C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Попасть в Питер за пять дней

Десять лет назад мне посчастливилось первый раз побывать в Санкт-Петербурге. Нас приглашали приехать давние знакомые, у которых была назначена свадьба. Я взяла отпуск на одну неделю, и составила план посещения музеев и исторических достопримечательностей северной столицы. Наша поездка попадала на период белых ночей, а побродить по ночному июльскому Питеру было очень заманчиво. Мы планировали ехать вдвоём – я и мой самый близкий, родной человек. Билеты были куплены на понедельник, а свадьба была назначена на субботу. Почти целая неделя в нашем распоряжении и перспектива провести самый незабываемый отпуск. Так и случилось – никогда не забуду.

Мы ехали в фирменном поезде Киев - Санкт-Петербург, приближаясь к белорусской границе. Всё казалось нереальным: ещё пару дней назад я сидела на работе, а сейчас уезжала за тысячу километров от дома. Я взяла с собой в дорогу не так давно вышедшее издание «Орден Феникса», и погрузилась в магический мир.

Поезд остановился – паспортный контроль. Не ожидая ничего плохого, я подала на проверку свой украинский паспорт. Проблема подкралась незаметно, когда её совсем не ждали. Это же нужно было докопаться! Я поменяла свой советский паспорт за три месяца до 25-летия. Три месяца, всего три месяца! Но пограничники были непреклонны: в паспорт не вклеена фотография, на которой мне 25 лет. Я не особо много путешествовала, и загранпаспорта у меня не было. В поездках по территории Украины никому не было никакого дела до моей неправильной фотографии в течение восьми лет. Формально они были правы, но ведь обидно!

Мы сидели на нижней полке и понимали, что это конец нашего ещё не начавшегося путешествия. Пограничники торопили освободить вагон, и я собирала вещи:
– Что же делать? Как это глупо, глупо! Всегда была уверена, что эта фотография при обмене паспортов и является 25-летней. Я пойму, если ты решишь остаться в поезде и поехать на свадьбу один. По крайней мере, им не будет так обидно. Поздравишь от имени нас двоих.
– Даже думать об этом не хочу. Я тебя здесь одну ни за что не оставлю. Собираем вещи и выходим вместе. Просто вернемся домой, вот и всё.

Нас ссадили с поезда на железнодорожной станции Горностаевка вместе с другими такими же неудачниками. Это пограничная станция, на которой проводят таможенный контроль и расположен контрольно-пропускной пункт. Некоторые пассажиры были очень расстроены и рыдали, а другие напротив – молчали. Кого-то сняли с поезда из-за неправильно оформленных проездных документов на ребёнка – отсутствовало письменное согласие второго родителя. Можно было только посочувствовать их положению. Остаться у границы, далеко от дома вместе с маленьким ребёнком – приятного мало. Как оказалось, возле таких пропускных пунктов возникают целые поселения пассажиров, ожидающих нужные документы или тех, у кого просто нет денег, чтобы куда-то уехать.

Наконец поезд тронулся дальше в направлении белорусской границы, а нас повели в маленький домик – контрольно-пропускной пункт. Начальник этого пункта, явно возомнивший себя царём и богом, решил показать себя крутым и начал на повышенных тонах наезжать на каждого пассажира. Смотреть на этот балаган было откровенно противно. Всё, что могло меня ожидать – это наложение административного штрафа.

Нам сообщили, что скоро через станцию будет проходить фирменный поезд «Ладога», на который мы могли бы попробовать сесть, договорившись с проводником. Но попасть на «Ладогу» у нас не получилось: бригадир поезда оказался очень уж несговорчивым, хотя переговоры вели не мы, а пограничники, любезно решившие нам помочь. К тому же, в вагоне стоял крайне неприятный запах. Хотелось оттуда исчезнуть и как можно быстрей.

