521-й истребительный авиационный полк

521-й истребительный авиационный полк.

(краткая историческая справка)

521-й истребительный авиационный полк сформирован в период с 15 сентября 1941 года по 3 октября 1941 года на аэродроме Рыбинск при 14-м запасном авиационном полку по штату 015/174.

Нахождение в строю:

С 15 сентября 1941 года по 17 сентября 1942 года (368 дней).

В составе действующей армии:

С 6 октября 1941 года по 26 августа 1942 года (325 дней) Перечень №12.

В составе Видов Вооружённых Сил.

С 15 сентября 1941 года по 17 сентября 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 15 сентября 1941 года по 3 октября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Московского Военного Округа.
С 6 октября 1941 года по 10 января 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Западного Фронта.
С 10 января 1942 года по 10 мая 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил 39-й Армии Калининского Фронта.
С 16 мая 19432 года по 26 августа 1942 года – в составе 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта.
С 26 августа 1942 года по 17 сентября 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Приволжского Военного Округа.

В составе авиационных дивизий и бригад:

С 6 октября 1941 года по 10 января 1942 года – в составе 43-й смешанной авиационной дивизии.
С 10 января 1942 года по 28 февраля 1942 года – в составе 31-й смешанной авиационной дивизии.
С 15 мая 1942 года по 14 июня 1942 года – в составе 209-й истребитедьной авиационной дивизии.
С 14 июня 1942 года по 14 августа 1942 года – в составе 210-й истребительной авиационной дивизии. Выведен на доукомплектование в 5-й отдельный учебно-тренировочный авиационный полк.
С 26 августа 1942 года по 17 сентября 1942 года – в составе 3-й запасной авиационной бригады.

Командир полка:

Майор Вусс Василий Никифорович – с 17 сентября 1941 года по 21 апреля 1942 года. Ранен при взрыве мины-лягушки на аэродроме.
Старший лейтенант Кобылочный Тимофей Артемьевич – с 16 октября 1941 года по ? ВрИД.
Майор Бобров Владимир Иванович – с 6 июня 1942 года по 17 сентября 1942 года.

Военный комиссар полка:

Батальонный комиссар Ущев Василий Степанович – с 1 января 1942 года по ?

Начальник штаба полка:

Капитан Шарихин Николай Васильевич – с 15 сентября 1941 года по февраль 1942 года.

Участие в операциях и битвах:

Формирование – с 15 сентября 1941 года по 3 октября 1941 года.
Вяземская операция – с 6 октября 1941 года по 13 октября 1941 года.
Ржевско-Вяземская операция – с 10 января 1942 года по 20 апреля 1942 года.
Сычёвско-Вяземская операция – с 8 января 1942 года по 20 апреля 1942 года.

Итоги боевой деятельности полка в Великой Отечественной Войне:
Боевых вылетов – 2261
Воздушных боёв – около 100
Сбито самолётов противника – 79
Свои потери:
Боевые:
Лётчиков – 17
Самолётов – 32
Небоевые:
Самолётов – 16

Герои Советского Союза:

5 мая 1942 года. Клещёв Иван Иванович. Майор. Командир эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка 31-й смешанной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил Калининского Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №569.

Потери:

2 февраля 1942 года. Матвеев Григорий Фёдорович. Младший лейтенант. Командир звена 521-го истребительного авиационного полка. Погиб в боевом вылете на самолёте Як-1. Похоронен на аэродроме Кубинка.
3 февраля 1942 года. Суэтин Василий Никитович. Младший лейтенант. Лётчик 521-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-1.
6 февраля 1942 года. Баканов Василий Алексеевич. Младший лейтенант. Командир звена 521-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени). Погиб в воздушном бою на самолёте Як-1. Похоронен на кладбище посёлка Кантелово.
8 февраля 1942 года. Киевский Иван Матвеевич. Капитан. Заместитель командира эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени). На самолете Як-1 погиб при выполнении боевого задания: при атаке Ju-88 на малой высоте его истребитель сорвался в штопор и разбился вместе с летчиком. Похоронен в деревне Климово Калининской области.
19 февраля 1942 года. Маслак Василий Григорьевич. Младший лейтенант. Командир звена 521-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета. Посмертно награждён орденом Красной Звезды.
21 апреля 1942 года. Рябовский Константин Михайлович. Военный техник 1-го ранга. Старший техник эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красной Звезды). Убит при взрыве немецкой мины-"лягушки" на аэродроме Климово. Похоронен в деревне Тальцы Калининской области.
15 июня 1942 года. Талалаев Андрей Андреевич. Сержант. Лётчик 521-го истребительного авиационного полка. Погиб на самолёте Як-1 при выполнении тренировочного полёта. Похоронен на аэродроме Мигалово Калининской области.
30 июля 1942 года. Варнавский Анатолий Никитович. Лейтенант. Командир звена 521-го истребительного авиационного полка. При взлёте на боевое задание на самолёте Як-1 врезался в лес. В тяжелом состоянии был доставлен в лазарет, где через 4 часа умер. Похоронен в деревне Большое Ильино Каменского района Калининской области.
9 августа 1942 года. Сулоев Борис Александрович. Старший сержант. Лётчик 521-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-1.В донесении о потерях отсутствует. Его самолет и его останки нашли в Тверской области. 7 августа 2021 года было торжественное захоронение в село Погорелое Городище. Информация предоставлена Ириной Винярской.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.

