Джон Фаулз - Коллекционер

Коллекционер и его бабочка

Начала читать «Коллекционера» с ожиданиями и опасениями, что на меня польются ведра крови и жестокости, как в «Американском психопате» Брета Истона, когда каждую страницу текст вызывает такое омерзение, что хочется отбросить книгу подальше. Кажется, что страницы книги сделаны из кожи мертвого существа, которое медленно разлагается прямо в ваших руках. От «Коллекционера» у меня были похожие ощущения, хотя ни крови, ни откровенного садизма я на страницах книги не встретила. Тут все гораздо глубже. Я думаю, что автор пытался показать душевные уродства, пусть и спрятанные за маской приличия и корректности.

С самой первой страницы нас встречает образ Фредерика. Бедный и пустой герой, увлекающийся лишь своей коллекцией бабочек. Последующие страницы он даже вызывает сочувствие и попытку понимания. Он ведь хотел любить. Пусть даже в том, извращенном смысле, в каком он это понимает. Любить для него – это иметь. Не в пошлом значении (в книге нет физического насилия), а в смысле иметь возможность быть рядом, видеть, исполнять желания. Таким образом, герой ощущает себя нужным кому-то, состоявшимся и «нормальным» человеком. Однако чуть позже сочувствие меняется на отвращение.

Фредерик – эгоист, который решил, во что бы то ни стало, заполучить «лучший» экземпляр в свою коллекцию. Похищение в его голову пришло так жутко естественно, что невольно становится страшно: сколько таких Фредериков еще ходит по свету, скрывая свои мысли и фантазии? Фредерик ведь действительно не планировал «ничего дурного», а потому не испытывает ни малейшего угрызения совести. Он решил за себя и за нее, что так будет лучше для них. Потому и поведение Миранды считает обидным для себя, а финал их истории закономерным наказанием для девушки, которая его разочаровала.

Натыкалась в интернете на кучу отзывов, которые так и вопиют о том, что Фредерик чуть ли не положительный, но слегка увлекшийся герой, так как испытывал к Миранде «светлые чувства». Думаю, что «светлых чувств» никогда и не было. Под каким-таким светлым чувством можно запихнуть «любимого» человека в фургон, наблюдать за его тошнотой, привезти в подвал, где «любимый» будет страдать и мучиться хотя бы (если учесть, что он планировал обустроить жизнь Миранды в лучшем виде) от ограниченного, непроветриваемого пространства, от отсутствия света и скуки? Это любовь коллекционера, а следовательно любовь Фредерика к себе.

И вот план удался, девушка закрыта в подвале… Тут мы воочию наблюдаем, как влюбленность, преклонение трансформируется в презрение. А лучше сказать, что снимается маска Фредерика. С самого начала мы видим жесткое противопоставление героев по социальному и духовному статусу, видим ненависть Фредерика и общественному классу Миранды. Он не понимает девушку, да и не стремиться ее понять, «подтянуться» до ее уровня. Он устраивает себя таким, какой он есть, а Миранда вызывает у него ненависть, хотя и маскирующуюся под обожание. В глубине души, он хотел бы стать такой же как она, но не готов ничего для этого делать.

Миранда для Фредерика не живая женщина, не надо тешить себя иллюзиями, что если бы Миранда прониклась к нему симпатией (что уже трудно представить в таких обстоятельствах), то все бы сложилось по-другому. Не сложилось бы! Фредерику не нужна была любовь.

На последний страницах Фредерик открывается полностью – он не испытывает боли от того, что случилось. Он понимает, что боль от потери «любимого человека» должна была появиться в тот момент (потому и думает о самоубийстве), однако чуть позже снимает маску окончательно. Миранда стала лишь его первым шагом к пополнению своей новой коллекции. В дальнейшем, ему уже не нужна маска влюбленного. Предполагаю, что ему придется сколотить еще много деревянных ящиков. Он всего лишь сменил коллекционные предметы – бабочки отошли в дальний ящик, а в его подсознании замаячила новая коллекция.

Теперь еще пару слов о Миранде, которая симпатию у меня не вызвала: глупая, самовлюбленная девчушка. Она, как и сам Фредерик, стремиться спрятаться за «правильностью» своих поступков, как бы она этого не отрицала. У нее нет своего мнения, она полностью зеркалит все слова и мнения Ч.В., да и сама это понимает, когда в дневнике рассуждает о том, что когда-нибудь выйдет замуж и забросит все эти протесты. Она также пуста, так же эгоистична. Не скажу, что она заслужила такую судьбу, однако явно не спроста между Мирандой и Фредериком чувствовалось некое родство душ (в котором признавалась себе девушка). Они так сказать стоили друг друга: пустая и красивая бабочка и чокнутый коллекционер.


Рецензии