Мы остались стоять на перроне, провожая глазами уходящий поезд. Настроение было хуже некуда. Позвонив друзьям, мы сообщили о неприятной ситуации, в которую попали. Что же делать дальше, и как лучше поступить?

Через какое-то время сопровождающие нас пограничники договорились с проводниками проходящего поезда Минск – Евпатория довезти нас до Чернигова. Возле купе проводника мне на глаза попалось расписание. Поезд следовал через Знаменку, а это совсем близко от моего родного города, в котором я была прописана. Что если? В голову пришёл совершенно безумный план: доехать до Знаменки, попасть в паспортный стол, заменить фотографию и попытаться успеть на свадьбу. В нашем распоряжении – всего пять дней. Пять дней, чтобы всё успеть. Попытка номер два?

Стоянка в Чернигове. Уже приняв окончательное решение, я поняла, что вот она – птица счастья, летает перед самым носом и пытается ускользнуть из рук. Нужно только купить билеты и ехать дальше, на том же поезде до Знаменки. У нас было в запасе всего несколько минут. Как можно быстрее я помчалась к зданию вокзала, но заметила огромную очередь к кассам. Что же это такое? Нельзя вот так всё испортить! Стоять в этой очереди – катастрофа. Нужно что-то придумать, нам просто необходимо успеть попасть на этот поезд!

Я собрала всю наглость, на которую только была способна, сделала выражение лица, не терпящее возражения – в экстремальной ситуации человек может творить чудеса. Но, в обычной обстановке, мне это совершенно не свойственно! Быстро направляясь к кассам, я буквально закричала на весь вокзал: «Срочно, на уходящий поезд! Нужны билеты на уходящий поезд!»

Люди в очереди ошарашенно на меня посмотрели, боясь что-то возразить. Пользуясь временным замешательством стоящих в очереди полусонных пассажиров, я нагло протиснулась к окошку кассы и, протянув деньги кассиру, громко воскликнула: «Два билета до Знаменки на уходящий поезд Минск-Евпатория!»

Кассир, не успев даже моргнуть, моментально меня обслужила. Я выхватила из её рук счастливые билеты и исчезла, испарилась, убежала со всей скоростью, на которую была способна. Душа ликовала, сердце выпрыгивало. Я успела! Заскочив в поезд с билетами, наконец, вспомнила, что нужно дышать. Успокоившись, я снова могла говорить, и, смеясь, рассказала, какой переполох устроила на вокзале. Мой спутник заметно повеселел и позвонил друзьям, немного их обнадёжив. Мы заказали у проводника чай, и с каждым глотком ощущали прилив новых сил.

Поезд мчался вперед, увозя всё дальше от Питера совершенно в другом направлении, но у нас ещё теплилась надежда, что мы всё-таки вернёмся.

Что же, я сама была во всём виновата. Сотни людей попадали в подобную ситуацию. Глупости обычно создают проблемы, нарушая все планы и внося хаос в наши жизни. Оптимист бы сказал: «Но ведь без глупостей было бы скучно жить!» А я бы добавила: «…если только они не приносят настоящую беду». Наверное, во всём можно найти хорошие стороны. У меня появилась возможность решить вопрос с паспортом и побыть три дня рядом с мамой, а что ещё может быть важнее? Так размышляя, я привела в порядок свои мысли и чувства, ещё раз убеждаясь: всё, что с нами происходит – только к лучшему.

Мы приехали в Знаменку рано утром, во вторник. До свадьбы оставалось четыре дня. Я договорилась с братом, чтобы он нас встретил, и дальше мы поехали на машине. На дорогу домой ушла ещё пара часов. День неумолимо убегал, а нужно было ещё сделать фотографии, попасть в паспортный стол и съездить на железнодорожный вокзал.

С фотографиями проблем не возникло. Милая девушка ловко сняла меня на Canon, пару раз провела кисточкой в фотошопе, и отдала уже готовые снимки. Приехав в паспортный стол, я ощутила все прелести работы государственных учреждений. Бесконечная очередь, уходящая на улицу, отсутствие стульев, стандартное выяснение отношений: «А вы здесь не стояли!», «А я вас здесь не видела!»

