Леха- нирвана. глава первая




     Ссутулившись, Леха стоял перед стареньким, потрескавшимся зеркалом. Намылив холодной водой лицо, стал сосредоточенно шкрябать опасной бритвой по худым и впалым щекам, медленно опускаясь к торчащему кадыку на морщинистой шее. Закончив процедуру умылся и обильно сдобрил себя одеколоном.
     Этот ритуал совершал каждое утро независимо от душевного и физического состояния своего бренного тела. В последний год все чаще и чаще ловил себя на мысли полоснуть вот этой самой бритвой по вот этой самой шее, тем самым поставив в своей никчемной жизни огромную жирную точку. Но что-то неуловимое там, в глубине души, останавливало в последнюю секунду от рокового шага. Возможно, остатки силы воли, возможно оправдание перед собой, что несмотря на запои он себя содержит, работает, в нем тлела надежда создать семью, жить как все. Ненавидел себя за слабость, невозможность одолеть этот порок. Нужна была мощная поддержка, а ее не было. Дружки, такие же алкаши тянули в болото все сильнее и сильнее.
     Леха был запойный с многолетним стажем. Правда, в отличие от местных пьяниц, которые жили и пили где придется, у него была собственная крыша над головой, куда он возвращался в любом состоянии.
     Старенькая хатка, доставшаяся от тетки Зинаиды, вот уже несколько лет мирно  почившей на местном погосте. Племянник оказался благодарным и, приведя в порядок могилку усопшей, регулярно навещал в дни особого поминовения. Об этих днях заблаговременно извещали дружки, такие же любители выпить и закусить по поводу и без повода, а главное-за чужой счет.
     Когда Леха впадал в нирвану, как он сам любил говорить, весь мир сосредотачивался на маленькой кухоньке его дома и ровно пять дней он не видел перед собой никого и ничего, кроме бутылок с алкоголем на покрытом клеенкой столе. Входная дверь была закрыта изнутри на засов, три окошка зашторены цветными занавесками и ни дружки, ни сердобольные соседи достучаться к нему не могли.
     Ровно через пять дней отощавший и опухший от выпивки, синий и дрожащий как осиновый лист ,  Леха распахивал окна и открывал дверь. Соседка, увидев  костлявую и сгорбленную  фигуру, тут же бежала на кухню и не обращая внимания на ругань мужа, налив щи или суп несла бедолаге.
     - Тебе что, больше покормить некого,- на весь двор орал вдогонку ,- вылей лучше свиньям, от них больше толку ! Нашла кого жалеть, алкоголика запойного!
     - Дурак ты Петро, хоть и муж мне. Он больной. Алкоголь - это болезнь такая. Одни вот пьют каждый день не просыхая, не работают, ни кола, ни двора за душой, а он...
     - А он неделю через три ! Какая разница ?
     - Большая. Его лечить надо, да некому.
     - Может ты возьмешься ?
     - Может и возьмусь !
     - Тьфу ! - плюнув жене вслед ушел в хату.
     Подойдя к Лехе ,  протянула кастрюлю и хлеб.
     - Похлебай горяченького, легче будет.
     Дрожащими руками поднес ко рту и начал жадно пить. Потом, отломив кусок от булки, макать хлеб в бульон.
     - Спасибо,Катюха. Выручила.. Я уже здоров. Сам сварю к вечеру.
     - Ты отдыхай. Полежи. Я тебе наварю борщеца. Ты только дружков гони со двора, ослаб ведь сильно... не пей.
     - Не буду. Сыт по горло, - выдавив жалкое подобие улыбки , сказал Леха.- Пойду я, Кать... Спасибо.
     Есть категория людей, которые боятся попасть в неловкую ситуацию. Леха был из таких. Да, он был пьяница, "пьяничка" как называла его деревня, но пьяничка совестливый. В дни "укрепления советской семьи " , как  сам говорил, хотя семьи у него отродясь не было, в дни когда не пил ни грамма, много работал. У него были золотые руки. С любой техникой управлялся. Будь то трактор, холодильник или телевизор. Для него разницы не существовало. Рассчитывался народ с ним тоже по-разному. Кто деньги даст, кто продукты, кто связанные собственными руками носки да варежки. Среди сельчан был негласный уговор: не давать ему спиртное. Чисто по-деревенски жалели Леху и хоть на день-два но удерживали от этого страшного порока.
     Своего состояния стеснялся, после выхода из запоя говорил, что был в районе, работал в мастерской Дома Быта. Он и вправду там когда-то числился, но из-за непомерной тяги к бутылке, его оттуда уже давным- давно уволили. Сельчане об этом знали,  но опять-таки, из жалости и сострадания к Лехе делали вид, что верят.
     Председатель колхоза вместе с фельдшером дважды давали направление на кодирование. Он брал, ехал в город и напивался снова. Свои поступки объяснял тем, что у него нет никакой радости в жизни : ни жены, ни деток, ни приличного заработка. Что  мне остается ? Выпил и чем тебе не праздник ?
