4. Ментальность и МЭМы

  Если  эта  статья   или  её  отдельные  положения  окажутся  непонятными,  то    это  возможно  из  за  того,  что взята  из  раздела,  в   котором  мои  статьи  лежат  в  произвольном  порядке.Нельзя  читать  книгу  с  середины. Возможно,  что  статья  еще  не  в  окончательной  редакции  и  уже  в  настоящее  время  несколько  пересмотрена.  Последовательное  изложение  концепции  социобиологии    я  постарался  дать  здесь.     http://www.proza.ru/avtor/indeks07&book=3#3
  В  сборнике    «МЭМы – новый  взгляд».




ГЛАВА 4


ФИЛОСОФСКИЙ  ВЗГЛЯД.

Термин  ментальность  происходит  от  латинского «ум,  мышление,  образ  мыслей,  душевный  склад,  означая  общую  душевную  настроенность,  относительно  целостную  совокупность  мыслей,  верований,  навыков  духа,  создающую  картину  мира.  Ментальность  представляет  собой  характеристику   типа  мышления.

Ментальность  считается  априори  присущей  человеку.   О  локализации  ментальности  философы  умалчивают.   Но  ментальность  обуславливает  сознательное  поведение   человека.  Она  отличается  достаточно  устойчивым  характером,   включает  в  себя  ценностные  ориентации.   Ментальность  выражает  жизненные  и  практические  установки  людей,   устойчивые  образы  мира,  эмоциональные  предпочтения,  свойственные  сообществу  и  культурной  традиции. 

Так  известный историк   А. Я.  Гуревич  пишет –  «ментальности диффузны, разлиты в культуре и обыденном сознании»,   «Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания».
                В учебнике культурологи под ред  Ю.Н. Солонина и  М.С. Кагана  читаем:      «Ментальные поля, окружающие различные культурные формы, накладываются друг на друга и образуют общее ментальное поле, которое пронизывает пространство культуры в целом. Перенося смыслы от одних ее форм к другим, общее ментальное поле культуры создает единую "смысловую среду", связывающую их. 
На  мой  взгляд  это  просто  бессодержательный  набор  слов  предназначенных  в  качестве  учебника.

НАШЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ  МЕНТАЛЬНОСТИ

 Ментальность  это  система  мирровозрения,  усвоенные  установки  людей,   способы  мышления  и  познания  окружающего  мира,  их  верования  и  предпочтения.
Представления  о  приоритетах,  нормы  и  модели  поведения  в  разных  ситуациях.
Характер  человека  это  часть   ментальности   выработанной  под  действием  социального  опыты  и  врожденных  свойств.
Для  внешних  агентов   ментальность  это  главное,  что  определяет  их  отношение  к  данному  человеку.  Ментальность  это  образ  человека  для  окружающих.  Неформальный  паспорт.


         Ответы  на вызовы предъявляемые человеку со стороны внешней среды определяются в большинстве случаев ментальностью. Жить по совести это жить в соответствии со своим менталитетом. Это значит, если у человека менталитет фермера, то он с удовольствием и без раздражения выполняет сельскохозяйственную работу. А если менталитет вора, то он, воруя, не чувствует никаких угрызений совести и попадая в тюрьму воспринимает её как неизбежную часть своей «работы».
 Не  чувствует  потому,  что  в  его  ментальности
 «опустить  лоха есть  дело  чести,  каждого  уважающего  себя  вора».

             Если же человеку приходится действовать вопреки своей ментальности  под                действием  принуждающих обстоятельств, то он испытывает дискомфорт, который может вызвать расстройство психики со всеми вытекающими, приёмом психотропных средств, водкой, наркотиками, чтобы облегчить свое психическое напряжение. Все эти психические напряжения и выраженные эмоции управляются химическими реакциями  в  мозгу, также как в компьютере все сигналы передаются электрическим путем. Причиной изменения состояния транзистора в процессоре является работа программы, но приводным ремнем (непосредственной причиной) изменение потенциала или тока базы транзистора.

        В  живой природе, дофамин, серотонин и другие нейротрансмиттеры   участвуют в обучении и в системе вознаграждения практически у всех животных: от человека до круглого червя. У нас окситоцин стимулирует дружеские отношения, доверчивость, любовь матери к детям. Введи нам — нам захочется всех любить и обнимать.

          Но следует помнить, что ментальность  всё таки меняется под действием внешней среды и дискомфорт вызванный жизнью не по совести может оказаться временным. Человек привыкает ко всему. Но у разных людей этот процесс идет по разному. Одного приводит к суициду, другой смиряется и в дальнейшем привыкает, менталитет подстраивается и жизнь продолжается.
                Принципиальный человек, это тот, который усвоил определенные принципы в детстве, и в дальнейшем их строго придерживается. Эти принципы сформированы  т.е.  "впитаны с молоком  матери". Чтобы, быть в ладу с собой, ему приходится конфликтовать с внешним миром. Жить ему не просто.
             Человек «без принципов», отличается тем, что при  выборе  поведения  он  больший  вес  придаёт  осознаваемой  им сиюминутной выгоде,   чем  усвоенным  им  ранее  моделям  поведения  в  определённой  ситуации.

             Несомненно, что животные ( наши братья меньшие) тоже имеют ментальность. Ведь    создание иерархии в стае это проявление менталитета. Там каждый знает свое место и имеет определенные отношения с разными членами стаи находящимися на разных ступенях иерархической лестницы. Эмоции животных и чувства (любовь, радость, страх, удовлетворение и т.д.) тоже есть проявление ментальности. Еще Дарвин первым обратил серьезное внимание на сходство выражения эмоций у человека и у других животных и даже написал об этом отдельную книгу. У человекообразных обезьян есть большинство тех эмоций, которые испытываем и мы. Когда они злятся, радуются, удивляются, когда мама с любовью смотрит на своего детеныша — это все вполне узнаваемые эмоции. Мимика может отличаться, но, как правило, нам не составляет труда понять, что чувствует обезьяна, какое у нее настроение.




                БИОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОДХОД.

