Трёхпрудный переулок 1

часть1_Встреча с Трёхпрудным

Ты, чьи сны еще не пробудны,
Чьи движенья еще тихи,
В переулок сходи Трехпрудный,
Если любишь мои стихи
 
 Цветаевские строки.  С прошлого года я собиралась сходить в Трёхпрудный переулок, но меня словно что-то не пускало. Наконец я выделила день, посмотрела карту и поехала. Долго плутала, не туда свернула и оказалась сначала на Тверском бульваре, потом на Патриарших прудах. Он опять меня не пускал. Обойдя несколько кварталов вокруг наконец-то оказалась в Трёхпрудном переулке. Ожидания не оправдались – он мне не понравился. Ощущение дискомфорта. Высокие дома слишком близко стоят друг к другу и давят, ни деревца, кругом камень, стены и машины. Нарушены архитектурные пропорции. Когда-то район был малоэтажным, но времена меняются, земля в центре города дорожает. Если на центральных улицах как-то выдерживается высота застройки, то в серединах кварталов дома растут, а ширина улиц не увеличивается.
Дом Людмилы Гурченко смотрел окна в окна на соседний дом, такой же высокий, но более длинный.  Снизу в два ряда машины, и между ними узкий проезд. Как-то я это себе посвободнее представляла. Говорят, что район у Патриарших прудов действует на людей по-разному – кого-то завораживает, кого-то отводит. Мистическое место, и нехорошая квартира Булгакова рядом. Может быть, сказываются два засыпанных Патриарших пруда, находившихся неподалёку. Бывший водоём считается неудачным местом для жилой застройки. Не моя энергетика – после часа прогулки я чувствовала себя словно выжатой.
Писательский дом, построенный на месте особняка родителей Марины Цветаевой, где она провела детство и годы до замужества, произвёл странное впечатление. Почему писательский, не знаю, где-то его так упомянули. Симпатичное здание 30-ых годов, но атмосфера неприятная. Тёмно-красный кирпич тюремного оттенка, мрачноватый  двор буквой П, окна первого этажа близко к земле. Возникло ощущение общежития. Возможно, в доме были коммуналки. С наружной стены здания висел барельеф с женской головкой – здесь до 2000 год жила артистка Изабелла Юрьева. Никаких упоминаний о семье Цветаевых. Из приоткрытой форточки доносился мат.

Этот мир невозвратно- чудный
Ты застанешь еще, спеши!
В переулок сходи Трехпрудный,
В эту душу моей души.

- Здравствуй, Марина! Даже цветочек приткнуть тебе некуда! – разумеется, я была без цветов
Марина Цветаева с особым трепетом относилась к родному дому в Трёхпрудном переулке. Он был её миром, её учителем, её другом. Звучит странно, но в жизни Марины Цветаевой странного было больше обычного. Её умение чувствовать энергетику предметов, людей, событий – памятника Пушкину, рояля, также её интуиция, умение предсказывать ход истории – сложно воспринять людям, которые способны в рояле видеть только рояль. Мир Марины Цветаевой с детства был намного шире, объёмней и многомернее.  В этом восприятии огромную роль сыграл дом её детства.
Я думаю, с момента рождения энергетика Марины настроилась на энергетику дома, вибрации совпали, резонанс всколыхнул всё лучшее, что было спрятано в глубине Марининой души, возникла мистическая связь. Дом стал частью Марины, Марина – частью дома. Она погружалась в его атмосферу, чувствовала изнутри. А после революции дом отдали под госпиталь и вскоре раскатали на брёвна – с дровами в войну было плохо. Часть Марининой души умерла вместе с домом, это её бросили в топку для обогрева чужих жилищ.  Интересно, сложилась бы судьба Марины по-другому, если бы дом в Трёхпрудном переулке оставался целым на протяжении жизни Марины? А что бы стало с её поэзией? Впрочем, история не знает сослагательного наклонения, всё складывается так, как должно было быть.

Высыхали в небе изумpудном
Капли звезд и пели петухи.
Это было в доме стаpом, доме чудном...
Чудный дом, наш дивный дом в Тpехпpудном,
Пpевpатившийся тепеpь в стихи.

