Рассказ. К туманным берегам
Григорий Рыжов
….К ТУМАННЫМ БЕРЕГАМ
К 50 –летию Великой Победы
Июнь 1941 года. Лето в разгаре. Учебное парусное
судно, слегка качаясь на волнах, мчалось довольно
быстро. Дул свежий ветер, от которого появлялся жизненный тонус, и хотелось вздохнуть всей грудью.
Команда после завтрака вышла на палубу и отдыхала,
только вахта несла бдительно морской дозор.
Паруса надувались от попутного ветра и казалось, что судно несётся по воздуху. На корабле проходили практику 250 курсантов.
Капитан учебного судна «Адмирал Нахимов» стоял на мостике и внимательно смотрел в даль через бинокль.
Он двадцать лет плавает по морям и океанам. Служил в Военно - Морском Флоте, дослужился до командира крейсера, но 1937 году оказался репрессирован и уволен с флота. Сидел в тюрьме, пока шло следствие. Ему повезло со следователем, который подошёл к делу объективно и честно. Через полгода его выпустили, но в Военно–Морской флот не взяли.
Капитан устроился преподавателем в гражданское морское училище. Звали
его Петром Ивановичем Забелиным. Курсанты уважали и любили его по
отечески. Между собой звали « Батей ».
Паруса бом – марсель трепал ветер, немного накренилось судно,казалось из–под ног уходит палуба. Капитан ещё раз взглянул в бинокль и замер. Он сказал вахтенному помощнику:
-Виктор Петрович, посмотри. Что это? Похоже эскадра. Чья?
-Да, несколько военных кораблей. Может, идут учения?
-Запросите по рации об оперативной обстановке по нашему курсу, -
приказал капитан.
-Есть, - ответил Виктор Петрович и тут же ушёл в радиорубку.
Через несколько минут вернулся и хмуро сказал:
-Связи нет, вызываем,- снова ушёл.
Это было 22 июня 1941 года в 10 часов утра. Уже, шесть часов шла война. (Команда ещё ничего не знала). «Адмирал Нахимов» продолжал курс на запад. Приблизились настолько близко к эскадре кораблей, что в
бинокль можно было разглядеть флаг со свастикой.
На душе у капитана было тревожно, он знал, что международная обста- новка напряжённая. Германия захватила всю Европу, но…. С СССР был заключён мирный договор. Это успокаивало.
Наконец из радиорубки появился Виктор Петрович и мрачно доложил:
Товарищ капитан, война! Немцы в четыре утра напали на СССР.
Сообщение ТААС….
-Вот почему они сконцентрировали свои корабли и идут по нашему курсу! Передай срочно координаты фашистской эскадры. Через пять ми-
нут собрать команду, - помрачнев, приказал капитан.
В кают– компании собрались все члены экипажа, кроме вахты.
Капитан встал из–за стола, сделал паузу, начал говорить хриплым
голосом:
-Друзья, товарищи, слушайте чрезвычайное сообщение ТААС. Началась
война. Мы встаём перед врагом лицом к лицу без оружия. Что делать?
Каждому надо решать. Простите меня, что не смогу что-то сделать для
вас. Буду действовать по обстановке. А сейчас объявляю боевую готов-
ность. Надеть парадную форму.
Вражеская эскадра приближалась. Капитан принял решение идти своим
курсом. Он понимал, что в любом случае парусник догонят и могут унич-
тожить. В мыслях надеялся, что его судно является гражданским, к тому
же учебное, и немцы их не тронут.
Через некоторое время с борта флагманского корабля поступил сигнал, чтобы судно спустило паруса и прекратило движение. Потребовали капитану приплыть с парламентёрами на флагманский корабль.
Капитан дал команду вахтенному офицеру, чтобы просигналили о готовности выполнить требования немцев.
После команды капитан ушёл к себе в каюту. Прилёг и задумался….
В один миг пролетела вся жизнь: боевая молодость, взлёт по службе и
репрессии, которые пережил. Он понимал – перед ним лютый враг фашист.
В голове промелькнула мысль: не сдаваться, во что бы то ни стало.
С другой стороны – чем виноваты эти юнцы, которым ещё жить да жить? П. И. Забелин думал: если выкинуть белый флаг, то это, - плен,
который может обернуться концентрационным лагерем или нейтральной
страной. Но всё же это была какая – то надежда.
Он принял решение: поднять белый флаг.
Войдя на капитанский мостик, капитан отдал команду:
-Поднять белый флаг. Шлюпку на воду.
Затем, подозвав помощника, отдал последние наставления, стал спускаться в шлюпку, а с ним ещё девять курсантов – гребцов и помощник.