           Взглянем  на  эту  характеристику  человека  с  биологической  стороны.  Если  хранителем  всей  информации  накопленной  при  биологической  эволюции   вида,  воспринятом  конкретным  индивидуумом   является  геном,  то

хранителем  всей  негенетической  информации  накопленном  конкретным   человеком  за  время  жизни  может  быть  назван  МЭМномом,   представляющим  собой  всю  совокупность  МЭМов  человека.

  При  этом  МЭМ  следует  рассматривать  как  отдельное  слово  ментального  кода,  некоторое  подобие  гена.

Понятия  ментальности,  МЕМов, МЕМномов  это  модельные  понятия,  которые  позволяют  понять  некоторые  вещи.  Они  введены  потому,  что    поведение  человека  является  таким,  как  будто  эти  понятия  реально  существуют.  Точно  также  биологи  говорт  об  "эгоэстичных"  генах,  только  потому,  что  они  ведут  себя  так  же,  как  будто  они  действительно  эгоистичны  в  обыденном  понимании.
             МЭМном  это  совокупность    врождённых    и  приобретенных МЭМов(базовых  информационных  структур   мозга)    Социологи    проявление совокупности  МЭМов (т.е.  МЭМнома  в   поведении,  в   способах  мышления, )  называют  ментальностью  человека.  Ментальность  это  свойство  присущее  личности.  Ментальность  это  фенотипическое  проявление  МЭМнома.

          Фенотип  в  биологии  - это различимые или измеряемые характеристики (физические, биохимические, физиологические,  поведенческие, психологические, склад  мышления,  принятые  приоритеты  и т.д.) индивидуума.   Любые поддающиеся наблюдению свойства и  характеристики организма.

            Фенотипы  организма  формируются  под действием  генотипа  и среды. За  счет неодинакового средового воздействия  при одинаковых  генотипах  получаются  отличающиеся  друг от друга  фенотипы. Именно из  за  этих  различий  возможна  работа  естественного отбора  в биологической  эволюции. Естественный отбор,   выделяя  более  адаптированные  организмы (фенотипы),   тем  самым  отбирая  соответствующие  им  геномы, тем  самым  проводит  отбор  на  уровне  генов.  Изменяется   частота  аллелей  популяции.



          Мы  со  стороны  не  видим  ни  морфологии  мозга,  ни  наполнения  его  разумом,  мы  не  видим  того,  что  назвали  в  предыдущем  разделе  МЭМномом.   И  это  понятно  по  аналогии.
 Ни  на  граммофонной  пластинке,  ни  на  лазерном  диске,  называемом  CD,    мы  никогда  не  увидим  информации  там  записанной.   Для  обнаружения  информации  существуют  другие  устройства  помимо  зрения.   Если    мы  пластинку  приведем  в  рабочее  состояние  -  поставим  её на  проигрыватель,  то  услышим  звуки  из  динамиков.  Именно  звуки  нас  и  интересуют,  а  не  материал  пластинки  или  способ  записи.  Ведь  пластинки  для  того  и  делаются,  чтобы  на  них   музыка  записывалась.  Музыка  же  порождается  невидимой  глазом    информацией  на  пластинке.   Если  применить  биологические  термины,  то  звуки  есть  фенотипическое  проявление  невидимой  информации   записанной  на  пластинке.
            Качество  звука  может  сильно  варьироваться  в  зависимости  от  применяемой  аппаратуры  для  звуковоспроизведения.  В  биологической  терминологии  это  можно  выразить  как  зависимость  фенотипа (звука  при  воспроизведении) от  внешних  условий(от  аппаратуры  для  звуковоспроизведения).   Даже  куличи  из  песка  у  ребёнка  не   все  получаются  одинаково  хорошими,  хотя  он  использует  для  них  одну  форму,  потому  в  частности,  что  имеет  значение  влажность  конкретной  порции  песка.
             Возвращаясь  к  нашей  теме.  МЭМном  должен  как  то  проявляться  для  внешнего  наблюдателя.   В   поведении,  в    стремлениях,  реакциях  на  возникающие  обстоятельства,  способностях  к  обучению,  стойкости  к  внешним  раздражителям  и  т.д.   Вот  эти  проявления,  реакции  индивидуума   у  стороннего  наблюдателя  создают  его  образ.  По  этому  образу  уже  можно  пытаться  предсказывать  поведение  индивидуала,  решать  стоит  ли  иметь  дело с  ним по  тому  или  иному  вопросу  или  лучше  от  него  дистанцироваться.
Приобретённые (культурные) МЭМы    вырабатываются  в  процессе  жизни  под  действием  окружающей  культурной  среды, комплекса  врождённых (заданых  генетикой)МЭМов,  действующих  социальных  институтов.

Следовательно,  под  действием  этих  факторов  меняется  и  ментальность. 
Иногда  несведующие  в  биологии  люди  утверждают,  что  ментальность  наша  сформировалась  500  лет  назад.  Что  она  записана  в  генетической  памяти.
В  генетической  памяти  она  записана  частично,  поскольку  гены  формируют  врождённые  МЭМы.
        Генетика любого  вида изменяется  слишком  медленно,  чтобы  предположить  её  сколь  нибудь  серьёзное изменение  и   влияние  за  такое  время  на  Геном.
Комплекс культурных  МЭМов  формируется  у  человека  окружающей  социальной  средой  во  время  его  жизни.   Но  надо  помнить  в  окружающей  социальной  среде  имеются  памятники  старины,  устные  предания,  воспоминания  живущих  рядом  людей,  религиозные учения,  которые   оказывают  существенное  влияние  на  формирование  ментальности  уходящей  корнями  в  прошлое,   придавая  ей  вид  тысячелетнего  дерева.   
         Быстрый  способ  передачи  информации,  влияющей  на  приобретённые  (культурные)  МЭМы   может  быть  только  через  социальные  институты  общества,  в  котором  человек  живёт. Именно  негенетический  способ  передачи  информации
от  человека  к  человеку   сделал  возможной  социальную (культурную)  эволюцию.

