Макс Шелер о сущности человека
Такая установка приводит Шелера - и это, пожалуй, необходимое и вполне естественное из нее следствие - к решению проблемы интерсубъективности (и проблемы отношения человека и "сверхъединичного духа") на основе энергийных проявлений личности. Шелер постулирует необходимость именно энергийного соучастия: "И другие личности как личности не могут быть предметами. Достигнуть участия в них мы можем, лишь осуществляя вслед за ними и вместе с ними их свободные акты, "идентифицируя" себя, как мы обычно говорим, с волением, любовью и т.д. какой-нибудь личности, и тем самым - с нею самой. И в актах упомянутого одного сверхъединичного духа (допустить его существование мы должны на основании неразрывной сущностной связи идеи и акта, если мы вообще допускаем реализующийся в этом мире порядок идей независимо от человеческого сознания и приписываем его самому первосущему как один из его атрибутов) мы можем участвовать лишь благодаря соучастию". (там же)
В завершение работы "Положение человека в Космосе" Шелер формулирует основные положения и выводы своих глубоких философских прозрений и размышлений, в которых содержится сплетение множества смыслов и философских интуиций: "Одним из прекрасных плодов последовательного построения человеческой природы из подчиненных ей ступеней бытия, как я попытался его осуществить, является возможность показать, как человек, в то самое мгновение, когда он благодаря осознанию мира и самосознанию и благодаря опредмечиванию собственной психофизической природы (этим специфическим опознавательным признаком духа) стал человеком, он с внутренней необходимостью должен также постигнуть формальную идею надмирного, бесконечного и абсолютного бытия. Когда человек (а это как раз входит в его сущность, есть акт самого становления человека) однажды выделился из всей природы, слелал её своим "предметом", то он как бы озирается в трепете и вопрошает: "Где же нахожусь я сам? Каково моё место?" Он, собственно, больше не может сказать: "Я часть мира, замкнут в нем", ибо актуальное бытие его духа и личности превосходит даже формы бытия этого "мира" в пространстве и времени. И так он всматривается как бы в ничто. Этот взгляд открывает ему как бы возможность "абсолютного ничто", что влечет его к дальнейшему вопросу: "Почему вообще есть мир, почему и каким образом вообще есмь "я"?" Следует постичь строгую сущностную необходимость этой связи, которая существует между сознанием мира, самосознанием и формальным сознанием бога у человека, причем бог понимается здесь только как снабженное предикатом "священное" "бытие через себя", которое, конечно, может получить самое разнообразное наполнение. Но эта сфера абсолютного бытия вообще, всё равно, доступна ли она переживанию или познанию или нет, столь же конститутивно принадлежит к сущности человека, как и его самосознание и сознание мира. ... Сознание мира, самосознание и сознание бога образуют неразрывное структурное единство". (Макс Шелер. "Положение человека в Космосе". - Гл. VI)
Свидетельство о публикации №216022701429