Воздушные победы:

9 октября 1941 года. Клещёв Иван Иванович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Ju.88 в районе станции Мещерская(2)
10 октября 1941 года. Бабков и Клещёв. На истребителях ЛаГГ-3 сбил в группе Ju.88.
10 октября 1941 года. Бабков и Клещёв. На истребителях ЛаГГ-3 сбил в группе Bf.109.
14 декабря 1941 года. Клещёв Иван Иванович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 в районе аэродрома Ватулино(3)
13 января 1942 года. Клещёв Иван Иванович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в группе He.113 в районе северо-западнее Медынь.
13 января 1942 года. Клещёв Иван Иванович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в группе He.113 в районе северо-западнее Медынь.
15 января 1942 года. Гринчик Алексей Николаевич. Сбил самолёт противника.
15 января 1942 года. Гринчик Алексей Николаевич. Сбил самолёт противника.
10 февраля 1942 года. Клещёв Иван Иванович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Ju.88 севернее Мончалово(4)
11 февраля 1942 года. Клещёв Иван Иванович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в группе FW.189 над южной окраиной Жуково.
13 февраля 1942 года. Бабков и Клещёв. На истребителе ЛаГГ-3 сбили в группе Ju.87.
13 февраля 1942 года. Бабков и Клещёв. На истребителе ЛаГГ-3 сбили в группе Ju.87.
13 февраля 1942 года. Бабков и Клещёв. На истребителе ЛаГГ-3 сбили в группе Ju.87.
7 марта 1942 года. Бобров Владимир Иванович. На истребителе Як-1 сбил в группе Ju.88 в районе Мончалово – Нечаево.
7 марта 1942 года. Бобров Владимир Иванович. На истребителе Як-1 сбил в группе Bf.110 в районе Мончалово – Нечаево.
22 марта 1942 года. Алкидов Владимир Яковлевич. Сбил Ju.87 в районе Окороково.
22 марта 1942 года. Алкидов Владимир Яковлевич. Сбил в группе Bf.109 в районе Окороково.
22 марта 1942 года. Баклан Андрей Яковлевич. На истребителе Як-1 сбил Ju.87 в районе Окороково(4)
22 марта 1942 года. Баклан Андрей Яковлевич. На истребителе Як-1 сбил в группе Bf.109 в районе Окороково.
22 марта 1942 года. Селищев Сергей Гаврилович. Сбил Ju.87 в районе Окороково.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего Западным Фронтом №0369/н от 5 декабря 1941 года.

Киевский Иван Матвеевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Боевого Красного Знамени.
Кобылочный Тимофей Артемьевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Боевого Красного Знамени(1).

Приказ Командующего Западным Фронтом №0405/н от 18 декабря 1941 года.

Вусс Василий Никифорович. Капитан. Командир полка. Орден Боевого Красного Знамени(2).
Баканов Василий Алексеевич. Старший сержант. Лётчик. Орден Боевого Красного Знамени.
Клещёв Иван Иванович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Боевого Красного Знамени.

Приказ Командующего Калининским Фронтом №099/н от 26 марта 1942 года.

Алкидов Владимир Яковлевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Ленина(1)
Баклан Андрей Яковлевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Ленина(1)
Селищев Сергей Гаврилович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Ленина.

Приказ Командующего Калининским Фронтом №0102/н от 28 марта 1942 года.

Бабков Василий Петрович. Старший лейтенант. Штурман полка. Орден Красного Знамени(1)
Карначёнок Николай Александрович. Сержант. Лётчик. Орден Боевого Красного Знамени(1).
Медведев Лев Иванович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Боевого Красного Знамени.
Азаров Иван Прокофьевич. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Антонов Николай Васильевич. Сержант. Авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Вавула Григорий Яковлевич. Старший сержант. Авиационный механик. Орден Красной Звезды(1)
Вьюшков Александр Кузьмич. Военный техник 1-го ранга. Старший техник эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Гольсков Николай Васильевич. Военный техник 1-ранга. Механик звена. Орден Красной Звезды(1)
Зябликов Фёдор Михайлович. Военный техник 1-го ранга. Начальник Воздушно-Артиллерийской Службы полка. Орден Красной Звезды(1)
Ивлев Степан Петрович. Военный техник 2-ранга. Механик звена. Орден Красной Звезды(2)
Маслак Василий Григорьевич. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды. Посмертно.
Моргунов Александр Сидорович. Военный техник 1-ранга. Механик звена. Орден Красной Звезды.
Мортиков Владимир Дмитриевич.  Старший сержант. Авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Рябовский Константин Михайлович. Военный техник 1-ранга. Старший техник эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Сотов Григорий Алексеевич. Военный техник 1-ранга. Механик звена. Орден Красной Звезды(1)
Сухинин Иван Кузьмич. Военный техник 1-ранга. Инженер полка по эксплуатации. Орден Красной Звезды(1)
Татаринцев Пётр Павлович. Военный техник 1-ранга. Старший техник эскадрильи по вооружению. Орден Красной Звезды(1)
Щербаков Юрий Борисович. Сержант. Авиационный механик. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Калининским Фронтом №0132/н от 27 апреля 1942 года.

