Терский хребет! Дню России

ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ::http://www.proza.ru/2011/08/12/1298

(Сборник "Приключения!")(
Терский хребет! -армейская быль, фото автора
Леонид Крупатин
(Фото к стихотворению "Зимой я в Тереке купался".Вдали виден Терский хребет)      
ЛЮБОВЬ И ВЕСНА!
ТЕРСКИЙ ХРЕБЕТ!ужастик.
   
ГУАЦ-Грозненский УЧЕБНО-АВИАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДОСААФ, аэродром Катаяма, граничащий с гражданским аэродромом. Мы курсанты, летающие на боевых истребителях  МИГ-17, с тремя пушками под  «носом» (под передней частью фюзеляжа)и УТИ МИГ-15- учебная «спарка». После Грозного нас ждёт воинская часть. Год 1969, весна. Начало марта. В воскресенье в нелётный день мы  решили вчетвером по  моей  инициативе сходить  на Терский хребет. Вышли сразу после завтрака, около 8-ми часов утра, а пришли на вершину в 12 часов – в полдень. Казалось, что вершина рядом, «рукой подать», но попотеть пришлось. Я  был расстроен тем, что не смогу пойти в увольнение сегодня и свидание с моей подружкой чеченкой Асей  срывается. Я не ожидал, что  Терский хребет так далеко.
     С начала мы шли вдоль сплошных садов,  расположенных на пологом предгорьи хребта. Жарко не было, но и не холодно – на тополях в начале марта уже зелёные листочки среднего размера. На нас были надеты лёгкие песочного цвета  лётные комбинезоны, куртки  на голое тело, нараспашку и на головах белые подшлемники с дырками для ушей . Южный склон, как я уже сказал, очень пологий, из грунта и лишь у самой вершины местами начинают выпячивать из земли скальные породы. На самой вершине небольшими колониями и по одному растут очень низкорослые деревья похожие на кустарники, измученные ветрами. А главное мы увидели своими глазами границу между весной и зимой на расстоянии каких-нибудь 10-ти метров. Вот на этих 10-ти метрах было что-то неопределённое, потому что это было почти плоское место, а  на склонах: к югу – цветочки и пчёлочки, а к северу- на очень крутом и почти полностью каменистом склоне- лежал плотный сугробистый снег. Вдали сквозь морозную мглу просматривались, как с самолёта населённые пункты. Я начал, указывая пальцем называть населённые пункты по памяти с карт и с воздуха, но меня остановили:
-Не смотри туда! Надоела зима! Фантомас, пошли позагораем!  - это кличка у меня такая была с прошлого года,  когда я брил голову. Волосы отросли, а кличка осталась.
Я посмотрел на запад вдоль хребта: там уже выглядывали настоящие скалы, а к востоку хребет был более приветливый  и даже в седловинке среди деревьев, от нас метрах в трёх ста расположилась какая-то  отдыхающая компания с машиной-значит с восточной части хребта даже автодорога есть.
Ребята сняли куртки, помахали ими над травой и цветочками, разгоняя пчёл и легли, сняв сапоги, а кое-кто и брюки. А я вот не смог отвлечься от авантюрной идеи: прокатиться стоя на ногах, поскольку сапоги за зиму были довольно-таки «раскатанными», а снег был такой плотный и чистый… Поскольку было некому удержать меня от дурного поступка, я поехал! Это полный восторг! Ветер свистит в ушах и подмышками, поскольку я был без куртки.Эх!Посмотрела бы на меня Ася! Ужаснулась бы наверное!- подумал я. Вдруг,  мелькнула у меня трезвая мысль: -« А сколько же мне назад взбираться?»  и из под снега, местами,  стали всё чаще выглядывать камни. Я стал тормозить каблуками, присел на задницу, упираясь голыми руками в твёрдый  снег, но меня всё-таки стало разворачивать и я закувыркался, чувствуя, что сугроб  снимает с меня  голого «шкуру», как наждак…Удар головой о камень! Звонкий удар и меня закрутило,  как волчок и стоп- упёрся ногами в глыбу. Пощупал голову…кровь на границе лба и виска. Рассёк об камень, но не глубоко. Подумал:-«Нормальные люди от такого удара сознание теряют.» С ужасом посмотрел наверх …. Делать нечего! Вертолёта не будет! Упираясь краями подошвы в сугроб,  полез наверх. Несмотря на то, что было весьма прохладно от окружающего снега, я быстро вспотел и  обильные ссадины  на теле: на лице,  локтях, плечах, предплечьях , на спине -  кровянили и саднили от пота. Даже было ощущение, что на спине вообще «шкуры» у меня нет. Я вспомнил, что ощущения сейчас близки к тем, когда я обгорел от короткого замыкания на Тракторном заводе. На левой щеке ссадина, на правой стороне лба – рассёк, по щеке текла кровь. Приложил снег- вроде бы утихла.
