Жертвенность

               

    Слова «жертвенность» в словаре русского языка нет. Есть слово «жертвенный» и там ему дано такое толкование: «готовый на самопожертвование ради чего-нибудь». Выясним теперь значение слова – «самопожертвование». Это – «пожертвование своими личными интересами ради других».
    Я предлагаю под словом «жертвенность» понимать импульсивный поступок с заранее предполагаемым ущемлением личных интересов и даже жизни. Например, мы бросаемся в речку спасать утопленника не ради него самого. А делаем это не осознано. Жертвенность присуща каждому человеку (многим животным тоже) как объективная реальность его сущности. Мы на каждом шагу, на подсознательном уровнем, чем-то жертвуем: футболом ради ужина или ужином ради футбола. Сном ради работы или работой ради сна. Любимой пищей ради фигуры или фигурой ради любимой пищи.
    Иными словами, жертвенность дана нам природой наряду со многими другими чувствами и свойствами. Такими, например, как оглядываться на резкий звук или переставлять ноги во время ходьбы. В большей или меньшей степени (и по разному поводу) она присуща всем: и взрослым и детям, и гению и алкоголику дяде Васе с нашего подъезда.
    Некоторые проявления жертвенности нас восхищают. Это материнское самозабвение, патриотический поступок, безумство отваги в трудную для человека минуту, неуступчивость в своих принципах и многое другое. В этом отношении даже наши враги нам нравятся. Хорошо известен случай во время Отечественной войны, когда немцы торжественно похоронили русского генерала Ефремова, за то, что он не бросил своих солдат в окружении, имея и возможность, и приказ улететь в тыл.
    Некоторые проявления жертвенности нас возмущают. Исламисты-смертники вызывают в большинстве населения планеты ужас, страх, осуждение и все, что угодно, но только не восхищение ими.
    Жертвенность и разум человека (размышления по поводу своей выгоды, а не  абстрактные умозаключения ботаника или математика), находятся в постоянном контакте, но существуют параллельно, и независимо друг от друга. Бывает – жертвенность наступает на горло разума. Например, верующие люди взбираются на столбы или уединяются в пещеры, и там проводить весь остаток своей жизни. Бывает – разум наступает на горло жертвенности. Например, иногда нам хочется бросить, опостылевшую за многие годы, работу ради собственного спокойствия, но делать это не позволяет здравый смысл.   
    Бывает – жертвенность и разум сосуществуют в тесном сотрудничестве. Меценаты, волонтеры, честные политики (что большая редкость), общественные деятели - свою жертвенность согласуют с анализом жизненной ситуации, в которой они находятся. Все эти люди достойны уважения.
    Особенно меня лично восхищают общественные деятели – эти неприметные тягловые лошадки общественного сознания. Толпа ведь больше замечает выездных жеребцов на парадах. В Украине одним из ярких представителей когорты общественных деятелей можно назвать Ивана Франко. Основным его жизненным кредо было: «гавкать раз в раз», чтоб страна не спала. «Лай» неутомимого патриота своей земли кого-то раздражал, кого-то утомлял, а кому-то казался ненавистным до такой степени, что после смерти ему даже места на кладбище не нашлось. Пришлось его друзьям хоронить поэта в склепе своих родственников. Сейчас среди украинцев его неутомимая деятельность пользуется меньшей популярностью, чем неистовая, яркая поэзия Шевченко.
    Помимо разума жертвенность очень часто гасит страх. В Советском Союзе, как известно, национализм пресекался в корне, и страдальцев за собственную нацию практически не было. Но только наметился распад страны, как сразу жертвенность во имя своего народа стала всеобщим явлением.
    Групповая жертвенность во время бунтов, войн, революций - всегда поражает своей жесткой бескомпромиссностью. Ее, как мне кажется, можно объяснить тем, что все названные действия направлены на разрушение, и разуму там делать нечего. К тому же коллективный дух, избавляет людей от ответственности и подавляет их страх. В мирном строительстве жертвенность не столь зрелищная.   
    Будучи наблюдателем нескольких, так называемых революций в Украине, я пришел к выводу, что во время свершения общественных катаклизмов, в стране происходил всплеск человеческой жертвенности и героизма. Но не было хоть какой-то программы действий, ясной цели и общественных деятелей, способных дать разумное направление человеческой энергии, жаждущей перемен в государстве. Была сила разрушения, и не было силы созидания. Время разбрасывать камни (в прямом смысле этого слова) не закончилось временем - собирать камни (в переносном смысле этого слова). Никаких изменений в экономике страны к лучшему – не произошло. И угли недовольства деятельностью правящих классов, в народных массах тлеют и сейчас.
    В процессе последней, кровопролитной революции был момент, когда она могла закончиться без больших  жертв. Но, к большому сожалению, в протестантов не оказалось единого центра, способного почувствовать этот благоприятный миг для мирного решения противостояния с государством. И излишние эмоции привели к печальным последствиям.
    Всеми, без исключения, революциями в Украине воспользовались силы заинтересованные в собственном обогащении, а не в бурном развитии страны. И это очень печально.   
 


Рецензии