Бобров Владимир Иванович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Ленина.
Гринчик Алексей Николаевич. Военный инженер 2-го ранга. Заместитель командира эскадрильи. Орден Ленина(1)
Гимпель Евгений Никифорович. Капитан. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Кобылочный Тимофей Артемьевич. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(2)
Иванушкин Михаил Петрович. Младший военный техник. Авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Крылов Михаил Васильевич. Военный техник 1-го ранга. Инженер полка по электрическому и специальному оборудованию. Орден Красной Звезды.
Марфин Александр Иванович. Военный техник 1-го ранга. Механик звена. Орден Красной Звезды(1)
Опарин Владимир Иванович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Соколовский Вячеслав Иванович. Военный техник 3-го ранга. Старший инженер полка. Орден Красной Звезды.
Тимофеенко Владимир Фёдорович. Сержант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Шарихин Николай Васильевич. Капитан. Начальник штаба полка. Орден Красной Звезды.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года. Москва.

Клещёв Иван Иванович. Майор. Командир эскадрильи. Орден Ленина.

Приказ Командующего Калининским Фронтом №0240/н от 22 июня 1942 года.

Вусс Василий Никифорович. Майор. Командир полка. Орден Ленина(2).
Ущев Василий Степанович. Батальонный комиссар. Военный комиссар полка. Орден Красного Знамени(1)

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

Вооружение:

ЛаГГ-3 – с сентября 1941 года по ?
Як-1 – с 24 февраля 1942 года по август 1942 года.

Дислокация:

Рыбинск – с 15 сентября 1941 года по 3 октября 1941 года.
Климово – с ? по ?
Кимры – с 14 августа 1942 года по 28 августа 1942 года.

19 сентября 1942 года на основании Приказа НКО№00196 от 10 сентября 1942 года и Директивы Начальника Штаба Приволжского Военного Округа № орг/004278 от 17 сентября 1942 года 521-й истребительный аваиационный полк расформирован.

Интересные факты из истории полка:

В апреле 1942 года командир эскадрильи капитан Клещёв Иван Иванович назначенный на должность командира 434-го истребительного авиационного полка добился перевода в этот полк группы лучших лётчиков полка. В 434-й истребительный авиационный полк были переведены:
Клещёв Иван Иванович
Алкидов Владимир Яковлевич
Бабков Василий Петрович
Баклан Андрей Яковлевич
Карначёнок Николай Александрович
Все они впоследствии стали Героями Советского Союза. Кроме того звание Героя Советского Союза было присвоено и бывшему командиру 521-го истребительного полка Боброву Владимиру Ивановичу.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку.

Алкидов Владимир Яковлевич – с 26 февраля 1942 года по апрель 1942 года.
Бабков Василий Петрович – с октября 1941 года по апрель 1942 года.
Баклан Андрей Яковлевич – с 26 февраля 1942 года по апрель 1942 года.
Бобров Владимир Иванович – с 26 февраля 1942 года по 17 сентября 1942 года.
Карначёнок Николай Александрович – с октября 1941 года по апрель 1942 года.
Клещёв Иван Иванович – с октября 1941 года по апрель 1942 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку:

Бабков Василий Петрович – с октября 1941 года по апрель 1942 года. 5 групповых побед в составе полка.
Баклан Андрей Яковлевич – с 26 февраля 1942 года по апрель 1942 года. 1 личная и 1 групповая победа в составе полка.
Бобров Владимир Иванович – с 26 февраля 1942 года по 17 сентября 1942 года. 2 групповые победы в составе полка.
Карначёнок Николай Александрович – с октября 1941 года по апрель 1942 года. Побед в составе полка нет.
Клещёв Иван Иванович – с октября 1941 года по апрель 1942 года. 3 личные и 8 групповых побед в составе полка.