Очередь двигалась возмутительно медленно. Наконец, я зашла в заветный кабинет, и, подойдя к паспортистке, постаралась как можно искренней с ней поговорить:
– Очень прошу вас, помогите! Друзья пригласили на свадьбу, уже куплены билеты на поезд. Нужно быть в Санкт-Петербурге в субботу. Как быстро можно вклеить в паспорт фотографию? Очень прошу вас, посодействуйте! Вы меня буквально спасёте!

Выслушав мою проблему, добрейшая паспортистка сказала, что всё может быть готово уже на следующий день, нужно только оплатить штраф. Вероятно, она думала, что размер штрафа меня испугает. Но разве это могло испугать человека, которого неожиданно ссадили с поезда и продержали полдня в КПП; человека, который нагло покупал билеты под носом у огромной очереди, и почти запрыгивал в уходящий поезд?

Я радостно посмотрела на паспортистку и с самым счастливым видом сказала:
– Пятьдесят гривен? Выписывайте квитанцию!
Кажется, никто ещё не просил так радостно квитанцию для оплаты штрафа.

На вокзале я тут же отправилась к окну справочной службы. Мне предложили множество вариантов, но ни один из них не подходил. Дорога занимала целые сутки, а значит, выезжать нужно было не позже четверга. Возвращаться в Киев и снова садиться на фирменный поезд – это ещё целый день в пути. День, которого у нас просто не было. Ехать через Москву – ещё дольше, и придётся делать пересадку. Возможно, поезд Днепропетровск - Санкт-Петербург? Можно попробовать перехватить его в Александрии. До Александрии доехать на электричке, но там придётся ожидать полдня. Но разве что-то могло нас остановить? Очевидно, это единственный и последний шанс, ведь мы уже были готовы на всё: идти по шпалам, ожидать, если нужно, и где угодно ловить спасительный поезд.

Среда пролетела очень быстро. Я забрала готовый паспорт, съездила за билетами на вокзал, и начала собирать вещи к отъезду. До свадьбы оставалось всего три дня.

Четверг был днём отъезда. Мы попрощались с мамой и братом на вокзале. У нас с мамой была договорённость: уезжала я на автобусе, или поезде, она всегда провожала, ожидая до самого моего отъезда. Прощаться с кем-то, когда уезжаешь, всегда тяжело. Но особенно тяжело, когда приходится прощаться с мамой. В этот миг отчётливо понимаешь, как мама постарела за последние несколько лет, и что время слишком жестоко. А где-то в глубине души отчаянно надеешься, что вы ещё свидетесь.

Я зашла в электричку, помахала рукой, а потом неожиданно бросилась обратно к дверям, надеясь в последний раз обнять маму, но двери закрылись, а через миг вокзал исчез, а с ним и мои любимые родные...

Благополучно добравшись до Александрии, небольшого городка, где нам предстояло поймать днепропетровский поезд, мы были приятно удивлены видом нового, ещё пахнувшего краской железнодорожного вокзала. Он был весь сделан из современных металлоконструкций, а его чистота и аккуратность вызывали только положительные эмоции. Мы заняли одну из скамеек в уютном, ухоженном сквере, наблюдая за перемещением пассажиров – настоящее броуновское движение. Наш поезд приходил только вечером, и ожидание растянулось на несколько часов.

Каким же тягостным и долгим иногда бывает ожидание! Вспомнилось, что в детстве мы терпеть не могли чего-то ждать, особенно начала мультфильмов: даже пятнадцать минут казались бесконечностью. Мама всегда в телевизионной программе обводила ручкой время начала мультфильмов, фильмов и интересных передач. Иногда приходилось ждать мультфильм целый день, хотя он мог длиться не более десяти минут. Повзрослев, понимаешь, что ожидания – неотъемлемая часть твоей жизни, как бы ты этого не хотел.

