Рассказ. К туманным берегам

   
                Григорий  Рыжов

                ….К   ТУМАННЫМ   БЕРЕГАМ
 
                К  50 –летию  Великой  Победы
               
     Июнь  1941  года.  Лето  в  разгаре.  Учебное парусное
судно,  слегка  качаясь  на  волнах,  мчалось  довольно 
быстро.  Дул  свежий  ветер,  от  которого  появлялся  жизненный  тонус,  и  хотелось  вздохнуть  всей  грудью.
    Команда  после  завтрака  вышла на палубу  и  отдыхала,
только  вахта  несла  бдительно  морской  дозор.
      
       Паруса  надувались  от  попутного  ветра  и  казалось,  что  судно  несётся  по  воздуху.  На  корабле  проходили  практику  250  курсантов.
      Капитан  учебного  судна  «Адмирал  Нахимов»  стоял  на  мостике  и  внимательно  смотрел  в  даль  через  бинокль.
      Он  двадцать  лет  плавает  по  морям  и  океанам.  Служил  в  Военно -        Морском  Флоте,  дослужился  до  командира  крейсера,  но  1937  году  оказался  репрессирован  и  уволен  с  флота.  Сидел  в  тюрьме,  пока  шло  следствие.  Ему  повезло  со  следователем,  который  подошёл  к  делу  объективно  и  честно.  Через  полгода  его  выпустили,  но  в  Военно–Морской  флот  не  взяли.
Капитан  устроился  преподавателем  в  гражданское  морское  училище.  Звали
его  Петром  Ивановичем  Забелиным.  Курсанты  уважали  и  любили  его  по
отечески.  Между  собой  звали  « Батей ».
       Паруса  бом – марсель  трепал  ветер,  немного  накренилось  судно,казалось  из–под  ног  уходит  палуба.  Капитан  ещё  раз  взглянул  в  бинокль  и замер.  Он сказал  вахтенному  помощнику:
       -Виктор  Петрович,  посмотри.  Что  это?  Похоже  эскадра.  Чья?
       -Да,  несколько  военных  кораблей.  Может,  идут  учения?
       -Запросите  по  рации  об  оперативной  обстановке  по  нашему  курсу, -
приказал  капитан.
       -Есть, - ответил  Виктор  Петрович  и  тут  же  ушёл  в  радиорубку.
       Через  несколько  минут  вернулся  и  хмуро  сказал:
       -Связи  нет,  вызываем,- снова  ушёл.
       Это  было  22  июня  1941  года  в  10  часов  утра.  Уже,  шесть  часов  шла  война.  (Команда  ещё  ничего  не  знала).  «Адмирал  Нахимов»  продолжал  курс  на  запад.  Приблизились  настолько  близко  к  эскадре  кораблей,  что  в
бинокль  можно  было  разглядеть  флаг  со  свастикой.
      На  душе  у  капитана  было  тревожно,  он  знал,  что  международная  обста-     новка  напряжённая.  Германия  захватила  всю  Европу,  но….  С  СССР  был  заключён  мирный  договор.  Это  успокаивало.
      Наконец  из  радиорубки  появился  Виктор  Петрович  и  мрачно  доложил:
      Товарищ  капитан,  война!  Немцы  в  четыре  утра  напали  на  СССР. 
Сообщение  ТААС….
       -Вот  почему  они  сконцентрировали  свои  корабли  и  идут  по  нашему  курсу!  Передай  срочно  координаты  фашистской  эскадры.  Через  пять  ми-
нут  собрать  команду, - помрачнев,  приказал  капитан.
      В  кают– компании  собрались  все  члены  экипажа,  кроме  вахты.
      Капитан  встал  из–за  стола,  сделал  паузу,  начал  говорить  хриплым
голосом:
      -Друзья,  товарищи,  слушайте  чрезвычайное  сообщение  ТААС.  Началась
война.  Мы  встаём  перед  врагом  лицом  к  лицу  без  оружия.  Что  делать?
Каждому  надо  решать.  Простите  меня,  что  не  смогу  что-то  сделать  для
вас.  Буду  действовать  по  обстановке.  А  сейчас  объявляю  боевую  готов-
