Музыка на клавишах компьютера
Клавиатура компьютера вроде бы не очень чувствительна к нюансам нажатия пальцем, и, казалось бы, с музыкой не сочетается. Силу нажатия не передаёт, и к музыкальным тонкостям не способна.
Но есть и достоинства - богатая символьная мнемоника клавиатуры помноженная на гибкие интерпретирующие возможности компьютерной программы позволяют кое в чём обогнать любой клавишный инструмент. Как говорится - каждому своё. Хорошо, если дано многое, но также хорошо, если данное используется в полной мере.
Этим небольшим философским вступлением я предваряю новую статью о Пианоле на клавишах компьютера.
Предыдущая статья - вот она http://www.proza.ru/2015/04/02/1593
Что изменилось? За прошедший год я усовершенствовал программу, расширил её возможности, улучшил эргономику, сделал компилированный вариант - теперь это один единственный файл exe формата. С ним удобно работать, окно, которое он создаёт, Вы можете видеть на рисунке.
КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПРОГРАММЕ
Клавиши трёх верхних цифро-буквенных рядов клавиатуры звучат при их нажатии, и одновременно ведётся мнемоническая запись нот в нотную строку. Строку можно править, расставлять паузы, вносить изменения.
Всю строку и отдельные её фрагменты можно проигрывать, голубенькая стрелочка, которую Вы видите на рисунке, при этом двигается, показывая на звучащую в данный момент ноту. Ведётся счёт проигранного времени, результат в виде количества четвертных нот выводится на зелёное поле. Выверять ритмику очень удобно.
Отдельно переставляется как курсор, так и голубенькая стрелочка.
Каждая строка представляет собой несколько тактов и использует разнообразную символику для передачи тонкостей звучания. Есть легато, стаккато. пиццикато, замедления и ускорения общего темпа, продления и укорочения звучания отдельных нот, есть трели и другие мелизмы.
Причём продления и укорочения звука нот записываются в строку автоматически - то, что Вы изобразили в своей игре, то затем и воспроизводится.
Но можете записывать с нот - строго следуя ритмике написанного.
Возможности разнообразны.
Записанное в нотных строках затем выводится в обычный текстовый файл, окно с ним (S2) видно в нижней части рисунка. Посмотрите на последнюю, 9-ю строку записи - это та самая строка, которая видна в окне программы.
А что это за {*0420| перед ней? 4- первая октава, 2- размер 1/4, 0- легато.
Не всё обязательно запоминать, программа многое делает и без Вас.
Текстовый файл с нотными строками у Вас хранится, в любое время Вы можете загрузить его, проигрывать или редактировать вновь.
Есть и ещё одна замечательная возможность - всю написанную Вами музыку Вы можете выгрузить в специальный файл - партитуру, в нём указываются частоты нот, длительности звучания, и паузы. Используя эту партитуру, можно озвучить всё, что написано Пианолой. Конечно, можно записать проигрывание через микрофон, но озвучить интереснее, да и возможности программного озвучивания очень большие. В принципе, озвучивание можно сделать звуками любых инструментов, которые Вы только можете себе вообразить.
Строки файла-партитуры нумеруются и разделяются полосочками - 8 ======= такую полосочку Вы можете видеть в дальнем окне рисунка. Посмотрите - что пониже её?
Частота 788.299 Гц, что это за нота? Смотрим на окно S2, 8-я строка начинается с буквы "g" - это нота Соль второй октавы.
Смотрим на окно TF - выше 8-й полосочки видим паузу L=22399, столько семплов должна длиться пауза при записи мелодии в звуковой WAV файл. Где эта пауза в окне S2 ? Вон она - крыша ^ слева от записанного в скобках и устанавливающего темп числа 580.
А ещё левее тоже крыша - c-^ , но уже не пауза, а продление звука ноты "c-" До бемоль.
Какой такой До бемоль? - скажите Вы, до бемоль это - Си.
Нет, это не Си - взгляните на настройку в окне программы, видите - tunning 3/5 19. Настройка по терциям с разделением октавы на 19 полутонов.
В этой настройке к чёрным клавишам - 5-ти диезам, добавляются ещё 7 бемолей. Эти дополнительные ноты с бемолями звучат и записываются, если нажимать клавиши среднего ряда клавиатуры. Такого Вы не сможете сыграть ни на одном клавишном инструменте!
