Когда мы едва не стали людьми

А в моей стране всё есть,
Нефть в ней есть и газ в ней есть,
Уголь есть и никель есть,
Алюминия не счесть,
Есть в ней золото, алмазы,
Изумруды и топазы,
Как же так: в стране всё есть,
А народу нех&р есть?
Как же так: всё есть в стране,
А народ живет в говне?

Семён Слепаков, «В моей стране всё есть», 2012 г.

60 лет назад состоялся ХХ съезд КПСС, распахнувший ворота лагерей и давший советским людям надежду на свободу. Надежду, которой так и не суждено было сбыться. Вслед за хрущевской «оттепелью» последовала хрущевская же «кузькина мать», затем ее сменил замогильный холод царства «лично дорогого Леонида Ильича», когда за инакомыслие сажали редко, - но лишали ученых степеней, а то и гражданства, очень часто.

Потом «в возрасте творческого расцвета личности» «Величайший писатель современности» в процессе работы над вторым томом трилогии «Малая земля» отдал Богу душу. Когда опускали гроб в мерзлую ноябрьскую землю многострадального приделка Красной площади, послышался треск. Позднее говорили, что гробец сорвался, и шарахнулся на дно могилы. Еще один слух о том, что перед похоронами у гроба с телом Леонида Ильича провалилось дно, и его пришлось подбивать металлической пластиной.

Для всей страны, наблюдавшей за церемонией похорон по телевизору, одним из самых запоминающихся стал момент, когда во время опускания гроба в могилу раздался тот самый странный звук, как будто гроб уронили. Событие долго потом обсуждалось. Это было плохое предзнаменование.

И действительно, последовавшие за этим непрерывные заунывные звуки похоронного марша до самого Горбачева явились прелюдией «крупнейшей геополитической катастрофы века», как ее назвал В.В.Путин, - распада исторической России, называвшейся тогда СССР.

Напрасно, кстати, за фразу эту костят на всех перекрестках Путина, очень точная и правильная фраза. Конечно, коммунистический проект не мог кончиться успехом, поскольку был он глуп и невежественен до предела, но для простых людей, враз ставших иностранцами на своей земле, которую их предки обильно поливали потом и кровью, - это была катастрофа. Не поняв этого, российская горе-оппозиция всегда будет получать на выборах не больше 1%.

Но в «обновленной России» воцарился номенклатурно-криминальный фашизм, - и лагерное прошлое, отчищенное человеческой памятью, главным свойством которой является забвение плохого и непременная идеализация прошлого, - постепенно вернулось в сознание уже в виде ностальгии.

«Россияне в последние годы все больше стали одобрять политику Иосифа Сталина, сообщает в среду, 13 января, «Левада-Центр». Согласно итогам опроса центра, 34 процента респондентов считают, что «какие бы ошибки и пороки ни приписывались Сталину, самое важное, что под его руководством наш народ вышел победителем в Великой Отечественной войне». В 2007 году этот показатель составлял 28 процентов.

При этом 20 процентов опрошенных уверены в том, что «Сталин - мудрый руководитель, который привел СССР к могуществу и процветанию». В 2007 году такого мнения придерживались 14 процентов респондентов.

Как и в 2007 году, 15 процентов опрошенных заявили о том, что «только жесткий правитель мог поддержать порядок в государстве в тех условиях острой классовой борьбы, внешней угрозы, всеобщей расхлябанности, которые у нас были 50-70 лет назад». Еще 12 процентов заявили, что «наш народ никогда не сможет обойтись без руководителя такого типа как Сталин, рано или поздно он придет и наведет порядок». В 2007 году такой ответ дали 9 процентов участников опроса.

Вместе с тем с 2007 года серьезно уменьшилась доля критических оценок личности Сталина. Только 21 процент респондентов назвали Сталина «жестоким, бесчеловечным тираном, виновным в уничтожении миллионов невинных людей», в 2007 году об этом заявляли 29 процентов. О том, что политика Сталина привела к тому, что страна оказалась неподготовленной к войне 1941 года, заявили 13 процентов участников опроса, в 2007 году такого мнения придерживались 17 процентов респондентов.

Для того, чтобы оценить, как россияне относятся к Сталину, «Левада-Центр» опросил в конце декабря 2015 года 1600 человек в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ». http://www.dw.com/ru

А вот из эссе замечательного нашего писателя. Наверное, русская литература и есть совесть нации, особенно, когда сама нация совесть теряет.

