Выборг и окрестности

По светогорской дороге ездили свободно

По дороге из Иматры в Выборг случилось ДТП, которое никто, кроме пострадавшего, не заметил. Ни финская полиция, ни наша ГАИ его не зафиксировали. Я случайно узнала о событии из газеты с заинтриговавшим меня заголовком ”Потерял жену”. В короткой сводке рассказывается, что в прошлое воскресенье супружеская чета из Выборга отправилась на мотоцикле в Иматру на пикник. Примерно в половине второго ночи пара поехала домой. Управлял транспортным средством глава семейства, а жена устроилась на заднем сидении. В двух километрах от Иматры мотоцикл подпрыгнул на ухабине, выбросив одного пассажира на обочину. Поскольку водитель продолжал ехать, понятно, кто остался на дороге. Лишь через двадцать километров пути обнаружил муж пропажу. Однако не вернулся, а спокойно проследовал до конечной цели маршрута. В понедельник водитель отправился искать потерявшуюся супругу. Женщина нашлась. После падения она, прихрамывая на ушибленную ногу, вернулась в Иматру и обратилась в травмпункт.

Статья заинтересовала меня датой публикации – 1934 год. Понятно, почему ГАИ никак не отреагировала! В те времена Выборг и Иматра входили в одно государство, а наша госавтоинспекция еще не существовала. Но печать трудилась, журналисты выкапывали факты, благодаря репортерам мы и узнали о странном поведении мотоциклиста. Скорее всего, он был человек дела, зря слов на ветер не бросал. И не суетился. Что толку бегать ночью в лесу, зачем отклоняться от маршрута? Утром пострадавшую подобрали бы и доставили, куда следует. Да и сама не промах, что с ней будет? Женщины, они, как кошки, живучие. Наверное, так рассуждал какой-нибудь Пекка из Выборга.

Сегодня интересно посмотреть на довоенный Выборг и окрестности с высоты в буквальном смысле. Спутниковые изображения Иматры и светогорской дороги на Выборг довольно своеобразны. Река Вуокса четко обозначена, линии ее изгибов идут от озера Сайма в сторону Ладоги. Иматра расположена у крутого поворота реки, старое русло с порогом и канал для  электростанции видны очень хорошо. Река продолжает извилистый путь, огибая промышленный город Светогорск. Он простирается к северу от берега Вуоксы густо заселенной территорией, в центре которой на берегу в том месте, где порог, находится Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат. На спутниковом изображении отмечена также старая государственная граница, но без желтых пунктирных линий она сливается с рекой, лесными массивами и населенными пунктами.

