Соленый огурец...

*******
    ***

Зима. У природы нет плохой погоды. Каждое время года по-своему прекрасно.

Я родилась и выросла в замечательном крае, с красивой и разнообразной природой, где четыре месяца царствовала зима. Зима – волшебница.

Вот и снова навестила она нас. Дохнула холодом, напустила на нас ветры и метели снежные. Запахнувшись в снега, застыла природа. Красота суровая, неописуемая белизна, режущая глаза. Кружатся в воздухе нежные снежинки, снегу видимо-невидимо. И лежит он беспорядочно, обняв все вокруг, возвышается сугробами.

Раздольно детворе на снежной горке. До позднего вечера они резвятся на санках.

Так каждый день  я  с друзьями с утра до сумерек без воды, без лакомой крошки во рту, каталась на снежной горке. Было весело, задорно.

Было  мне шесть лет. Лежала я с высокой температурой, болело горло. Проснулась, когда уже было светло, а в доме  тепло от затопленной мамой печи. Дома никого. В избе было тихо, только ходики на стене щелкали маятником. Старшие брат и сестра были в школе. Мама возилась в сарае со скотиной.

К отцу пришел товарищ, и мама попросила их из погреба вынести запасы – соленые огурцы, помидоры, грибы.

*******
   ***

«Без окон, без дверей, полна горница людей». Ну, конечно же, это огурец. Перед глазами зеленый пупырчатый крепыш, с аппетитным хрустом. Соленый огурец считался непременным атрибутом любого застолья. При одном слове рот наполняется слюной.

Рецептов соления огурцов множеств, но родители мои солили обычным способом – попросту солили. Гораздо позднее пользовались рецептом маринования, а в то время было просто – соль и вода. Вкус от этого не сильно портился. Для начала всю неделю готовились: парили кадочки, кипятили воду в чугунах для заливки посола, чтобы отстоялась и поостыла, режут укроп и хрен, черносмородинный и дубовый лист для крепости и духа.


В чистую отпаренную кадушку укладывали плотно вымытые огурцы, дно и каждый слой закладываемых огурцов перекладывали  листьями смородины, созревшими зонтиками укропа, листьями дуба, листьями и корнем хрена. Заливали прокипяченным и охлажденным рассолом. Воду брали колодезную или родниковую, соль использовали каменную крупную, не йодированную. Накрывали чистым деревянным кругом, сверху придавливая грузом. Холодильников не было, поэтому хранили в погребе. Раньше месяца не стоило тревожить огурцы. Через 2-3 месяца огурцы были готовы к употреблению.

*******
   ***

Итак, вернемся: мне было шесть лет. Росла я здоровеньким ребенком, родителям не доставала хлопот. Но, изредка случалось такое: болела редко, но «метко». Заболела так, что родители вынуждены были вызвать доктора на дом. Такое в те времена, вызвать доктора на дом, было крайне редкостью. На этот раз: болело горло, высокая температура, кашель. Была одета: в теплые с начесом штаны, шерстяные, связанные любимой бабушкой, носки, на голове платок, и старый пиджачок старшего брата Сергея.

Выписал доктор какие-то желтые таблетки. Они были хоть маленькими-маленькими, но отвратительно горькими. Принимать их – для меня была настоящей пыткой. Мама моя подолгу уговаривала меня принять их. Я и тут оказалась на выдумку хитра. Как-то я обнаружила маленькую дырочку в кармане пиджака, и наловчилась незаметно от мамы закидывать  отвратительную таблетку в это «отверстие».

Внесли в дом соления из погреба: капусты, грибов, помидоров, и, конечно же, моих желанных огурцов. В больших эмалированных блюдах мама расставила их на столе, для порядка прикрыла большой тряпичной вышитой салфеткой и предупредила, чтобы я не притрагивалась к ним, потому что они были очень холодными.

Мама  вышла в сарай покормить скотину. В избе осталась я одна. Аппетитно пахло солеными огурцами, что текли слюни. Пока мама отсутствовала, я скинула с себя одеяло, побежала к столу с солениями. Приподняла салфетку: огурцы в соленом виде  в упор смотрели на меня. Я с хрустом вгрызлась в бок соленому, в тоже время еще холодному-холодному огурцу. Успела сделать несколько откусов, услышав мамины шаги на крыльце, еле добежала до кровати, укрылась головой одеялом и притворилась спящей. Таким путем я справилась с одним большим огурцом (может в моих детских глазах, он казался таким вот большим).

Так я всем на удивление  быстро пошла на поправку. Только будучи взрослой, об этом я рассказала маме.

Вот такие, брат, дела!

Вылечила меня не таблетка, а соленый огурец!


Рецензии