Поезд, на котором мы уехали из Александрии, шёл по другому маршруту, пересекая границу с Белоруссией в Хоробичах. Я со страхом ждала этот паспортный контроль. Когда зашли пограничники, боялась даже поднять на них глаза. Мне всё казалось, что и в этот раз они найдут, к чему придраться. Но, глянув в мой паспорт, они спокойно ушли. Как же я облегчённо вздохнула!

Питер, Питер! До свадьбы оставалось всего два дня.

Тысяча километров пути. На белорусских станциях заходили с розовыми слонами, саблезубыми белками и огромными медведями, а потом всё затихло. Я не могла оторваться от «Ордена Феникса», лишь изредка посматривая в окно и любуясь березами. Был только слышен монотонный стук колёс, под который глаза начинали сами слипаться.

Рано утром, в субботу, мы прибыли на Витебский вокзал. Наступил долгожданный день свадьбы, тот самый день, ради которого мы прошли настоящий квест. Нас приютил друг жениха – очень милый молодой человек, похожий на ленивого домашнего кота. Его жена с ребёнком уехали к родственникам, и почти вся квартира была в нашем распоряжении. Эта квартира находилась где-то в районе метро «Старая деревня», не очень далеко от исторического центра города. Если можно себе представить дом холостяка, а точнее, сложившийся стереотип, то он как раз и отвечал всем характерным признакам. Наш хозяин наслаждался свободой, не утруждая себя ни вынести мусор, ни купить свежих продуктов, ни убрать разбросанные вещи. Найдя в пустом холодильнике четыре яйца и пару помидор, я сделала самый обычный омлет. Какую же по-детски искреннюю радость вызвало это нехитрое блюдо, дымящееся на столе перед его носом. Очевидно, бедняга не ел нормальной домашней пищи уже несколько дней, не утруждая себя готовкой.

Подкрепившись и приведя себя в надлежащий вид, мы поспешили в ЗАГС, пробегая дома, улицы и перекрестки. Мне на глаза попалась афиша со знакомым силуэтом человека, стоящего на одной ноге и играющего на флейте. Как? Не может быть! Ян Андерсон в Санкт-Петербурге? Одна из моих любимых британских прогрессивных рок-групп 70-х «Jethro Tull» выступала с концертом всего пару дней назад. В их творчестве удивительным образом соединились блюз, рок, фолк, джаз и неутомимая взрывная флейта. Харизматичный Ян Андерсон, стоящий на одной ноге и играющий на флейте, превратился в уникальную эмблему группы. Невероятно! Волшебный город! Почему мы не приехали раньше?! Тут меня схватили за руку и потащили дальше, а силуэт человека, играющего на флейте, ещё долго стоял у меня перед глазами.

Свадьба прошла идеально, а молодожёны были очень рады нашему приезду. Но как же мне хотелось увидеть город! Приехать в Санкт-Петербург и понимать, что в твоём распоряжении всего полтора дня?! Быть здесь и не увидеть город, который я ещё с детства любила по стихам Александра Пушкина, Анны Ахматовой, песням Александра Розенбаума?!

Да, мы гуляли по Дворцовом мосту, увидели Ростральную колонну, попали в музей шоколада и восковых фигур, прогулялись по Васильевскому острову, любовались Спасом на Крови, прошлись по Невскому проспекту, смотрели на проплывающие по каналам катера, подружились со львами на Банковском мосту, прятались среди колонн Казанского собора. Но сколько мы всего не увидели!

Держась за руки, совершенно счастливые, мы бродили по улицам и мостам почти до полуночи, без какого-то конкретного плана, просто шли, куда глаза глядят. На Невском проспекте стояли ночные туристические автобусы. В период белых ночей город продолжал жить насыщенной жизнью: туристов было так много, что желающие отправиться на ночную экскурсию выстраивались в длинные очереди. Забавно, но многие туристы, отправляясь в автобусное путешествие по ночному городу, на самом деле отсыпались в уютных креслах. Ну почему музеи не работают ночью! Мы бы с удовольствием посетили, например, Эрмитаж.