Шлюпка покачивалась на волнах, чуть касаясь борта парусного судна.
Наконец все уселись, и капитан дал команду:
-Вёсла на воду! Полный вперёд.
Лица курсантов выглядели взволнованными, каждый думал о своём.
Что ждёт их?
На палубе встречал строй немецких матросов с оружием в руках.
Адмирал эскадры приветствовал капитана и курсантов. Пройдя через строй матросов, парламентёры спустились в каюту капитана крейсера.
Обстановка сохранялась напряжённой и суровой. Адмирал предложил сесть за стол, на котором стояли письменные приборы и графин со стаканами. Через переводчика спросил:
-Цель плавания и кому принадлежит судно?
-Обучение курсантов гражданского флота, курс – вокруг Европы до
Севастополя. Пароходство Балтийского гражданского флота, - ответил
Виктор Петрович.
-Ясно, - сказал немецкий адмирал и добавил, - вы сознаёте, капитан, что наши страны находятся в состоянии войны и по законам вы наши
пленники?
-Да, господин адмирал, я понимаю это, но у меня к вам просьба, мольба, как угодно. Сделайте всё возможное, чтобы спасти этих молодых
ребят, которые стали жертвами войны. Мы, офицеры, - в вашей власти, -
взволнованно сказал капитан и замолчал.
-Хорошо, мы подумаем и ответ дадим через час, а пока располагайтесь,-
ответил адмирал и вышел из каюты со своей свитой.
Курсанты сидели за столом и внимательно рассматривали интерьер каюты. На стене висел портрет фюрера, дальше – военное оружие, старинные
сабли, пистолеты.
Один из курсантов, белокурый парнишка, звали его Никитой, родом с Урала, толкнул в бок своего соседа:
-Федя, что делать будем?
-Сиди и жди. Всё в их власти.
-В плен я не сдамся, - сказал Николай.
-Может, отпустят с миром, Ведь мы гражданский флот, - предположил
Фёдор.
Время шло томительно долго. Наконец дверь каюты открылась, и вошли адмирал с сопровождающими. Наступила мёртвая тишина.
Адмирал сделал паузу и сказал:
-Господин капитан, учитывая правила международных норм во время ведения войны и вашего разумного поведения, немецкое командование дает
советской команде возможность отплыть на судне к берегам нейтральной
Швеции.
-От команды судна мы благодарим немецкое командование и лично вас, адмирал, за гуманное решение, - сказал капитан.
-Попутного ветра, - пожелал адмирал и вышел из каюты.
Уже через час парусник нёсся по волнам на всех парусах к берегам Швеции.
Правительство Швеции приняло советское судно под свою защиту. Всем членам экипажа предоставили нормальные условия для жизни. У кого не было специальности, дали возможность окончить профессиональные курсы.
Пролетело время. Закончилась война. Шведское правительство через
советское посольство дало возможность выбора места жительства в Шве-
ции или в СССР. До изгнанников доходила информация из печати, радио,
что военнопленных и интернированных в России судят и отправляют в лагеря. Многие бывшие курсанты и офицеры решили остаться на прию- тившей их земле.
Николай и Фёдор работали в фирме, которая строила жилые дома.
Оба проявили старание и прилежность, при этом закончили строительные курсы по программе мастеров.
Николай женился на местной белокурой девушке, у них родился ребёнок. Жили в отдельном двухэтажном коттедже со своим хозяйством. Они были счастливы и не пожелали возвращаться в СССР.
Двадцать человек решили вернуться на Родину в надежде, что всё обойдётся, тем более, представители посольства обещали полную безопасность.
Фёдор истосковался по родной земле, девушка, мать, отец. Душа изболелась по родным берёзам, лугам и полям. Он думал, что невиновен перед
Родиной. В назначенный день они сели на пароход и пересекли водное пространство между Швецией и СССР. Их уже встречали, посадили в крытые машины с решётками и охраной.
А дальше началось: расследование, допросы. Длилось это шесть месяцев. Затем суд – тройка и каждому по десять лет лагерей.
Фёдор около года скитался по лагерям. Что только не испытал, чего не насмотрелся: насилие над людьми, несправедливость, произвол и беззаконие.
Наконец, попал в один из лагерей небольшого городка в Поволжье.
Работал на стройке, его заметили и назначили прорабом. Так оставшиеся годы, до окончания срока, и работал прорабом. Помогал по возможности
людям, поддерживал духом словом. Они платили ему своей благодарностью.
Пролетели десять лет сталинских лагерей, а на воле за это время произошли изменения к лучшему. Настала хрущёвская «оттепель». Стало легче народу дышать, но жизнь была ещё тяжела….
23.06.94. год.
Свидетельство о публикации №216022500865