Договорняк. Глава 10

     Но на этом неожиданные встречи не закончились. Очередная случилась, когда мы с Мирославой гуляли по городу, осматривая новостройки. Строители, освоив современные технологии, возводили в центре города настоящие шедевры архитектуры. Я с удивлением их обнаруживал в тех местах, где не был каких-то полгода. Когда я поделился своим открытием с Мирославой, она предложила мне осмотреть их вместе с пристрастием. И вот мы с неподдельным интересом изучали, насколько удачно новые дома вписались в прежний архитектурный ансамбль. Общество моей спутницы наполняло меня удивительным теплом, любое занятие становилось приятным и интересным. Наверное, поэтому мне совершенно не было дела до суеты вокруг. Присутствие рядом желанной девушки отбивало всякую охоту распыляться. 
     Я не был романтиком. Во всяком случае, не считал себя таковым. Но просыпаясь утром, получал огромное удовольствие от одной мысли, что меня ждёт встреча с Мирославой. Чувство к девушке разрасталось во мне буйным цветом. Много лет отсутствовавшие эмоции переполняли меня. Тем удивительнее было то, что я не смог проигнорировать один негативный момент. В команде никто, кроме меня, не знал нюансы взаимоотношений отца и дочери, а посвящать в них кого-либо я не считал необходимым. Но чем дольше мы встречались, тем чаще я стал слышать произносимое шепотом слово «наследница». Мне было всё равно, как истолкуют моё ухаживание за дочерью олигарха. Мне было достаточно того, что Мирослава знала, что я не преследую никаких корыстных целей. В развитие её отношений с отцом я никоим образом не вмешивался. И моё уважение к девушке лишь росло, когда я видел, что она не стала ломать себя ради денег. Однако для многих в городе Мирослава превратилась в очень выгодную невесту. Я понимал, что на меня  неизбежно повесят ярлык чрезвычайно ловкого охотника за приданым. Как понимал и то, что никакие мои попытки обелиться не исправят положения. Если кто-то был склонен так думать, мне его не переубедить. И всё же «всё понимающие взгляды» рождали во мне приступы желания внести какую-то ясность, но Мирослава удерживала меня от таких попыток. Она считала, что это даст обратный эффект и успокаивала меня, что со временем всё само разъяснится.
     Ни сильная увлеченность обсуждением новостроек, ни параллельно проскакивающие в голове мысли о Мирославе не смогли помешать моему подсознанию уловить какое-то нервное движение поблизости, и это насторожило меня. Причиной обеспокоенности оказались странные манёвры молодого парня. Выйдя из расположенного у дороги заведения и оживленно беседуя со спутником, он резко развернулся и буквально затащил своего собеседника обратно в помещение. Это было похоже на желание избежать неприятной встречи, но на их пути никого, кроме меня и Мирославы не было. Логично было предположить, что именно мы или один из нас невольно спровоцировал  такое поведение. Стопроцентной уверенности у меня не было, но этот молодой человек был очень похож на моего одноклубника Бояринова. И если я не обознался, то его попытка избежать встречи со мной была более чем странной. Спонтанно вспыхнуло естественное желание убедиться в этом. С большим трудом, но мне удалось отказаться от намерения взглянуть на парня поближе. Мне не стоило вовлекать девушку в наши нескладывающиеся отношения. В конце концов, родившуюся гипотезу можно было проверить и позже. Поэтому я даже обрадовался тому обстоятельству, что Мирослава плохо знала игроков команды в лицо и не придала никакого значения чьим-то резким поворотам. Про себя я лишь отметил в памяти заведение, в котором он скрылся, и продолжил двигаться дальше. В моей голове родилось приемлемое объяснение, и я сказал себе «это может потерпеть».
     День выдался богатым на события, но перед отходом ко сну память почему-то  подбросила мне именно эпизод с Бояриновым. Вполне возможно произошедшее не стоило и выеденного яйца, но подсознание почему-то зацепилось за него. Была вероятность, что я обознался, но мозг категорично отвергал этот вариант. Моё любопытство желало знать, почему мой одноклубник хотел избежать встречи со мной? Проявил деликатность по отношению ко мне или не хотел, чтобы я увидел его спутника? Да, мы не были дружны, но и вражды между нами не было. Однажды, правда, я ударил его, но в том ударе не было ничего личного. Это была заурядная попытка предотвратить развитие конфликта. К тому же после того инцидента уже столько воды утекло. В команде мы поддерживали ровные отношения. Поэтому его поведение казалось мне странным. Прежде в излишней деликатности он замечен не был. Поэтому я склонялся к тому, что он не захотел «светить» своего приятеля. Тогда кто он, этот приятель? Вполне могло статься, что я слишком большое значение придал малозначительному событию. Возможно, он просто забыл что-то сделать или забыл свои вещи и вовремя об этом вспомнил. Но моё периферийное зрение зафиксировало тот факт, что меня заметили. И первой мыслью была именно та, что со мной хотели избежать встречи. Вот только почему же я придал этому значение? Быть может, напрягло меня само помещение, из которого они вышли, ведь это была букмекерская контора?
     Нахлынувшие события следующего дня не смогли затереть в памяти нашу несостоявшуюся встречу. Для получения ответов на все вопросы достаточно было просто подойти к Павлу и переговорить с ним. Вот только о чём? Были ли основания для волнений? Чтобы не попасть в глупое положение я решил придерживаться первоначально возникшего плана и прежде проверить свою догадку. После первой тренировки я заехал на своей «ласточке» в букмекерскую контору. Мне не хотелось привлекать внимание к своей персоне расспросами, и я раздумывал, как бы мне заполучить нужную информацию. На моё счастье двое игроков существенно облегчили эту нелегкую задачу. Они нерешительно подошли ко мне и вежливо попросили автограф. В букмекерской конторе я этого никак не ожидал. Самого меня никогда не тянуло собирать что-то подобное, но у каждого свои слабости. У меня ведь они тоже есть. Поэтому я расписался столько раз, сколько раз меня попросили. Мне это ничего не стоило, а им было приятно. Зато легкого намёка хватило, чтобы они мне сообщили, что в этой букмекерской конторе часто бывает мой одноклубник Бояринов. Понизив голос, по секрету, они сообщили, что он играет по-крупному. Только какой же это был секрет, если об этом знали все завсегдатаи конторы. Я пожелал им удачи, и мы расстались.