Не удалось нам полюбоваться и фонтанами Петергофа, но зато мы увидели странный оживший фонтан. Он напоминал  живое существо: бурлил и расползался во все стороны. Кто-то хулиганил, вылив шампунь, и белая пена раздувалась, взлетала вверх, и падала под ноги. Конечно, нашлись чудаки, желающие залезть в пушистый фонтан и побродить среди этого пенного безобразия. Вдоволь насмеявшись, мы отправились дальше.

Прогуливаясь по каналам и мостам, мы случайно зашли на территорию Михайловского замка, и никак не могли из него выбраться. Прошли сначала в одну сторону, потом в другую – всё огорожено. Нигде не было и намёка на какой-то выход. Недалеко, за оградой, виднелся Летний сад.

Откуда зашли, мы так и не поняли, и я сказала:
– Держи мою сумку, я полезу через ограду, а потом полезай и ты!
– Женщина, ты безумна! Не очень-то прилично лезть через заборы!
– Да ладно! Кто в детстве не лазил через заборы? Давай же, давай! Посмотри, здесь никого нет! Хотя и белые ночи, нас не будет слишком заметно!

Как тут не поддаться на уговоры? Мы все-таки перелезли через этот забор и оказались на мосту, недалеко от Летнего сада, к нашему огромному сожалению, закрытого. Тут мой авантюризм еще больше разыгрался. Не знаю, что на меня нашло? Но, в обычной обстановке, мне это совершенно не свойственно!

– Раз уж мы перелезли через один забор, давай залезем и в Летний сад! Неужели ты откажешься побывать в таком знаменитом месте? Должно быть, там очень красиво. Петр Первый, Пушкин, Чайковский! Здесь Шевченко рисовал мраморные статуи! И мы ничего этого не увидим! Ты будешь жалеть об этом всю жизнь!
– Я точно буду жалеть об этом всю жизнь, если мы окажемся этой ночью в кутузке, и не попадем на обратный поезд. У нас и так было достаточно приключений.  Лучше уж мы не полезем через забор в Летний сад! Нельзя увидеть всё, ты согласна?

Да, с этим не поспоришь. На всякую безумную голову должна быть хотя бы одна трезво мыслящая, чтобы как-то уравновесить дисбаланс безумия в природе. И мы не залезли в Летний сад. А так жаль!

Мы подошли к набережной Фонтанки, наблюдая, как отчаливают прогулочные катера. Разве можно пропустить возможность увидеть разведение питерских мостов? Катер, двигаясь по Фонтанке, вышел в Неву, и развернулся в сторону Литейного моста. Мы любовались огнями, отражёнными в воде, смотрели на проплывающие мимо дома, вдыхали питерский воздух. Катер подошёл к мосту, ожидая тот самый волшебный момент. Я с восхищением следила за движением мощной металлической конструкции – потрясающее зрелище, полюбоваться которым приезжают туристы со всего мира. Да, всё вокруг было для меня удивительно.

Неожиданно мой друг взял меня за руку и сказал:
– Я специально ждал этого момента. Хотел тебе сказать именно здесь, в Питере, когда мы будем вместе проплывать по Неве и наблюдать за разведением мостов. Мы смотрим на всю эту красоту только благодаря твоей огромной настойчивости. Признаюсь, был момент, когда я совсем сник, смирился с тем, что мы никуда не поедем. Но ты смогла осуществить всё задуманное, и мы сейчас стоим здесь, вдвоём. Какие бы безумные события не случились в нашей жизни, я хочу всегда быть с тобой. Ты мой самый близкий человек, и я очень тебя люблю! Выходи за меня!