Личный состав полка:

Абдулаев Мехти Мамедович
Азаров Иван Петрович
Азаров Иван Прокофьевич
Алкидов Владимир Яковлевич
Антонов Николай Васильевич
Ахмистов Илья Прокофьевич
Бабков Василий Петрович
Баканов Василий Алексеевич
Баклан Андрей Яковлевич
Бобров Владимир Иванович
Вавула Григорий Яковлевич
Варнавский Анатолий Никитович
Вахлаков Иван Ксенофонтович
Верисов Иван Филиппович
Вусс Василий Никифорович
Вьюшков Александр Кузьмич
Гайшун Михаил Матвеевич
Гайшун Михаил Моисеевич
Гимпель Евгений Никифорович
Гольсков Николай Васильевич
Горкуша Василий Андреевич
Гринчик Алексей Николаевич
Гущин Василий Фёдорович
Дмитриев Василий Григорьевич
Дырдин Павел Владимирович
Егоренко Григорий Степанович
Ермаков Николай Алексеевич
Зябликов Фёдор Михайлович
Иванушкин Михаил Петрович
Ивлев Степан Петрович
Ионов Сергей Дмитриевич
Иофинов Шлем Абрамович
Карначёнок Николай Александрович
Картомышев Сергей Максимович
Киевский Иван Матвеевич
Кирпиченко Никифор Абрамович
Клейсон Евгений Фёдорович
Клещёв Иван Иванович
Кобылочный Тимофей Артемьевич
Крылов Михаил Васильевич
Лобода Иван Макарович
Мамлеев Хасан Мертохудинович
Марфин Александр Иванович
Маслак Василий Григорьевич
Матвеев Григорий Фёдорович
Медведев Лев Иванович
Медков Сергей Семёнович
Моргунов Александр Сидорович
Мортиков Владимир Дмитриевич
Немцов Валентин Сергеевич
Нырков Сергей Васильевич
Опарин Владимир Иванович
Пустовойт Дмитрий Андреевич
Розувай Михаил Иванович
Рубцов Георгий Иванович
Рябовский Константин Михайлович
Селищев Сергей Гаврилович
Семёнов Николай Фёдорович
Соколовский Вячеслав Иванович
Сотов Григорий Алексеевич
Сулоев Борис Александрович
Сухарев Василий Иванович
Сухинин Иван Кузьмич
Суэтин Василий Никитович
Тагиров Тагир Юнусович
Талалаев Андрей Андреевич
Татаринцев Пётр Павлович
Тимофеенко Владимир Фёдорович
Удодов Георгий Семенович
Ущев Василий Степанович
Федосеев Александр Степанович
Федотова Александра Александровича
Шарихин Николай Васильевич
Шпарский Михаил Евстафьевич
Щербаков Юрий Борисович
Юганов Виктор Николаевич

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 16 октября 2021 года.

Алкидов Владимир Яковлевич

Родился в селе Алкужи в семье рабочего. По национальности русский. По окончании неполной средней школы работал слесарем. Прошёл обучение в аэроклубе.
В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу.
С июня 1941 года лейтенант Алкидов участник Великой Отечественной войны в составе 87-го истребительного авиационного полка. Участник боёв за Москву в составе 521-го истребительного авиационного полка.
По завершении битвы за Москву 521-й истребительный авиационный полк перебазирован на Калининский фронт, под Ржев. 22 марта 1942 года звено в составе В. Я. Алкидова, А. Я. Баклана и С. Селищева одержало победу в воздухе над 27 немецкими самолётами, пять из них были сбиты. За этот бой командующим воздушной армией М. В. Громовым в торжественной обстановке отважным лётчикам были вручены ордена Ленина.
В апреле 1942 года В. Я. Алкидов переведён в вновь сформированный особый 434-й истребительный авиационный полк. В составе этого полка Алкидов воевал на Южном фронте, участвовал в боях под Харьковым и Сталинградом.
В этих боях им было совершено триста боевых вылетов и лично сбито десять самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года
за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство
лейтенанту Алкидову Владимиру Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 917).
22 июля 1942 года в районе города Калач-на Дону, Алкидов был сбит. Будучи тяжело раненым сумел выпрыгнуть с парашютом, но при приземлении потерял сознание и попал в плен. Во время плена находился в лагере военнопленных в 20 км северо-западнее г. Калач, затем был переведен в госпиталь для военнопленных в г. Миллерово, из которого 8 августа 1942 года совершил побег, скрывался на хуторе ****няки Мигулинского района Ростовской области. 11 декабря 1942 года был задержан местными полицаями и передан итальянским войскам и направлен в лагерь военнопленных находящийся в местечке Мешково Мигулинского района Ростовской области. 21 декабря 1942 года Алкидов совершает второй побег, переходит линию фронта и является в особый отдел одной из стрелковых дивизий Красной Армии[3].
29 декабря 1944 года направлен для прохождения дальнейшей службы командиром звена в 529-й истребительный авиационный полк 296-й истребительной авиационной дивизии.
В августе 1945 года, в должности командира звена 529-го ИАП, гвардии капитан Алкидов принимал участие в Советско-японской войне, где совершил 5 успешных боевых вылетов на штурмовку, лично уничтожил один паровоз и три вагона, а также поджег мост, за что был награждён орденом Красной Звезды
С 1946 года капитан Алкидов — в запасе. Жил в городе Славянске-на-Кубани (Краснодарский край). Умер 27 ноября 1982 года.