         Библейская  легенда  о  Моисее,   который  33  года  водил  свой  народ  по  пустыне,  чтобы  в  нем  вымерли  люди  помнящие  эпоху  рабства,  говорит  нам  о  том,  что  еще  в  библейские  времена  понимали,  что  формирование  ментальности  происходит  здесь  и  сейчас  и  стоит  убрать  из  популяции  помнящих  рабство,  чтобы  они  не  передавали  свою  рабскую  ментальность  молодому  поколению.
          Ментальность  изменяется  за  счет  формируемых  здесь  и  сейчас  культурных МЭМов.  Но  следует  помнить,  что  сохраняющиеся  в  обществе  архаичные  институты,  сказки  и  пословицы,   памятники  и  прочие  атрибуты  культуры  вносят  свой  вклад  в  то,  чтобы  формировать  ментальность  уходящую  корнями  в  далёкую  старину.

                ЗНАЧЕНИЕ  МЕНТАЛЬНОСТИ 

           Значение   ментальности  заключается  в  том,  что  все  свои  действия  человек  совершает   в  соответствии  с  ментальностью,  но  с  учётом  конкретных  условий.   Анализ  же  ситуации (учет  условий)  для  управления   поведением производится  мозгом,  настроенным  в  соответствии  с  усвоенными  шаблонами  мышления,  т.е.  субъективно   в  соответствии  с  его  ментальностью.

            Анализ  ситуации  не  может  быть  объективным,  потому,  что  способы  мышления  и  многочисленные  шаблоны  мышления,  хранящиеся  в  мозгу,  являются  частью  ментальности.  Человек  видит  слышит  и  ощущает  Мир  сквозь  призму  своей  ментальности.

В  чем  смысл  такой  модели  ментальности?   Чем  она  лучше  философской  или  иной  другой модели?

1.  Ментальность  это  программная  настройка  мозга  конкретного  человека. Это  операционная  система  мозга.  Операционная  система,  способная  к  саморазвитию,  т.е.  интерактивная.    К  тому  же  она  не  является     непротиворечивой. Совесть  это  эволюционная  настройка  сознания,  направленная  на  выявление  противоречий в  этой  системе  с  целью  последующего  их  устранения.  Противоречий    между  поведением  и  записанными   в  подсознании  (в  культурных  МЭМах)   представлениях.  Совесть  через  химию  мозга  стимулирует  выработку  некоторых  "заплаток",  нейтрализующих  нейромедиаторы  и  делающих  состояние  психики  удовлетворительным. Если  же  ментальность  не  может  адаптироваться  под  действием  совести  в  достаточной  мере,  то  развиваются  психические  заболевания.
 Ментальность  это вовсе  не  разлитая  в  обществе  некая  субстанция,  как  говорят  иногда  философы.
        Отсюда  появяется  желание  изменять  эту  настройку,  дополнять  операционную  систему  теми  или  иными  способами,  так  чтобы  человек  действовал  в  соответствии  с  новой  настройкой,  т.е. возникает  желание,  а  затем  находится  возможность  манипулировать  поведением  человека.

        Манипуляция – это воздействие на восприятие и поведение людей путем скрытой тактики для достижения собственных целей.

        Прочитав  это  определение  сначала  кажется,  что   манипуляция  это  нехорошая,   постыдная  вещь  всегда.  Но  это  не  так. 
Манипуляция  поведенческими  реакциями  давно  известно  в  биологии,  но  там  она  проводится  другими  механизмами.
        Например,  саккулина,  проникнув  внутрь  десятиногого  краба  в  виде  клеток,  разрастается  там  в  виде  дерева   и  уничтожает  даже  половые  органы  краба,  изменяя  тем  самым  его  гормональный  фон  и  краб  начинает  заботиться  о  яйцах  паразита-саккулины  как  о  собственных  и  разбрасывает  их  в  придонное  течение  для  роста  и  личиночного  превращения  для  нового  цикла  паразитирования.

          Принуждение  человека  к  чему  либо,  это  тоже  манипуляция.  Но  не  скрытая.   Манипуляция  при  помощи  страха.

          Обучение  и  воспитание    приходится  признать  манипуляциями,  но  весьма  полезными  для  индивидуума.  В  определении  манипуляции  сказано,  что  манипуляция  проводится  для  достижения  собственных  целей.  Но  цели  эти  у  преподавателя  совпадают  со  стратегическими  целями  ученика  и  манипуляции  только  спрямляют  путь  постижения  истины,  в  противном  случае,   без  использования   манипуляций,  освоить  необходимый  объём  знаний  было  бы  невозможно. 
          Если  школьник  усвоил  на  уроке  3  закона  Ньютона,  то  это  не  значит  что  он  прошёл  такой  долгий  путь  как   Ньютон,     и  равновелик  ему  по  пониманию  проблемы.     Сокращение  пути(причем  радикальное)  стало  возможным  только  с  помощью  манипуляций  преподавателя.  Многочисленные  последователи  Ньютона  обнаружили  способы  спрямления  пути  познания  этих  законов,  правда  с  помощью  некоторых  манипуляций  сознанием  ученика.    Преподаватель  ставит  хорошую  отметку  ученику,  усвоившему  тему,  решившему  задачу  и  прочее.  Это  тоже  надо  назвать  манипулятивным  поведением.  Ведь  Ньютону  никто  отметок  не  ставил,  не  направлял  на  правильный  путь.  С  поводырем  осваивать  знания  на  порядки  легче.

Манипуляции  же  через  СМИ,  рекламу,  делаются  в пользу  других  субъектов,  изменяют  траекторию   жизни  человека,  а  так  как  это  акции  групповые, действующие  на  всех  сразу, то  и  траекторию  местного  исторического  процесса.  Но  при  этом  следует  учитывать,  что  существующие  объективные  факторы  ограничивают  возможности  этого изменения.  Например,  сколько  ни  повторяй  -  халва,  халва  во  рту  слаще  не  станет  и  человек,  в  конце  концов,  заметит  это,  хотя  в  первый  момент  кому  то  может  показаться  другое.   В  конце  концов  средний  человек  способен  обнаружить  связь   между  информацией  в   телевизоре  и  наполняемостью  холодильника.  Если  эту  связь  не  обнаружит  сам,  то  другие  ему  помогут  это  понять.