Но я не могла ничего сказать в ответ. Слезы вдруг навернулись на глаза, и мне оставалось лишь покрепче прижаться и обнять любимого человека, который всегда поддерживал и вдохновлял, а в нужный момент непременно оказывался рядом.

Ночь уже давно перешагнула середину, и начинала сказываться усталость. Мы решили немного отдохнуть в сквере возле Казанского собора. Метро открывалось ещё не скоро, и можно было попробовать немного поспать. На соседних скамейках распевали песни под аккомпанемент гитары какие-то неугомонные путешественники, но к пяти утра даже они заснули. Мой любимый спутник, мой голос разума, сидя, дремал, а я лежала на скамейке, положив голову ему на колени. Уже засыпая, подумала: «Если существует формула абсолютного счастья, то я только что её нашла – отваливающиеся от усталости ноги, эйфория обалдевшего от впечатлений путешественника, и любимый человек, только что сделавший предложение руки и сердца».

Наконец, открылось метро. Всё было бы хорошо, но мы почему-то ни разу не столкнулись с туалетами, так и не поняв, как же быть бедным туристам. Или мы какие-то неправильные туристы? Так сильно мы ещё никогда не спешили! Было около семи утра, когда  мы стояли возле подъезда и нажимали на звонок домофона. Почему же так долго, спит он что ли?

Наш хозяин, лохматый и сонный, не спеша открыл дверь. Я быстро сняла обувь, и зашла в туалет. Возле самой двери стояла большая лужа.
– Вот так сюрприз! Здесь кошка наделала лужу! Можно это как-то убрать?
Хозяин, зевая и почёсывая бороду, заглянул в туалет. Кажется, его это не удивило.
Он оптимистично спросил:
– Можно это как-то переступить?
Что же, с этим ничего не поделаешь! Промедление смерти подобно. Смело переступив кошачью лужу, я захлопнула дверь.

Этот кошачий сюрприз ещё долго вспоминался нами с хохотом, до того неожиданным он был. Возможно, кошке не по нраву были незнакомцы, поселившиеся в её доме? Как бы там ни было, мы очень подружились с нашим хозяином, как будто знали его сто лет. Так иногда бывает, словно все струны играют в унисон.

Четыре часа спасительного сна, но его как будто и не было. Нас ждало новое путешествие – другая сторона Санкт-Петербурга: питерские дворы и дома, коммуналки, длинные коридоры, четырёхметровые потолки, старинная ванна на кухне, квартира-музей и знакомство с 90-летней старушкой, прожившей здесь всю свою жизнь. Наверняка ей были известны какие-то тайны родного города. Если внимательно присмотреться к питерским дворикам, её непременно можно где-нибудь встретить.

Но мы так и не успели разгадать все питерские тайны. Было мучительно трудно заставить себя сесть в поезд, как будто на полуслове прервалась самая удивительная сказка. Куда же ты исчез, Сказочник? Мы так увлеклись, нас затянуло! Но Сказочник уже попрощался, а нам, восхищенным читателям, оставалось лишь ехать на юг, всё дальше и дальше от белых ночей.

26.02.2016


Рецензии
Леночка - умничка! Поздравляю! Отличный рассказ, и совсем не кажется длинным. А главное: соблюдены основные условия, о которых я, вроде бы писала. Первое - начинаешь читать и не остановиться, второе - когда читаешь, будто кино смотришь - наглядность. Здесь у тебя всё получилось.
А я многое забыла. В этом году очень хотелось погулять по зимнему Ленинграду-Питеру. Вот будет свободнее сын, попробую уговорить меня повозить по моим любимым местам. Мою подругу из Душанбе дочь часто выводит или вывозит на различные городские мероприятия. Она много меня моложе, но очень пассивная, так дочь не даёт её залёживаться.
А у меня всё наоборот.
Творческих успехов!

Лариса Азимджанова   10.03.2016 10:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса Арифовна!
Может и правда получится съездить? Вы же теперь путешественница!

Гиперболическая Функция   10.03.2016 12:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.