«Мы живем в такое чудесное время, когда Кремль не настаивает, нужно ли любить или ненавидеть Сталина. Полная свобода! Относись как хочешь! Социологические опросы населения России по Сталину можно поэтому считать рентгеном народной души.

А они показывают: градус любви к Сталину достигает критических температур. Уже никакой не Ленин, а Сталин становится живее всех живых.

На самом же деле Сталин превратился в мутанта, противоположные части которого мало соответствуют человеку, умершему в далеком марте 1953 года.

Есть два Сталина, из которых можно выбрать. Есть чудовище. Оно нанесло невосполнимый ущерб народам Советского Союза, покалечило их генофонд, отравило и другие народы. А есть сказочный великан, который всех победил, расширил имперские границы, заставив мир уважать Россию и трусливо бояться ее.

Народ в России делится, условно говоря, на историков и на сказочников.

Историки - это та часть народа, которая отрицательно относится к Сталину: от устойчивой неприязни до ненависти.

Сказочники обожествляют Сталина. Для них Сталин - русский бог, несмотря на национальность бога и его марксистские корни.

Сегодня, когда Россия вновь превратилась в мобилизационный лагерь, сказочники бурно плодятся: климат подходящий.

Порядок - главное слово сталинистов. Это признание собственной немощи. Без кнута подняться не можем. Без кнута не можем стать пугалом для всего мира. Но острая тоска по порядку была скорее в прошлых поколениях сталинистов. Теперь речь скорее идет о химчистке.

Сегодня Сталин прошел через химчистку национального беспамятства и предстал перед нами в особом виде. На нем нет крови жертв 1937 года (а также других годов). Сказочники сводят сталинский террор к минимуму, допустимому в любой революции.

Антиисторичная химчистка смыла со Сталина кровь миллионов советских (в том числе русских) солдат, погибших в войне с Гитлером. Сталину сказочники простили и коллективизацию. В нее, как в пересохший колодец, они просто перестали заглядывать. Сотворив себе бога, сказочники не смеют его судить. Их бог лучше всех знал, кого карать. Сказочникам не жалко ни одного ученого, писателя, политика, казненного Сталиным. Безжалостность вместе с беспамятством распространяются и на новейшие времена, на «Курск», Дубровку, Беслан: все мгновенно забывается. Таково свойство сказочного сознания.

Но есть моменты сталинских деяний, которые сказочники с восторгом вспоминают. Пакт Молотова-Риббентропа для них - вершина сталинской мудрости. Из послевоенных событий борьба с космополитизмом воспринимается сказочниками в мифологической форме уничтожения «ненаших».

Красная линия разделения на наших и ненаших ныне переместилась у сталинистов вплоть до положительных оценок Берии. Не только бог, но и его изощренный палач принимается с восторгом. Впрочем, Берия прошел через химчистку скорее благодаря корпоративным пристрастиям хозяина Кремля.

Президент, кстати, подал пример особого сталинского коктейля. Путин одновременно за и против: ценит генералиссимуса и отвергает отца террора. Вместе с ним большое количество русских людей готовы совместить чудовище со сказочным великаном.

Уваровская формула «самодержавие-православие-народность» стала цементом нашей сказки на века. Меняются только самодержцы.

Россия-сказка удовлетворяет больше половины страны. Сталинизм - рак русской души и шутки с ним плохи. Сталинизм приводит к деградации сознания нации, к самоедству. Но люди в Кремле не хотят садиться в общий с другими нациями исторический поезд: там придется потесниться. А в сказке лети себе на санях во все четыре стороны. И это подкупает». Виктор Ерофеев, писатель. http://www.dw.com/ru

Хрущевский доклад о «культе личности», произнесенный 60 лет назад, не привел к свободе, хотя лично я вспоминаю то время с благодарностью. Конечно, мы не помышляли тогда ни о чем большем, чем о «социализме с человеческим лицом», но это было время надежд, время веры в свои силы. То, чего нам ныне катастрофически не хватает.

Вплоть до крушения Советского Союза текст доклада XX съезду не публиковался в официальной советской печати. Но то – в советской. Уже в начале лета 1956 года текст доклада в переводе на английский язык был опубликован Госдепартаментом США и газетой «Нью-Йорк Таймс». На русском, в обратном переводе, доклад опубликовал НТС – Народно-трудовой союз, одна из активных русских организаций, родившихся в среде эмиграции.