ность.  Надеть  парадную  форму.          
     Вражеская  эскадра  приближалась.  Капитан  принял  решение  идти  своим
курсом.  Он  понимал,  что  в  любом  случае  парусник  догонят  и  могут  унич-
тожить.  В  мыслях  надеялся,  что  его  судно  является  гражданским,  к  тому
же  учебное,  и  немцы  их  не  тронут.
       Через  некоторое  время  с  борта  флагманского  корабля  поступил  сигнал,  чтобы  судно  спустило паруса  и  прекратило  движение.  Потребовали  капитану  приплыть  с  парламентёрами  на  флагманский  корабль.
       Капитан  дал  команду  вахтенному  офицеру,  чтобы  просигналили  о  готовности  выполнить  требования  немцев.
       После  команды  капитан  ушёл  к  себе  в  каюту.  Прилёг  и  задумался….
     В  один  миг  пролетела  вся  жизнь:  боевая  молодость,  взлёт по  службе  и
репрессии,  которые  пережил.  Он  понимал – перед  ним  лютый  враг  фашист.
В  голове  промелькнула  мысль:  не  сдаваться,  во  что  бы  то  ни  стало.
     С  другой  стороны – чем  виноваты  эти  юнцы,  которым  ещё  жить  да  жить?  П.  И.  Забелин  думал:  если  выкинуть  белый  флаг,  то  это, - плен,
который  может  обернуться  концентрационным  лагерем  или  нейтральной 
страной.  Но  всё  же  это  была  какая – то  надежда.
      Он  принял  решение:  поднять  белый  флаг.
       Войдя  на  капитанский  мостик,  капитан  отдал  команду:
       -Поднять  белый  флаг.  Шлюпку  на  воду.
       Затем,  подозвав  помощника,  отдал  последние  наставления,  стал  спускаться  в  шлюпку,  а  с  ним  ещё  девять  курсантов – гребцов  и  помощник.
       Шлюпка  покачивалась  на  волнах,  чуть  касаясь  борта  парусного  судна.
Наконец  все  уселись,  и  капитан  дал  команду:
       -Вёсла  на  воду!  Полный  вперёд.
       Лица  курсантов  выглядели  взволнованными,  каждый  думал  о  своём.
Что  ждёт  их?
        На  палубе  встречал  строй  немецких  матросов  с  оружием  в  руках. 
Адмирал  эскадры  приветствовал  капитана  и  курсантов.  Пройдя  через  строй  матросов,  парламентёры  спустились  в  каюту  капитана  крейсера.
        Обстановка  сохранялась  напряжённой  и  суровой.  Адмирал  предложил  сесть  за  стол,  на  котором  стояли  письменные  приборы  и  графин  со  стаканами.  Через  переводчика  спросил:
        -Цель  плавания  и  кому  принадлежит  судно?
        -Обучение  курсантов  гражданского  флота,  курс – вокруг  Европы  до
Севастополя.  Пароходство  Балтийского  гражданского  флота, - ответил 
Виктор  Петрович.
        -Ясно, - сказал  немецкий  адмирал  и  добавил, - вы  сознаёте,  капитан,  что  наши  страны  находятся  в  состоянии  войны  и  по  законам  вы  наши
пленники?
        -Да,  господин  адмирал,  я  понимаю  это,  но  у  меня  к  вам  просьба,  мольба,  как  угодно.  Сделайте  всё  возможное,  чтобы  спасти  этих  молодых
ребят,  которые  стали  жертвами  войны.  Мы,  офицеры, - в  вашей  власти, -
взволнованно  сказал  капитан  и  замолчал.
      -Хорошо,  мы  подумаем  и  ответ  дадим  через  час, а  пока  располагайтесь,-
ответил  адмирал  и  вышел  из  каюты  со  своей  свитой.      
      Курсанты  сидели  за  столом  и  внимательно  рассматривали  интерьер  каюты.  На  стене  висел  портрет  фюрера,  дальше – военное  оружие,  старинные
сабли,  пистолеты.
      Один  из  курсантов,  белокурый  парнишка,  звали  его  Никитой,  родом  с  Урала,  толкнул  в  бок  своего  соседа:
