т хЛебедин Канада

         Танкер  "Лебедин".  Первый  подменный  Экипаж .

   После  возвращения  из  предыдущего  рейса ,находясь  в  отпуске ,  решил  съездить  всей  семьей,  посетить  места  своего  рождения,  полюбоваться  лесами  « Берендеева  царства «. Тем  более, что  моя  тётя,  Мария  Ивановна  Пазухина  , со  своей  семьей,  то  есть  с  моими  двоюродными  сёстрами  и  братом,  живут  по  прежнему  в  селе  Семёновском -  Лапотном.  Ныне,  село  Островское.  Там  же  жил  и  старший  брат  моей  бабушки,  Марии  Александровны,  Лебедев  Александр  Александрович.  Образование  он  получил  в Петербурге,  но  в  двадцатых  годах, опасаясь  ареста , уехал  в  вотчину  Пазухиных. Работал он в школе детского дома.Жил он -снимал комнату с обедом ,в доме, у А.А.Нарышкина.Затем в   Семеновском,  на  берегу  речки  Меры ,построил домик ,при домике  был большей сад и огород, а рядом , речка Мера , всё это не позволяло    ему  скучать  ,особенно  увлечение  рыбалкой.  Своей  семьи  он  не создал. Всю  жизнь  он  преподавал  русский  язык  и  литературу  в  местной сельской школе.   Так же преподавал  музыку : скрипку  и фортепьяно .У него учился и будущий Главный маршал авиации А.А.Новиков и не раз посещал своего учителя. Рассказывали , что  юные  воспитанники  показывали  прекрасные  результаты. Правда  в  1969 году  ему  было  под  девяносто  и  внучки  иногда , над  добрым  дедом подшучивали  , обращаясь с  просьбой  что  либо  исполнить. Обрадованный  Сан  Саныч ,  брал  в  руки  скрипку и  плохо  гнущимися  пальцами  исполнял.  Они  чинно  благодарили  и  хихикая  убегали.   Я  с  умилением  вспоминал  жизнь  в  семье  Пазухиных.  До  меня,  в  то  время,  не  доходил  ужас  проблем  взрослых  и  начало  войны.  У  тёти  Марии  и  дяди  Алексея   было  четверо  своих  детей:  Елена , Нина , Милина  и  сын  Юрий.  Так  уж  устроен  мозг  человека, для  защиты  организма  ,негатив  забывается  , а  миг  детского  счастья  помним  вечно.
Примерно  так:   Как  в  сказке,  мне  б  найти  « СЕЗАМ».  Чтобы  открыло  время  двери,  вернуться бы  -- на  миг  поверить.  Как  в  зеркале – в другом  бы  свете,  когда  мы  были  просто  дети  . Нас  звали:  Волик,  Миля , Лёля .   А  жили  мы  в  какой  -то  школе ,  а  рядом  поле  ,луг   и  лес,   и  речка  Мера  --  словно  бес, манила  нас.   И  счастью  детства  не  страшна   не  ГПУ.  и  не  война.
А  вот  вид, соседних  деревень ,меня  поразил.  С нашими  кубанскими  станицами, нет  сравнения. 
               
                Российская      деревня.

    Российская  деревня,   тебе  не повезло,  вросли  домишки  в  землю  по  самое  окно.   С семнадцатого  года  не  строилась  она ,  дорога   вдоль  деревни  - в болоте  колея.       Ни  света  нет,   ни  связи ,  колхоз  в  сплошных  долгах.  К  соседям  ходят  в  гости  - в болотных  сапогах.  И  всё  же  Россиянин  могуч  и  терпелив  ,дворцы  ,заводы  строил  в  республиках «своих».