     Тотализатор - не наркотики. Но для некоторых он стал не менее пагубной страстью. А виновата во всём иллюзия лёгкого и быстрого обогащения. Но если быть совсем точным, виноваты всё-таки люди, верящие в эту иллюзию. У каждого из нас, хотя бы разок, возникало желание проверить свою способность предугадать развитие событий. Некоторые даже с пеной у рта, то ли отстаивали, то ли  навязывали свой вариант. При этом добрая половина была готова заключить пари. Почему бы не пощекотать себе нервы, коль уверен в себе? Именно для такой категории людей и придумали букмекерские конторы. Во всём мире люди делают ставки на спортивные события. Никто их за это не осуждает. Порицаются лишь те, кто не умеет оставаться в границах благоразумия. Почему же Бояринов хотел скрыть своё увлечение от меня? Потому что оно вышло из-под контроля? Или дело было не в самой игре, а в ставках? Как бывший юрист я, хоть и мельком, но прочёл весь свой контракт от начала до конца. И память мне услужливо подсказала, что в нём был один пункт, касающийся игры в тотализатор. Я не имел права делать ставки против своей команды. Прямо или косвенно. Лично или опосредованно. Не здесь ли собака была зарыта?
     В каждом туре были игры, в которых можно было предсказать победу одной из команд с большой долей вероятности. Для этого вовсе не обязательно было быть членом этой команды. Вот только практически всегда за ожидаемый результат устанавливался слишком маленький коэффициент. Большие деньги выплачивались только за неожиданный результат. А его не мог предсказать даже член команды. Если он только сам не имел отношение к нему.
     После тренировки я подгадал момент, когда рядом с Павлом никого не было, и задал ему крепко засевший в моей голове  вопрос: 
- Делаешь ставки в тотализаторе?
     По его реакции я сразу понял, что именно встречи со мной он и хотел избежать накануне. Растерянность, досада, раздражение… Бедный Бояринов, уроков владения собой он явно не брал.
- Да… нет.
- Так да или нет?
- Мой друг сделал ставку.
- Вместо тебя?
- Нет, он просто пообещал мне неплохие проценты с выигрыша, если я дам ему хороший совет.
- Ты внимательно читал свой контракт?
- Да… нет. А что?
- А то, что в нём есть пункт, запрещающий тебе прямо или косвенно играть в тотализаторе против своей команды.
- Я против команды никогда не играл.
- Если Максимович узнает, он тебя выгонит из команды.
     Взгляд в упор и очевидный вопрос:
- Ты же не заложишь меня?
- Я нет, но шила в мешке не утаишь. Перестань играть с огнём, пока не поздно.
- Я только дал совет.
     Мне следовало в это поверить. Только по выражению лица моего собеседника и ребенок бы понял, что он всего лишь пытался успокоить меня. Было очевидно, что эти двое заключили договор. Но когда это было гарантией сохранения тайны?
     Я был хорошо знаком с тотализатором. Слишком хорошо. За все свои знания и опыт я заплатил приличную цену. Зато знаком был с ним не понаслышке.
- Ты хочешь, чтобы я поверил тебе?  Что ты регулярно давал советы, но сам не играл…
     У меня был немалый негативный опыт. Я бы мог им поделиться. Только кого спас чужой опыт, всем обязательно нужно наступить на грабли лично.
- Да я, по большому счёту, и не играл. Так, делал, время от времени, ставки на победу родной команды. Да и то, не сам, а на пару с приятелем. И к слову я не один в команде так делал. Но только это между нами.
     При этом он наклонился ко мне и сделал жест рукой, показывающий, что он оказал мне доверие. Тогда и я ответил ему похожим жестом.
- Я и не собирался никому рассказывать об этом, но кого ты имел в виду?
- Я же не сам до этого допёр. Однажды Болотов подвозил меня на своей автомашине и попросил сделать ставку. Дал мне бумажку с результатом матча и деньги. Когда я спросил, почему он не ставит сам, он ответил мне, что его в городе многие знают, а меня нет. Болотов пожаловался, что у него нет знакомых в нашем городе, которых он мог бы попросить о такой услуге. Я поставил его деньги, и мы поехали дальше. На мой вопрос, зачем ему при его зарплате это нужно, он ответил, что лишних денег не бывает. «Почему бы не срубить бабок, если знаешь «верняк»?». «Шальные деньги на шальные траты». В прошлом году мы выигрывали часто. От нас никто этого не ждал, и коэффициент долгое время был хороший. Я и подумал, почему бы и мне не положить кусочек шоколадного масла на свой кусок хлеба. Так и втянулся.
- Побеждали, действительно, часто.
     В прошлом году это был практически «верняк». Только коэффициенты плавно упали. В этом бизнесе дураков не было. К команде стали относиться более серьёзно. Я не сказал об этом вслух, но я-то прекрасно знал, что ставить можно не только на победу.
- На что же ты ставил в этом году?
     Я внимательно смотрел в его глаза, но он отвёл свой взгляд. А я проигнорировал его ответ.
- Конечно, на победу, только гораздо реже.
     С первого взгляда Павел показался мне неглупым. Думаю, он уже давно дорос до того, чтобы делать ставки через Интернет. И счёт открыл на имя приятеля, вот только выигрыш не может получить лично. Выигрыш…я вспомнил свою эпопею. Это у букмекерской конторы выигрыш, а у игроков так, эпизоды.
