет,- тихо ответил я. Она подошла по ближе и протянула ко мне книгу. Ту самую, что вчера купила.

-Возьми! Ты так расстроился, что я ее купила! Не хотела тебя обидеть!- девушка улыбалась и смотрела на меня серо-зелеными глазами. Темные волосы были аккуратно зачесаны в высокий хвост. Я осторожно взял книгу и взглянул на обложку. – Открой! Тебя ждет небольшой сюрприз!

Я повиновался любимой писательнице. Открыв форзац, можно было заметить надпись: «Подарок преданному поклоннику книг Отшельника» и подпись. О большем я и мечтать не мог. А Отшельница тем временем собиралась уже уходить.

-Стойте!- останови ее я. – Вы тут ходите с группой туристов?

-Да,- улыбнулась девушка.

-Знаете, я намного лучше знаю этот город, чем эти ваши экскурсоводы! Я проведу вас в самые красивые места! И расскажу больше, чем они!- вспылил я, а когда умолк, густо покраснел. Ну кто просил меня болтать? Такая, как она, никогда не согласится прогуляться с таким, как я! Но, вопреки моим ожиданиям, Отшельница сказала:

-Ну что же! С юношей, вроде тебя, гораздо приятней гулять по городу, чем с этими монотонными роботами!

Я был на седьмом небе от счастья! Еще не очень веря в свое везение, я провел писательницу к своему мотоциклу. Это моя третья страсть!  Без мотоцикла я как без рук!

-На этом красавце мы увидим намного больше мест, чем пешком!- сказал я, с лаской похлопывая по своему железному коню.- Но, конечно, если вы против мотоциклов, то…

-Нет, что ты! Я обожаю мотоциклы! На них гораздо быстрее доедешь, чем на машине! – оптимистично заметила Отшельница. – Поехали!

Девушка рассмеялась и надела на голову шлем, протянутый мной. Я дал ей самый безопасный, себе же взял мой старый, щемивший мне голову. Мы уселись на мотоцикл, она села прямо сзади меня и обхватила меня руками. К счастью на этот момент мое красное, как помидор, лицо скрывал шлем. Я нажал на газ, мотоцикл резко поехал вперед. Так я возил Отшельницу по самым красивым местам до вечера. А после, остановился на побережье. Небо уже окрасилось в ярко-красный. Мы слезли с мотоцикла и сняли шлем.

-Я люблю здесь бывать,- пояснил я девушке, которую возил сегодня по самым красивым местам.

-Понимаю, - ответила мне Отшельница. Так мы стояли минут пять: молча созерцая закат. Я вдруг понял: мы катались целый день по городу, не зная имен друг друга! Ну с ней-то понятно! Анонимность, как-никак! А я! Не может же она, прощаясь со мной сегодня, сказать: пока, продавец из книжного магазина! Стоп! Прощаться? Об этом я и не подумал.

Она держала меня под локоть, облокотившись на плече. Я отошел от нее, освободив сперва руку. Отшельница вопросительно на меня посмотрела.

-Что случилось?- спросила она. Я вздрогнул. Она обращалась ко мне волнующимся голосом! Да что это со мной? Неужели меня так сильно волнует расставание с ней?

-Ничего… Просто, просто мне не хочется, что бы этот момент кончался!..- выпалил я, резко повернувшись к девушке. Она заглянула в мо глаза и улыбнулась. У нее была такая чудесная улыбка! – Я читал все ваши книги, которые были в продаже. Они потрясающие!

Я не знал, что со мной творится! Я смотрел в глаза Отшельницы, сердце мое колотилось. В животе, как будто порхали бабочки. Я не мог, просто не мог оторвать взгляда от ее серо-зеленых  смеющихся глаз. Щеки мои покрывал румянец. Я даже чувствовал это, но не придавал значения. Для меня в этот момент существовала лишь она. Не было ни заката, ни набережной, ни меня. Лишь она.

Наконец, я оторвал взгляд от ее глаз. Подойдя к мотоциклу и включая мотор, я, не глядя на писательницу, спросил:

-Уже поздно, вас отвезти домой?

-Да, пожалуйста!

Вскоре мы подъехали к гостинице близко расположенной к набережной.  Она слезла с мотоцикла и сняла шлем. Я старался не смотреть на Отшельницу.

-Спасибо тебе за все! Сегодня был потрясающий день!- сказала она, подойдя ко мне. Не смотреть на нее было все труднее. Она положила свою тоненькую миниатюрную руку на мое плечо и сказала:- Меня зовут Таня.