       -Федя,  что  делать  будем?
       -Сиди  и  жди.  Всё  в  их  власти.
       -В  плен  я  не  сдамся, - сказал  Николай.
       -Может,  отпустят  с  миром,  Ведь  мы  гражданский  флот, - предположил 
Фёдор.
       Время  шло  томительно  долго.  Наконец  дверь  каюты  открылась,  и  вошли  адмирал  с  сопровождающими.  Наступила  мёртвая  тишина.   
       Адмирал  сделал  паузу  и  сказал:
       -Господин  капитан,  учитывая  правила  международных  норм  во  время  ведения  войны  и  вашего  разумного  поведения,  немецкое  командование  дает
советской  команде  возможность  отплыть  на  судне  к  берегам  нейтральной
Швеции.
       -От  команды  судна  мы  благодарим  немецкое  командование  и  лично  вас,  адмирал,  за  гуманное  решение, - сказал  капитан.
       -Попутного  ветра, - пожелал  адмирал  и  вышел  из  каюты.
       Уже  через  час  парусник  нёсся  по  волнам  на  всех  парусах  к  берегам  Швеции.
        Правительство  Швеции  приняло советское  судно  под  свою  защиту.  Всем  членам  экипажа  предоставили  нормальные  условия  для  жизни.  У  кого  не  было  специальности,  дали  возможность  окончить  профессиональные  курсы.
        Пролетело  время.  Закончилась  война.  Шведское  правительство  через
советское  посольство  дало  возможность  выбора  места  жительства  в  Шве-
ции  или  в  СССР.  До  изгнанников  доходила  информация из  печати,  радио,
что  военнопленных  и  интернированных  в  России  судят  и  отправляют  в  лагеря.  Многие  бывшие  курсанты  и  офицеры  решили  остаться  на   прию-  тившей  их  земле.
        Николай  и  Фёдор  работали  в  фирме,  которая  строила  жилые  дома.
Оба  проявили  старание  и  прилежность,  при  этом  закончили  строительные  курсы  по  программе  мастеров.
        Николай  женился  на  местной  белокурой  девушке,  у  них  родился  ребёнок.  Жили  в  отдельном  двухэтажном  коттедже  со  своим  хозяйством. Они  были  счастливы  и  не  пожелали  возвращаться  в  СССР.
       Двадцать  человек  решили  вернуться  на  Родину  в  надежде,  что  всё   обойдётся,  тем  более,  представители  посольства  обещали  полную  безопасность.
       Фёдор  истосковался  по  родной  земле,  девушка,  мать,  отец.  Душа  изболелась  по  родным  берёзам,  лугам  и  полям.  Он  думал,  что  невиновен  перед
Родиной.  В  назначенный  день  они  сели  на  пароход  и  пересекли  водное  пространство  между  Швецией  и  СССР.  Их  уже  встречали,  посадили  в  крытые  машины  с  решётками  и  охраной.
       А  дальше  началось:  расследование,  допросы.  Длилось  это  шесть  месяцев.  Затем  суд – тройка  и  каждому  по  десять лет  лагерей.
        Фёдор  около  года  скитался  по  лагерям.  Что  только  не  испытал,  чего  не  насмотрелся:  насилие над  людьми,  несправедливость,  произвол  и  беззаконие.
        Наконец,  попал  в  один  из  лагерей  небольшого  городка  в  Поволжье.
Работал  на  стройке,  его  заметили  и  назначили  прорабом.  Так оставшиеся  годы,  до  окончания  срока,  и  работал  прорабом.  Помогал  по возможности
людям,  поддерживал  духом  словом. Они  платили  ему  своей  благодарностью.
        Пролетели  десять  лет  сталинских  лагерей,  а  на  воле  за это  время  произошли  изменения  к  лучшему.  Настала  хрущёвская  «оттепель».  Стало  легче  народу  дышать,  но  жизнь  была  ещё  тяжела….

                23.06.94. год.


Рецензии