Бабков Василий Петрович

Родился 14 апреля 1918 года в селе Кушугум (Запорожская область Украины). Окончил 7 классов и ускоренный курс школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1933-1934 гг. работал электриком на заводе "Запорожсталь". После рабфака поступил в электротехнический институт и одновременно в местный аэроклуб. 23 марта 1937 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. Окончил Борисоглебское училище военных лётчиков и получил назначение в Брянскую авиационную бригаду.
В канун Великой Отечественной войны 123-й ИАП, в котором служил лейтенант В. П. Бабков, находился на аэродроме Кобрин под Брестом, недалеко от польской границы. Из-за внезапного нападения противника полк понес тяжёлые потери в самолётах на земле. Не выполнив ни одного боевого вылета, Бабков с наземным эшелоном убыл в тыл.
С октября 1941 года принимал участие в боевых действиях в составе 521-го ИАП. Летал на ЛаГГ-3 и Як-1. В апреле 1942 года в числе лучших лётчиков был переведён в 434-й ИАП, проходивший переформирование в подмосковных Люберцах по программе полка Особого назначения ВВС КА. Капитан В. П. Бабков был назначен на должность командира эскадрильи. В июне 1942 года в составе полка вернулся к боевой работе под Сталинградом. Летал на Як-1. В ходе бев был повышен в должности до штурмана полка.
К августу 1942 года совершил 287 боевых вылетов, провёл 68 воздушных боёв, в которых лично сбил 11 и в группе 9 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 767).
В сентябре 434-й ИАП был перевооружён на самолёты Як-7Б, а 10 октября 1942 года майор В. П. Бабков назначен его командиром (22 ноября 1943 года 434-й ИАП преобразован в 32-й Гвардейский ИАП), но пробыл в должности недолго. На посту командира полка его 16 февраля 1943 года сменил подполковник Василий Сталин.
В июне и июле 1943 года Гвардии майор В. П. Бабков непродолжительное время воевал в составе 737-го ИАП на Як-1, а 22 июля 1943 года возглавил 88-й Гвардейский истребительный авиационный полк, вооружённый самолётами Ла-5. С 15 декабря 1944 года - заместитель командира 2-го Гвардейского ИАП (официально утверждён приказом по 2-му ИАК 09/к от 20.02.1945). В самом конце войны - 1 мая 1945 года - Гвардии подполковник В. П. Бабков назначен на должность командира 5-го Гвардейского истребительного авиаполка.
Всего за время участия в боевых действиях произвёл 465 боевых вылетов (из них 55 штурмовок, 50 разведок), более чем в 100 воздушных боях лично сбил 13 и в группе 10 самолётов противника.
В послевоенное время окончил Военно-Воздушную академию и Военную академию Генерального штаба. Служил на командных должностях в ВВС и ПВО. В 1964 году ему присвоено воинское звание генерал-лейтенанта, а в 1973 году - генерал-полковника авиации. До 70 лет летал на всех типах истребителей. С 7 февраля 1986 года - в отставке. Жил в Москве. Умер 8 сентября 2001 года.
Награждён орденами: Ленина (23.11.1942, ...), Октябрьской Революции, Красного Знамени (28.03.1942, ...), Александра Невского (11.03.1943), Отечественной войны 1-й степени (18.08.1944, ...), Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, иностранными наградами.