Я снял шлем и взглянул на нее. С чего бы ей открывать мне, простому продавцу из книжного магазина, свое настоящее имя?

-Таня?- переспросил я. Она улыбнулась и кивнула. Я улыбнулся в ответ и произнес: - Я – Андрей!

-Как мило!- Таня рассмеялась и обняла меня. Я оторопел. Мы попрощались. Но все равно я был грустен. Она заметила это.

-Почему ты грустишь?- спросила Отшельница.

-Потому что боюсь тебя больше не увидеть!- от горя я случайно перешел на «ты». И сразу осекся. Я боялся, что обидел ее.

Но она лишь снова улыбнулась и заглянула ко мне в глаза.

-Не беспокойся! Я буду в Новороссийске столько, сколько потребуется!

Она улыбнулась в последний раз и ушла в гостиницу.

Когда я вернулся домой, то сразу свалился в кровать. Хоть за день я набегался, уснуть у меня не получалось. Мои мысли занимала Она. Отшельница. Так я проворочался до самого утра. Умывшись, я позавтракал и сел в кресло. В руках моих лежала книга. Я открыл ее на первой странице  и начал читать. Нет, у меня не получалось! Я постоянно отвлекался на всякие мелочи. Вроде голосов, доносившихся с улицы. Или ветра, бьющегося в форточку. Неужели, я разучился читать?

Решив прогуляться и развеяться, я спустился к мотоциклу.  Уже надевая шлем, я вдруг услышал, как подъехал кто-то на подобном виде транспорта, что и мой.

-Покатаемся?- спросил кто-то за моей спиной. Сзади стояла Таня!

-Да, конечно, если вы так просите!- смущенно произнес я.

-Кончай! Можно подумать, что я старше тебя раза в два и являюсь твоей строгой троюродной теткой по отцовской линии! – рассмеялась моя любимая писательница.  Я улыбнулся в ответ.- Садись на мотоцикл, и поехали!

Я повиновался ей. По-другому просто было не возможно! Мы катались по городу и ближе к обеду, заехав в продуктовый магазин, остановились на набережной. Зачем нам надо было в магазин? Что бы пообедать в этом месте, наблюдая за морем и разговаривая о чем-то своем.  И все бы ничего, если б не телефон Тани. Он задребезжал в кармане ее кожаной куртки. Отшельница достала сенсорный мобильник одной из последних моделей.

-Ответить?- спросила она меня. Я кивнул. Чуть отойдя от меня, она стала разговаривать по телефону, изредка делая продолжительные паузы и слушая собеседника:-  Я слушаю…  А!  Аня! Давно не разговаривали! Как дела? Как ресторан?... Ясно, ясно!.. Что? Приехать на день рождение к Юле? Но ты же помнишь, как мы с ней поссорились!.. Что? Она готова меня простить? Ну что же!- тут Таня рассмеялась и ответила абоненту: - Раз так, то не гоже мне не приехать! Заодно повидаюсь с остальными!

В этот момент мой мир перевернулся. Она уезжает! И, похоже, очень скоро… Этого просто быть не может! Я посмотрел на линию горизонта, отделяющую море и воздух.  Тучи заволокли небо и теперь грозно надвигались в сторону Новороссийска. 

-Ну вот! Тучи!- досадно протянула Таня. Я оглянулся. Но после опять опустил взгляд.- Что-то не так?

-Ты уезжаешь!- ответил я.

-В чем проблема? Поедем со мной?- улыбнулась писательница. Я в удивлении обернулся.- Знаешь, почему я путешествую? Нет? Потому что на одном месте не сыщешь вдохновения! Мне нужна свобода! Но свободу нужно заработать. В свое время, лет с пятнадцати, я усердно работала. Бывало, домашние придут, зайдут в подъезд, а там, в лифте, сплю я! Конечно, я тогда безумно уставала. Но я копила всю свою зарплату. Родители думали, что я на одной работе, на самом деле на трех. Мне не важно было здоровье. Главное – свобода. И не важно, какая будет за нее цена! Я освободилась от пут сравнительно не давно, года два-три назад! За все это время я столько повидала, пока ездила по стране!

Она взглянула мне в глаза.

-А что важно тебе, Андрей?- спросила Таня у меня.

-Не знаю!- честно признался я.

-Поехали со мной по стране! У меня во многих городах есть друзья! – говорила она.

И вот! Теперь уже года два, как я с ней езжу по стране. Мы столько видели прекрасного! Мне пришлось уволиться из книжного  магазина. Ну что же! Такова моя цена за кусочек свободы!


Рецензии