В конце  апреля, после  отпуска  ,  явился  в  отдел  кадров  к  инспектору  пароходства. Инспектор , взглянув  на  моё  дело, лежащее  на  столе ,сделал  предложение: в  пароходстве  создается , в  качестве   эксперимента « Первый  подменный  экипаж «.  Ваш экипаж  будет  работать  на  серии «Л». Это  танкера  «Луцк» .  «Лебедин» , «Ленино». Таких  танкеров  в  пароходстве  около  сорока  штук.  Они  строились  в  Японии,  на  верфях  Ай-ой  и  Хиросимы.  Они  отличались  надстройкой  и  на  хиросимской  постройке, передняя  (Фок)  мачта  была  П  образной.  Дедвейт  32.000.  тонн, длина танкера  210 метров,  ширина 27 м. Осадка в грузу  11 м.  Главная  машина  «Зульцер»  --18.000.л.с. ,обеспечивала  скорость судна  до  16 узлов.       Такому  предложению  я  был  рад,  кто  же  отказывается  от  работы  на  новых  судах.  Я  тут  же  получил  направление  на судно.  Экипаж  был  полностью  укомплектован  и  ждал  прихода  первого  из  трех  судов.  Первый  из  троицы  подошел    и  встал  под  погрузку  к  причалу   нефтепирса   « Шисхарис»  т/х «Лебедин».  Наш  экипаж,  поднялся  на  борт  танкера  и  приступили  к  процедуре  --  сдачи  --  приёмке.  т/х «Лебедин»   , после  т/х  «Житомир»,мне  показался  громадным.  Сдающий   мне  хозяйство  электрик,  предупредил,  чтобы  попусту  не  куда  не  лез,  оборудование  очень  надёжное,  только  регламентные  работы  по  плану  . За  прошедшее   время  эксплуатации  проблем  не  было,  это  меня  очень  обрадовало.  Штат  электрогруппы:  электромеханик  и  три  вахтенных  электрика.  Моя  каюта, по  сравнению   с   т/х  Житомиром , показалась  большой , широкая  кровать,  диван , рундук  ,кресло,  стол  и  самое  главное -  в  каюты  подается  охлаждённый  воздух  от  кондиционера  и  есть  возможность,  температуру  в  каюте  регулировать.  Мой  предшественник  был  прав,  за  время  работы,  проблем  с   электрооборудованием  нет.  Мне  досталась  вахта  с  0  до  4  часов   и  с  12  до  16  часов.  За  суетой  время  летит  не  заметно , прошло  двое  суток ,  танкер  загружен.  По  громкоговоряшей  связи  , с  мостика  раздалась  команда : « свободным  от  вахт , разойтись  по  каютам,  посторонним   сойти  на  берег,  на  борту  работают  власти .  Власти  закончили  работу,  сошли  на  берег  ,лоцман  на  борту,  экипажу  занять  места  согласно  швартовному  расписанию .»  Буксиры  отработали ,лоцман  покинул  борт танкера, машину  в  режим.  Рейс  на  Кубу  ,  порт  назначения  Сантьяго  де  Куба.  Сегодня  25  мая  1970 года.  Вот  и  Босфор  ,сколько  бы  раз  не  проходили  ,всё  равно  все  свободные  от  вахты  выходят  посмотреть  на  « проплывающие»  мимо   дворцы  и  стены  крепостей  --  красоты  старины  глубокой.   «Лебедин»  имеет  хороший  ход ,по  сравнению  с  «Житомиром».  Прошли  Гибралтар ,  погода  хорошая , пошли  северной  дугой  , что  позволяет  сократить  путь.  Вечером  вышел прогуляться,по переходному мостику  на  бак . Слышен  шелест  разрезаемой  форштевнем  океанской  воды,  в  пенящейся  волне  вспыхивает  ярким  бело – голубым  светом  планктон.   