После замужества Марина с Сергеем купили внешне похожий типовой домик в Замоскворечье, но это было совсем не то. Видно, внешнее сходство лишь подчёркивало чуждую атмосферу. Следующим был дом в Борисоглебском переулке – совсем не похожий на родной деревянный домик, но более близкий по духу, последний оплот прошлого. После уничтожения родительского дома, хочется сказать – после смерти её мира детства, Марина словно ещё раз осиротела. Всю оставшуюся жизнь Марина Цветаева пыталась найти замену, скиталась по чужим углам, но почти каждое жилище оказывалось хуже предыдущего.  Ушла гармония и опора, жизнь превратилась в выживание. Потом эмиграция, Болшево, другая Москва, Елабуга.
К моменту возвращения в Россию, и особенно к началу войны, знаменитая интуиция Марины Цветаевой словно угасла -  она перестала чувствовать связь некоторых событий, действовала словно вслепую. Уничтоженными оказались не только мир её детства, но и город детства, страна детства и почти вся её семья, за которую она долго хваталась, пытаясь удержаться в чужом для неё мире. Убита надежда, похоронена Поэзия, а сама Марина словно по ошибке продолжала жить. В Елабуге Марина Цветаева исправила эту ошибку, верёвка и табуретка – короткий и быстрый путь в другое измерение, в атмосферу чудного и дивного дома детства в Трёхпрудном переулке.
Несколько раз я задумывалась, можно ли воссоздать Цветаевский дом? Можно сделать комнату времён детства Марины в помещении музея в Борисоглебском переулке, но комната не воссоздаст атмосферу дома. Лучше возродить дом, по деньгам как коттедж построить, не учитывая стоимости земли.  Сохранилось несколько фотографий и описание комнат. Где бы я разместила копию деревянного особняка? Разумеется, красно-кирпичного «монстра» сносить не стоит. На Патриарших прудах места нет, в центре Москвы немного свободных участков, и все они планируются под коммерческую застройку.
А что, если в новом парке в Зарядье на месте гостиницы Россия выделить кусок земли и воссоздать Цветаевский особняк? Исторически неверно, но мимо будут ходить толпы народа, а тут памятник позапрошлого века, жилой дом московской элиты, напоминающий помещичью усадьбу. Да ещё основателя музея имени Пушкина. Да ещё и любимое с детства место одного из самых известных поэтов прошлого века – Марины Ивановны Цветаевой. Можно раздать экскурсантам наушники, чтобы у каждого экспоната слушать воспоминания о людях и вещах ушедшего времени. Нужны ли Марине чужие глаза, чужие люди, случайно зашедшие в копию её невозвратно-чудного мира? Или ей лучше оставаться загадочно-камерной, разбросанной между разными местами, городами, странами и оживать только в звучании своей поэзии? Не знаю. Хотя парк в Зарядье уже спроектировали, он предназначен для отдыха и развлечений, но в Москве для небольшого дома Цветаевых можно найти другое место.

Королёв 22-24 февраля 2016

Я попала на встречу с писательницей Натальей Громовой, литературным историком в Библиоглобусе на Мясницкой. Лекция про отношения писателей 30-х годов и власти. При обсуждении я поинтересовалась:
- Стоит ли восстановить на территории парка или сквера дом Марины Цветаевой из Трёхпрудного переулка?
- Думаю, нет. Ушло то время и люди с ним связанные. После возвращения в Москву Цветаева не пошла к разрушенному дому детства, не захотела воскрешать ушедшее. Я бы лучше возродила хотя бы виртуально Собачью площадку, где они гуляли и общались, эти переулочки и литературную атмосферу на месте проспекта Калинина.
- А решение об эксгумации в Елабуге обсуждалось? - сорвался с языка вопрос. Где-то я прочитала, что этим хотел заняться сын Анастасии Борис Трухачёв, но потом почему-то отказался.
- Я была в Елабуге дважды, там известно восемь мест, где точно похоронена Марина Цветаева. На кладбище мне устроили экскурсию по всем восьми могилам, как же от этого отказаться? Кроме того, там в почве плавуны, за эти годы все захоронения могли сместиться на неизвестное расстояние в неизвестном направлении, пришлось бы эксгумировать чуть не всё кладбище. Ушла она очень по писательски.