Баклан Андрей Яковлевич

Родился 23 июля 1917 года в деревне Калиновка (ныне Жовтневой район Николаевской области). В 14 лет приехал в город Николаев, где поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при судостроительном заводе, затем работал разметчиком в одном из цехов. Одновременно с работой посещал парашютный кружок, затем и в аэроклуб. С 3 апреля 1938 года в рядах Красной Армии, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 49-го ИАП (ВВС 8-й и 15-й Армий, Северо-Западный фронт). Летал на И-153, совершил около 40 боевых вылетов на штурмовку и сопровождение бомбардировщиков, воздушных побед не имел.
С 22 июня 1941 года лейтенант А. Я. Баклан на фронтах Великой Отечественной войны в составе того же 49-го ИАП (57-я САД, ВВС Северо-Западного фронта), продолжал летать на И-153. В сентябре 1941 года направлен в 237-й ИАП (ВВС Брянского фронта), летал уже на Як-1. В феврале 1942 года переведён командиром звена в 521-й ИАП (ВВС 39-й Армии, Калининский фронт), где продолжал летать на Як-1. С апреля 1942 года сражался в составе 434-го ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 32-й Гвардейский ИАП), летал на Як-1 и Як-7.
К октябрю 1942 года командир звена 434-го истребительного авиационного полка (16-я Воздушная армия, Сталинградский фронт) старший лейтенант А. Я. Баклан совершил 400 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично и в составе группы не менее 10 самолётов противника (в наградном листе говорится о 13 личных и 23 групповой победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 755).
В июне 1943 года Гвардии капитан А. Я. Баклан направлен в 19-й ИАП (19 августа 1944 года преобразован в 176-й Гвардейский ИАП) на должность штурмана полка, но впоследствии назначен командиром 3-й эскадрильи. Летал на Ла-5 и Ла-7. В 1945 году Гвардии майор А. Я. Баклан откомандировали в Москву, где получил направление на Дальний Восток. К тому времени совершил более 700 боевых вылетов, сбил 20 самолётов противника лично и 21 в составе группы. [За отсутствием полных данных из оперативных и отчётных документов итоговый боевой счёт лётчика сформирован на основании наградного материала и может оказаться существенно завышенным.] Сражался на Юго-Западном, Западном, Брянском, Калининском, Сталинградском, Северо-Западном, Центральном, 1-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах.
В августе 1945 года принял участие в Советско-Японской войне (ВВС Забайкальского фронта). Эскадрилья А. Я. Баклана сопровождала наши бомбардировщики и осуществляла воздушное прикрытие танковых колонн, преодолевавших Хинганский хребет. Воздушных побед не имел.
После окончания войны продолжал служить в ВВС, командовал полком. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию и назначен командиром 851-го учебного авиационного полка, входившего в состав 151-го ВАУЛ (город Сызрань). С 1957 года (по состоянию здоровья) работал преподавателем в лётном училище. С 21 мая 1963 года Гвардии полковник А. Я. Баклан - в запасе. Жил в Пскове, работал начальником отдела областного управлении связи. Умер 20 мая 1985 года, похоронен на Орлецовском кладбище.
Награждён орденами: Ленина (26.03.1942, 23.11.1942), Красного Знамени (18.09.1940), Суворова 3-й степени (25.07.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (24.06.1948).

Бобров Владимир Иванович

Родился 11 июля 1915 года в городе Луганске (областной центр Украины). В 1930 году окончил 10 классов, в 1932 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал бригадиром слесарей на паровозоремонтном заводе. С 19 августа 1934 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1936 года окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. В звании лейтенанта служил младшим лётчиком 57-й ИАЭ (142-я ИАБР, ВВС Белорусского военного округа).
Участник гражданской войны в Испании с 26 марта по 13 августа 1938 года. Совершил 78 боевых вылетов (боевой налёт 97 часов) на И-16, в 8 воздушных боях сбил 4 самолёта лично и 13 в группе с другими лётчиками. Награждён орденом Красного Знамени.
После возвращения в СССР капитан В. И. Бобров служил в составе 4-го и 10-го ИАП. В 1941 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования командиров эскадрилий.
С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны в составе 237-го ИАП (ВВС Калининского фронта), летал на Як-1. С февраля по ноябрь 1942 года воевал в 521-м ИАП (командир эскадрильи, командир полка с 6 июня 1942 года), где продолжал летать на Як-1. С 20 октября по 17 ноября 1942 года командовал 21-м Гвардейским ИАП (ВВС Северо-Западного фронта). С 20 ноября 1942 года по 4 апреля 1943 года был командиром 161-го ИАП (ВВС Северо-Западного фронта). С 4 апреля 1943 года по 22 февраля 1944 года командовал 27-м ИАП (9 октября 1943 года преобразован в 129-й Гвардейский ИАП), летал на "Аэрокобре". С марта по апрель 1944 года работал в Управлении 190-й ИАД. С мая 1944 года по май 1945 года воевал в составе 104-го Гвардейского ИАП (командир полка с сентября 1944 года), продолжая летать на "Аэрокобре".
19 августа 1944 года за боевые достижения Гвардии подполковник В. И. Бобров представлен к званию Героя Советского Союза, но в силу ряда причин награждён не был. К концу войны совершил 451 боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 23 и в группе 11 самолётов противника.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий при Военно-Воздушной академии. С 30 июля 1960 года Гвардии полковник В. И. Бобров - в запасе. Жил в Москве, затем в Харькове. Умер 28 марта 1970 года. Спустя 20 лет, 20 марта 1991 года удостоен звания Героя Советского Союза, родным были вручены орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" (№ 11645).
Награждён орденами: Ленина (27.04.1942, 20.03.1991), Красного Знамени (22.02.1939, 11.08.1943, 12.05.1945, 05.11.1954), Суворова 3-й степени (18.05.1945), Александра Невского (25.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (29.01.1944), Красной Звезды (15.11.1950, 16.10.1957); медалями и иностранным орденом.