Разлетаются  в  разные  стороны  стайки  летающих  рыбок,  некоторые  из  них  заканчивают  свой  полёт  на  нашей  палубе  .  Скоро  подойдем  к  берегам  Кубы.  Верный  признак , появление  больших   зеленых  полей.  Такое  ощущение , что  танкер  идет  среди  зелёного  луга.  Эти  зелёные  луга  занесены  сюда  непогодой  и  течениями  из  Саргасова  моря. Если  бросить  с  кормы  «кошку»  ,можно  вытянуть  пучок  зелени .разбирая  и  разглядывая  зелень  с  длинными  корнями ,можно  обнаружить  массу  мелких  живых       рачков  ,медуз  и других  неведомых  существ. Время  от  времени  , на  зеркальной  гладкой  поверхности  океана  видны  распущенные  голубые  паруса  медузы  « Парусника.»  Этот  поднятый  ,над  поверхностью  воды  ,маленький  парус ,позволяет  медузе  путешествовать   в океане  ,а  тянущиеся  за  ней  .  на  десяток  метров  нити  щупальцев ,  кормиться  планктоном.  18  июля  ,мы  на  рейде  Сантьяго  де  Куба  ,ждем  постановки  к  причалу .  Парни  время  зря  не  теряют  и  уже  забросили  снасти  за  борт ,ждут  результата.  Во  круг  ходят  косяки  золотой  макрели. К  этому  процессу  присоединился  и  я.  Летучая  рыбка, самая  соблазнительная  приманка  для  всех  хищных  обитателей  океана. Только  отпустил  по  течению   поплавок  (перегоревшую  лампочку), метров  на  сорок  за  корму ,поклевка  ,подсёк, макрель  свечой  вылетает  над  водой.  Вытягивать  леску  нужно  в  перчатках,  дабы  не  поранить  руки  леской.  К  тому  же на  крючок  может  попасть. кроме  макрели ,  барракуда. На другой день, нас  повели  к  причалу,  узкий  проход  в  залив  Пуэрто –дель—Рей  , охраняет, как  бы  нависшая  над  проходом  , крепость   Кастильо – де –Сан – Педро –дель  - Морро.  Построена  на  крутом  склоне  Морро ,    в  1638 году  инженером  Джоанни  Батисты  Антонелли.  При  230  пушках и  1500  солдат  гарнизона  -- серьезное  препятствие  для  противника.  В  городе  сходил  в  музей  кубинских  революционеров.  26  июля  1953  года , в городе  проходил  карнавал  ,этим  хотел   воспользоваться  отряд  повстанцев  Фидэля  Кастро  и  захватить  оружие  в  Казармах  Монкада.  Однако  из  затеи  ничего  не  вышло,  несколько  человек  погибли  ,остальных  взяли  в  плен.  Выгрузившись  ,снова  вышли  на  внешний  рейд  и  встали  на  якорь.  Поступила  команда  , мыть  танки  и  подготовить  их  для  погрузки  зерна  пшеницы  в  Канаде.  Хорошо , что  после  груза  --  дизельного  топлива  и  керосина. На  подготовку  танков , дали  пять  суток.  Нужно  было  помыть  танки, зацементировать  храпки  и  обшить  их  каркасом  из  досок.  Экипаж  взялся  за  эту  работу  с  удовольствием .  Дополнительный  заработок  чеками  ВТБ.  И  экономия  2/3 валюты ,для  родного  пароходства.  В  Канаде , пока  проходила  подготовка  танков  членами  экипажа  а  вот  в  Австралии , подготовку  ведут  только  австралийские  докеры.  26  июля,  снялись  с  якоря   и  вышли  на  Канаду , в порт  Галифакс. В  первых  числах  августа  мы  встали  у причала  зернового  терминала  в  Галифаксе.   