О, непостижимая и понятная Марина Цветаева! Марина везде и Марина нигде. Разбросанная по странам, городам и разным местам. Похороненная в восьми могилах, уплывшая в холодной глинистой земле в светлое небо и тёмный космос. Плачущая и смеющаяся, опровергающая и подтверждающая все привычные истины!

Королёв 17.09.2016

часть2_Люся Гурченко и Муся Цветаева, нумерология.

В Рождество я проснулась с мыслью о Гурченко. Интересно, называл ли кто-нибудь её Люськой?
Марина Цветаева и Людмила Гурченко жили в Трёхпрудном переулке с разницей почти в сто лет. Цветаева считается лучшим поэтом 20 века. Две известные и такие непохожие женщины. Муся Цветаева, как звали её домашние, провела в Трёхпрудном счастливое детство и юность, давно разрушенный деревянный особняк с садом был первый дом в её жизни, родное гнездо. Там сформировалось её мировоззрение, она стала поэтом. Надеюсь, Гурченко тоже была в чём-то счастлива в последнем доме, вернее в квартире в Трёхпрудном переулке. Сбылось многое из того, о чём мечтала Люся из Харькова. Она живет в старинной квартире в центре Москвы в окружении красивых вещей. Рядом понимающий муж, любимые собаки. Люся известная артистка, её знает вся страна, выглядит молодо, эффектно и элегантно. Люся востребована, популярна и узнаваема, снимается в кино, участвует в различных проектах. Но глубоко внутри живёт страх маленькой девочки.
Гурченко – женщина талантливая с высокой работоспособностью, её энергия и темперамент особенны и неповторимы. Но личная жизнь долго не складывалась, удары судьбы сыпались со всех сторон. Говорят, такие актрисы рождаются раз в сто лет. Сыграть Гурченко невозможно. Сплав таланта, работоспособности, экспрессии, самомнения, предвзятости и великодушия. Умение создавать и разрушать.
Марина Цветаева могла себе позволить просто быть. Писать каждый день стихи, заниматься нелюбимым бытом, переживать за сына. Она знала – я гений, со временем меня оценят, надо делать своё дело и оставаться сама собой. Людмила Гурченко всё время словно доказывала – я актриса, я нужна, я всё могу, я всё умею. Словно в детстве маленькую Люсю укусила змейка гордыни, и этот яд остался в крови всю жизнь. Доказывала всем, а больше – самой себе. Поднимала планку и выше и выше, чтобы стать лучше, стремилась к невидимой цели, талантливо создавала легенду. Но создавала её снаружи. Играла главную роль в фильме своей жизни. Я – дива, а люди вокруг – статисты и зрители. В одном из последних интервью она высказалась – женщины разных возрастов посмотрят на меня и захотят стать такими же. Стремление к образцу – чисто западный подход. Умение быть собой более ценно, чем походить на кого-то. Образ дивы с годами начал диктовать правила жизни, требовал больше и больше усилий, жертв и ресурсов.
Проблема сильных женщин – они окружают себя личностями, а потом стараются их переделать. Если не получается – они болезненно расстаются.  Если получается – послушные люди становятся неинтересны. Как отмечали многие Люсины друзья – она любила искусство, личная жизнь была на втором плане. С ней было невозможно дружить – ей надо было служить. Не знаю, насколько это правда, с кем и как Люся дружила. Труднее всего поддерживать отношения на близкой дистанции, намного легче видеться несколько раз в году, изредка перезваниваться. Отношения на расстоянии не требуют полной открытости и отдачи, не забирают много энергии. Дома Люся могла быть тихой и спокойной, многие сценические костюмы она шила сама вручную. Многое делала лёжа на диване, берегла силы для сцены и публики.
Жизнь для Людмилы  Гурченко становилась большой сценой, а она – главным действующим лицом. Только реальность всё время вносила свои коррективы. Исполнители других ролей всё время выходили из отведённых им рамок, меняли текст и сценарий, могли исчезнуть или появиться в самый неожиданный момент, испортив замечательный замысел. Большинство мужей Люсе изменяли. Как сказал Иосиф Кобзон после 3 лет брака с Гурченко – двум мужикам в одной семье не ужиться. Внешне она выглядела как сама утончённость и элегантность – точёная фигура, всегда каблуки, макияж, причёска, безукоризненный гардероб. Но подход к жизни оставался чисто мужским – я сама. Сама решаю, сама исполняю. Сама зарабатываю, сама везу. В переносном и в буквальном смысле – брала на себя много, сама водила машину, сама открывала дверцу. Не могла расслабиться, довериться жизни и мужчинам, привыкла всё контролировать. Проблема сильных женщин – неумение быть слабыми, взваливание на себя излишней ответственности за всё, что происходит вокруг.
