Свадьба

 
Много лет назад, когда я была еще школьницей, случилось интересное событие в моей жизни. Мы учились в седьмом классе. В конце учебного года заболела наша учительница математики. Ее замещать пришла биологичка не наша, мы с нею столкнулись впервые. Софья Григорьевна была маленькая, не больше  полутора метров, полненькая, без руки. Вместо руки у нее был протез. Все в школе знали, что в годы войны она была партизанка, руку потеряла во время боя. С таким человеком очень интересно пообщаться. Оказалось, что она здорово знает математику. Учила нас особым способам решения задач.
Был конец учебного года. Мы попросили Софью Григорьевну рассказать о войне, о партизанах. На просьбу она ответила весело: «Пойдем в поход, все расскажу и покажу».
Наступил долгожданный день похода. Мы отправились в лес. Маленькая Софья Григорьевна  шла быстро, метровыми шагами. Мы едва поспевали за нею. На небольших привалах она рассказывала о том, как в прифронтовой полосе, в самой гуще фашистов сражался их отряд «Ворон». Линия фронта была всего в сорока километрах от нашего маршрута. Дальше немцев не пропустили. 
Стояла сильная жара. Проселочная лесная дорога покрыта глубоким слоем пыли. При повороте на Куколовку, мы услышали свист. Потом еще и еще. Свист был мощный, прямо уши закладывало. Софья Григорьевна остановилась. Мы по инерции добежали до поворота и увидели странную картину. Метрах в пятидесяти от нас поднимались густые клубы пыли, в них то и дело мелькали змеиные хвосты. Драка была не на жизнь, а на смерть. Софья Григорьевна полушепотом приказала : «Бегом через поле в лес!» Мы инстинктивно почувствовали опасность и помчались через люцерновое поле. В мягкой, прохладной, зеленой люцерне росла колючая ежевика. Она царапала нам ноги  в кровь, но мы бежали вместе с учительницей к спасительному лесу. На берегу маленькой речушки в тени деревьев, наконец, остановились. Сели отдыхать. Софья Григорьевна нам объяснила, что мы попали на "свадьбу" желтобрюхов. Желтобрюх  полоз, он не ядовитый, покусать может, укус не смертельный. А вот хвостом убить может. Они не ртом свистят. С огромной силой злящийся желтобрюх рассекает воздух, вот и раздается характерный свист. Как раз в это время года у них «свадьбы». Собираются по многу особей и дерутся. Не дай бог человеку или животному попасть на это мероприятие, засекут до смерти. Желтобрюхи у нас крупные, более двух метров.
Под впечатлением увиденного и услышанного мы двинулись дальше. В лесу было сыро, потянуло приятным запахом. Цвел жасмин. Вскоре мы оказались в жасминовом лесу. Вначале наслаждались, потом стала кружиться голова.  Софья Григорьевна командовала: «Не останавливаться, хоть на четвереньках, но до конца леса надо добраться, он небольшой». Слушая ее четкие приказы, мы себя чувствовали бойцами-партизанами. Сцепив зубы, пробирались сквозь заросли жасмина. Вышли на заболоченную поляну, вздохнули с облегчением: вот оно, солнышко!
Ночевали в школе станицы Гладковской. Ужинали козьим молоком с черным домашним хлебом. Большинство из нас впервые пробовали козье молоко, которым нас снабдили местные женщины. И хлеб был удивительно вкусный и душистый.
На следующий день похода мы направились к «Сопке Героев». Лесная дорога проселочная с глубокой тележной колеей. Грязь засохла в камень, то и дело подворачивались ноги, идти было очень неудобно. Мы с Лешей вырвались вперед.  Я  шла по траве, а он по дороге. Лешка что-то увлеченно рассказывал, размахивая руками, а мое внимание привлекла змея, которая пристроилась метрах в трех вслед за ним и спокойно ползла. Нас учили, что самая ядовитая в наших местах медянка. Она не больше пятидесяти сантиметров. Наша попутчица была длинная, метра два, если не больше. Светло- серая спина слегка извивалась на кочках. Я смотрела на нее, она на меня. Так и двигались втроем. Лешка, ничего не подозревая, рассказывал, размахивая руками. Тут под его ногой сломалась кочка, он сделал резкий выпад в бок, чтобы не упасть. Змея взметнулась на дерево. Лешка закричал: «Тикай! Желтобрюх!». Желтобрюх сам от нас убегал, как в сказке. Я впервые в жизни увидела, что такое летающий змей. Желтобрюх с вершины одного дерева перелетал на вершину другого: с головы на хвост – с хвоста на голову. Это какими же мышцами надо обладать, чтобы так толкать свое тело! Верхушки деревьев не земля. А он отталкивался от них и взлетал. Я заворожено смотрела вслед этому «воздушному гимнасту».  Вот такая история.
Много лет прошло с тех пор. Я водила группы в горы, в лес. Не боюсь встретиться ни с шакалами, ни с волками (летом они не опасны), а вот на змеиную «свадьбу» попасть боюсь.


Рецензии