Поднялся на  ходовой  мостик  ,вахтенный  помощник  склонился  над  столиком  и  перебирает  карты.  Спрашиваю ,  а  что  Петрович  тебе  интересного  известно  об  этом  городе , Галифаксе ?  А  вот  почитай  в  лоции  и  тут  у  меня  кой  какие  заметки . Я с удовольствием  воспользовался  его  информацией.  Оказывается ,жители  Галифакса  первыми ,  на  земном  шаре , испытали  силу взрыва  ,равного  ядерному.  7 декабря  1917 года  входной  фарватер  был  очень  узким , ограничен , с обеих  сторон , минными  полями. Рано  утром ,из  порта  выходил  сухогруз, под  норвежским  флагом . В  это  же  время ,входил  в  порт  старенький  сухогруз ,  под  завязку  груженый  взрывчатыми  веществами. При  неудачном  расхождении ,в  узкой  части  фарватера , допустили  столкновение.  Как  следствие ,на  входившем  судне  пожар  и  взрыв. Взрыв  такой  силы  ,что  стоявшие  пароходы  выбросило  на  берег , все  береговые  постройки, дома  в  городе , были  разрушены.  Тысячи  горожан  погибли.  Я  решил  прогуляться  по  причалу , зашел  за  строение  терминала  и  увидал  ,прямо  рядом  .лесную  опушку .  Подошел ,  сел  под  дерево  на  пенёк  ,ну  прямо  как  дома. Стал  оглядывать  полянку  и  глазам  не  поверил  ,кругом  кусты  малины  полные  зрелых  ягод. Вот  уж  отвел  душу  и  пошел  довольный  на  пароход.  Танкер  грузился  полным  ходом . Пшеница  вверху  шла  по  транспортёрам ,взвешивалась  и  в  каждый  расширитель  танка  опущен  шланг ,диаметром  - дюймов  восемь.  По  которому  и  поступало  зерно  .Около  каждого  расширителя  , с  пультом  управления  в  руках,  стоял  упершись  на  лопату ,  чернокожий  докер . На  борт  судна , иногда  поднимались  бывшие  соотечественники  ,но  доброжелательного  общения  не  получалось .  И  только  один ,местный  владелец  бара  Майкл  ,человек  из  которого  так  и  прет  доброта  и  открытость , говорил  что  у  него  нет  свободного  времени,  но  узнал  ,что  стоят  у  причала  россияне  и  вот  он  здесь .  О  России  ему  много   рассказывали  дед  с  бабушкой  . Дома  они  по  прежнему  говорят  на  русском.  Интересовался  ,ну  как  там  в  России ?  Хотелось  бы  поехать,  но  говорят  КГБ.  не  пустят  и  как  там  при  коммунистах ?  Мне  трудно  было  ему  объяснить .   Написал  ему  письмо ,в  виде  « опуса  «. С  юмором  у  него  оказалось  все  в  порядке,  он  понял.
              Мой  друг  ,поделюсь  я  с  тобой  ,любовью  своей   по  России  родной.  Россия  прекрасна , хотел  навестить,  да  видно  придется  пока  погодить.  Как  вспомню  про  партию  -- совесть  и  честь !  Поможет  ведь  в  поезд  другой  пересесть !  Она  же  решает  когда  умирать ,  когда  нужно  сеять ,  когда  убирать.  С  какою  женой  и  когда  можно  спать.   Каким  тебе  быть  инженером  ,когда .  А  может  отправить  в  тайгу  по  дрова .  От  туда  вернёшься  не  скоро  дружок .  Так  лучше  закину  я  в  угол  мешок  , а  с  ним  и  тоску  по  России  родной.  В  Америке  лучше  в  тепле  поживу  .  А  время  придет  и  Бог  даст – навещу.