2.  Из  этой  модели  следует,  что  ментальность  формируется  здесь  и  сейчас,  а  отдельные  ментальные  блоки,  уходящие  корнями  в  далёкую  старину,   формируются  сейчас,  имеющимися  сегодня  социальными  институтами,  обеспечивающими  эти  репликации.   И  не  надо  формирование  ментальности  приписывать  генетическим  изменениям.
3.  Влияние  генетики  на  ментальность  косвенное,  через  формирование  врожденных  МЭМов,  проявляющихся  в  инстинктах.  Это  влияние  выражается  и  в  том,  в  частности,  что  при  формировании  культурных  МЭМов  они  должны  как  то  «уживаться»  с  ранее  полученными  от  генов  инстинктами.   Поэтому,  рожденного  человека    нельзя  считать  чем  то  вроде  пустого  сосуда,  куда  можно  заливать,  что  угодно  и  как  попало.  Это  знали  опытные  воспитатели  и  раньше,  но  своё  объяснение  оно  получило  в  рамках  предложенной  модели.

4.  Раздвоенность  личности.  Хорошо  об  этом  написал  В.С. Высоцкий.

Во мне два Я - два полюса Планеты,
Два разных человека, два врага,
Когда один стремится на балеты,
Другой, стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица,
Но часто вырывается на волю
Второе Я   в обличье   подлеца.

Этот  феномен   нетрудно  понять  с  т.з.  предложенной  модели.   Когда  человек  находится  один,  то  он  живёт  в  соответствии  со  своим  менталитетом,  внутреннее  напряжение  его  минимально.  Ему  комфортно.  Когда  же  человек  попадает  в  некую  ячейку  общества,  то  его  поведение  в  ней  должно  соответствовать  её     стандартам,  что  достигается  включением  культурных  МЭМов,  подавляющих     некоторые  инстинкты.  А  когда  подавить  инстинкты  не  получается,    человек  понимает,  что  так  вести  себя здесь нельзя  он  и  ощущает  себя  «в  обличье  подлеца».
Психологически  это  воспринимается  как  некая  внутренняя  борьба,  что  тяжело  для  человека.  В  чужой  социальной  ячейке  человеку  может  быть  неуютно.
Раздвоенность  личности,  ощущаемая  человеком,  есть  следствие  того,  что  ему  приходится,  попадая  в  чуждую  ему  ячейку  социального  общества,  подстраиваться  под  её  стандарты,  которые  могут  сильно  отличаться  от  тех,  в  которых  он  привык  существовать.

5.     Между  МЭМами,   сформированными  генетикой  и  культурными  МЭМами
есть  разница.
 Во  первых  Врождённые  МЭМы  и  порождаемые  ими  инстинкты  хранятся  в  бессознательном,  т.е.  месте  недоступном  для  прямых  внешних  манипуляций.  Уменьшить  врожденный  уровень  агрессии  никакими  СМИ  нельзя.  Агрессию  можно  локализовать  с  помощью  культурных  установок.  Но  при  этом  человеку  бкдет  некомфортно.   Культурные  МЭМы  находятся  в  сознании  и  доступны  для  внешних  манипуляций.   Иными  словами  наблюдаем  различие  мест  хранения  культурных  и  врождённых  МЭМов.
Во  вторых.  Врождённые  МЭМы  обеспечены  для своей реализации  ресурсами 
организма(энергия  организма  обеспечивает  их  реализацию).
          Культурные  МЭМы  не  имеют  такой  поддержки  в  организме.  Их  сила  вне  его.
 Это  законы  и  обычаи  социального  общества.
Именно  на  них  они  опираются  при  реализации.  При  сдерживании  поведения,
 основанного  на  инстинктах,  так  называемого  естественного  поведения,  возникают
 напряжения  или  даже  перенапряжения в психике  человека. Человек  их  как  то  пытается  погасить,  избавиться  от  них,  поскольку  ему  при
 наличии  этих  напряжений  некомфортно. Некоторые  прибегают  к  помощи  нейромедиаторов (например препарат "Прозак"),
 другие  употребляют  привычные  стимуляторы (водка,  наркотики) не  прибегая
 к  помощи  медицины.

Поэтому  культурные  МЕМы  не  могут  быть  движущей  силой  человека, они только
культурные  запреты.  Энергетика  поведения человека исходит из  врожденных
инстинктов.  Но  на  поведение  культурные  МЭМы  влияют  решительным  образом.

Вот  сидит  водитель  и  управляет  автомобилем,  но  энергия  движения  идет
не  от  руля,  а  от  мотора.  Правда,  сравнение  не  совсем  точное,  ибо  у  водителя имеется еще  и педаль  газа.  Лучше  сравнить  с  ямщиком  на  лошади.

Исходя  из  этой  модели  становится  понятным,  что  если  "задавить" возможность  инстинктов  действовать(блокировать  их),  то  движение  остановится
(человек  потеряет  мотивацию  действовать),  сколько бы  водитель ни  крутил  рулём.  С  другой  стороны,  если   дать  большую,  чем  надо для  нормального  движения, свободу  инстинктам, то  общество
автоматически  срывается  с  траектории  культурной  эволюции,  и  возвращается
на  траекторию  дарвиновской  эволюции  с  естественным  отбором.  А  там   нам  нужно  будет  вспоминать  навыки  лазанья  по  деревьям.
         
          Таким  образом,  траектория эволюции     человека   в социуме  ограничена  двумя  крайностями.
 С  одной  стороны  необходимость некоторой   свободы  для  проявления  инстинктов и  появления  стимулов  для  действия  человека, с другой     ограничения  со стороны "культурных"  МЕМов, удерживающих  поведение  человека  принятыми в  обществе  рамками, сдерживающих  действие  инстинктов, удерживающих  Джина  в  бутылке,  что  позволяет  не  сорваться  на  траекторию биологической  эволюции  с  естественным  отбором,  на  которой  никаких  гарантий  ни  для  кого  не  существует -  только  быстрые  ноги  и  крепкие  клыки.  Иными  словами следует  придерживаться  концепции  ограниченной  свободы.

