40. Катакомбная Церковь, 1976 год

40.
Катакомбная Церковь, 1976 год.


(Из сообщений в «Религии и атеизме в СССР», июль 1976 года, № 8, стр. 18-19 и публикации "Наша страна", Буэнос-Айрес, 26 апреля 1977 года, на русском языке.


В Советском Союзе не разрешается вывозить из страны провинциальные газеты – районные, областные и автономных республик. Но информация, которую можно найти в таких местных газетах, обычно гораздо интереснее и значительнее, чем "официальные" новости, печатающиеся в московских газетах "Правда" и "Известия" или сенсационные заявления многих диссидентов в столице.

Как рассказал московский корреспондент агентства "Рейтер" (13 мая 1976 года), газета "Советская Абхазия" (печатается в Сухуми) сообщила о суде над священником истинно-православной Церкви архимандритом Геннадием (в миру Григорий Секач) в связи с раскрытием деятельности большой и хорошо организованной части катакомбной Церкви на юге России.

Согласно сообщению "Советской Абхазии", Григорий Секач был обращен в веру во время Второй Мировой войны. Позднее он посещал и закончил курс семинарии и какое-то время служил официально зарегистрированным священником (не монахом) Московской Патриархии. Однако, будучи сознательным священником, он неизбежно вступил в конфликт с церковными властями, которые сами находились под давлением чиновников атеистического режима, и в 1962 году – в разгар Хрущевских гонений – был обвинен в нарушении советских законов, касающихся религиозных "культов" (а именно, "за привлечение в Церковь детей и молодежи"), лишен прихода и официальной регистрации в качестве священника.

После этого отец Григорий "исчез" из советской жизни, буквально уйдя в подполье. Он вошел в контакт с истинно православной Церковью, которая продолжала существовать как тайная организация все годы со времени митрополита Иосифа и других епископов-исповедников 1927 года, не поддерживая никакой связи с управляемой коммунистами Московской Патриархией. Через два года подпольной деятельности отец Григорий создал катакомбный приход в одном из городов на Украине, и здесь он также принял монашеский постриг с именем Геннадий. Некий катакомбный епископ Серафим возвел иеромонаха Геннадия в сан архимандрита и послал его в Абхазию в промышленный город Ткварчели недалеко от Нового Афона на берегу Черного моря. Это место знаменитого подворья русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Горе Афон, которое было разрушено советами в 1924 году. "Советская Абхазия" признает, что советские власти не смогли ничего узнать об этом епископе Серафиме, который, очевидно, продолжает свою катакомбную деятельность.

Здесь за десять лет, 1966 по 1976 год, отец Геннадий сумел организовать несколько тайных общин катакомбной Церкви, создав для них целый ряд тайных домашних церквей в частных жилищах, и организовать несколько мужских и женских монастырей, а также тайную Духовную школу.

Помощники отца Геннадия, как рассказывает советская газета, путешествовали по Советскому Союзу, чтобы встречаться с тайными группами верующих. Эти помощники "завербовали" в свои ряды много молодежи, привезли их в Абхазию, где устроили работать на заводах и фабриках в Ткварчели, а по вечерам эти люди посещали подпольные религиозные курсы. Многие из этих молодых людей приняли монашеский постриг и вернулись в свои родные края, чтобы проводить там среди людей религиозную работу.

Эта деятельность была раскрыта советскими властями в 1976 году, когда был арестован архимандрит Геннадий, преданный осведомителем. Его сотрудники и помощники не были пойманы, но сам архимандрит Геннадий был приговорен к четырем годам в исправительно-трудовой колонии. "Советская Абхазия" приписывает этим активистам катакомбной Церкви исключительный фанатизм и антисоветскую политическую деятельность (выражавшуюся в распространении антисоветских листовок).

Конечно, все это только сообщение в статье в советской газете (и даже сама статья, кажется, не была вывезена из Советского Союза, поэтому невозможно дать точную оценку всем деталям). Однако общая картина, складывающаяся из этого рассказа и из сообщений из других советских источников, и от новых эмигрантов на Запад, ясна: деятельность катакомбной истинно православной Церкви в России продолжается, временами достигая высокой степени организованности (учитывая суровую обстановку в советском государстве, где преступлением считается совершать религиозные обряды тайно, а не в официально разрешенных церквях) и будучи в состоянии уберечь своих членов от ареста, даже когда раскрывается какой-нибудь важный центр ее деятельности. До тех пор, пока сохраняется советская тирания, мы, наверное, будем получать не больше чем намеки, как в этой статье, о действительной жизни катакомбной Церкви в России. Очевидно, что когда в Россию вернется свобода, откроется многое об этой тайной жизни, о чем сегодня мы и не догадываемся.

Епископ Серафим – второй из двух известных на Западе по имени современных иерархом катакомбной Церкви (другой – митрополит Феодосий, главный иерарх катакомбной Церкви в наши дни). Интересно, из более ранней истории катакомбной Церкви в России (которая нам известна намного лучше, чем период после Второй Мировой войны) мы знаем об одном Серафиме, который действительно мог стать епископом в наши дни, если он еще жив (он родился в 1903 году). Это прозорливый старец иеромонах Серафим, перед которым пророчески склонился и получил от него благословение оптинский монах, когда будущему старцу было только пять лет; мы знаем о катакомбной деятельности этого отца Серафима в 1941 году, когда он окормлял паству буквально в подполье, переходя из города в город и чудесным образом спасаясь от преследования агентов КГБ, постоянно его искавших. Может, когда-нибудь мы узнаем, не является ли сегодняшний епископ Серафим тем самым отпрыском Оптиной пустыни и ее старческих традиций, которые сохраняют Святую Русь живой даже при правлении безбожников.

Несомненно, отец Геннадий, как принято в советском государстве, подвергается жестокому обращению и пыткам – и для того, чтобы выведать у него имена других членов катакомбной Церкви, и в качестве наказания за его "преступления" против советского государства. Всем православным христианам, которых заботят страдания их братьев, следует вознести горячие молитвы о его спасении.


Рецензии