     Это был не самый светлый период в моей жизни. И вспоминать о нём было не очень приятно. С деньгами у меня было «туго», и спортивного канала дома, конечно, не было. В кубке Испании встречались извечные соперники, «Реал» и «Барселона». Матч обещал быть интересным, и моё желание его посмотреть было велико. Так мои ноги и привели меня в букмекерскую контору, что располагалась неподалёку от моего дома. Там можно было посмотреть любое значимое соревнование. Я мнил себя знатоком футбола, поскольку регулярно читал различные материалы и помнил футбольную статистику за несколько лет. Естественно не удержался от соблазна и сделал маленькую ставку. Наблюдать за ходом встречи стало намного интереснее. В игре никаких неожиданностей не произошло, и я отгадал результат. Выигранная сумма была невелика, но настроение приподняла. Не зря говорят «новичкам везёт». До поры, до времени… Во всяком случае, первое время я «был в плюсе» - общий выигрыш превышал проигрыш. Потому что я, как и все мои предшественники, играл осторожно и хотел больше отгадать результат, а не выиграть деньги. В этом маленьком нюансе заключался большой смысл.
     Я провёл в конторе много времени и для себя твердо понял одно – очень мало кто из игроков был способен обуздать свою жадность, независимо от того, большая она у них или маленькая. Ведь на стороне жадности всегда стоял азарт. Одному здравому смыслу редко когда удавалось справиться с ними двумя. Часть игроков составляла комбинации из нескольких событий, повышая общий коэффициент до полусотни, а то и выше. Но при этом они даже не задумывались о том, что вероятности наступления событий тоже перемножались и приближались к нулю. Мне было смешно, когда они искренне досадовали, что какая-то команда или игрок подвели их и лишили крупного выигрыша. Переубедить кого-либо в букмекерской конторе было невозможно. Игроки, не лишенные житейского разума, достаточно часто выигрывали. Но вместо того, чтобы уйти и остыть от охватившего их азарта, они повышали ставки и начинали играть по-крупному. Какое-то время их выигрыш позволял им это делать. Они забывали про осторожность и позволяли жадности и азарту принимать авантюрные решения. Как бы долго они не играли успешно против научно разработанной системы, в конце концов, она брала вверх. Всё чаще я смотрел на них и начинал понимать, что мы все одного поля ягода.
     Я ничего не имел против букмекерских контор. Это бизнес, своеобразный, но бизнес. Умный и хладнокровный человек мог бы достаточно долго успешно делать ставки, но только при выполнении одного условия. Оно было простым и заключалось в отсутствие странных игр. Одна часть игроков называла их купленными, другая договорными. Суть не в их названии, а в том, что они не охватывались ни статистикой, ни психологией, ни логикой, ни здравым смыслом. Это были матчи, которые никакого отношения к спорту не имели. Очень часто эти игры разоряли рядовых игроков. Ничего не подозревающие игроки ставили на них, как на «верняк» и кусали потом локти. А ведь именно рядовые игроки и оплачивали содержание всей системы ставок на события. В выигрыше оставались только те, кто организовывал такие события. Что может быть проще – выиграть, заранее зная итоговый результат. Список потенциальных организаторов таких игр довольно велик, у большинства из них материальная заинтересованность. Время от времени вспыхивали скандалы, но дальше выплеска эмоций дело не шло.
     Я играл эпизодически, время от времени. Поднимался с нуля до неплохих цифр и вновь падал в ноль. С упорством, достойным лучшего применения, я придумывал выигрышные системы, проверял их на практике и создавал новые. Игорное болото засасывало меня всё больше и больше. Когда я стал регулярно проигрывать, то понял, что мне, как минимум, не хватает хладнокровия. Я стал учиться, если предположить, что этому можно научиться в азартной игре, сдерживать себя, не идти на поводу у эмоций. В этом плане не всё обстояло так плохо, у меня были определённые успехи. Я избавился от мании делать ставки, что называется «вдогонку». Это когда предполагаемое мною событие уже произошло, со ставкой я опоздал и вероятность того, что оно повторится, очень мала. В самом начале своей эпопеи я часто ставил именно так и, конечно, проигрывал. Я отучился отыгрываться. Это было нелегко в стремлении вернуть проигранные деньги перестать ставить на маловероятные события с одновременным увеличением размера ставок. Но я научился останавливаться, даже если у меня имелись деньги. Я понял и то, что некоторым людям везло чаще, чем остальным. По какому принципу нас разделили на «везунчиков» и «невезунчиков» никому не ведомо. Но у некоторых интуиция развита более сильно. Исподволь я осознал, что слово везунчик ко мне не имело никакого отношения. Выигрыши «дуром» у меня не случались вовсе.
     Я играл достаточно долго. Нелегко было признать, что в основе проигрышей лежат и мои личные качества. Мне не хватало специфической игровой остроты ума, мгновенной реакции на изменяющуюся во время игры обстановку. Я был лишен способности поменять свой прогноз о возможном результате, исходя из незначительных намеков. Вдобавок ко всему, я не умел оперативно «страховаться». Мне не хватало чутья, что это нужно сделать срочно. Я либо опаздывал, либо не успевал это сделать вовсе. Раз за разом я вспоминал присказку «умная мысля приходит опосля». Что поделать, я обычный человек, не гений. Позднее осознание этого факта сподвигнуло меня на кропотливый и упорный труд. А собственную упёртость я решил использовать в собственных интересах. Область применения я нашёл достаточно быстро.
     В букмекерских конторах я имел прекрасную возможность наблюдать, как выигрывались крупные суммы и как ещё более значительные проигрывались. И ко мне пришло осознание, что в букмекерской конторе разбогатеть может только её хозяин. Поэтому для себя я сделал вывод - хочется дополнительного адреналина при просмотре игры, можешь сделать ставку и смотреть. Но стабильно играть в тотализатор и надеяться выиграть было чистейшей глупостью. За эту науку я заплатил неплохие деньги. От размера суммы общего проигрыша моё настроение очень продолжительное время портилось надолго. Однако жизнь научила меня и тому, что знания и опыт тоже стоят дорого. И я утешился. 

* * *
     Заключительные две игры первого круга мы проводили дома. Они подводили промежуточный итог. Во главе таблицы с минимальным отрывом друг от друга расположились две бывшие команды высшей лиги. Лидер отличался более сбалансированным составом, да и амбиций у него было на порядок больше. Команда подобралась, действительно, интересная, а пара нападающих едва ли не самая эффективная в лиге. Во второй команде большую часть первого круга лямку на себе тянула старая гвардия. Разговоры о том, что команда слишком стара и хватит ли сил и запала у ветеранов, набили всем оскомину. Но почти все ждали, когда «деды» «сдохнут».