Между тем настройка на 19 полутонов очень интересна, более точные терции и сексты в ней создают более совершенный консонанс не только для этих интервалов, но и для всех близколежащих нот, создавая очень напевную интонацию.
Звучание ладов при 19-ти полутоновой настройке - это пока "терра инкогнито", даже в современной музыке. Но когда-нибудь эта гармония будет востребована.
НАСТРОЙКА ПО ПИФАГОРУ И ДРУГАЯ
Уважаемые читатели, если Вы ничего не знаете о 19-ти полутоновой настройке музыкального инструмента, я объясню, что это такое.
Как известно, современную настройку звучания с разбиением октавы на 12 полутонов математически обосновал Пифагор. Школа Пифагора превозносила числа 1 2 3 4, как совершенные, и настройка была основана на соотношении частот, следующих дробям этих чисел.
А именно - берём частоту 440 Гц - Ля первой октавы. Умножая 440*3/4 идём на квинту вниз, получаем частоту ноты Ре. И так передвигаясь по квинтам вниз, и дабавляя иногда умножение на 2, после 12 раза приходим почти точно к исходной частоте ноты Ля.
Почти, да не совсем. Но вполне приемлемо для создания гармоничного звучания многих интервалов. И так, со времён Пифагора почти ничего в настройке не изменилось. Равномерная темперация была введена, разве что.
Между тем, Пифагор напрасно пренебрегал числом 5.
Совсем недавно выяснилось, что настройка с использованием дроби 3/5 вместо 3/4 также даёт не только гармоничное, но и более равномерное разбиение октавы. Но только не на 12, а на 19 полутонов. И что интересно - при таком разбиении и общая гармоничность интервалов оказывается получше, и равномерность разбиения оказывается на порядок точнее - равномерная темперация получается без дополнительных усилий.
Хороша 19-ти полутоновая настройка! Но музыкальный слух привык к другому, да и инструментов с такой настройкой нет.
Если Вы любопытны - скачайте программу. Попробуйте. Программа идёт без дополнительных усилий в системе Виндос ХР. Кроме программного Help, к программе прилагается файл с подробными пояснениями.
О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ПРОЕКТА
Уже сделана программа озвучивания мелодий, созданных пианолой, с помощью синтезированных звуков, изображающих звуки различных инструментов. Возможно и многоголосие - звуки с двух и более файлов-партитур (в случае использования нескольких файлов правильнее называть такие файлы партиями) налагаются друг на друга и вместе записываются в звуковой VAW файл.
Однако требуется ещё некоторое время для оптимизации ресурсов, лучшего подбора параметров, необходимых для создания того или иного звука, включая возможность перестройки тембра в процессе исполнения.
Также как и для программы Пианола это потребует развития удобной мнемоники, которую можно будет помещать в текст файла-партитуры для управления процессом озвучивания online.
Ну и о внешнем виде окна программы озвучивания, и о её эргономике следует позаботиться. Такая работа планируется на ближайшее будущее.
Для многоголосия понадобится возможность написания и совместного редактирования нескольких партий, в такой форме, чтобы строки партий были видны на экране компьютера одновременно.
Никакой проблемы в этом нет - достаточно открыть несколько окон программы Пианола друг под другом, и в каждом окне редактировать свою партию.
===========
ССЫЛКИ
Некоторые пробные записи, демонстрирующие возможности озвучивания, можно прослушать тут -
https://yadi.sk/d/x-io8r5LoXsNm
https://yadi.sk/d/1g2qF95ogtHyT
Файл с программой Пианола и подробные пояснения для работы с ней можно скачать тут -
https://yadi.sk/d/5u-HJdxls6LKS
в этой папке PIA русскоязычная, а PIANOLA - англоязычная программа, сделал такой вариант, потому что на некоторых компьютерах кириллица не идёт. Если не идёт сама программа, или в ней нет звука, то используйте Дос ящик.
Тому, кто интересуется программированием => исходные тексты программы Пианола на Турбо Бейсике и сам Турбо Бейсик находятся тут -
https://yadi.sk/d/9pSZw639s6LbB
Дос ящик скачать можно отсюда -
или отсюда - https://yadi.sk/d/4vFNxLYakQAbn
========
Спасибо за внимание
Свидетельство о публикации №216022602390
Дмитрий Маштаков 03.07.2019 22:09 Заявить о нарушении