Вусс Василий Никифорович

Родился 25 мая 1908 года в посёлке Томск—Таёжный, ныне город Тайга в Кемеровской области, Россия. Белорус.
12 сентября 1929 года был призван в РККА на срочную службу и зачислен курсантом в учебный дивизион 3-го Туркестанского артиллерийского полка САВО, по окончании обучения с октября 1930 года служил там же командиром отделения связи и помощником командира взвода.
В сентябре 1931 года демобилизовался и уехал в Ленинград, где работал слесарем на заводе им. С. М. Кирова, позже заведующим экспедиции в отделении треста ВЭТ. В 1931 году вступил в ВКП(б).

25 мая 1932 года добровольно поступил в 1-ю военную школу летчиков им. А. Ф. Мясникова. В декабре 1933 года окончил ее и был назначен в 15-ю штурмовую авиаэскадрилью 101-й авиабригады ВВС МВО в город Воронеж, где служил младшим и старшим летчиком, командиром звена. 28 июня 1934 года эскадрилья была перебазирована в Забайкалье. В марте 1937 года Вусс назначен командиром корабля 113-й тяжелобомбардировочной авиаэскадрильи 29-й тяжелобомбардировочной авиабригады ВВС ЗабВО. С ноября командовал звеном в 50-й истребительной авиаэскадрилье. В апреле 1938 года назначается старшим адъютантом эскадрильи 8-го истребительного авиаполка.
С июня 1939 года проходил службу в 22-м истребительном авиаполку в МНР, занимая должности командира звена, помощника командира и командира эскадрильи. С 28 июня по 27 октября 1939 года принимал участие в боях на реке Халхин-Гол[2], где в 27 воздушных боях сбил 4 самолёта противника лично и 4 — в группе[3]. За героизм и мужество был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
По окончании боевых действий в декабре 1939 года был командирован на Липецкие авиационные курсы усовершенствования ВВС Красной армии, по их окончании в июле 1940 года направлен командиром эскадрильи 161-го резервного истребительного авиаполка ВВС СКВО в город Армавир. Затем полк перебазировался в БОВО в городе Лепель. В марте 1941 года капитан Вусс назначен заместителем командира 180-го истребительного авиаполка ВВС ЗапОВО в Шаталово[2].
С началом войны в той же должности. В июле капитан Вусс назначен командиром эскадрильи 33-го истребительного авиаполка 43-й смешанной авиадивизии ВВС Западного фронта.
С сентября 1941 года вступил в командование 521-м истребительным авиаполком. Участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. С февраля 1942 года полк вел боевые действия на Калининском фронте в составе 31-й смешанной авиадивизии ВВС 39-й армии. К апрелю 1942 года летчиками полка произведено 76 воздушных боев, в которых было сбито 69 самолетов противника. Кроме того, штурмовыми действиями уничтожено: самолетов на аэродромах — 6, автомашин с пехотой и грузами — 147, зенитных точек — 4, танков — 4, повозок с грузами — 24, пехоты — до 17 рот. Сам майор Вусс имел на своем счету к этому времени 79 боевых вылетов. 21 апреля 1942 года он был тяжело ранен и до июня находился в Центральном госпитале НКО в Москве.
14 июня 1942 года подполковник Вусс назначен командиром 256-й истребительной авиадивизии, входившей в состав 3-й воздушной армии Калининского фронта. Дивизия участвовала в Ржевско-Сычевской и Великолукской наступательных операциях. С января по июль 1943 года Вусс проходил подготовку на курсах усовершенствования командиров авиадивизий при Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной армии.
16 июля 1943 года подполковник Вусс вступил в командование 309-й истребительной авиадивизией в составе 1-й воздушной армии Западного фронта. Участвовал в Смоленской, Спас-Деменской, Ельнинско-Дорогобужской, Смоленско-Рославльской, Орловской и Брянской наступательных операциях. Части дивизии поддерживали наземные войска при форсировании рек Проня, Днепр, Неман. За успешное выполнение заданий командования дивизии было присвоено почетное наименование «Смоленская», а так же она была награждена орденом Красного Знамени.
Летом и осенью 1944 года дивизия участвовала в Белорусской, Могилевской, Минской, Белостокской и Осовецкой наступательных операциях, в освобождении Белоруссии и Восточной Польши. Зимой и весной 1945 года она успешно действовала в Восточно-Прусской, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. Всего за войну ее части совершили 22 032 боевых самолето-вылета, летчики дивизии сбили в воздушных боях 570 вражеских самолетов. Лично полковник Вусс имел на своем счету к концу войны 140 боевых вылетов. Участвовал в 25 воздушных боях, в которых сбил 5 самолетов противника лично и 10 — в группе.
За время войны комдив Вусс был 25 раз персонально упомянут в благодарственных в приказах Верховного Главнокомандующего.
После войны продолжал командовать 309-й истребительной авиационной Смоленской Краснознаменной дивизией в составе 11-й воздушной армии[2].
С февраля 1947 года — командир 5-го истребительного авиакорпуса 2-й воздушной армии в ЮГВ. В октябре 1947 года корпус перебазирован в ЗакВО в состав 7-й воздушной армии.
С декабря 1948 по сентябрь 1949 года находился на учебе в Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова.
28 сентября 1949 года генерал-майор авиации Вусс уволен в отставку.