     С этими мастодонтами журналисты и предлагали нам посоревноваться. Но наша дружина была им прямым антиподом – ветеранов мало, половину команды составляла зелёная молодежь. Правда, талантливая. Очень многие озвучивали витающую в воздухе мысль, что если наша молодежь сейчас не выстрелит, то не выстрелит уже никогда. Я отчасти был согласен с этим, потому что считал, что команду после этого розыгрыша раздергают на части. Причем возможен вариант, что раздергают уже после первого круга, в период дозаявок в высшем дивизионе. От таких мыслей мне становилось немного грустно. Как хорошо было бы, если бы мои предположения так и остались предположениями, и команда бы сохранилась. Но я был реалистом.
     Накануне предстоящего матча наша команда подверглась прессой обидной критике. И дело было даже не в двух ничьих. Журналисты писали, что мы потеряли свою игру. Они считали крупной удачей эти два очка, что мы привезли. Везение не может длиться вечно. С последним утверждением никто и не спорил.
     В профессиональном футболе я был новичок, и моё мнение было мало кому интересно. Но мне казалось, что мы с каждым матчем прибавляли и нащупывали эту как раз свою игру. Просто время легкомысленного отношения к нам со стороны соперников прошло. Канули в лета времена, когда про нас говорили «новичок» или «поставщик очков».
     Наших гостей футбольные эксперты, напротив, хвалили. У команды была своя игра, она уверенно брала очки и дома, и в гостях. В домашних играх соперник прижимал оппонентов к своим воротам и дожимал их, в гостевых играл от обороны, неизменно ловя противника на контратаках. Очевидных слабых мест никто не видел. Журналисты отмечали, что соперник тратит ровно столько сил, сколько необходимо для победы. Вот и получалось, что в 19-м туре нам предстояла очень тяжелая игра. Это была игра с командой, решающей задачу выхода в высшую лигу.
     Было очевидно, что будущий соперник индивидуально сильнее и опытнее нас. Леонид Сергеевич всю неделю проводил с командой теоретические занятия и целенаправленные тренировки. Он считал, что команде надо добавить солидности в игре за счёт трёх компонентов: повышения организации игры, реализации стандартов и выигрыша единоборств. На тренировках команда старательно отрабатывала быстрый переход из обороны в атаку, создание искусственного положения вне игры и прессинг. Прессинг должен был осуществляться силами большого количества игроков, и он должен был быть синхронным. Иначе эта работа была бессмысленна. Нас могло выручить давление на соперника по всему полю. Наш противник вряд ли психологически был готов к этому, он не сталкивался с этим в предыдущих играх. Серебровским ставилась задача отбирать мяч в любой зоне, не уступать в единоборствах. Все в команде понимали, что для решения этих задач нужна максимальная физическая готовность. И хотя на тренировках, по сравнению с началом сезона, Серебровский плавно снижал физические нагрузки, но для меня они всё равно были запредельными. Вместе с тем, мне очень хотелось поддержать тренера, и я не давал себе послаблений.
          Стадион был полон. Команды из лидирующей группы всегда привлекали к себе внимание болельщиков. Отрыв был невелик, и они надеялись, что, взяв в этой игре три очка, мы ещё больше приблизимся к лидерам. На матч многие пришли целыми семьями. Для нас это была очередная игра, а для жителей региона она была настоящим праздником. Было приятно, что команду так поддерживают. Но такая поддержка одновременно и придавливала. Все ведь ждут только победу, а её ещё нужно добиться.
- Ребята, мы играем с серьёзным коллективом. Это умудренные опытом бойцы. Сегодня они бьются на чужой территории, но в их планы не входит делиться с нами очками. Они будут играть только на победу. Игра с таким соперником это проверка команды и каждого из вас, можете ли вы играть дисциплинированно весь матч, с первой секунды и до финального свистка. Я повторяю, до финального свистка. Если кто-то из вас почувствует, что воля ослабла, а силы покинули, скажите об этом мне. Я сразу же произведу замену, и вы не подведёте команду. На тренировках мы отработали все элементы, осталось только воплотить их в жизнь.
     Была опасность, что нам не хватит сил активно двигаться весь матч в такую жаркую погоду, но Серебровский решил рискнуть. Игра началась без привычной разведки. Для одного из лидеров мы остались всё-таки всего лишь дерзким новичком. Уже к пятой минуте мы обменялись угловыми и опасными стандартами. В нашей команде был чрезвычайно активен Бояринов. Я оказался случайным свидетелем того, как Серебровский выразил своё недовольство ему. И недовольство именно отсутствием жажды борьбы. Вот он и прессинговал соперника, постоянно открывался, бил по воротам при малейшей возможности. Ему никак не удавалось попасть в рамку ворот, но все надеялись, что за свою активность он будет вознаграждён. В конце концов, Бояринову удалось обвести трёх игроков обороны и выскочить один на один с вратарём. Можно было постараться обвести вратаря, можно было попытаться перекинуть мяч над вратарём, можно было попробовать пробить. Павел предпочёл последнее. Удар его был страшен, голкипер не успел даже пошевелиться, как мяч миновал его. Было очень грустно, но круглый попал в штангу и улетел за линию ворот. Бояринов схватился обеими руками за голову. Такого момента у него давно не было! Разочарование на трибунах было слышно и на поле. Как и крики тренера гостей. Они возымели своё действие, и игроки его команды значительно прибавили в движении. Уже через пять минут им удалось разыграть свою комбинацию и вывести своего нападающего на рандеву с нашим вратарем. Володя выручил, в прыжке переправив мяч за лицевую линию. Не успели зрители пережить этот момент, как гости вновь, после подачи углового удара,  создали не менее опасный момент. Пришедшему на помощь защитнику удалось пробить головой. Мяч полетел в верхний угол ворот, но Медведев в прыжке отбил его головой за боковую линию. Гостям удалось перехватить инициативу, и остаток тайма они не выпускали её из своих рук, и в дальнейшем действуя агрессивно и остро. Но успех не торопился к ним в гости. И виной тому были грамотные и дисциплинированные действия игроков обороны нашей команды. К тому же им здорово помогали и наши нападающие, пытаясь разрушить атаки уже на первых рубежах. Самих же атакующих действий, к сожалению, у нас не стало. Первая половина игры подходила к концу. Устали игроки обеих команд. Все ждали свистка судьи. Или почти все. Крайний нападающий гостей нашёл в себе силы на последний рывок по бровке. Он на скорости обошёл Воронежского, затем Денисова и стал смещаться в центр. Крики нашего капитана заставили Болотова и Немова пораньше встретить соперника и вынудить его сместиться на край. Целая группа игроков гостей поддержала своего нападающего, за что была вознаграждена острым пасом. Бояринов, прибежавший вместе с ними, желая перехватить мяч, срезал его в собственные ворота. Он стоял в штрафной площади и молчал, его никто не упрекал. Всякое бывает. Это ему сказал и наш капитан.