Подниматься становилось всё тяжелее-к вершине склон был всё круче, т.е. там, где я «кайф» ловил, теперь за это расплачивался. Сапоги скользили, хотя я их пытался с маху вонзить в плотный снег. Вдруг я вспомнил: у меня же нож мой охотничий, неразлучный в сапоге! Я вынул нож, отцепил поводок ножа от петельки сапога, застегнул поводок петлёй на руке и,  вонзая нож в сугроб и так же вонзая сапоги ударом в снег полез наверх уже быстрее, не рискуя свалиться назад с худшими последствиями. Я глянул наверх и понял, что если чуть повернуть в сторону, то там более пологий подъём. Я так и сделал. Поднявшись выпрямился, перевёл дыхание, посмотрел туда, где метров за пятьдесят должны загорать ребята за бугром на южном склоне и вдруг… Вижу,  идёт по направлению к ребятам, но навстречу мне,  молодой чечен в белой рубашке навыпуск с большим кинжалом в руке и находится он к ребятам гораздо ближе, чем я…  Крикнуть? Но ребята за пригорком, а он близко… Я схватил нож в зубы, в руки взял два подручных камня и рванул с места изо всех сил навстречу чечену, наблюдая за ним во все глаза. Вот он подошёл к ребятам, чуть спустился к ним, остановился, смотрит на них внимательно выбирая вариант действий, я уже метрах в десяти, на пути мелкий кустарник, я прыжком преодолеваю его, но  чечен услышал шум, резко глянул в мою сторону… Вид мой,  наверное был ужасен, потому что он будто катапультировался с места показав мне спину, но мой камень усиленный моей скоростью догнал эту спину: он вскрикнув, упал и я тоже… силы меня оставили полностью. Подбежали   ко  мне проснувшиеся  ребята, но я,  хрипя, указал им пальцем на чечена.  Они подбежали к нему, подняли  кинжал, подняли его. Вид мой говорил о том, что он меня очень избил. Кондрат поднёс  к горлу чечена его же кинжал, но он делал вид, что ему очень плохо. Я,  хрипя и кашляя,  сказал, что его нужно доставить к его компании и разобраться, потому что он шёл оттуда, а раз один, то по собственной инициативе. Его потащили, он не хотел идти ногами, продолжая симулировать, что ему плохо. При приближении  к компании он, вдруг ожил,  закричал о помощи.
Шестеро мужчин бросились нам навстречу. Трое были славяне, трое чечены. Я забрал у Кондрата чеченский кинжал, свой нож я уже спрятал в сапог, не складывая лезвие  и закричал,  чтобы они не приближались, занеся кинжал над  нашим пленником. Они остановились. Я спросил:
-Это ваш человек?
-Да!- ответили  нам.
-Он с вашего ведома напал на спящих с ножом? С боевым кинжалом?- при этом я,  не глядя, перекинул кинжал из правой руки в левую и наоборот, показывая, что обращаться умею.
-Нет! Нет! Нет!- вразнобой закричали мужчины, при этом чечены вышли вперёд и сказали очень гневно:
-Он дурак! Мы не видели вас и не видели, что он отошёл! Отдайте его нам, мы его сейчас при вас накажем!
Мы отпустили пленника, отступили назад. Трое чечен из тех мужчин подбежали и стали жестоко без притворства его избивать ногами. Нам было жутко на это смотреть. Я хотел остановить их, но один из русских стал просить чеченцев прекратить, а потом и двое других тоже стали просить. Но один чечен показал на меня пальцем и сказал:
-Вот пусть он скажет, что хватит!
Я понял  -  они решили по моему страшному избитому виду, что это он меня избил, а сам наш пленник уже говорить не мог. И я сказал:
-Хватит! Но имейте в виду! Вы можете пострадать ! Потому, что вы знали, что он дурак и у него кинжал! Кинжал останется у нас! На лезвии кинжала его отпечатки пальцев и может быть ваши! Так что имейте в виду!
Один из чеченцев  обратился ко мне:
-Мы его сейчас убьём, только отдай нам кинжал! Он украл его! Отдай, пожалуйста! Клянусь матерью - мы его накажем! Отдай,  я перед тобой на колени стану и,  подойдя ко мне,  попытался упасть на колени. Я сказал зло и строго:
-Не сметь! Отставить! Перед  кем нохч встанет на колени, того он всё равно убьёт за унижение и мне твои клятвы до одного места, потому что ты про мать забудешь, только кинжал возьмёшь в руку. Мой трофей добыт в бою. И больше со мной не встречайся!
Чечен отошёл от меня, одарив злобным взглядом ,  с силой ударил в живот лежащего на земле нашего пленника  и тот застонал. Я подумал: «Бил его, воображая меня…, но слава Богу- живой гад». Чечены взяли и потащили своего избитого земляка. Ребята обратили внимание на меня:
-Ну, Фантомас, мы тебе жизнью обязаны!- пытались даже обнять меня, но я был такой ободранный, что прикоснуться ко мне было невозможно. Они смотрели на меня,  как на героя, а я не пытался их разубеждать, тем более, что в сочувствии я очень нуждался . Пот тёк с меня в три ручья вызывая на ранах невероятную боль. Ребята меня обмыли остатками воды, но это мало помогло. На расспросы я и впоследствии ничего,  никому не рассказал. Лишь ответил на вопрос, почему я сразу их не разбудил. Я сказал, что мы были на равных: у него нож и у меня нож и звать на помощь – не по-мужски. Я же не врал им! Это они придумали из меня героя! Ну и пусть! Мне это не мешает и совесть моя чиста! Но Терский хребет я запомнил на всю жизнь! Асе я в следующее увольнение рассказал про наш поход на Терский хребет, рассказывал про то, что видел там, как катался с горы и упал, а про встречу с её земляками рассказывать не стал. Как она это поймёт – я не знаю… Тем более, что два брата её со мной очень прохладны и что они про меня говорят ей на своём языке, я не знаю, а она не признаётся мне.Я спрашивал у неё о том, есть ли у них обида на русских людей?Ведь в том, что сделало наше правительство, выселив их народ с родных мест, это же не воля народа!Зачем же держать обиду на весь народ? Она мне отвечала не искренне, не глядя в глаза, что они к русским ничего плохого в душе не имеют.Просто местные жители недовольны тем, что наши самолёты страшно гудят по утрам во время прогрева и когда у нас начинаются полёты, то у них перестают доиться коровы и нестись куры.Я почти поверил в это, потому что во время утреннего прогрева самолётов у меня у самого(да и у других курсантов) возникало подозрение, что голубое небо над нами от этого страшного рёва, может рассыпаться на кусочки и обрушиться на наши головы.
   Первый раз я Асю увидел на концерте нашей художественной самодеятельности. К нам в клуб разрешили прийти местному населению и были развешаны рекламы по  всей Катаяме. Я в группе курсантов  танцевал лизгинку, но мне была отведена особая  солирующая роль  с одним эпизодом  и я выдал его на славу. Аплодисменты были от гостей особые и  тут я увидел её сияющие глаза. Она была зажата двумя похожими на неё молодцами, которые тоже мне активно  и откровенно аплодировали. Меня обступили чеченские пацаны подростки, хлопали по плечам и говорили на меня: «Нохч!», то есть настоящий чечен, а я, о чём сожалею, но врать-то нельзя, сказал, что я русский казак. Пацаны огорчённо с недоверием повторили: «Нохч!», но я улыбаясь опять возразил, на что окружающие и  два телохранителя замечательной горянки, резко охладели.  Потом    мы случайно встретились на берегу Грозненского «моря», так назывался пруд Заводского района. Она была с теми же телохранителями, как оказалось,   братьями. У неё была изумительная фигурка, покрытая закрытым купальником. Это всё равно была вольность, потому что другие горянки купались в длинных балахонах, похожих на ночные рубашки.  Она поплыла в красивых солнечных очках, но они у неё соскочили с переносицы и утонули. Она закричала, братья вскочили на ноги, но не бросились за очками, потому что  от берега было метров десять,  и глубина там была приличная. Я запомнил ориентир на том берегу и поплыл. Не доплывая до того места я нырнул и открыв глаза прошёл над самым дном, хотя от давления воды у меня появился писк в голове или в пазухах. Я увидел очки, зажал их в зубы и вынырнул почти у самого берега к изумлению братьев и,  конечно же,  Аси. Но и после этого отношения с ними не улучшились. С разрешения отца и матери её отпускали гулять со мной в центр города, но,  по-моему, братья за нами следили. Однажды мне сказали, что она уехала из города насовсем. Куда уехала мне не сказали, но я догадался. Ася мне говорила, что у них остались родственники в столице Казахстана. Они работают в театре, занимаются танцами и она планирует после окончания школы поехать к ним учиться.  Я подумал, не встретится ли она там с моей казахской  «Лакшми» - милой Нинуш? Это не беда, но я бы не хотел, что бы она встретилась там с подонком-балетмейстером  Славиком. Меня спасло землетрясение, а спасёт ли её, тем более, что братьев  там не будет. Счастья тебе,  милая горная газель, с глазами, смотрящими в душу!
ПОСТСКРИПТУМ: Кто не читал мой рассказ «Землетрясение! Или как я чуть не стал пограничником!». Это случилось  в Алма-Ате  два года назад, то есть в 1967 году.
  Летая в Грозном на Миг-17, я дружил с чеченской девушкой, которую по-русски звали Ася.Однажды она неожиданно уехала и её родственники мне не сказали - куда. Я догадался сам. Она мне мельком рассказывала о том, что у них в столице Казахстана - Алма-Ате остались родственники, которые занимаются танцами или даже преподают танцы. И она мечтала к ним уехать. Я думал, что так и случилось. Даже думал о том, что она может там встретиться с моей Лакшми-Нинуш.Так и случилось. В последний день моего пребывания в Грозненском УАЦ, я неожиданно получил письмо из Алма-Аты. Оно было от Нинуш!Адрес ГУАЦ дала ей Ася, с которой они всё таки встретились на почве танцев.Письмо было наполнено любовью и нежностью, но без обратного адреса. Как я и предполагал, она сошлась с бывшим мужем ради ребёнка.Наверное её муж сделал полезные выводы из разлуки.Дай Бог настоящего женского счастья Нинуш и девичьего - Асе.
Л.КРУПАТИН, МОСКВА 2011 г.