     Скорость  движения  социума (скорость  культурной  эволюции) приходится  выбирать,  исходя  из  этих   ограничений,  чтоб  не  отстать  от  других и  чтобы  не  сорваться  с  дороги   (траектории  культурной  эволюции) в  штопор.

 В – третьих.   Если  МЭМы   воспринимать  как  некие  биологические  структуры,  то  со  временем   все  они  обновляются,  путем  замены  клеток.  Нетрудно  представить  эту  замену  для врождённых  МЭМов,  так  как  они  созданы  генами  и  могут  спокойно  обновиться,  как  другие  части  биологического  объекта.  Но  культурные  МЭМы,  информацию,  полученную  в   течение  жизни,   при  таком  обновлении  утратят,  так  как  видимо  не  существует  механизма  для  перезаписи  информации   являющейся  отраженем  жизненного  опыта.   Поэтому  при  такой  замене  или  утрате  работоспособности  культурными  МЭМами  будут  наблюдаться  изменения  в  поведении,  что  фактически  и  наблюдается  в  старческом  возрасте.  По  мере  утраты  этой  информации  поведения  стариков  сдвигается  в  сторону  поведения   детей,  которые  такой  информацией  еще  не  обладают.



6.   Человек  живет  в социуме,  поэтому  его можно считать  клеткой  социума.    Социум  имеет  много   разных   МЕМномов.    Но  социальное  общество  существенно  отличается  от  многоклеточного  организма.   Это  отличие  заключается  в  том,  что  в  многоклеточном  организме   геномы  в  каждой  клетке  одинаковые.  Это  обеспечивается  тем,  что  все  клетки  произошли  из  единственной  клетки  путем  деления.   Идентичность  обеспечивается  точностью  репликаций   с  помощью  ДНК.   Никогда  еще  из  набора  неидентичных  клеток  не  был  построен  живой  организм.   Идентичность  клеток  позволяет  выключить  естественный  отбор  во  время  развития  организма(онтогенеза).   Выключение  происходит  потому,  что  все  гены  идентичны  и  отбору на  уровне  генов не  за  что  зацепиться.   Для  отбора  нужны  различия.   Поэтому  во  время  развития  подавлена  конкуренция  за  ресурсы  между  органами.  Это  ключ  к  успеху  развития.

В  социальном  обществе  МЭМномы  разные,  возникает  конкуренция  в  социуме,  неравенство  возможностей  и  перекосы  в  развитии,  которые  мы  наблюдаем в  человеческом  обществе.
  С  одной  стороны  конкуренция  создаёт  стимулы  для  быстрого  роста,  но  при  этом  возникает  не  просто  неравенство,  но  неравенство  возможностей  для  развития   людей в  новой  генерации.   Иными  словами,  в  онтогенезе  эгоизм  клеток  подавлен,  в  социальной  среде  развитие  происходит  за  счет  эгоизма,  а  альтруизм  должен  поощряться  какими  то  внешними  структурами.

Далее:  5. Самосборка и самоорганизация в онтогенезе   http://www.proza.ru/2014/04/11/2128


Рецензии
1. «Жить по совести это жить в соответствии со своим менталитетом.»
Вы заблуждаетесь, Виктор. Это распространенное заблуждение: путать мораль и нравственность. Нравственность создается нравами, она зависит от среды. А мораль записана в МЭМотипе. Совесть – только аппарат репликации этого участка МЭМнона. Но Вы-то не имеете права разделять это заблуждение со всеми. Ведь это же Ваши слова:
«Между МЭМами, сформированными генетикой и культурными МЭМами есть разница.»
И вор чувствует угрызения совести, уверяю Вас:
http://www.proza.ru/2016/08/02/1137
2. «Ментальность это система мирровоззрения, усвоенные установки людей, способы мышления и познания окружающего мира, их верования и предпочтения.
Представления о приоритетах, нормы и модели поведения в разных ситуациях». «Ментальность это программная настройка мозга конкретного человека…»
Не мучайтесь, Виктор! Просто скажите, что ментальность – это культурологический аналог фенотипа.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   17.08.2016 10:44     Заявить о нарушении
Мораль это часть фенотипического проявления МЭМотипа человека, а нравственность некое проявление среднего МЭМотипа популяции. Но я настаиваю на истинности приведенной моей фразы. И не понимаю почему её надо (можно) связать с моралью и нравственностью. Вот когда приходится жить угнетая свою ментальность это тяжело может быть.
Вор начинающий возможно и чувствует угрызения совести. Но цыган, например, воспитан так, что увести лошадь это дело его доблести.
Спасибо за внимательное чтение моих статей.

Виктор Ефременко   25.08.2016 04:22   Заявить о нарушении
"И вор чувствует угрызения совести, уверяю Вас

Если вор чувствует угрызения совести то это не настоящий вор. У вора настоящего своя совесть и свря ментальность, где есть оправдание тому что он делает.

Виктор Ефременко   28.09.2016 23:28   Заявить о нарушении
"Вы заблуждаетесь, Виктор. Это распространенное заблуждение: путать мораль и нравственность. Нравственность создается нравами, она зависит от среды. А мораль записана в МЭМотипе"
Это вы не понимаете концепции МЭМов.
Нравственность и мораль это по сути одно и то же. Они создаются институтуционально. Составляют некоторую часть ментальности. Это фенотипическое проявление культурных МЭМов.

Виктор Ефременко   28.09.2016 23:34   Заявить о нарушении
"Просто скажите, что ментальность – это культурологический аналог фенотипа."
Ну спасибо, пояснили.