     Арбитр позволил нашим нападающим коснуться мяча и тут же дал свисток. Автогол в раздевалку. Что может быть хуже? В перерыве Серебровский утешал ребят:
- Ничего-ничего. Вы, молодцы! Если также активно будете играть и во втором тайме, мы возьмём своё. Нам немного не везло, это невезение надо перетерпеть. Главное не опускать руки, иначе все усилия пойдут прахом. Добавим свежей крови, и всё будет в порядке.
     Перед самым выходом на поле Леонид Сергеевич попытался вновь вдохнуть в нас энергию:
- За счёт своевременных передач удерживайте мяч максимально долго и заставьте противника больше передвигаться без мяча. Это психологически изнуряет. Никаких попыток обыграть на своей половине поля. Идти в обыгрыш только на чужой половине поля, да и то только в том случае, когда некому сделать хорошую передачу.
     Последняя фраза была сродни его тезке, греческому царю:
- Лучше умереть от усталости, чем от позора. Посмотрите сколько зрителей на стадионе.
     Вместо Бояринова вышел Зайцев, Воронежского заменил я. Зрители встретили команду тепло. Они без устали скандировали «Победа будет за нами!» Такая вера при счёте 0:1 вдохновляла. Зайцев своей активной игрой впереди должен был зарабатывать штрафные. Он это и делал. Нестандартными финтами Андрей провоцировал соперника на нарушения. Как бы корректно ни старались играть гости, но на восьмой минуте второго тайма я получил право на первый свой удар. До ворот было далеко, около 35 метров, но солнце светило голкиперу в лицо и я решил просто пробить на силу. Я предупредил об этом ребят, чтобы они были готовы к добиванию мяча. Забить самому с такого расстояния было всё-таки непросто. Во мне теплилась малюсенькая надежда на помощь солнца. Поэтому я старался попасть всего лишь в рамку ворот, но бил изо всех сил. Удар мне удался. Несмотря на изрядное расстояние, вратарь не смог удержать мяч в руках и Зайцев с 3-х метров не промахнулся. Как приятна была мне радость нашего молодого нападающего, который прибежал ко мне и бросился обниматься. Ведь в его успехе была и моя заслуга.
     После пропущенного мяча гости не бросились безоглядно вперёд большими силами. У соперников в атаке играли опытные игроки. Им удалось создать пару острейших моментов при розыгрыше штрафных ударов. Наши защитники из кожи вон лезли, стараясь играть без нарушений, но одного старания было мало. К нашему счастью мяч дважды угодил в перекладину. Говорят, везёт тем, кто везёт. В этот раз повезло нам. Но штанги или перекладины одних огорчают, а других раззадоривают. У опытных гостей заполыхал азарт. И к ним пришло второе дыхание. Гол буквально назревал. Вот только увлёкшись, они совершенно забыли про Зайцева. Не забыл про него лишь наш вратарь и своевременно сделал передачу. Она получилась весьма точной. Сил убежать от защитников у Зайцева не хватило, но он тактически грамотно укрывал мяч и, в конце концов, нервы у защитников не выдержали и они завалили нашего нападающего уже в своей штрафной площадке. Точнее Андрей упорно не падал до тех пор, пока не добежал до штрафной площадки. Согласно договоренности пробивать пенальти надлежало мне. Всю процедуру я растянул максимально, рискуя нарваться на желтую карточку. Но поставленной цели я в итоге добился, вратарь не выдержал напряжения и бросился в один из углов ворот задолго до удара. Мне осталось только попасть мячом в противоположный угол. Мой удар был несильным, но точным. Так на 80 минуте матча счёт стал 2:1.
- Дорожить мячом! Дорожить мячом! Больше движения!
     Указания Серебровского были просты, но в этот момент только они были верны. Нам надо было лишить соперника мяча. Но пришлось признать, что для этого нам не хватало техники. Да и усталость брала своё. Противник прессинговал. И мы стали регулярно терять мяч. Победа повисла буквально на волоске. Зрители это понимали, и на стадионе установилась напряженная тишина. В полном молчании все ждали развязки. И когда показалось, что мы вот-вот упустим победу, блеснул наш «сокол». Он продемонстрировал и свою скорость, и свою технику. Я попытался послать мяч между двумя защитниками. Удалось мне это не совсем хорошо, но Виктор сумел ворваться в штрафную площадь, мягко принять мяч и не давая ему опуститься на газон, отправить его в незащищенный вратарём угол ворот. Сделать такое на высокой скорости! Стадион захлебнулся от восторга. На 3:1 после проигранного первого тайма вряд ли кто из болельщиков рассчитывал. А уж на такой шедевр и подавно. Нам скандировали «молодцы» до самого финального свистка. После судейской трели об окончании игры команда в полном составе благодарила болельщиков за оказанную поддержку и долго не уходила с поля.
     Перед входом в раздевалку стоял наш тренер и каждому игроку искренне, по-мужски, пожимал руку. План Серебровского на игру, в целом, удался, за исключением того выхода один на один. Но Володя сумел спасти команду, и он был одним из героев этого матча. Отличился и наш капитан, но к этому все уже давно привыкли. Медведев в очередной раз сделал то, что делал уже не один раз, и не первый сезон. Победа была заработана большим потом, но было чувство приятной усталости, как бывает после выполненной на совесть работы.
