Баба-Яга супротив Бонифация восьмого

       Чужие штампы, общепринятые понятия. Всем знакомы и понятны.   Казалось бы, так просто взять и следовать им по проторенной уже кем-то дорожке во избежание неприятностей. Открыл этакий « Справочник чужих ошибок», желательно последнее, дополненное издание, и всё - ты в шоколаде!
           Но! Тут есть два пути.
           Первый из них представляет собою прогулку с этим самым справочником в руках по раскиданным судьбой граблям. Ты идешь, вчитываясь в справочник, и думаешь о том, чтобы не наступить на грабли. НО!!! Скорость продвижения вперед крайне невелика.
            Второй путь состоит в следующем - ты радостно несёшься вперед, не думая ни о справочнике, ни о граблях. НО!!! Скорость продвижения вперед головокружительна. И головокружение может быть результатом ударов граблей по твоему бестолковому лбу. Именно ими, этими самыми граблями, ты набиваешь шишки. Это должно, казалось бы, тебя учить. Должно. Но не учит. Я говорю о себе.
             Кому то и чужие ошибки являются инструкцией к жизни, но не мне. И дело совсем не в том, что я отъявленная дурилка  картонная, не поддающаяся обучению, просто такой характер. Брать под сомнение всё, что сама ещё  не испробовала. Всё как в мультфильме про Бабу - Ягу, которая всегда была «против»…
         
- Егор! Сколько можно тебя ждать? Ты слышишь меня?- уже не в первый раз приглашала я своего внука к обеду.
- Ну и вот он я,- в проеме столовой стоял Егор,- и не надо так орать. Я прекрасно слышу.
- И что ж не отзываешься? Молчишь.
- А знаешь, Томочка, молчание-золото. Или ты не согласна?
- А если молча тапочкой по твоей золотой попке?
- Это не педагогично, ты же ба-бушка, а не Баба-Яга,- Егор победно смотрит на меня.