Виктор Ефременко   28.09.2016 23:37   Заявить о нарушении
Не сердитесь, Виктор, я пытаюсь Вас понять, найти момент согласия. Мне казалось, что мы понимаем «ментальность» одинаково, я и сейчас не понимаю, в чем отличие. Хотя оно, конечно, есть, если Вы протестуете проив моих формул. Вероятно, я и впрямь не понимаю концепции МЭМов, даже после прочтения публикаций; но хотелось бы, чтобы Ваши разъяснения были более доступны для неподготовленного человека. Что значит «институтуционально» в данном случае? Как можно понять «фенотипическое проявление культурных МЭМов» в данном случае? Можно разъяснить мне мои ошибки простыми словами? Это ведь для вас не составит труда, поскольку Вы-то вполне понимаете, о чем говорите.
Я, например, свою точку зрения пытаюсь изложить просто. Нравственность, говорю я, это результат опыта жизни в обществе, это привычки, нравы этого общества. Мораль от общества не зависит, моральное поведение может быть антиобщественным. Мораль не зависит и от опыта, человек рождается добрым и справедливым, об этом написано в «Феноменологии совести», с этим можно не соглашаться, но не понять этого… трудно, мне кажется.
Опять же, мне казалось, что здесь мы с Вами нашли общий язык – это согласуется с Вашей концепцией генетических (т.е. не культурных) МЭМов. Я ошибаюсь? но не понимаю, в чем. По-моему, если установки врожденные, от них избавиться нельзя, и вор осознает свою аморальность. Я пытаюсь показать механизм этого осознания в «Феноменологии совести». Нет механизма – нет содержания, так примерно высказался (по другому поводу) один из авторов прозария (как раз в рубрике «естествознание»). Я с ним согласен.

Ник Пичугин   29.09.2016 10:34   Заявить о нарушении
Николай. Вы читаете статьи мои в общем разделе, где они набросаны в беспорядке, по мере написания. Некоторые статьи вообще не относятся к теме про мемы и ментальность напрямую. Поэтому я собрал статьи с их модернизацией в разделе "МЭМы новый взгляд" http://www.proza.ru/avtor/indeks07&book=3#3
Где постарался материал изложить последовательно. Сначало кратко о биологической эволюции и затем перешёл к социальной эволюции. Поэтому читая мои статьи в общем разделе они кажутся непонятными. Как учебник не стоит читать с середины. Чтобы понять в чем смысл и значение моих статей прочтите хотя бы введение. Феноменология совести это только художественное произведение. Не больше. Социобиологический подход он и в Африке таким остаётся. На нем можно найти консенсус рассматривая современные события. Другого подхода вообще нет.

Виктор Ефременко   29.09.2016 22:31   Заявить о нарушении
"Как можно понять «фенотипическое проявление культурных МЭМов» в данном случае?"
И в данном и в любом другом случае МЭМы это саморазвертывающиеся программы в подсознании или в бессознательном. Проявляются они фенотипически( определение фенотипа у меня дано)т.е в ментальности, куда входит и совесть и мораль и много чего ещё. Информацию в микроскоп не видать, но она прявляется. Например на пластинке записана песня, на самом деле записана не песня а некоторые колебания воздуха в момент когда песня исполнялась, т.е записана информация. Проявлением её(фенотипом) являются звуки из динамика при проигрывании.

Виктор Ефременко   29.09.2016 22:42   Заявить о нарушении
"Нравственность и мораль это по сути одно и то же. Они создаются институтуционально"
Институты в данном случае это воспитатели, школа, институт, окружение, улица, социальная ячейка на работе, семья и т.д. СМИ, Интернет.
Памятники старины музеи, церковь, кино.
Вот под воздействием этих институтов а также цензуры врождённых МЭМов и формипуются культурные МЭМы. Весь же МЭМном проявляется как ментальность человека. Она видима для окружающих и поэтому можно сказать является Фенотипом МЭМнома.

Виктор Ефременко   29.09.2016 22:50   Заявить о нарушении
Виктор, давайте договоримся, что я почитаю систематическое изложение Ваших взглядов по ссылке, а потом выскажусь. На это потребуется время, я дам знать в одной из Ваших публикаций на прозарии.
А пока, если можно, ответьте на простой вопрос. Вы сами разделяете МЭМы на врожденные и культурные. Почему Вы отказываетесь разделять их проявление в в виде морали и нравственности соответственно?
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   01.10.2016 11:14   Заявить о нарушении
У мэмов много разных проявлений(граней) Число граней оно зависит от того кто рассматривает. Один более дотошный, другой менее. Вы считаете что нравственность это общественная среда в которую погружён человек с определённой моралью. Вполне возможно такое рассмотрение.
Вот вы говорите что вор испытывает угрызения совести. Так кругом воруют и воруют по крупному и никто не раскаивается, только если в суде, для смягчения приговора. Нет бывают и чистосердечные раскаяния, но это не у профессионалов.

Виктор Ефременко   03.12.2016 01:12   Заявить о нарушении
Виктор, хочу напомнить Вам Тютчева: "Мысль изреченная есть ложь". Тот, кто раскаивается на суде, не раскаивается в душе... как правило. Тот, кто похваляется умением жить, считает себя сволочью глубоко в душе... если он и правда сволочь. Но не осуждает! У него миллион логических отмазок - почему быть сволочью надо и необходимо. Тем не менее, он все равно мучается угрызениями совести, эти муки от него не зависят, они от человеческой воли не зависят никак (см. "Феноменология совести"). Все эти отмазки, о которых я говорил, есть не что иное как анастезия совести, просто наркотик. Но злодей никому не расскажет об этих муках; они - его постыдная тайна (см. "Бегство от совести").
Виктор, хочу воспользоваться случаем, чтобы извиниться за молчание. Я обещал Вам рецензию, но так пока и не перечитал весь комплекс публикаций в указанном Вами порядке. Но по тому, что перечитал (чуть меньше половины) вижу, что мое первое впечатление не изменилось. Тут дело не в деталях, а в самом отношении к материалу: во-первых, Вы не строите модели; во-вторых, Вы небрежно относитесь к дефинициям, из-за чего проявляются внутренние противоречия. Материал сложный и объемный, тут запутаться легко - даже автору. Если не определить понятия предельно четко.
Эта история мне знакома("Цю халепу я знаю"). Когда обдумываешь - все ясно, а как начнешь формулировать - так муки рождения слова. Мысль изреченная есть ложь. На этот слочай и придуман институт определений.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   06.12.2016 11:34   Заявить о нарушении
Вы в своей "Феноменология совести" пытаетесь решить вопросы нравственности и совести с философских позиций. Полагаете, что совесть есть врожденная сущность.
Но ведь мы приматы, один из видов обезьян. А они ведь не раскаиваются никогда. Я склонен согласиться с вашим оппонентом, который говорит про формирующуюся матрицу поведения и прочих свойств. У меня это МЭМы. Вот с этой позиции и стоило бы рассматривать совесть и нравственность. С философских позиций, даже првлекая цитаты разных авторитетов это бесполезно. Потому собственно, что философы в принципе не смогут достичь консенсуса. Их точка зрения будет зависеть от того откуда тот или иной философ, т.е. от географии. А это уже не наука. Похоже на дамский роман. А зачем тогда копья ломать? Ваш опонент закрыл свою страницу чего то устыдившись.