     Я, как и все, был рад победе. Но ещё больше тому, что при этом обошлось без травм. Потому что во втором тайме гости стали играть очень жестко, как потом отметили журналисты в газетах. Будь моя воля, я бы отбросил всякую дипломатию и написал бы проще и точнее, соперники стали играть откровенно грубо, а судья временно ослеп.
     В очередной раз я про себя отметил, что такие игры, независимо от результата, способствовали сплочению коллектива. Ребята отработали на поле на 100%, и никто не остался в стороне. Появилась вера, что наша команда может добиться чего-то серьёзного, если и дальше будет играть также дружно. В раздевалке Серебровский только об этом и говорил. И каждый убеждался в том, что он прав, сто раз прав.

* * *
     Следующий день был законным выходным, но Серебровский обязал всех прибыть на базу к 7-00. Требование было неожиданным, нарушающим привычный порядок жизни, но никто не решился возразить. На базе нас ждал автобус и целая бригада, пять человек, как выяснилось позднее, психологов. Мы погрузили несколько ящиков с продуктами и отправились на озеро. Психологи поделили наш коллектив на три части по возрастному принципу, рассадили нас по созданным командам и стали проводить с нами интеллектуальные игры. Для всех это было внове, большая часть игроков стала пассивно наблюдать за происходящим. Но психологи активно, в шутливой форме, комментировали ход соревнований между командами, задевая наше самолюбие, и сторонних наблюдателей становилось всё меньше и меньше. После проигрыша моей командой первого конкурса я активно включился в процесс. Нетрудно было понять, что психологи приглашены в команду для сплочения коллектива. В этом я отказать Серебровскому не мог.
     Прибыв на озеро, все три команды получили программу соревнований и длинный перечень заданий, которые необходимо было выполнить. Для начала поставить палатки, разжечь костёр при помощи минимального количества спичек, получить продукты и начать готовить обед. При каждой команде был помощник-наблюдатель из числа психологов, оставшиеся двое снимали всё происходящее на видеокамеру. Я, естественно, был в команде самых возрастных участников, у нас был опыт за плечами и первые задания не представляли для нас сложности. Были лишь проблемы распределения обязанностей, но Медведев, привычно взял на себя решение этой проблемы. Большинство начальных заданий мы выполнили первыми и наиболее качественно.
     Совместное преодоление возникающих трудностей сплачивало все команды. Уже после первых заданий и я, и Медведев начисто забыли о тех трениях, что были когда-то между нами. Мы оба работали во имя общей пользы. Когда начался блок спортивных соревнований и начались нелегкие времена, мы уже были единомышленниками. Переноска псевдораненых на руках и носилках, преодоление водных преград, лазанье по деревьям и тому подобное. Зачёт, естественно, брался по последнему участнику команды. И постоянно психологи выводили из команды то одного, то другого члена команды, отправляя его кашеварить. На смену откровенно физическим соревнованиям пришли умственно-физические. Задание поместить на одну газету как можно больше человек сначала вызвало только смешок. Но когда газету сложили пополам, это уже стало проблемой. А газету продолжали складывать… Одним словом, было весело. Было забавно наблюдать, как во взрослых мужчинах просыпались дети. Лично мне пригодился опыт двадцатилетней давности. Последний раз я распутывал живой узел из членов команды, не отпуская сплетенных рук, в летнем лагере.
     Мы едва успевали выполнить одно задание, как начиналось новое. Это рождало и смех, и раздражение, и споры, и конфликты. Слава богу, «мужчины не плачут». Были моменты, когда хотелось. Но гораздо чаще хотелось материться, однако все знали, что Серебровский не сторонник сквернословия, да и среди психологов были две представительницы прекрасного пола. Так что мат застревал в горле. А если и рождался, то ничего кроме смеха у ребят и недоумения у женщин не вызывал. Даже Паша Воронежский, с его эмоциональностью, вынужден был терпеть. Больше всего мы, конечно, смеялись. И над коллегами, и над собой. Так незаметно и подошло время обеда. В соревновании по чревоугодию «старички» победили с большим отрывом. Да и не только в нём. Сказался опыт и хладнокровие. У молодежи практически всё оказалось либо сырым, либо горелым. Пришлось их общими усилиями подкормить. Время после обеда было объявлено временем отдыха. Большинство отдыхало в палатках. День был солнечным, можно было обгореть. Шутки шутками, но не я один испытывал усталость. Психологам удалось расшевелить нас. Было смешно вспоминать, как мы с детским азартом и непосредственностью стремились к победе в каждом конкурсе.
     Многие из ребят оказались в озере, не дождавшись, когда спадёт жара. Вода в озере была настолько прозрачной, что создавалась иллюзия, что можно в любой момент коснуться дна. Приятно было осознавать, что ещё остались на земле красивые места, не загубленные человеком. Никто не возражал, когда Леонид Сергеевич организовал уборку территории. Целый час мы уничтожали следы своего пребывания. Сказать, что поездка удалась – ничего не сказать. Возвращались в город мы в таком прекрасном настроении, что даже психологи стали родными.

* * *
     Серебровский проконтролировал, чтобы мы ещё утром отключили сотовые телефоны. В этом он пошёл навстречу психологам, а они хотели владеть нашим вниманием полностью и безраздельно. Только вернувшись в город, я вспомнил, что пора вернуться к мирской суете. На экране сотового телефона светились непринятый вызов и сообщение. Звонил детектив. Наконец-то! Уже через день с момента нашей встречи я стал ждать его звонка. Умом я понимал, что всякая работа требует времени и даже при помощи больших денег не всегда можно достигнуть положительного результата, тем более в короткие сроки. В своей практике у меня были ситуации, когда я упирался в тупик. Сидя в кабинете у Максимовича, я был уверен на 100%, что нападавшие были из предполагаемого мною города. Но спустя какое-то время в мою голову закралось сомнение. Конечно, произошедшие события давали мне основания надеяться на то, что я прав, но вероятность ошибки всё-таки была. Сообщение было, как я и предполагал, тоже от детектива: «Работа выполнена, результат положительный». Я так ждал и этого момента, и этого ответа, что не удержался от искушения сразу же позвонить.
