Без царя в голове

           Дело было в Коми республике где-то в 1975г.
 Меня пригласили на поиски пропавшего в тайге коми парня. Этот шестнадцатилетний парень накануне пошел навестить своего деда, жившего в охотничьей избушке, и пропал. Андрей (так звали того парня) учился в 10 классе, имел первый разряд по лыжам. Раньше он уже бывал в избушке деда. У деда были больные ноги, и он уже почти не охотился, а топил избушку, готовил еду для своих сыновей, промышлявших пушнину, ремонтировал рыболовные сети и делал всю хозяйственную работу. Сыновья по случаю праздника ушли в деревню, а когда вернулись, Андрея не было. Они-то и собрали людей для поиска Андрея.
 Ну что же! Надо, так надо. Не первый раз приходилось мне участвовать в поисках заблудившихся в тайге людей.
 На земле лежал небольшой снег, была легкая оттепель. Мы должны были часть пути проделать на вертолете, который прислали с райцентра.  Я взял своего надежного товарища (лайку по кличке Бандит), и потом сильно об этом пожалел. В вертолете был такой шум, что Бандит оглох и буквально ошалел. Вертолет прилетел за нами уже к концу светового дня. Летчики ориентировались по карте и местности. Пролетели где-то 20 км., когда пилот заявил:- скоро стемнеет. Я лечу обратно на райцентр.
-Зачем нам нужен райцентр,- возмутился я;- Высаживай нас здесь!
 -Ну да!- Ответил на это пилот:- потом вас искать придется!
- Нас искать не придется! Сами придем - говорю я уверенно. Лучше скажите,
вы тропу от прошедших людей не видели?
-Видели, отвечает пилот:- Недалеко отсюда.
 -Вот здесь нас и высади, на ближайшем болоте.  Да скажите, в какой стороне будет тропа.  Вертолетчики высадили нас на большем болоте, и сказали, что тропа идет с востока на запад, южнее этого болота.
Добро! Скоро мы были на тропе, по которой еще утром прошла первая партия поисковиков, в которой шли оба хозяина избушки (отец и дядя Андрея) и еще 3 человека. Нас было тоже 5 человек, в том числе другой дядя Андрея. Скоро мы разобрались, что первая партия шла по следу Андрея, который почему-то
двигался на запад, вместо того, чтобы идти на восток, где была избушка деда. Нам ничего не оставалось, как идти за ними. Пройдя так около 10 км., мы решили заночевать, пока темно. Развели большой костер, поели, попили чаю. Время коротали за разговорами. Я предположил, что Андрей идет в угодья Зинки-Васьки. Был старик промысловик, которого почему-то так вот звали.
Так как след упорно заворачивал на запад, вместо того, чтобы идти на восток, можно было предположить, что он скоро пойдет по старому путику Зинки-Васьки, по затескам и ловушкам, и, в конце концов, выйдет в его избушку. Если дойдет. До избушки было еще, по моим расчетам, около 15 км. Первая группа шла грамотно, рядом со следом Андрея, чтобы не затаптывать его. Скоро стало понятно по следам, что Андрей провалился в яму, где под снегом скопилась талая вода, и набрал воды в оба резиновых сапога. Он вылил воду, выжал  носки и пошел дальше.  Это была серьезная ошибка. Нужно было развести костер, высушить носки и сапоги и только потом идти дальше. При себе у него было несколько шанежек (пирожки с творогом) и 3 бутылки водки. которые он нес деду.    Спрашиваю у родственника Андрея:- Он  курит?
- Не курит и не пьет,- был ответ: - У него ведь первый разряд по лыжам!
- И спичек у него не было!- предположил я:-
 - А каким порохом заряжались патроны, не знаете?
 -Знаю! Черным порохом «Медведь». А почему Вы спрашиваете?
 - Развести костер от патрона он, конечно, не обучен?
 -Да этого и я никогда не пробовал, - ответил потомственный промысловик.
 Все становилось понятно. Вот только можно было у свитера, который был надет у Андрея под фуфайкой, отрезать рукава и ноги обуть в сухое и теплое. Но и этого парень не сделал.
К утру слегка подморозило. Ночь была ясная, небо усыпано яркими сияющими звездами.
- Где же тут Полярная Звезда? - спросил я. Мне никто не ответил... 
Стало ясно, что  и они этого не знают.
- А компас у него мог быть? – опять пристаю я.
-Да зачем ему компас! Он ведь ходил уже к деду в избушку. По профилю 8 км. до 4-го поперечного профиля, по нему направо до реки, а потом 100м. направо и будет избушка на берегу реки.
 (Профилем звали просеки, шириной в 6 метров, которые прорубали геологи для своих сейсмических поисков нефти или газа.)  6 метров - это вам не квартальная лесоустроительная просека шириной в один метр. 6 метровый профиль не заметить, это надо уметь!
  -Позднее выяснилось, что Андрей дошел почему-то до 5-й поперечной просеки и свернул по ней налево, а не направо, а когда стало очевидно, что он заблудился, продолжал идти по этому профилю, вместо того чтобы вернуться назад по своим следам.
 