Виктор Ефременко   14.01.2017 04:17   Заявить о нарушении
Ник и Виктор, откуда страсть спора? Ну допустим, Виктор считает так, Ник иначе.
Буйство свойственно больше мужчинам, чем женщинам. Почему?
Вопросы нам дают рост. Рост понимания, чтобы утвердиться в этом мире.
Будь ТВЁРД-вер ТД(тело и души или духа). Вера в ведре под названием тело(ёмкость). Нам надо эту ёмкость(тело) удержать на земле. Поэтому надо позитивней думать. Смысл всех мыслей-поле(позитив). Поле-земля для урожая.
Человек произошёл от земли и живёт на земле. Суть жизни дала вода.
Год экологии-дом и учение. Надо не спорить, а сравнивать, так эффективней.
Ментальность - способы мышления и познания окружающего мира. Мышление от слова мышь. Ментальность учит менять. Берём кота. Изменения мышления, он бегает и съедает мышь. Кот становиться царём-лев.
Ментальность как склад души, кто будет ладить? Животным это не надо.
Появляется человек как совершенное животное. Свершилось чудо среди животных.
Теперь проблема среди людей началась. Меняем мышление и каждое поколение.
Человек о век прошёл. Вся проблема в смерти.

Даша Новая   21.02.2017 19:46   Заявить о нарушении
1. Спокойно, Нат, мы еще не буяним. Это мы так ищем истину, страстно.
2. Проблема - это то, что решается.

Ник Пичугин   22.02.2017 11:51   Заявить о нарушении
Ник и Виктор с праздником вас, но я не так проста как вам кажется Ник, может быть и круче. Перенесу свою переписку вам, подумайте, может быть вам поможет для решения.
Наина, зверь как звуку верь. Животные не разговаривают, но по звуку мы можем определить кто он. Каждому названию животного присущ свой звук.
Бык "му" и ум от звука дан человеку. Звук-это голос света. Свет не имеет цвета.
Вот как изменялся звук так и начал изменяться свет, превращаясь в цвет.
Чёрный цвет ассоциируется с тьмой, нет света, ошибка он есть, но из-за чёрного цвета мы его не видим и свет стал белым. Белым как былое без определения.
Если смешаем чёрный и белый, получим серый как серьёзно.
Волк, глядя на луну даёт звук "у" и долгий, три "ууу"-вой и пой.
Почему волк стал издавать этот звук? ВОЛК-убираем палочку у "В"="З"-звук открыт.
Волк зол на "К", которая перевернула луну, поставив её на ребро и нам добро белый цвет. Она (луна) нам ничего не даёт, мы только смогли назвать цвет.
"У"-звук учения-у человека. Человек минус волк=ЧЕЕ=чек.
Сова кратко укает "у"-"у" как кукушка, но ночная птица и ест мышей.
Мышление от слова мышь, быстро и ловко.
Человек через животных понял мыслительное движение. Сами подумайте, Наина, чтобы кого-то заставить двигаться надо поставить цель, преподнести какую-то мысль. Почему земля вращается? По физике три причины как факт, но это явление кто-то побудил и кого-то разбудил. Вращение и превращение, животные менялись по облику и звуку. Человек останавливает животный процесс и начинает разбираться.
По сути дела вся физика изучена. Теперь только логическое мышление.
Цвет как краска и цветок как растение. Цветок цветёт-его суть? Запах, изменения облика и цвета. Лилия, тюльпан, нарцисс и т.д. Запах превратили в аромат и появились духи. То есть, человек может притянуть другого человека запахом.
Какая-то магия есть, так же и красивый букет даёт хорошее настроение.
Ошибка людей в том, что срезанные цветы мертвы и букет как бутон ни о чём.
Надушить мужчину приятным одеколоном и его образ мачо. Даже, если внутренне он пуст. Как говорят, по одёжке встречают, по уму провожают и тут зверь.
ЗВЕРЬ как дверь, закрыто. Мы воспринимаем всех животных по облику, мы же не знаем, что чувствуют они, какую боль или обиду. Мужчина тоже терпелив и молчалив, логика зверя.
Раскрыться мужчине тяжело, но аромат скажет о вашем темпераменте. Мужчина-зверь нравится женщинам, но мужчинам нравится красивые женщины с красивым образом мыслей. Так, что зверь и цвет-мужское начало. Запах зверя не так романтичен как запах цветка. Мы не хотим понимать экологию-учение природы, Наина. Природа, а народ-кто во что горазд. Вот и вся любовь. Меня сложно понять, так не любят первопроходцев, но это новое течение.
Вы, случайно, не эзотерик? ))

Наина 23.02.2017 08:04 Заявить о нарушении

Я лечовежа, переворачиваю суть человека. Человек-зек и его срок истёк.
Срок как рок и нам урок из-за "у"(волк). Революция 1917-2017=век о человек.
Ленин наш Ерёма-еврейский внук и наука нам дана из-за лампы.
Лампа, дающая свет тьме и учение. Думать и мать(тьма).
Лечовежа как вельможа, но суть лечения-вежливость. Посмотрим, что будет в этом году. В 2012 не поняли, хотя было предупреждение о конце света 21.12.
Буква "ё" даёт свет и семя человека-Семён, имя означающее Шимон, услышавший Бога. Шимон, но Миш-медведь, бурый он. Бог в земле, а не над ней.
Цвет растёт, кто дал ему команду и эту логику?

Нат Арт Ант 23.02.2017 08:22 Заявить о нарушении / Удалить

Даша Новая   23.02.2017 08:33   Заявить о нарушении
Если вопрос ко мне, то я, к сожалению, не изотерик. И Виктор, кажтеся, тоже.