Л.КРУПАТИН, МОСКВА, 2009 г.

Зимой я в Тереке купался! -фото автора

Зимой я в Тереке купался!
Казалось в нём был кипяток…
И я бы в то поверил, но
Обломки льда тащил поток!

Вода была температурой
Ниже нуля, скажу вам точно-
Бежала так, как будто ей
На поезд надо было срочно!

Плескал мне Терек «кипяток»-
Весь свой кавказский темперамент,
Так что кружил вокруг меня
Кавказских гор и скал орнамент!

Л.КРУПАТИН, МОСКВА, 2009 г.
Рецензия на «Терский хребет! армейская быль, фото автора» (Леонид Крупатин)

Очень интересно.

Хранитель Тайны   14.11.2010 21:01   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Спасибо, дорогой Хранитель!
Во сне, порой, летает истребитель!
Идут воспоминания подряд-
Под пеплом где-то уголья горят!
Л.К.

Леонид Крупатин   14.11.2010 21:07   Заявить о нарушении правил / Удалить
Рецензии
Написать рецензию
Ух ты, очень-очень понравилось! Мда, чего только в жизни не бывает... :)

Илья Згурский   19.05.2011 01:50   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Спасибо, Илья!Посмотрите у меня в сборнике "Приключения":"Особоопасный", "Землетрясение","День рождения на льдине", "Человек за бортом","Беги не оглядывайся!","Первый прыжок с парашютом!","Мой первый полёт!"Ещё раз спасибо!Желаю Вам такжеТворческих удач!Л.Крупатин.

Леонид Крупатин   19.05.2011 07:38   Заявить о нарушении правил / Удалить
Спасибо! Как до компьютера доберусь - обязательно погляжу, а то в инете с телефона сижу. И вам удачи! :)

Илья Згурский   19.05.2011 08:33   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания


Рецензии