- Добрый день. Был вне пределов досягаемости. Мы можем встретиться?
- Добрый вечер. Это возможно. Я буду ждать вас в своём офисе.
     Своим тактичным уточнением, что уже вечер он намекнул, что нужно поторопиться. Справедливое пожелание. Я забрал вторую половину гонорара и поспешил к детективу. Сумма была немалая, и я понимал, почему сыщик готов меня подождать. Наше нетерпение было взаимным. С момента нашего расставания в офисе детективного агентства ничего не изменилось. Разве что мой детектив светился от чувства удовлетворения успешно выполненной работой. При более тщательном рассмотрении я заметил и следы утомления на его лице. Мы пожали друг другу руки, и он протянул мне толстый конверт. В нём оказалось много фотографий моего обидчика. Одна из них доставила мне моральное удовлетворение. Не я один страдал после нашего тесного «общения». Нога моего оппонента до сих пор была в гипсе. Больной оказался не слишком интересной фигурой. Бывший спортсмен, рано сошедший с дистанции. Работал охранником в спортивном клубе и не гнушался случайными заработками сомнительного характера. Одним словом, принципами был не избалован. Я протянул хозяину кабинета конверт гораздо меньшего размера. Он мельком заглянул в него и удовлетворённо кивнул.
- Вы всегда можете рассчитывать на мои услуги. И на моё молчание.
     Весьма важное дополнение. Мы ещё раз пожали друг другу руки и расстались. Максимовичу я решил пока ничего не говорить. Возникло сильное желание лично навестить больного в его санатории и пообщаться с ним. Детектив своё дело сделал, а с докладом можно немного и повременить.
    
* * *
     Следующая игра, как обычно, через три дня. Спаренные игры. 20 тур. Соперник из числа аутсайдеров. Беспокоило, что в высказываниях молодых ребят проскальзывало – раздавим как клопа. Умудрённые опытом ветераны наоборот считали, что для нас этот соперник даже более опасный, чем предыдущий. Эти гости изначально не ставили перед собой задачу выиграть. В этой встрече их вполне удовлетворяла ничья и ради неё они были готовы землю грызть. А вот для нас существовала реальная угроза недооценки соперника. После красивой победы над сильным противником мне и самому было трудно настроиться на объективно более слабого соперника. Людям всегда было свойственно переоценивать свои силы после серьёзного успеха. Поэтому Серебровский не скрывал, что рад окончанию дисквалификации Медведева. Последние события ещё раз подчеркнули значимость капитана и на футбольном поле, и за его пределами. 
     Установка на игру была играть как можно шире, используя оба фланга, играть как можно быстрее, не злоупотреблять индивидуальной игрой, и бить по воротам как можно чаще. Не слишком оригинально, но Серебровский надеялся, что скоростная реализация наработанных комбинаций принесёт нам удачу. Первая часть его прогноза сбылась на сто процентов. Соперник с первых минут ушёл в глухую оборону и пытался разделить с нами очки. За счёт быстрой общекомандной игры кое-какие моменты у нас возникали, но, во-первых, нам фатально не везло, а во-вторых, у соперника, надо честно признать, оказался неплохой вратарь. Те моменты, что перепадали нам с барского стола фортуны, он хоронил, хорошо читая игру и грамотно выбирая позицию. Ещё до перерыва мы обстучали и перекладину, и обе штанги. Мяч упорно не хотел идти в ворота. Однажды, он, коснувшись по очереди обеих стоек ворот, всё равно отлетел в поле. Куда уж более весомый признак невезения. В таких случаях Серебровский часто говорил, если не везёт, значит, не хватает мастерства. А я сразу вспомнил свой гол и подумал, что с фортуной мы в расчёте.
     Зрители от игры были в восторге. Происходившие на футбольном поле события рождали море эмоций, и абсолютно все верили, что мы забьём. Многочисленные зрители впервые на нашем стадионе устроили «волну» и как один скандировали заранее сочиненные «кричалки». Нас пытались заставить поверить, что нам по силам бороться за выход в высшую лигу. И хотя в команде никто об этом вслух не говорил, но каждый про себя с этим согласился. Но если мы собрались бороться за вторую путёвку, то для этого надо было обязательно побеждать в этой игре. Моментов было создано много, одних только штрафных ударов с удобных позиций непосредственно по центру было четыре. Но ни один из них не принёс успеха. Медведев и Болотов пробили на силу, а Соколов дважды хитро, на технику, но вратарь сумел отбить всё. В слабых командах нередко рождаются сильные вратари.
     Во втором тайме Серебровский выпустил меня с первых же минут. Заменил я Павла Воронежского. На трибунах загудели «палочка-выручалочка». Однако соперник знал про штрафные удары в моём исполнении, и нарушений правил на его половине поля не было. Попытки сделать передачу на партнёра пресекались дружным движением вперёд. Раз за разом нападающие оказывались в положении «вне игры». Стрелки часов неумолимо сжирали игровое время. И тогда мне пришла в голову мысль забить с игры. Я сообщил об этом Соколову и попросил его отвлечь на себя внимание игроков и сделать для меня пробоину в оборонительных редутах соперника. Всё-таки, техника работы с мячом у меня далеко не бразильская. Получив от него пас, я прошёл с мячом несколько метров и всем своим видом показал, что сделаю пас Соколову, рванувшемуся в сторону. Игроки противника сделали несколько шагов вперёд, желая создать офсайдную ловушку. Это им удалось, Виктор именно в ней и оказался. Но я, как можно мягче, забросил мяч в штрафную площадь и рванул туда сам. Думаю, никто на стадионе этого не ожидал: ни игроки, ни зрители, ни тем более тренеры. Все знали мой возраст и мои возможности. Никогда ранее я так не поступал. И вот, передо мной, все словно расступились, и было удивительным оказаться в штрафной площади один на один с вратарём. Я не стал искушать судьбу и пытаться обвести вратаря, поэтому с привычной для меня дистанции в одиннадцать метров послал мяч в угол ворот. Голкипер так опешил от всех моих манёвров, что даже не попытался выйти из ворот, и тем самым сократить угол обстрела. Мяч без приключений коснулся сетки ворот. Зрители, уже уставшие от невезения и начавшие потихоньку наполняться сомнениями относительно успеха в этом матче, от радости повскакали со своих мест. Было приятно слышать, как болельщики скандировали мою фамилию. Я знал, что громче всех кричали те, что испытали наиболее сильные сомнения. Я много чего знал, и тем не менее от «звука медных труб» у меня начала кружиться голова. И только крепкие мужские похлопывания по спине моих одноклубников привели меня в чувство. Через десять минут я, как под копирку, забил свой второй гол в этом матче. В этот раз я сыграл за счёт Соколова и Медведева. Они рванули перед штрафной площадью в разные стороны и оттянули на себя основные силы обороны. Все ждали от меня передачи Соколову. У него была более перспективная позиция. И я отдал мяч Соколову,  но он хитренько тут же вернул его мне пяточкой. Я и ворвался во второй раз в тот небольшой коридор, что они для меня соорудили. Защитники в этот раз отреагировали более оперативно, бросившись ко мне, поэтому я пробил по воротам пораньше. Пятнадцать метров для меня тоже не были проблемой. Удар получился сильным и точным. Зрителей это привело в неистовство. Вратарь соперника только развёл руками. А говорят, «снаряд не падает дважды в одну и ту же воронку». Но только не в футболе. Последние минуты обе команды откровенно доигрывали матч. Серебровский сердился, пытался встряхнуть игроков, но у него мало что получалось. Размашистая игра отняла слишком много сил. 