Ник Пичугин   23.02.2017 12:06   Заявить о нарушении
НИК означает имя как кинул кто? Ник и кинул-УЛ.
Ну наверное, человек появился от названия как звания.
Разбираться в эмоциях-это нервная система. Нервы вы не равны.
Равенства мы ни с кем не найдём. Далеко уйдём.
Страсть не старость, страдания не старания.
Н и К - три шага вперёд или назад надо сделать?
Говорим об эмоциях и ментальности, не понимая сути букв.
Школа как велосипед и все только едут не идут.
Ничего сложно я не описала. Странно, что вы даже не можете этого понять.
Извините, что влезла и ещё тяжелей стало в раздумье.

Даша Новая   23.02.2017 14:04   Заявить о нарушении
Эмоции появляются задолго до букв.
Ник (это ник).

Ник Пичугин   23.02.2017 17:06   Заявить о нарушении
Ник-эмоции образуются от нервных клеток.
Ветер имеет такое же свойство, что и эмоции.
Он возникает от неравномерного нагрева земли.
Смысл эмоции-это буйство, что даёт красный цвет.
Буквами можно понять и объяснить наши переживания.
Эмоции возникают от переживания, всё понять, просто в голове не умещается.
Вот, вы сами сказали, вернее написали, Ник, что страстно решаете проблему.
Откуда страсть? Проблема как пробел и бел, поняв былое.
Чайник кипит, дойдя до определённого градуса. Так же говорят, мозг кипит.
От избытка информации. Проще говорить коротко, но от недопонимания, часто бывают проблемы. Наверное, больше не буду писать, хотя есть что, а то мозг ваш выкипит.

Даша Новая   23.02.2017 18:45   Заявить о нарушении
1. Проблема – это обло. Которое озорно, огромно, стозевно и лаяй. Из-за этой эмоциональности ее и называют «проблемой», а не «проблой».
2. Эмоции – это просто духовные чувства.
Это распространенный обывательский предрассудок – путать эмоции и их видимое выражение. На самом деле невозмутимый человек может испытывать кипение чувств на разрыв души.
3. Но мне это не грозит, не беспокойтесь. Я математик; на прозарии я даю отдых своему интеллекту и разминаю застоявшиеся чувства.

Ник Пичугин   24.02.2017 12:03   Заявить о нарушении
Я тоже и буквами на Руси считали не читали. Математика разделена на алгебру и геометрию-старшие классы. Алфавит как альфа и бета, относятся к математике.
Буквы выстроены по порядку. Смысл букв потерян. Иероглифы не выстраивали по порядку и надобности не было заморачиваться. Заморачиваться как искать мораль.
Жили и не тужили, тружениками были. Устали работать евреи, решили отойти от рабства и работы. Суть человека не только работа, но и что-то другое.
Всё и библию замутили. Бог разделил сушу и воду, появился человек, согрешил он и наказал его Господь. Война. Ради чего жить не понятно, но занятно, есть чем заняться.
Мне понравилось как вы написали о воспитании ребёнка матерью. А воспитать мужа как ребёнка не получается. Жена не мать и у Адама не было матери, кто его воспитывал? 2000 лет всё разбираем - очевидное невероятно.

Даша Новая   24.02.2017 12:19   Заявить о нарушении
Но можно попробовать посмотреть на мужа как на ребенка. Это не воспитание, это другой взгляд.

Ник Пичугин   24.02.2017 12:38   Заявить о нарушении
Я и пробую. Играю роль Евы не Марии. Любовь без деторождения, но сейчас я как кукушка, мужа это устраивает. Кукушка-Божья птица.
Петух её зовёт не курицу. Мой муж пингвин, а не петух и не потух.
Так что НИК математика нам не повредит. Логику развивает математика.
Коротко напишу о своей логике. Логика-6 букв, шесть=4, а четыре-6.
Слог-три согласные согласились с одной гласной. "С" как произведение "Л".
Солнце (С) произвело луну(Л). Луна разделила солнце и землю, дав воду.
Если разрежем луковицу, слёзы выступят сами по себе. Лук и луна-на К, которая луч дала-свет. Все знания нам даны, а мы как "му-му" у Герасима.
Мужу это не нравится, но сделаем мудро, не будем настаивать, будем любить, а не бить. Хотя от удара нам дана любовь и жизнь-сердце подтверждение. Наше биение.

Даша Новая   24.02.2017 13:11   Заявить о нарушении
Извините, Нан, только сейчас обнаружил ваше добавление. Дважды перечитал, но вижу, что такая математика мне не по зубам. Не сердитесь, но я сомневаюсь, что 6=4.
С почтением, Ник.

Ник Пичугин   02.03.2017 17:39   Заявить о нарушении
Мораль и нравственность заложены в каждом человеке, изначально.

Нет совести, нет и человека. Без совести и без стыда - это человекообразный биоробот.

С момента рождения и по мере развития взрослеющий ребёнок познаёт окружающий мир и осознаёт сам себя, и, более того, воспитание или отсутсвие такового может их активировать либо заглушить...
Но совесть буквально каждому человеку даёт точное понимание, делает ли он нечто хорошее, или явно плохое...
А аж какими именно техническими, прошу прощение, биологическими средствами это контролируется, - изменением концентрации веществ в крови и прочих жидкостях, навроде серотонина, дофаминами и др., изменением состояния рецепторов и медиаторов в синапсах, передающих нервные импульсы, измением химической активности активности ферментов или гормонов за счёт влияния на их пространственную конфигурацию, угнетением деятельности центральной нервной системы излученим СВЧ, или иными физическими воздействиями, вроде инфазвука, воздействующего на состояние внутненних органов, - это дело десятое.

Юрий Казаков   15.03.2017 17:22   Заявить о нарушении
Ну так согласен. Совесть, вкус и интуиция - вот основные компоненты врожденного психического апарата, который Юнг называл "коллективное бессознательное", а древние китайцы - "Дао".

Ник Пичугин   16.03.2017 11:32   Заявить о нарушении