Оплошность

В тайгу идешь не на прогулку.
Проверь, все ли уложил в рюкзаке,
и если позабыл хотя б иголку,
она не раз напомнит о себе
/Белошейкин В.Б./

  Ранним утром, выйдя из избушки, я начал спускаться по склону горы к реке Горюн. Был конец ноября, снег достигал колен, и мороз - минус 20 С. Спускаться всегда легче, чем подниматься в гору, и я плавно катился по склону, гребя ногами, обходя кустарники и лесные завалы. Примерно через час был на берегу реки. Река Горюн, о которой говорится в романе « Амур Батюшка», имеет начало в центре Баджальского хребта и впадает в низовьях реки Амур. Летом - это мощный поток кристально чистой воды. В половодье в среднем течении разливается шириной до 5 километров, заполняя водой долину между горными хребтами: Мяо-Чан и Баджальским, руша на своем пути лесные массивы, оставляя нагромождения из обломков деревьев и камней. На данный период река превратилась в бурный поток воды, зажатый в мощных тисках льда, образующие коридор шириной и высотой до 3 метров. Через этот поток мне необходимо было перебраться, чтобы попасть в избу, которая находилась на том берегу в 5 километрах вверх по течению Горюна. Особо не раздумывая, из завала вытащил две лесины средней величины и перекинул их через поток. Закинув рюкзак на ту сторону реки, я с ружьем в руках начал не торопясь переходить по лесинам через поток. Дойдя до середины, начал понимать, что моя авантюра с переходом может плохо кончится. Лесинки качались подо мной, и брызги, которые летели из потока, моментом намочили стволы и превратились в лед. Чтобы спасти ружье, кинул его на другой берег, но ружье полетело в поток с одной стороны лесин, а я упал - на другую. Струя воды подхватила меня и стремительно понесла по течению. Я пытался хвататься за ледяные выступы, но бесполезно. Меня пронесло по перекату и выбросило в полынью, которая заканчивалась тонким льдом. Стало затягивать под лед, я лихорадочно хватался за кромку льда, ограничивающего полынью, но течение тянуло и руки только скользили по льду. И, спасибо Господу, указательный палец нащупал дырку во льду. Палец превратился в «железный крючок». Благодаря ему, выбрался на лед и ползком полез к берегу. Жуткий холод мгновенно сковал мое тело. Поспешил к завалу, чтобы разжечь костер. Полез в карман за спичками и вытащил оттуда коробок с намокшими спичками. «Как же не завернул спички в целлофан?» Я это делал всякий раз перед переходом.
  Одежда превратилась в ледяной панцирь, к тому же я выбрался на тот же берег с которого начинал переправу. Мозг лихорадочно работал: - «Подниматься обратно вверх по колено в снегу - не успею, замерзну». Решил перебраться на тот берег и идти вверх по Горюну к избе, куда и направлялся в начале пути. Подойдя к лесинам, переброшенными через поток, я осторожно пошел по ним. Пока шел, увидел на дне мое ружье: - Вернусь достану.
  Перейдя на другую сторону потока, по заберегу «побежал» вверх по реке. Ледяной панцирь не пропускал ветер и я немного согрелся. Часа за два я одолел пятикилометровое расстояние отделяющего меня от избы. Подойдя к избе в окошке на подоконнике увидел коробок из-под спичек, обрадовался. Войдя в избу открыл коробок, а там лежали лезвия. Ничего не соображая, начал шарить по избе, перерыл весь мусор возле печки, но спичек не нашел. В горячке бросился из избы и пошел вверх по реке к метеостанции, до которой было 15 километров. Через 20 минут ходьбы вышел к устью слияния реки Горюн с рекой Большая Эльга. Река еще не замерзла и в месте слияния ширина ее была приличная, нужно переходить вброд. Представил, как я пойду по пояс в воде, начал понимать, что все мои стремления добраться до метеостанции, обречены.
  Время было к полудню. Я достал спички, отругав себя еще раз за глупость, насовал их в волосы. Волосы после купания остались сухими. Взял в ладонь коробок и спокойно пошел обратно в избу. Ног я уже не чувствовал. Придя в избу начал снова шарить вокруг в поисках спичек и одежды, мне было обидно, что за полмесяца до этого я, с двумя рыбаками, ловил в протоке, на нерестилище, отметавшуюся кету. С собой приносили продукты и спички. Я ушел обратно в поселок, а рыбаки остались. Наловив рыбы, они должны были уйти в другую избу за 30 километров от этой. Почему они не оставили ни продуктов, ни спичек, нарушив основной закон тайги - «Уходя из избы заготовь дров и оставь спички». На лабазе я нашел суконный мешок. Сапоги снять не смог, пришлось разрезать. Вода в сапогах замерзла. Обернув ноги в мешковину, со спичками в волосах и с коробками в руках, с окна коробок тоже взял, я прыгал по избе, чтобы хоть как то согреться. Перед этим заранее подготовил огарок свечи, оказавшейся на окне. Написал на листе бумаги прощание и продолжал прыгать. Когда солнце начало опускаться к вершинам деревьев, решил попытать счастье. Достал из волос спички, пальцы плохо слушались, меня колотило от холода. Первые четыре спички не зажглись, только содрали с моего коробка коричневую наждачку. Я взял второй коробок, который с окна. Пятая спичка дала искру, но тоже содрала наждачку. Еще три спички не зажглись, а девятая зажглась, я ей чиркнул по самому краешку коробка. Дрожащей от холода и волнения рукой поднес ее к свечке. Фитилек у свечки вначале тихонько затрещал и загорелся. Я сидел около свечки и долго смотрел на этот свет Господнев....
  После не спеша нарубил досок, разобрав нары, затопил печку. Ног я не чувствовал сутки, а через неделю слезла кожа со ступней и пальцев ног.


Рецензии