Со временем я понял логику промысловиков. Дело в том, что они обычно промышляют в своих родовых угодьях, доставшихся от предков. Там есть основная избушка, обычно срубленная когда-то на берегу реки. Есть путики - тропы, на которых они ставят капканы, петли и ловушки. С мелкокалиберкой и собакой добывают только белку или какого-то случайного зверя. В обустроенных угодьях есть кроме основной еще ходовые избушки, до которых и ведут путики. В них ночует промысловик, чтобы на другой день двинуться обратно по этому или другому путику. Таких ходовых избушек может быть 2 или даже 4 на его участке. Свои угодья с годами промысловик изучит как собственный дом. И зачем ему нужен компас, какие-то там звезды, а может быть и спички. Ведь в каждой ходовой избушке на полочке в переднем углу есть и спички, и соль, и керосиновая лампа, и охапка дров у порога. Вот так и ходит этот промысловик по своей тропе всю жизнь, редко отходя в сторону. И обучая своих детей, коми - охотник знакомит их с нужными для промысла вещами, часто пренебрегая тем, что, может быть, никогда и не понадобится. А в наше время, их дети уже редко вырастают в промысловиков. Обычно они кончают школу и идут в лесопункт, где  гарантирован 7 часовой рабочий день, твердая неплохая зарплата и жизнь дома с женой и детьми. Впрочем, сейчас, при «рыночной экономике», многие лесопункты закрылись, работы нет, молодежь уезжает в города. Но в промысловики все равно не идет! Ведь охота, если это не хобби, а промысел, то это каторжный труд с неопределенным результатом.

Вот поэтому и Андрей не знает тех  правил, которые мне кажутся очевидными.

Андрей вышел на 6 метровый профиль, который одним концом идет до поселка лесопункта, а другим далеко на север. Андрей полежал на валежине и двинулся по профилю в сторону поселка. Но, заметив затески внутриквартальной просеки, пошел не по профилю, а по затескам. Ночь, темно! Вскоре он теряет затески, выходит опять на тот же профиль и идет по нему. И опять бросает его и идет по затескам визирки.
 -Он все еще думает, что находится в угольях деда и отца и пытается выйти к избушке !-говорит его дядя.
  Наконец, мы пересекаем путик Зинки-Васьки. Андрей и партия поисковиков идут по нему в сторону  избушки. Андрей тяжело идет, опираясь уже на две палки. А один след пошел обратно и по профилю в сторону поселка.
-Ну, все! Говорю я. Андрей в избушке. У него отморожены ноги. В избушке должны быть и спички и дрова. Так что печку он истопил и корчится от боли в ногах. Вот вам для него обезболивающие таблетки, дадите по 2 таблетки несколько раз по состоянию. Да водкой напоите - у него есть. Да когда прилетит вертолет, отправьте его сразу в райцентр к хирургам. А я пошел в поселок. Все равно я ему больше ничем не помогу, а мне на работу надо.
 -Думаете, отрежут ноги? - спросил дядя.
- Сейчас нет – рано. Что-то будет ясно, когда определится граница отморожения.

Через месяц привезли парня домой. Одну ступню ампутировали полностью, от другой одна  пятка осталась.

Спрашиваю:
-Ты зачем не свернул по 4-й просеке?
- Я ее не заметил.
А почему на пятой свернул налево, а  не направо?
 Молчит...
 -Почему без спичек шел?
- Так я не курю.
Костер от патрона развести не умеешь?
-Не умею.
-Полярную Звезду найдешь?
 -Нет.
 Стало ясно, что все произошло, как и предполагали. А в итоге 2 группа инвалидности и
испорченная жизнь. И это на пустом месте, без всяких серьезных причин и несчастного случая, кроме вопиющей безграмотности и неумения думать.
 Да и  школа учила таёжных детей чему угодно, только не правилам выживания в тайге.
 Жалко и обидно!


Рецензии
Рецензия:
Действительно жалко и обидно,что из за отсутствия навыков ,которые можно приобрести за один час и на всю жизнь, люди становятся калеками и даже умирают.
Что касается ориентирования, то у нас есть народности , которые могли бы стать просветителями в такой науке.-Это северные народности.Над которыми часто в анекдотах шутят, но в их условиях жизни могут выжить только они.

Нетран Неглин   27.02.2016 22:25     Заявить о нарушении
Спасибо.Согласен.

Алексей 37   27.02.2016 21:46   Заявить о нарушении
Например у чукчей нет армии и тяжелого оружия.А зачем она им, мороз убьет любую армию заморозит технику и смазку в оружие.Захватчики умрут от голода и холода, на пустых просторах тундры.Чукчам надо только некоторое время убегать и прятаться ,остальное сделает с врагами северная природа.А чукча будет лежать в яранге, есть строганину и петь песни под варган.

Нетран Неглин   29.02.2016 08:01   Заявить о нарушении
Кстати,коми-парни так же мыслят:- Завтра война,коми - тайга! Однако,- шутка. На фронте из одной деревни пропало 37 мужиков, деревня заглохла.
Это так,к слову.

Алексей 37   29.02.2016 11:19   Заявить о нарушении
Шутка-шуткой.Но этот принцип помог им избежать христианизации, колонизации, порабощения, сохранил свободу физическую, психическую, экономическую, самобытность малыми средствами.

Нетран Неглин   02.03.2016 10:33   Заявить о нарушении