Марина Цветаева тоже была сильной женщиной, но её сила была больше направлена вовнутрь на её творчество и на её семью. Марине было всё равно, как она одета, как принято себя вести, что о ней думают и говорят окружающие. Она привыкла быть белой вороной, быть всегда в оппозиции к миру, иметь право на свои мысли, на свои слова, на своё мировоззрение и самовыражение. Дружить она не умела, всегда отличалась прямолинейностью и беспощадным языком. Люся и Марина были во многом антиподами – Марина больше жила внутренней жизнью, а Люся внешней. Марина исследовала жизнь, раздвигая границы возможного и нарушая нормы, Люсе приходилось где-то считаться с общепринятыми правилами, подгонять себя под выбранные рамки.
Думаю, очень сложно иметь такую мать как Людмила Гурченко. Это высоко поднятая не тобой планка, пристальное внимание незнакомых людей, СМИ, нежелательная публичность. Иногда обсуждение семейных вопросов на всю страну. Обратная сторона популярности, которая часто бьёт самых близких. Людмила Марковна была сложным человеком. Для единственной дочери предназначалось несколько вариантов сценариев, но, по мнению матери, она не справилась ни с одним. Вариант, что нельзя заставить человека жить чужой жизнью, не рассматривался. Возможно, увеличение дистанции в общении было своеобразной защитой семьи дочери. Люся понимала, что другими она и никто из семьи дочери не станет, но понизить планку, чтобы просто жить, казалось невозможным. Очень похоже, что Людмила Гурченко была социотип Гамлет – этико-интуитивный экстраверт. Творческая натура с развитой интуицией, умение создать шоу из любого события, трудоголик и эстет. Перепады настроения, подозрительность и мстительность, склонность к эпатажу. Яркая противоречивая личность, нуждающаяся в зрителях даже в быту.
Только ленивый не кинул камень в Марину Цветаеву за её отношение к детям. Если верить чужим воспоминаниям, Але она высоко поднимала планку не всегда считаясь с её интересами. Ирину не любила за то, что та была обычным ребёнком и отставала в развитии, отдала в приют, где девочка умерла. Сына Георгия идеализировала и контролировала каждый его шаг, заставляла жить чужой взрослой жизнью. Аля и Георгий выросли личностями, хотя Георгия многие воспринимают неоднозначно. Марина смогла открыть им мир, подарить себя, своё мировоззрение, свой круг общения. Она могла быть с ними самой собой, умела быть откровенной, не скрывала чувств и эмоций. Может быть, несколько в большем количестве, чем было надо для беззаботного детства. Но её дети выросли незаурядными личностями, умели держать удары судьбы. Тяжело иметь гениальную мать. Легко судить других.
Людмила Гурченко родилась 12 ноября. Я уже разобралась по ведической нумерологии, что 12 – сложное число. Миссия Гурченко была – понять кармические законы и научится отпускать. Не привязываться к материальному. Здесь материальное не столько деньги и приобретения, а перекос энергии в сторону своих иллюзий и ценностей социума. Если кармические законы в каком-то вопросе не приняты, в этом направлении жизни будет ощутимая потеря. Судя по жизненным ударам, миссия не была выполнена. Реализация шла через профессию, умение обучаться, творчество, поиск и создание красоты. О перекосах говорят неровные личные отношения, неумение принять многие вещи, подмена внутренних ценностей внешними. Не знаю, каковы были отношения Людмилы Марковны с Богом, но думаю, что она не была религиозной. Никто не знает, была ли Гурченко крещёной, но после смерти её не отпевали.
Марина Цветаева родилась 8 октября. Ответственность и чувство справедливости. Одиночество и замкнутость на протяжении жизни при внутренней ранимости. Усердный труд, практическая деятельность. Понимание законов мироздания. Неумение просить и принять помощь. Задержка, торможение – её не признали при жизни. Встречи со смертью – смерть матери, двоюродных брата и сестры, дочери, собственное самоубийство.