Грузились  зерном , ровно  неделю.  Боцманская  команда  задраили  расширители,  моечные  лючки.  Лоцман  поднялся  на  борт, подошли  буксиры . И  как  говорил  В.  Высоцкий  «  ослаблены  шпринги  , руль  в  пол  борта  и  в  прошлом  земля. «.  Из  Галифакса  мы  вышли  12  августа,  курс  в  порт  разгрузки  Ильичевск .  Надо  сказать ,что  погода  в  северной  Атлантике ,  нас  не  баловала .Утром  ,29  августа  мы  встали  на  якорь  на  рейде  Гибралтара.  Для  поездки  в  город,  экипаж  разделили  на  две  группы  ,первая  едет  с  утра  ,вторая  после  обеда. В  те  времена ,  поездка  в  Гибралтар  , Сингапур , Гамбург  , Геную,  Канары  или  на  худой  конец  Сеуту , была  вожделенной  мечтой  каждого  советского  моряка . Третий  помощник  капитана  выдал  за  рейс  валюту  . А  « коммисар «  составил  списки  ,увольняемых  на  берег, по группам.  Все  члены  экипажа  ,съездившие  в  город, приобрели  для   себя  и  своей  семьи ,за  ранее  намеченные  покупки.  Вечером  снялись  с  якоря , курс  на  порт  Ильичевск . К  причалу  порта  Ильичевск,  нас  поставили  вечером, 8  сентября.  На  берегу  нас  , уже  ждали  приехавшие  встречать  семьи  , но  время  работы  властей  затягивалось . Пока  власти  приступили  к  работе , уже  полночь . Наконец  раздалась  команда « власти  на  борту, членам  экипажа  находиться  в  каютах, вахтенным  по  местам «.  С  0  моя вахта ,спустился  в  машину  , осмотрел  заведование  и  подошел  к  ЦПУ., там  уже  находился  моторист . Дальше  произошел  «казус». Досмотровая  группа  таможни  и  пограничники  стояли  у  линии вала  ,светили  фонарями  ,осматривая  пространство  под  плитами .    Ко  мне  подходит  вахтенный  моторист  и  говорит :  Александрович ,а  зачем   ты  выключил  вентиляцию  в  машине  ?  Я  говорю , что  при  приеме  вахты  она  была  выключена , нет  проблем  ,сейчас  включу  и  нажимаю  на  кнопку  пуска . Вентиляторы  «вздохнули»  и  сразу  почувствовался  поток  воздуха  .В  ту  же  секунду  среди  группы  таможни  и  пограничников  появилось  какое  то  оживление  , все  задрали  лица  вверх  и  хаотично  задвигались.  И  тут  мы  заметили ,что  по  всему  пространству  ,от  световых  люков  и  ниже,  грациозно  планируют , десятки  разноцветных  газовых  женских  косынок . Таможня  и  пограничники  нелепо  и  смешно  подпрыгивая ,   пытаются  их поймать.   Все  ясно, по  норме  можно купить  десять  штук ,  а  в  пачке  сто ,умещаются  в  кулак . А  если  в  воздуховод  засунули  две  пачки  ?  Настоящий  фейерверк   для  таможни. Те  кто  затеял  эту  хохму, надеялись ,что  власти  закончат  работу до  смены  вахт.  Таможенники  оформили  бесхозную  контробанду  и  сошли  на  берег.  А  мы  встречать  свои  семьи . По  тем  временам  , это  был  не приятный  случай  но   не  исключение.  Так  как , любую  мелочь , можно  оформить , как  контробанду , иногда  зависит,  просто  от  настроения  проверяющих . Как  у  В. Высоцкого  - «за  ноги  нужно  потрясти , глядишь  ,чего  и  звякнет «. У  таможни ,на  некоторые  экипажи ,была  «аллергия «.На  пример  :  на  подходе  « Дмитрий  Жлоба «,- таможенник  смотри  в  оба !  А  мы  тем  временем ,встретили  свои  семьи . Ко  мне  приехала  жена  Нина  с  сыном  Александром  , ему  уже  8  лет, ученик  второго  класса.  Пришлось  пропустить  занятия  , чему  он  был  рад.  А  устроенная  ему  экскурсия,  от  ходового  мостика  до  машинно-котельного  отделения  танкера  - привела  его  в  полный  восторг  . Время  выгрузки  .затянулось  до  конца  сентября. Хорошо  ,что  оказались  свободными  американские  «ШИБЕРА» --  зернососы  для  выгрузки  зерна  из  танков  . Проблема  была  в  другом  , мы  засыпали  зерном  все  свободные  баржи  и  плашкоуты . Выгружать  было  не  куда. И  всё  же ,в  конце  сентября  мы  выгрузились  и  передали  судно  приехавшему  штатному  экипажу. Мы  же  с  семьями  ,разъехались  по  домам  ,кто  в  отпуск  а  кто  на  другое  судно  и  в новый  рейс.


Рецензии