Первый медведь

                Первый медведь.

Давно уже это было. Жили мы тогда в лесном поселке, в Коми республике. Как-то председатель  Сельсовета предложил мне съездить в глухую деревушку, где жили одни старики, да  старухи. Дело было в конце февраля, ехать надо было  на лошади порядка 30 км. Ермолаич правил лошадью, а я  чаще всего,  шел рядом, Наконец, мы приехали  в эту деревушку, которая разместилась на высоком берегу реки. Пошли по домам здороваться с хозяевами. Естественно, в каждом доме мы выставляли бутылку водки, а хозяева гоношили закуску, да откуда-то из тайников вытаскивали, в свою очередь, еще бутылку. И, конечно, в конце обхода всех 4-х домов, я уже был изрядно пьян,    А Ермолаич мог выпить ведро и не пьянеть. Куда в него столько лезло?
В последнем доме хозяин, которого звали Мартьяныч, пожаловался, что у него есть на примете берлога, а добыть зверя не с кем.  У него рука плохая, а внуку всего 16 лет.  – Обещали  мужики приехать, да, должно быть, передумали. А через 2 недели кончатся сроки охоты, - сказал он. Тогда охота на медведя как на пушнину разрешалась до 15 марта. Позднее, правда, одумались и разрешили добычу только до 31 декабря. Слишком много оставалось малюсеньких беспризорных медвежат. Не знали, куда их девать.


    -Так зови нас! Вон, какие гвардейцы сидят!- заявил я.
 - Ну, нет! На меня не рассчитывайте! Я бы его никогда не видел! – Я его боюсь!- заявил  Ермолаич. Пьян, а соображает!
  -Так зови меня! - Говорю я уверенно.
На том и спать завалились.
 Мартьяныч утром спросил:
 -А ты помнишь, о чем мы вчера договаривались?
 -Помню, конечно. О медведе в берлоге.
 -Так если ты не передумал, то пойдем.  Мы завтра проверим, если медведь не вышел, то внук за тобой приедет.
 -Добро!- Сказал я.

Внук -16 летний парнишка, приехал через два дня.
 У меня все было готово.
Поехали!

На другой день на лыжах пошли на берлогу за 3 км. от дома Мартьяныча. Была оттепель, снег слегка таял.
С нами было две собаки. Я взял своего Бандита, а Мартьяныч своего Дика. Собаки обе крупные западносибирские лайки. Обе понимали, что идут на охоту, поэтому выяснять отношения не стали.
Не доходя до берлоги метров сто, мы взяли собак на поводки, А Мартьяныч срубил  еловый кол и заточил его как карандаш.

 -Вы вставайте с обеих сторон метров за 10 от чела берлоги и спускайте собак, как только я воткну кол.

Подошли к берлоге. На приступке коренного берега реки темнеет отверстие,  где-то около  30-40 см. Пару не видно - погода теплая. Встаем как велено. А Мартьяныч встает на крышу берлоги и втыкает кол сверху вниз, перегораживая чело пополам. Его расчет в том, что этот кол задержит медведя на выходе, а мы успеем выстрелить прежде, чем медведь выскочит.

Мы спускаем собак. Те кидаются к челу и с остервенением лают в берлогу. В какой-то момент вижу, как мелькнула тень в челе. -Медведь огляделся, сейчас выскочит! –
кричу я. Но медведь и не думает вылезать. Он уже понял: три человека, две собаки, чело перегорожено – выходить резона нет.
 