10-ый месяц в дате рождения у Цветаевой и 11-ый месяц у Гурченко говорят о сложных духовных связях с социумом, с родом, со Вселенной. О том, что жизнь приготовила трудности, но если их преодолеть, жизнь начнёт удачно складываться. Цветаевой суждено было реализоваться через профессию, определить своё предназначение и дело жизни, найти свою нишу. Для неё предназначением стала Поэзия, Марина выполнила свою миссию.  Но не реализовала проявление в материальности. Возможно, часть жизненных трудностей была обусловлена дисбалансом с преобладанием духовности над материальностью. Людмиле Гурченко, кроме умения отпускать, суждено было научиться выстраивать отношения и отдавать внимание близким. Она брала энергию у близких, трансформировала в творчество и отдавала чужим – зрителям. Гурченко не реализовала проявление духовности в жизни, шёл дисбаланс в преобладании материального над духовным. Возможно, она одухотворяла творчество. Ей казалось, что самоотверженность и любовь к искусству компенсируют всё. Людмила Гурченко добилась большого успеха, но не реализовала миссию в проявлении духовности и в налаживании отношений.
Согласно ведической астрограмме, если я правильно разобралась, расположение планет в момент рождения 12.11.1935 предвещало Людмиле Гурченко достаточно извилистый жизненный путь. Жизнь приготовила ей сложности, преодолеть которые помог бы пересмотр взглядов и переоценка ценностей. Лидерство и воля, уверенность и целеустремлённость, творческий подход, большая роль отца в жизни. В первый период с момента рождения до 23 лет  с 1935 по 1958 год надо было заниматься творчеством, родить ребёнка, много общаться и заводить деловые и личные знакомства и связи. Следующие 10 лет  с 23 до 33 лет с 1958 по 1968 год надо было выстроить баланс между мужским и женским, а её случае научиться мягкости вместо резкости.  В этот период возможны были трудности и сложности, многочисленные не всегда удачные романы. Надо было понять, что отношения складывают двое и научиться не искать виноватых, не обижаться и не хранить обиды. Следующие 10 лет с 33 до 43 лет с 1968 по 1978 год могли стать основой стабильных партнёрских отношений, научить ценить свою духовную индивидуальность, уважать и чувствовать партнёра, чувствовать свои и чужие границы. В  это время могла развиться и усилиться интуиция. Время расцвета таланта и существования каких-то долгов. Последний период с 43 лет с 12.11.1978 до конца жизни. Понимание законов мироздания, финансовое благополучие, возможно проявление жадности. Признание в социуме. Налаживание отношений со знакомыми, друзьями, родными и близкими. Реализация материально-духовного опыта. Мудрость. Внуки, реализация отношений с людьми, передача знаний. Важны отношения с матерью, отношения с детьми, отношения с женщинами. Мягкость и женственность, умение отступить на второй план, забота о близких.
По ведической астрограмма Марины Цветаевой 08.10.1892 получается, что ей был предназначен жизненный путь, состоящий из трёх периодов. Первый период с рождения до 29 лет, с 1892 по 1921 год. Время для прочувствования своей женской природы. Развития мягкости, умения уступать и заботиться о близких. Отношения с женщинами Марина воплотила буквально. Какие-то сомнения, сложности в принятии решения. Второй период с 29 до 39 лет с 1921 по 1931 год.  Самовыражение, формирование личности. Может быть нетерпимость и критика.  Активная деятельность, реализация, учителя. Последний период – с 39 лет до конца, в её случае с 1931 по 1941 год. Уравновешенность, анализ, испытания, преодоление трудностей. Одиночество и замкнутость. Тяжёлый труд, ответственность. Замедление и торможение, препятствия. Может быть встреча со смертью. В этот период мог придти успех и материальное благополучие. Интересно, откуда? Если бы уехала в Америку? Хотя тогда Марина Цветаева  говорила – если бы она пошла на уступки по отношению к власти, её бы печатали и платили. Но у неё был свой кодекс чести. Свой закон и порядок.

Королёв 8-10 января 2016, 22 февраля


Рецензии