В вещании на Восточную Европу и Советский Союз доклад цитировали радиостанции «Голос Америки», «Свободная Европа» и «Освобождение» (сейчас последние две – Радио «Свобода»). Таким образом, уже к концу 1956 года «секретный» в СССР документ стал доступен каждому, у кого был специальный радиоприемник.

Почему специальный? А потому что в СССР фактически до самого его распада диапазон коротких волн в бытовых радиоприемниках начинался с 25 метров, а на таких относительно низких частотах глушилки, которые плотно окружали все крупные города страны, и, кроме того, были разбросаны по всей территории, были эффективны. Дело в том, что стабилизировать радиочастоту передатчика практически невозможно, она «гуляет» как у передающей станции, так и у станции заглушения, причем эта девиация частоты тем больше, чем больше частота. Поэтому чем выше частота вещания, тем больше шансов отстроиться от глушилки.

Люди покупали радиоприемник, и переделывали его, добавляя диапазоны 13, 16 и 19 метров. А кто не был радиолюбителем, как я, мог надеяться только на купленный в комиссионном магазине импортный приемник, какие привозили обычно моряки из дальних плаваний, и стоил он в комиссионке в 68 раз больше отцовой зарплаты, - да на людскую молву. Но, так или иначе, кто хотел знать, - знал.

Стал ли «секретный доклад» Хрущева началом конца советской системы? Конечно же, нет. Но мы так верили. Помню, мы с отцом каждый вечер слушали сквозь завывания глушилок «радиоголоса», передававшие текст доклада, который, как я сказал, у нас опубликован не был, но кто-то из особо доверенных передал его таки в одно из западных посольств.

«Относительно того, как доклад XX съезду попал за границу, существует множество версий. Так, Райнхард Гелен, руководивший в то время западногерманской разведкой, в воспоминаниях уверял, что это именно его служба выкрала документ чуть ли не из самого Кремля. Есть версия и о «руке Моссада» в этой тайной операции. Однако факт остается фактом – других секретных документов эти, да и другие иностранные разведки в то время из СССР не вывозили, а будь у них такая возможность и доступ в святая святых, предпочли бы, наверное, что-нибудь более существенное, чем сенсационная (для прессы) речь Хрущева. Ведь понятно, что после такой «засветки», как публикация доклада на Западе, на агентуре следовало бы ставить жирный крест.

Не исключено, что лавры человека, первым переправившего искомый текст на Запад, принадлежат корреспонденту агентства «Рейтер» Джону Ретти, работавшему с 1950 года в Москве. Он рассказывает, что в первых числах марта 1956-го в гостинице «Москва» его навестил столичный знакомый, некий Костя Орлов. В его отношении у Ретти были серьезные подозрения, что тот агент КГБ, специально приставленный к иностранному журналисту, чтобы втереться в доверие. Именно этот Орлов «по большому секрету» и посвятил Ретти в детали доклада Хрущева XX съезду. Объяснив по ходу дела, что увидел документ в руках у своего друга, члена партии.

С другой стороны, польский журналист Виктор Граевский уверяет, что доклад передал на Запад именно он. А увидел он секретный текст совершенно случайно – в кабинете своей подруги, которая работала в аппарате первого секретаря ЦК Польской объединенной рабочей партии. Мол, документ лежал на столе в красной папочке, подруга вышла по делам... Сделав копию, Граевский передал ее в израильское посольство в Варшаве, откуда документ попал в США.

Есть и еще несколько не менее странных версий «утечки», в каждой из которых присутствует вопиюще некомпетентное обращение партийных органов и сотрудников госбезопасности с секретными документами. Насколько вопиющее, что ряд постсоветских историков не без оснований поставили вопрос о том, кому же все-таки предназначался доклад – XX съезду, советскому народу или Западу в качестве определенного сигнала. По крайней мере складывалось ощущение, что спецслужбы приложили все усилия, дабы утечка состоялась.