     Два гола в одном матче – дубль. Для любого игрока – это большой успех, исполнение маленькой, но мечты. Мне удалось это сделать уже дважды, но и в этот раз я испытывал не менее приятные чувства. Тем более что два гола с игры – это что-то новенькое в моей футбольной жизни. Радость бурлила во мне, как молодое вино. Было вдвойне приятно ещё и оттого, что в очередной раз и тренер, и вся команда после свистка об окончании матча поздравила меня с успехом. Мои отношения в команде однозначно наладились.   
     В раздевалке рядом со мной оказался Паша Воронежский. Закончившуюся игру он никак не мог записать себе в плюс. Он был этим раздосадован, и это его состояние было весьма заметно. Любви и даже приязни между нами не наблюдалось. Из того, что он стоит рядом, я сделал вывод, что он хочет что-то мне сказать. И я подозревал, что его всё больше и больше раздражает, что я всё чаще и чаще занимаю его место на поле.
- Ты опять сделал дубль…
- Уже в третий раз! – сдержать свою радость я не смог.
- Да… тебе здорово везёт.
- Не больше, чем остальным. Надеюсь, ты заметил, что я «отпахал» весь тайм, вот фортуна меня и отблагодарила. Я вот лично не понял, почему ты так быстро сдался и уже в первом тайме стал ходить пешком. Тебе не пришла в голову мысль, что поступая таким образом, ты утратил интерес скаутов к собственной персоне? Ты разочаровал их, это уж точно.
     Пашина реплика была немного обидна, она принижала мой успех. Это можно было списать на молодость моего визави и долгое отсутствие личных успехов. Я решил перехватить инициативу.
- Павел, уж не обиделся ли ты на меня за то, что я «выбиваю» тебя из основы? Ты же знаешь Серебровского. Всё, что Леонид Сергеевич сделал, было сделано ради пользы команды. Мы с тобой в равных условиях. Если не считать твою фору в возрасте. Никто не мешает тебе тренироваться и вернуть себе место в основе. Только для этого тебе придётся попотеть!
- Этот сезон ты отыграешь, а что потом?
- Потом и буду решать. Ты пойми, всегда приятно вспоминать те периоды своей жизни, когда было тяжело, но ты не сломался, справился с трудностями. Как говорится «с честью вышел из затруднительной ситуации». После этого сам себя начинаешь больше уважать. Если я смог подняться, то тебе-то кто мешает?
- Поздно уже.
     Этого я совсем не ожидал услышать. Последнюю фразу я говорил ему уже в спину:
- Поздно? Если мне не поздно, то тебе и подавно. 
     Победа подняла всем настроение, и никто не придал значения пассажу Воронежского. В раздевалке, неожиданно для меня, одноклубники стали обсуждать тот факт, что я стал лучшим бомбардиром в команде. Это обстоятельство можно было назвать и любопытным, и забавным, и странным… Но факт оставался фактом. Ребята стали подначивать меня, а почему бы мне не замахнуться на роль лучшего бомбардира в лиге.
     В принципе, при благоприятном стечении обстоятельств, любой игрок мог стать лучшим бомбардиром. Даже вратарь. В футболе были примеры, когда вратарь за свою карьеру забил не один десяток голов. Но это только в принципе, уж очень хитро должны были сложиться обстоятельства. И, тем не менее, жизнь - интересная штука, она богата на сюрпризы. Так, после этой игры ситуация сложилась таким образом, что четыре команды разделили 3-6 места. Благодаря неплохой разнице забитых и пропущенных мячей, мы оказались на 4-м месте. Новичок первой лиги! Газеты назвали этот факт сенсацией. Я назвал это ситуацией. Серебровский просил отнестись к этому спокойно. По его словам, это был результат нашей работы на тренировках  и  воплощения заготовленного в матчах.
- Нам немного повезло. Но к тем, кто неутомимо работает на тренировках, кто бьётся в матчах, результат обязательно придёт. И к команде, и к игроку в отдельности. А очки посчитаем осенью.
     Со словами тренера трудно было не согласиться. Все понимали, что первый круг для нас сложился очень удачно. От одних только воспоминаний о самом начале турнира дрожь пробивала. Все отдавали себе отчёт, что во втором круге будет  гораздо сложнее. Некоторые команды недооценили нас и поплатились за это. Надеяться на то, что они повторят эту ошибку во второй раз, было глупо. Поэтому было решено просто бороться за каждое очко. Мы прошли только половину пути. Глупо делить шкуру неубитого медведя. Но и отказываться от появившегося у команды шанса выйти в высшую лигу никто не собирался.


Рецензии
Увлекательное путешествие.

Валентина Березина   29.02.2016 22:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.