          …Я отвезла внука на тренировку. Полтора часа свободного времени. Можно почитать, погулять у залива, если нет дождя, в кафе попить кофейку и поторчать в интернете. Сегодня я выбираю последнее, потому как погода не для прогулок. Я улыбаюсь, вспомнив как Егор, сравнил меня с Бабой-Ягой. Вот ведь как он меня с « молчание золото» срезал.
Никогда не задумывалась о том, как я отношусь к молчанию как к золоту, наверное, оттого что это неважно для меня, бесшабашной болтушки. Надо разобраться. Не люблю, когда последнее слово не за мной, открываю интернет.
                «Во время алхимического процесса, по производству золота, требуются заклинания и любое лишнее слово, произнесённое вслух, губит весь процесс!» И всё! Многовековая статистика могла претерпеть изменения с тех далёких времён, а уж  потомки тут накрутили.
«Совершенно точно, что человек при разговоре делает ошибки. Кто то делает их мало и редко, кто то часто, поэтому для человека, допускающего большое количество ошибок при разговоре лучше молчать, так он не будет допускать ошибки, и будет казаться умнее для окружающих ».
                То есть, эта фраза своего рода некое руководство к очковтирательству?  А ведь большинство то людей, включая Егорку, отдают этой фразе некую нишу правильности …
                Молчание золото. Это когда? Когда тебя пытают немцы каленым железом, выпытывая у тебя страшную военную тайну? Тебе никто и не доверил её именно потому, что все остальные знали, что молчание золото, а тебя забыли об этом проинформировать. И вот ты молчишь. Героически. Это золото? И ничего, что ты за это платишь цену размером в жизнь?
                Или вот еще. Все весело обсуждают что-то очень важное, а ты молчишь. Это золото? Тебе и сказать есть что и мнение свое есть, и оно, может быть, очень кому то интересно. Но ты молчишь, потому что - что? Ты не веришь, тем, с кем обсуждаешь? Тогда это совсем не то золото, тут золото иметь отличных друзей и верить им при обсуждении, доверять настолько, чтобы никто из них не смог усомниться в том, что промолчав при нем, ты набрал в копилку золотца. И зачем тебе, молчуну, столько золота?
                Молчание не золото, а я не Баба-Яга!
                Или вот ещё - «молчание - знак согласия» (лат. Silentium videtur confessio)- выражение римского папы Бонифация VIII в одном из посланий, вошедших в каноническое право. Выражение восходит к Софоклу.
                Я не знаю, кто такой Бонифаций восьмой, с творчеством Софокла я тоже не на самой короткой ноге, но очень я сомневаюсь в том, что молчание знак согласия. Может быть, нужно для чистоты эксперимента взять и прочитать трагедию Софокла «Царь Эдип»?
                Тебя спрашивают, а ты, этак потупив взор, косишь под глухонемого, ушедшего в себя на столько, что тебе лень даже язык тратить на согласие. Вот пусть тот, кто спрашивает и думает, что ты согласен. А ты согласен? Так и что ж не сказать просто да или нет.
Вот, например, спрашивает тебя человек:
- Ты меня любишь?
А ты вот молчишь. Не просто молчишь, а знаково. Знак согласия с чем? С тем, что любишь или нет? Ведь ответов  на этот вопрос только два. А ты, помолчав, доводишь собеседника до интриги, как бы отвечаешь:
- А не твое это дело, знаешь ли.
                Выходит, что молчание – знак равнодушия, и тебе по большому счету на то, что понял тебя человек или нет, глубоко наплевать - нечего спрашивать. Но глазки на всякий случай кокетливо опускаешь. И что было доводить ситуацию до вопроса о любви, если изначально ты знал, что промолчишь. И тогда тут молчание совсем не знак согласия, а знак безразличия и отъявленного хамства. Какая же я умная и никакая не Баба-Яга!…
                "Держи язык за зубами", ну по физики то он за зубами, и дан то он нам не только для перемещения пищи по внутренней полости – находка для шпионов. Такое ощущение, что весь мир вокруг тебя наполнен шпионами, а ты один, кто не шпион. Тогда кому ты можешь все это из-за зубов открыть? Шпионы всё друг про друга знают. Промеж них секретов не бывает.
                Обязательно расскажу это всё Егорке, когда поедем после тренировки домой. А может быть и не нужно всё это обсуждать, пусть сам для себя выбирает какие штампы и общепринятые понятия брать на вооружения и с кем ему по пути: с Бабой-Ягой или с Бонифацием восьмым.   
               


Рецензии
Тома, решила заглянуть на твою страничку и... ура - есть!!! - Тамара проснулась... - можно почитать!
А где же сказки?
Не узнаю ту Тому, с которой я познакомилась 2 с лишним года тому назад.
Та была сказочницей, а тут, вдруг, такие философские рассуждения.
Том, это что - "поворот мозгов" от учебного перенапряжения или переквалификация в писательстве?
Однако... заставила задуматься.
Никогда не думала, что молчание может быть знаком равнодушия.
Известные фразы "молчание-золото", "молчание- знак согласия" выпадают в осадок по сравнению с твоим "открытием".
Вот посидела-поразмышляла над твоими философскими умозаключениями и почему-то пришла к выводу, что к известным двум фразам про "молчание", очень удачно пристраивается и третья: "Молчание - знак равнодушия".
Бог любит троицу, ну вот вам на выбор - выбирай любое из трёх, какое тебе больше по душе. А вообще, все три - гениальны!
Не знаю, какие ГЕНИИ придумали первых два, зато знаю теперь, кто автор третьего. Предлагаю оформить патент на изобретательство гениальной фразы.
Но, если серьёзно и честно, то всё-таки выражение: "Молчание-золото" - факт неоспоримый - проверила, и не один раз, на себе. Ему я отдаю Пальму первенства.
А вот между двумя другими, мне кажется можно поставить знак равенства.
Ты как думаешь?
С Праздником Весны тебя!!!
Всех благ!!! И творческого вдохновения!

Людмила Калачева   07.03.2016 23:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.