О чистоте славянскости и русскости продолжение

1. Нужно отделять "русский народ", то, что условно принято так называть от тех, кто пришел и стал володеть нами, дав название (интересен момент, греки сознательно русь называли через "о", пытаясь по каким-то причинам показать, что это библейский род Рош, пришедший наказать греков, или причины лежат вне религиозно-библейской сферы?). Т.е. изначальная русскость скорее всего показывает скандинавскость.

2. Если русскость означает какую-то чистокровную славянскость по типу "я - русский = я - славянин"... А откуда мы знаем? Мы даже не знаем в каком процентном соотношении к местному населению относились "славяне" на территории будущей Руси. Если В.В. Седов говорит о "славянизации", то те, кого принято называть "славянами" оказывали культурное воздействие на местное население. Славянскость больше и проще, тогда, определить по культуре, а вовсе не по биологичности, родству, что отдает ныне "закрываемым" расизмом или нацизом.

Т.е., чтобы говорить о каком-то своем славянском происхождении - голубоглазый и светловолосый, что в принципе странно (балты и фины тоже далеко не жгучие брюнеты), - у нас должны быть более точные и более полные данные.

Но уже исходя из того, что имеется в наличии, можно сделать предварительные выводы: А)  русские, те, кто жил в стране русов и кого стали называть потом русскими - солянка различных племен и культур, нечто, что стало называться русскими через православие, формирующийся русский язык, по стране проживания; Б) славяне - тоже какой-то "винегрет". Тем более не было никакого "восточного славянства". Потому как с теми же древлянами возникают проблемы, что была примесь "западных славян". А археология Полоцкой земли вообще показывает, что освоение в XI-XIIвв шло помимо мигрантов с юга Руси, западными славянами.


3. То, что многие советские историки и археологи называли "славянским этносом", и многие до сих употребляют, это нечто славянским этносом не являлось, даже в проблемно-условном советском этнологическом понимании (этнос можно растягивать в любую удобную сторону - уменьшая до племени или увеличивая до больших близких по каким-то признакам групп людей).

Нидерле писал: "Название «славянин» славянского происхождения, однако нам неизвестны, как это ни странно, ни его этимология, ни его первоначальное значение. Наряду с формами ;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;, Sklaveni, Stlaveni, образованными непосредственно из формы «словене», в латинском и греческом языках имеются краткие формы ;;;;;;;, ;;;;;;;, Sclavi, Stlavi, Sclavi, Stlavi неизвестного происхождения. Вероятно, они возникли под влиянием окончания – славь, которое часто встречается в именах собственных".

На сколько мне известно, со времен Нидерле по этому вопросу исследователи не сильно далеко продвинулись.

Так вот, что получается.

На сегодняшний день мы не знаем точно что обозначает слово «славяне», где они жили, чтобы соотнести с археологической культурой и по ней уже смотреть где обитали точно славянские племена, а где местное население переняло славянскую культуру. Или это было неким условным обозначением и тогда искать по археологической культуре и лингвистическим данным не имеет смысла и мы получаем полностью умозрительный конструкт "славяне".

 У кого-то из современных людей есть родословные и он точно может сказать кто он? По-моему, если люди начнут понимать такие вещи, некое славянство, славянофильство, родноверие и прочее начнет потихоньку терять ту массовость, которую оно, нечто, стало набирать в последние годы в связи с роликами на Ю-тубе, Интернетом, фильмами Задорнова и сказками Чудинова.


Рецензии
Во-первых, Нидерле был панславистом, а это уже о многом говорит. В частности, о его желании принизить значимость племени русов в их союзе со славянскими племенами
Во-вторых, он был этнограф, а не этнолог, а это большая разница. Этногенез есть предмет этнологии
И вот результат - в "Славянских древностях" он пишет:

"Несмотря на большое значение русов в развитии восточной славянской державы, с этнической точки зрения их влияние было ничтожно. Их было слишком мало, и поэтому они вскоре растворились в море славян. Род великих русских князей уже в третьем поколении отказался от языка и традиций отцов своих. Правнук Рюрика получил уже имя – Святослав"

Это замечание верно лишь отчасти: действительно, в области культуры русы значительно "ославянились". И это было им необходимо, потому что славянская культура и культура русов родственны (да и языки, так что русичам не приходилось отказываться от языка своих предков)
Нидерле в оценке языка русичей заблуждается (в отличие от Нестора). Вполне возможно, что варяги в совершенстве владели германскими наречиями, но ведь Нестор как раз и поясняет, что варяги-русы были только частью племени русичей, другая же часть жила в содружестве со славянами, и языки развивались родственно

Да, варяги-русы слишком много (включая собственные имена)переняли у норманнов, с которыми то воевали, то замирялись, роднились на уровне элит и позаимствовали немало

Однако глубочайшее заблуждение - говорить о ничтожной роли русов в русском этногенезе. Синтетический этнос есть единство двух противоположностей: культуры народа и экономики нации.
А русский этнос есть единство славянского народа и нации русов. Традиции государствообразующего этноса - именно от русичей

Кроме того, русы, принадлежа к воинственной элите Киевской Руси (князья Рюриковичи, их ближние и дружины) вовсе не должны были отказываться и от обычаев своих предков
Святослав, к примеру, имел славянское имя, но облик русича и все привычки вождя полукочевого племени (он не сидел в Киеве, а постоянно воевал)

Дмитриев   25.02.2016 16:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.