Таможня даёт добро!

Благодаря фильму А. Мотыля «Белое солнце пустыни» и замечательной игре П. Луспекаева образ российского таможенника получил своё мифологическое воплощение и... оправдание.

Хоть мне и кажется, что 90% наших доблестных таможенников этот фильм не смотрели. Очень уж много у них работы...

Мне, как и всякому гражданину нашей страны, пришлось несколько раз «переходить»  государственную границу. Ту самую, которая должна быть на замке.

Один из этих переходов произвел на меня особенно сильное впечатление.
 
В начале двухтысячных мы с женой после долгого перерыва летели в Москву.

Хотелось увидеть всех друзей и знакомых и всем привезти хотя бы небольшой подарочек из Франции. Получилось два немаленьких чемодана.

Особенно тяжёлым оказался мой, где, чтобы не соврать, лежало бутылок семь-восемь не очень дорогого, но всё-таки настоящего французского вина.
 
Полёт прошёл нормально, пилот мягко посадил самолёт и даже по трогательной традиции заслужил аплодисменты пассажиров.
 
А вот с багажом получилось не очень. Пластиковый чемодан, видимо, где-то прижали или бросили, и он треснул. Его содержимое вот-вот могло вывалиться наружу, и мне пришлось его нести, взяв в охапку. Вид у меня был довольно нелепый, и это справедливо привлекло ко мне внимание одного из служителей таможни. Поманив меня к себе пальцем, он предложил мне положить чемодан на стол и продемонстрировать его содержимое.

Демонстрация произвела на него приятное впечатление:

 –  Что это у Вас? – спросил он меня, указывая на бутылки с вином.

 –  Вино,  –  ответил я, понимая, что выдавать содержимое бутылок за детское питание нелепо.

 –  Сколько?

 –  Семь, кажется.

 –  Не положено. Можно только две.

 –  Что же делать?

 –  Можете оставить в камере хранения. Когда будете возвращаться, заберёте.

 –  Какой смысл? Не для этого же я их вёз...

 –  Понимаю, но ничем Вам помочь не могу: не положено!

 –  Может, можно заплатить какой-то штраф, дополнительный налог?

 –  Государство никакого налога за провоз лишних бутылок не предусматривает.

 –  А Вы?

 –  Повторяю: государство, - на этом слове он сделал ударение, -   никакого налога за лишний провоз не предусматривает.

 –  Понял.

Я достал из кармана купюру достоинством в 50 долларов и протянул её таможеннику.

 – Что вы делаете?! – возмутился он.

 – А что?! – испугался я.
 
 – Положите на чемодан.

Я положил купюру на чемодан, а дальше произошло то, что я до сих пор считаю чудом. Служитель таможни сделал едва заметное движение рукой, не притрагиваясь к купюре, и она таинственным образом исчезла.

 – Проходите! – дежурным голосом сказал мне чиновник в зелёном кителе, и, уверяю вас, дважды ему повторять эту фразу не пришлось.
 
Можно как угодно отнестись к этой истории, но для меня она свидетельство «человечности» наших доблестных таможенников и «несовершенства» нашего законодательства.
 
Одно из двух: дополнительный налог вводится либо государством, либо человеком.
Меня лично  устраивает и первое, и второе. Главное, чтобы была возможность разумного компромисса.
 
Больше всего меня возмущает слепота или бездушие как правосудия, так и его служителей. Их глухая беспощадность. Какими бы благими намерениями она не оправдывалась. И вот почему мне кажется, что наша таможня в каком-то смысле гуманнее западной.
 
Вот вам пример.

Однажды я встречал друзей в аэропорту Страсбурга. Это были две семьи, приехавшие во Францию на отдых. У одного из мужчин скоро должен был быть день рождения. Его друзья, летевшие вместе с ним, купили ему в России в подарок импортный фотоаппарат, который и собирались ему здесь подарить.
 
Выход из самолёта в холл аэропорта был обозначен не очень хорошо, поэтому двое из группы вышли каким-то образом прямо в холл ко мне, а другие оказались в зале получения багажа.

Наскучив ждать, мы решили тоже отправиться поближе к чемоданам.
 
Когда, как в детском аттракционе, все чемоданы с транспортной ленты были выловлены, и мы направились к выходу, к нам подошёл дядечка лет семидесяти в форме таможенника и спросил у моих знакомых, нет ли у них чего-либо такого, что нуждается в декларировании.

 –  Оружие везёшь? – спросил насмешливо один из моих друзей своего приятеля.

 –  Забыл на даче, – ответил тот.

 –  А наркоту?
 
 –  Ты чего? Ещё на прошлой неделе последнюю дорожку втянул!

 –  Скажи ему,  – обратился первый из них ко мне,  – декларировать нам нечего!

Я перевёл.

Таможенник-пенсионер попросил нас предъявить ему наши вещи.
 