Карначёнок Николай Александрович

Родился в 1922 году в деревне Барки (ныне Шкловский район Могилёвской области Республики Беларусь). После окончания Барковской начальной школы поступил в Старосельскую семилетнюю школу. В 1936 году семья переехала в город Оршу, где окончил аэроклуб. Работал мастером на мясоконсервном комбинате. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.
С 10 октября 1941 года сержант Н. А. Карначёнок на фронтах Великой Отечественной войны в должности пилота 521-го ИАП (43-я САД и 31-я САД, ВВС Калининского фронта), летал на ЛаГГ-3 и Як-1. В апреле 1942 года переведён в 434-й ИАП, где летал на Як-1 и Як-7. Сражался на Юго-Западном, Сталинградском и Донском фронтах. Имел ранение в воздушном бою.
К августу 1942 года командир звена 434-го истребительного авиационного полка (8-я Воздушная армия, Сталинградский фронт) лейтенант Н. А. Карначёнок совершил более 349 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично и в группе около 10 самолётов противника (в наградном листе говорится о 10 личных победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
22 сентября 1942 года лейтенант Н. А. Карначёнок погиб в воздушном бою в районе посёлка Котлубань (Дубовский район Сталинградской области), столкнувшись с самолётом ведомого. Всего совершил около 360 боевых вылетов, сбил лично 8 и в составе группы 11 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён орденами: Ленина (23.11.1943), Красного Знамени (28.03.1942, 11.08.1942).

Клещёв Иван Иванович

Родился 26 декабря 1918 года в селе Курячовка (ныне Марковский район Луганской области Украины). В 1932 году окончил 6 классов школы в родном селе, в 1933 году - 1 курс Луганского педагогического техникума. В 1933-1934 гг. работал слесарем на Луганском паровозостроительном заводе, в 1934-1935 гг. - арматурщиком на Новочеркасском паровозостроительном заводе. С октября по декабрь 1935 года обучался в Ростовском физкультурном техникуме. В 1935-1936 гг. работал арматурщиком на Ростовском рыбзаводе. В 1936 году окончил Ростовский аэроклуб. С апреля 1937 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1937 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в частях ВВС Белорусского и Забайкальского военных округов.
Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол с июля по август 1939 года в должности командира звена 56-го ИАП, летал на И-16. Совершил 70 боевых вылетов, провёл 12 воздушных боёв, лично сбил 1 самолёт противника (12 августа 1939 года столкнулся с истребителем противника, оба самолёта разрушились). Получил переломы левой ноги и правой руки, травму головы, больше не летал.
После лечения в госпитале продолжал службу в ВВС (командиром звена и помощником командира эскадрильи в Среднеазиатском военном округе). В июне 1941 года окончил Курсы усовершенствования командного состава ВВС (в Липецке), назначен заместителем командира эскадрильи в Ленинградском военном округе.
С июня 1941 года капитан И. И. Клещёв на фронтах Великой Отечественной войны. Боевую деятельность начал в составе 199-го ИАП (Северный фронт и ПВО Ярославля), летал на И-153 и МиГ-3. С октября 1941 года - командир эскадрильи 521-го ИАП (Калининский фронт), летал на ЛаГГ-3 и Як-1.
К 12 февраля 1942 года командир эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка (31-я смешанная авиационная дивизия, ВВС Калининского фронта) майор И. И. Клещёв совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 3 и в составе группы не менее 5 самолётов противника (в наградном листе говорится о 6 личных и 13 групповой победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 569).
С апреля 1942 года - командир 434-го ИАП (Юго-Западный и Сталинградский фронты), летал на Як-1 и Як-7. 19 сентября 1942 года сбит в воздушном бою, покинул горящий самолёт с парашютом. Получил тяжёлые ожоги и до начала ноября 1942 года находился на излечении в московском госпитале.
С ноября 1942 года - лётчик-инспектор Отдела истребительной авиации Инспекции ВВС Красной Армии, на боевые задания не летал. С 22 ноября 1942 года - заместитель командира 269-й ИАД (Резерв Верховного Главнокомандования), летал на Як-9.
31 декабря 1942 года разбился в авиационной катастрофе на аэродроме Рассказово при перелёте из Саратова в Москву. Похоронен в городе Рассказово. К тому времени совершил 510 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и в составе группы не менее 10 самолётов противника (вероятно, имел и больше групповых побед). Его именем названы улицы в городах Новочеркасск (Ростовская область) и Рассказово (Тамбовская область).
Награждён орденами: Ленина (05.05.1942), Красного Знамени (17.11.1939, 18.12.1941), Отечественной войны 2-й степени (17.10.1942).


Рецензии