На берегах Вуоксы человек жил сотни лет, но города Иматра и Светогорск возникли лишь в конце 1940-х годов в результате заключенного послевоенного соглашения. Граница, проходившая восточнее, была отодвинута далеко на запад. Иматранкоски - порог Иматра - остался на финской половине, и в 1948 году на его берегу родился новый поселок, к которому присоединились расположенные вдоль верхнего течения Вуоксы промышленные населенные пункты Вуоксенниска и Тайнионкоски. В 1934 году, когда произошел казус на лесной дороге, Иматра не была еще городом, так же, как не существовало и промышленного поселка Энсо, превратившегося впоследствии в город Светогорск. В 11 веке погост Ясскы (Яские) упоминался в Новгородской летописи. Вся долина реки Вуоксы осваивалась новгородцами. Об этом говорят старинные названия реки - Вокша, Вокса, Угра, Карелка. Славяне и финно-угорские племена были соседями издревле. Еще в 16 веке территория, на которой расположен Светогорск, носила название Пелкола. Через сто лет шведское королевство стремилось закрепить пограничные земли за собой. В 1655 году господин Пиэтари Сакса (финское значение отсылает к немецкому происхождению фамилии) получил землю и построил усадьбу, которая так и называлась, ”Пелкола”. Короли Швеции часто наделяли земельными участками балтийских баронов, немцев по происхождению, чтобы закрепить за шведской короной территории новгородских и карельских погостов. В 18 веке земли вошли в состав Российской империи. До 1917 года они находились в Великом Княжестве Финляндском. Собственно финская история Выборга и окрестностей связана со становлением молодого государства Финляндия. Выборг расцвел к началу Зимней войны. Довоенный город с прилегающими деревнями, поселками, хуторами за 20-30е годы вырос, укрепился, похорошел. После сдачи Выборга в 1944 году началась его пограничная жизнь. Граница и близость другого государства определили всю инфраструктуру советского города, который до начала 90-х годов оставался провинциальным, заштатным, главная функция которого состояла в обслуживании государственной границы. И сегодня Выборг остается по сути перевалочным пунктом, транзитом по пути в ЕС.  ”Граница на замке” - этот штамп помним мы, родившиеся после войны. Привожу воспоминание жительницы погранзоны, которое было переведено на финский сотрудниками Института Южной Карелии. Я сделала обратный перевод, на русский. Хочу привлечь внимание к этому тексту в первую очередь тех, кто помнит послевоенное время.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Мой день рождения был летом. Многие ребятишки уехали за город к родственникам, а старшие дети в пионерлагеря. Поэтому мама разрешила пригласить на день рождения всех моих друзей, оставшихся в городе.
Утром мама испекла пирожки с черникой и печенье, которое я намазывала малиновым вареньем. Старший брат вымыл полы и подарил мне платье и ленты для косичек. Мама подарила сандалии.
Одетая во все праздничное, я выскочила на улицу посмотреть, пришли ли гости с подарками. Они были приглашены к четырем, но так как мне исполнилось только пять лет, я еще не умела различать время на часах. Вскоре гости начали собираться. Кто-то принес красивую картинку, кто-то ручку, а одна девочка даже прекрасную книжку. Все пятеро приглашенных пришли!
Мама усадила всех за стол, где помимо пирожков и печенья были конфеты (каждому по три штуки) и баранки. Стол был, по тем временам, роскошным! Мы сидели и пили чай, рассказывая, кем мы станем, когда вырастем. Потом мы отправились на прогулку, после которой опять пили чай, потом опять пошли гулять. Вечером родители постепенно стали забирать ребят домой. День рождения закончился.
Мама сняла с меня новое платье, расплела косы и вымыла мне лицо перед сном. В дверь осторожно постучали, вошла соседская девочка Галя, которая была старше меня на полгода и жила через два дома от нас.

- Галя, ты что-то забыла? – спросила мама.
- Нет, папа пьяный, бьет маму. Можно у вас переночевать?
- Ты у мамы спросила?
- Она меня к вам послала, чтобы папа случайно и меня не побил.
- Ну ладно, положу вас спать вместе, только не болтайте долго.

И мама уложила нас обеих в кровать. Галю к стенке, а меня с краю. Мы поговорили с Галей, какой был отличный день рождения, и скоро уснули.
Я проснулась посреди ночи оттого, что кто-то наклонился над кроватью. Открыла глаза и увидела сверху военного дядю. Он поднял на руки спящую Галю.

- Мама, Галю воруют! – закричала я в испуге.
- Тише, дочка, тише. Ты разбудишь Галю.
Мама находилась рядом.

- Мама, почему Галю уносят?
- Это пограничники. Они отнесут Галю домой.
- Почему? Пусть спит здесь.
- Не положено. Каждому надо спать там, где он прописан, - строго сказал военный.
- Но у нее пьяный отец дерется!
- Всё равно не положено!
- Ну, она же не шпионка. Она же еще маленькая!
- Нельзя, и все тут!
- Не волнуйся, доченька. Я провожу пограничника и покажу, где Галя живет, - сказала мама, укрыв платком спящую Галю и захватив ее одежду с собой. Они ушли.

Я маме поверила, но мне непонятно было, почему так все случилось. Потом мама рассказала, что мы живем на границе, и что каждый вечер патруль проверяет каждый дом и каждую квартиру, отмечая всех прописанных в них. Это было необходимо из-за угрозы войны, пограничникам нужно знать, сколько человек следует эвакуировать в случае чего. Мама все это рассказала очень тихим голосом, поглаживая мою худую спину. Я успокоилась и уснула.
На следующий день говорили только о ночном происшествии. Галя проснулась утром и ничего не помнила. Все рассказывали различные случаи, как пограничники помогали жителям маленького городка. Через много лет после этого события я поняла, почему я чувствую себя в безопасности, испытываю гордость за тех людей всегда, когда вижу солдат в форме пограничников.


На фото заметка на финском, статья из газеты "Южная провинция Саво" от 27.1.1934


Рецензии