      - Так какая женщина пойдет за тебя, дуралей ?- орал глава колхоза. - Покажи мне ту полоумную, я вам завтра же за счет колхоза комсомольскую свадьбу отгрохаю ! На весь район!
     - Я уже вышел из того возраста !
     - А ты жену найди из комсомолок, вот и станешь снова красивым и  молодым !- балагурил Кузьма Пантелеевич.
     Но проходила неделя, другая и снова зашторивались окна и намертво закрывались двери изнутри. Леха в очередной раз уходил в нирвану. Соседи, проходя мимо только вздыхали да отворачивали глаза.
     И вот осенью, в честь Праздника урожая, приехал в колхоз передвижной цирк "Шапито". И был там волшебник-факир, который исполнял на сцене невероятные трюки. Доставал из многочисленных карманов разноцветные платки, веера, цветы, а из шляпы вместе с лентами вдруг выпрыгнул самый настоящий кролик! Народ ликовал и аплодировал стоя. И вдруг глава колхоза  крикнул:
     - А вы можете сделать так, чтобы человек перестал пить ?
     Раздался смех, а факир, оглядев зал, спросил:
     - Вас всех закодировать или кого-то одного?
     - Всех надобности нет, а вот одного очень надо. Пропадает мужик.
     - Пусть встанет, если он в зале.
     И Леха, не поднимая глаз, поднялся со своего места.
     - Это вы ? Спасибо. Садитесь. Больше вы пить не будете.
     - Совсем, что ли ?
     - Совсем.
     - Никогда ?
     - Никогда.
     - Вот так сразу ? Без моего личного согласия, значит ?
     - Получается так ! - и факир ушел со сцены.
     После концерта мужики, как водится, ринулись в буфет. Окружив Леху, стали протягивать полный стакан водки. Надо же проверить, сработал метод факира и если нет, то пойти и начистить тому физиономию, пока не уехал.
     А Леха только что вышел из нирваны, в смысле очередного запоя и по этой причине на дух не переносил спиртное. Мужики, глядя как он содрогнулся от отвращения, с перепугу начали креститься и отодвигаться от того подальше: а ну как и на них чары факира перейдут ? И они тоже перестанут пить ?
     - Вот это да!- выдохнул народ,- Ай да волшебник ! Ну Леха, ты попал !
     - И что в этом плохого? - Катюха, соседка Лехи, громко спросила,- Что плохого? Да вас всех кодировать пора и от водки и от мата! Проводи меня, а то темно уже.
     И, взяв слегка ошалевшего от такого внимания к его особе Леху под руку, увела от стайки возбужденных мужиков.
     - Ты что, веришь в то, что меня и вправду того, отвернул от водки  этот факир ?
     - Я ? Верю. Конечно верю. Ты , Леха, больше никогда не будешь пить. А глоавное, в твоей жизни наступят перемены и все хорошие. Поверь мне ! Я знаю, что говорю.
     - Спасибо, что увела меня.
     - А чего там околачиваться ? Что хорошего эти оглоеды  сказать могут ? Ты вот лучше со мной погутарь, оно все больше пользы будет.
      - Дак я это, не знаю о чем. Мне с тобой и молчать в охотку. Ты не крикливая как другие. Я таких женщин уважаю. А главное, Кать, знаешь что?
     - Говори.
     - Ты не брезгуешь мной, особливо в те дни, когда я, ну, когда я из нирваны выхожу.
    - Тут, Леха, брезгуй не брезгуй, а человека спасать надо. Вот я и спасаю как могу. Я с детства видела как мать с батей натерпелась, он еще и руки распускал ,  когда напивался. Любимое занятие : с топором по всему двору за нами гоняться. Все порешить хотел, правда не знаю за какую такую вину перед ним.- И она замолчала.
     - А что потом ?
     - Сгорел от водки. Мать хоть остаток своих дней прожила в тишине и покое, а я все боялась, что муж такой попадется. И вот скажи на милость :  Петро мой не пьет, не курит, а душа к нему как не лежала так и не лежит. А на тебя иной раз взгляну и сердце заходится. Взяла бы твою дурную головушку да и прижала к груди, чтобы ты успокоился, не метался, не губил здоровье на эту вот заразу !
     Леха слушал соседку , а внутри все дрожало. И не мог понять, никак в толк взять, что нет от выпитого все там трясется, а от слов добрых и сердцу понятных.
     - Однако ты живешь с ним.
     - Живу.
    - А чего не родишь ?
     - Я бы от тебя родила, Нирвана...
     - Вот те раз, Катюха, ты давай, того, негоже мне соседу рога наставлять!- испуганно затараторил Леха.- Давай, прощевай !
     - Еще свидимся, еще свидимся, никуда не  сбежишь от меня да от любви моей,- прошептала женщина входя в свой двор.

Лана Ковалева. Все права защищены.


Рецензии