В чемоданах ничего интересного он для себя не нашёл.
Попросил показать и содержимое той самой сумки, с которой мои друзья уже выходили ко мне в холл без всякого контроля.
 
Именно в ней и лежал тот самый новенький подарочный фотоаппарат.

 – Что это? – спросил чиновник.

 – Фотоаппарат.

 – Новый?

 – Новый,  – ответил ничего не подозревающий владелец сумки.

 – Почему же Вы сказали, что Вам нечего декларировать? Вы хотели обмануть таможню? – лицо таможенника выразило нездоровую окаменелость.

 – Да никто никого не хотел обманывать. Мы честно купили фотоаппарат в России. Теперь честно говорим, что он новый и мы везём его с собой, чтобы подарить другу, который летит с нами и у которого через два дня день рождения.

 – Вы должны знать, что новые вещи, произведённые в Евросоюзе и ввозимые в него из третьих стран, должны быть задекларированы.

 – Да откуда мы знали: это нигде не написано, нам никто об этом ничего не говорил...

 – Теперь Вам предстоит заплатить не только пошлину, но и приличный штраф за попытку уклонения от пошлины.
 
 – Блин, да что за дела?! Это же не оружие, не наркотики, не предметы искусства!.. Обычный фотоаппарат!

 – И тем не менее. Мы должны составить протокол.

Короче, вредный оказался старикашка. Въедливый и несговорчивый. А главное, бессердечный какой-то. Видно же, что люди нормальные, не алкаши какие-нибудь, не бандиты. Приличного вида. С жёнами. С детьми. Мне кажется, любой другой нормальный человек на его месте  давно бы оставил моих друзей в покое. Но не этот.

И вот таких, сухо и бесстрастно следующих букве закона, чиновников я и боюсь больше всего. И мне почему-то кажется, что в России их гораздо меньше.

С большим трудом мне удалось убедить его не облагать моих незадачливых путешественников по крайней мере штрафом. Достаточно того, что с них содрали приличную пошлину только за то, что они не открыли упаковку фотика ещё в России!

Можно приводить много доводов «за» и «против» сухого следования букве закона.

Конечно, в нём, в этом следовании, есть свои плюсы и свои минусы. Но всё-таки не будем забывать, что законы пишутся людьми и для людей. И что ни один закон не может учесть всех нюансов той или иной ситуации.

Это как раз и есть задача чиновника, призванного разумно проводить этот самый закон в жизнь. А не тупо стоять на его страже. Именно такое требование к чиновнику – выступать в роли Цербера – делает его самого или бездушным, или циничным, или продажным. И в итоге выхолащивает саму идею закона. Его смысл.

Именно фанатизм в следовании букве закона делает его слуг ненавидимыми в глазах простых людей. И именно слепой фанатизм одних приводит к продажности других.

Расскажу ещё один случай.
К одной моей знакомой, работающей в туризме, приехала её матушка. Перед отъездом, как обычно, пошли по магазинам. Кстати, французы очень любят наших туристов именно за готовность тратить и покупать. Немцы, американцы, англичане  – те, по сравнению с нами, совсем другие.
 
И вот мамаше понравились какие-то там серёжки, и дочь решила сделать матери подарок. Ну, а поскольку серёжки были не такими уж и дешёвыми (в период скидок мамаша приехать не смогла из-за каких-то проволочек с визой), решили оформить покупку на маму, с тем чтобы получить детакс.
 
Забыл ещё упомянуть, что у дочери через пару месяцев должен был быть собственный юбилей: тридцатилетие. Ну, и, конечно, добрая матушка, заметив, что и дочурке серёжки очень понравились, решила оставить их до лета дочери:

 – Наденешь, доченька на свой праздник, будешь красивая, а летом привезёшь мне!

Дочь согласилась.

Но, когда в аэропорту они оформляли все необходимые для возврата ндс  бумаги, девушка, что называется, одним местом почуяла недоброе.

«Понимаешь,  – призналась она мне,  – если бы я не жила здесь так долго и не знала бы, на что их чиновники  способны...»

Короче, как ни уговаривала её мамаша оставить серёжки до лета здесь, она не согласилась.
 
И правильно сделала.

Потому что уже в самолёте, когда посадка была закончена, к её матушке подошли чиновники таможни и попросили показать серёжки...
 
И вот я хочу спросить: а что такого криминального совершили бы эти женщины, если бы серёжки остались временно у дочери? Чем бы это помешало экономическому благополучию данной страны? Серёжки не украли, а купили. Купили с небольшой скидкой, так ведь в период распродаж эта скидка была в два-в три раза больше. Значит, уже в самой цене заложена огромная маржа. Обманули государство? А может, это оно нас обманывает?! Да ещё как!

И, ведь, действительно, могли бы устроить настоящий ад и для этой бедной женщины, и для её дочери, которая, кстати, платит этому государству немалые налоги.

При этом уже давно мы потеряли привычку спрашивать с государства, куда и как расходуются наши деньги. Почему-то всё больше оно с нас...


Рецензии