Собаки лают, мы топчемся, а толку никакого. Бандит отошел обкусывать налипший на лапы снег. Дик лает один. Мой пес очистил лапы и сунулся в чело, оттесняя Дика. Тот не захотел уступить, и псы вцепились друг другу в пасть прямо у самого чела. Я кинулся их растаскивать за загривки. Кое-как растащил... Смотрю, Мартьяныч стоит на крыше берлоги с ружьем наперевес, а сам бледный и испуганный.
- Мартьяныч, ты чего? – спрашиваю я.
-Если бы медведь выскочил сейчас, куда бы я стрелял, в кучу с тобой и собаками?
 - Да не выйдет он! - Отвечаю я:- Он нас боится. Скоро стемнеет, надеется отсидеться.
 -Так что делать-то будем? - спрашивает Мартьяныч.
- У нас топоры, давай в крыше дыру прорубим.
Грунтовая берлога была как нора, вход прямо, а спальня в сторону. Колом медведя не достать. В Коми Парме (еловой тайге) все берлоги были так устроены – зима долгая и морозная.
 - Придется рубить дыру, решает  Мартьяныч. И, обращаясь к внуку, говорит:- ты стереги чело, я рубить буду, а ты Алексей стреляй, как увидишь медведя.
- Нет!- Отвечаю я. У тебя рука плохая. (Локоть разбит еще на фронте).  Я рубить буду, а ты стреляй.
 Рублю крышу, армированную корнями елки. Пробил дыру в 20 см. Медведь рычит, но не вижу его. Беру кол, начинаю тыкать. Медведь хватает кол и тянет к себе, а я тащу к себе. Мартьяныч видит голову, стреляет. Осечка! Мы с медведем играем в перетягивание кола. Выстрел! Осечка! - Да возьми ты мое ружье!- Кричу я старику. – Нет, я из своего! - отвечает старый промысловик.
Наконец, выстрел! Вижу, как падает медведь. Разрубаю большую дыру, За уши приподымаю голову, чтобы другие могли ухватиться, и слышу глухое «ры-ы-ы»
Вот тут я испугался и от неожиданности бросил голову.
- Живой, что ли?
 Да нет! Во лбу дырка от пули, лежит трупом. Беру опять за уши и опять «ры-ы-ы». Оказывается, когда приподнимаю, воздух выходит и запавший язык издает такой звук.
 Вытащили... Оказалась всего-то 2-х годовалая медведица. К счастью, яловая. А если бы со щенками? Я дал себе зарок больше не берлоге не охотиться и отказывался наотрез, когда меня на берлогу звали как «опытного медвежатника».
 
С первым медведем тебя!-  Говорит  мне Мартьяныч!
 Я поворачиваюсь к внуку и пожимаю его руку:-  И тебя – тоже! И что бы не последний!

 -Мы завтра медведя разделаем и на нартах свезем. А потом привезем твою долю. Тебя сейчас свезем домой. - Говорит Мартьяныч.
 -Ладно, отвечаю я.  Мясо подели на 3 части. Шкуру выделаете и продадите мне. На том и порешили.
   Скоро привезли мою долю мяса. Я уже заранее припас бутылку коньяку для деда и сладкого вина для внука. Отпразновали.
 
А потом звоню Ермолаичу.- Приходи с женой, мясо есть будем!
 -Вечером придем!- оживился тот.
 Вечером приходят с бутылкой коньяку и бутылкой водки. И я столько же купил.
Закусывали медвежьими котлетами. Вдруг моя жена зовет на кухню:- Я уже скоро у плиты упаду - вы ведь сорок котлет съели! Ешьте вареное мясо, кусками.

-Ермолаич, жена бастует. Давай кусками есть вареное?
-Давай!
Успокоился мой друг, когда все было выпито и съедено. Они пошли домой, я поглядел вслед –даже не шатался коми-морт.(коми мужик.)
А жена с грустью смотрела, как от медведя осталась только груда костей.
 -Добывать, так боится, а жрать горазд!- говорит моя бедная жена.

 - Зато будут сплетни о том, какой у тебя муж крутой охотник!- расхохотался я.
 -Да ну тебя к черту!- Засмеялась жена и пошла спать. А я понес костей Бандиту.


Рецензии
Наверно нельзя называть охотников людьми.

Вячеслав Бикташев   01.04.2017 17:49     Заявить о нарушении