Не вносят ясности в вопрос и воспоминания самого Хрущева. По его словам, после XX съезда копии доклада были отправлены для ознакомления руководителям братских компартий в страны советского блока. В то время Восточную Европу лихорадило, благодаря чему «секретный» документ и утек за железный занавес из одного из кабинетов. Открытым, правда, остается вопрос, зачем представителей братских компартий попросили покинуть зал заседаний 25 февраля 1956 года. Неужели затем, чтобы через пару дней разослать им текст доклада с грифом «совсекретно» для ознакомления?» http://vz.ru/politics/2016/2/25/796096.print.html

Так или иначе, именно XX съезд и последовавшая за ним «оттепель» Хрущева нанесли такой удар по советскому строю, от которого ни СССР, ни подконтрольный ему «социалистический лагерь» так и не смогли оправиться.

«Однако главная цель ХХ съезда КПСС - развенчание культа личности Сталина - в Советском Союзе, в отличие от подконтрольных ему стран так называемого «социалистической демократии», так и не была достигнута. Сейчас ясно, что этого и не могло произойти. Двадцатый съезд был проведен соучастниками преступлений Сталина, включая самого Хрущева. Они не только пытались улучшить систему, не меняя ее, но были также заняты заметанием следов своих собственных преступлений. Десталинизацию начали сворачивать еще в последний год пребывания Хрущева у власти, когда партийное руководство испугалось, что она начинает угрожать системе. Восстание рабочих в Новочеркасске в 1962 году сделало заморозки необратимыми.

Политическая логика партийной верхушки очевидна и проста. Значительно интереснее - и трагичнее - состояние общества. Ведь ни антисталинские фильмы, ни солженицынский «Один день Ивана Денисовича», ни, что еще важнее для общественного сознания, рассказы миллионов вернувшихся из ГУЛАГа, не заставили советских людей фундаментально пересмотреть свои взгляды на роль «отца народов» и свое место в системе. Уже в начале 70-х портретики Сталина начали украшать ветровые стекла водителей грузовиков, а на Кавказе - и общественного транспорта. Банально, но факт: тоска по «царю», «сильной руке», авторитарному «порядку» - нечто, существовавшее в народном подсознании задолго до советской власти и не исчезнувшее с ее политической смертью. А индивидуальная безответственность и стадный инстинкт, культивировавшиеся советской властью, не были и не могли быть преодолены хрущевскими реформами.

Не преодолела их и перестройка, которую во многом предопределил двадцатый съезд. К началу 80-х все понимали, что «так жить нельзя». Но при этом мало кто знал, как можно и нужно. Очень многие - возможно, большинство - бывших советских граждан не может ответить на этот вопрос и до сих пор.

Двадцатый съезд - в этом его историческое значение и гигантская человеческая заслуга лично Хрущева - распахнул ворота лагерей, практически и символически. Колючая проволока давно заржавела, бараки развалились, а мы до сих пор бредем по открывшейся дороге, но почему-то то и дело оглядываемся назад». http://www.dw.com/ru

Прошло более полувека, но России за эти 60 лет так и не удалось стать европейской державой, - сколько ни было попыток, мы всегда с завидной предсказуемостью скатывались в рабство и самодержавие. Какие бы прекрасные ученые, писатели, художники и кинематографисты ни рождались у нас, мы равнодушно смотрели на то, как средневековая власть загоняет их в гроб, отнимает у них их ученые степени, лаборатории, затыкает им рты и вынуждает к отъезду за границу.

Хорошо что хоть за границу, у меня и этой возможности реализовать свой дар не было. Вспоминаю как сидел в ожидании допроса среди таких же ненужных стране талантливых ребят. Сколько их сгинуло, так и не изобретя своих «компьютеров» и не открыв своей «теории относительности»!

«Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!» — А.С.Пушкин, из письма Н.Н.Пушкиной от 18 мая 1836 г.

«Сколь ни необъятна эта империя, она не что иное, как тюрьма, ключ от которой хранится у императора» — строки, породившие фразеологизм «Россия — тюрьма народов» — маркиз Астольф де Кюстин.

«Россия — ледяная пустыня, по которой ходит лихой человек». К.П.Победоносцев.

«…Россия - страна, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей». — Виссарион Белинский. Письмо Н.В.Гоголю 15 июля 1847г.
Что называется, «найдите хоть одно отличие».

Сколько лет прошло с написания этих строк великого человеческого отчаяния, а она, страна наша, все такая же, и этому кошмарному сну нет конца.
Сегодня юбилей того события, того времени, когда мы, в который уже раз, едва не стали людьми. Но… бодливой корове Бог рогов не дает.


Валентин Спицин.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.