Движущая сила всех естественных процессов

       Что движет человеком,  куда и почему  он стремится? Как отдельная индивидуальная личность и как сообщество  личностей - социум. Человек, несомненно,  существо социальное! Человека невозможно "понять" вне конкретного окружающего его социума.
      Человек - это многоуровневая, иерархически организованная, целостная система,  продукт жизнедеятельности вида, социума,  воздействия систем более высокого уровня организации чем конкретные отдельные особи и организмы. То есть людьми не рождаются, а становятся только в определённой экосоциальной системе. В отсутствии соответствующей физ-хим-био-социосистемы и специального воспитания человек не возникнет. Тому есть множество примеров различных "маугли". 
      Любой живой организм, очевидно, стремится к максимальному или оптимальному удовлетворению всех своих потребностей. Стремления, потребности, желания заложены в биосистемы организмов как программы в компьютере. Живой организм целенаправленно следует заложенным в него программам существования: выживания (сохранения жизни особи) и размножения (сохранения сообщества, вида данных особей). На биологическом уровне. Бог напутствовал: "Плодитесь и размножайтесь" ("Напутствие Бога" http://www.proza.ru/2013/11/10/1475 "Вторая трактовка главного напутствия Бога" http://www.proza.ru/2013/11/11/1793).
       Эти "программы" поведения называются  инстинктами (врождённые программы) и моральными и нравственными правилами для существ разумных (результат воспитания). Основные инстинкты - это сохранение жизни особи, её семьи, вида, социума. Основные правила морали и нравственности направлены на то же, но на более высокой ступени организации - сохранение этносов вида хомо сапиенс сапиенс.
       Управляются, регулируются инстинкты или программы поведения живых особей двумя главными средствами: боль и удовольствие. Боль и удовольствие - это основные движущие силы, инструменты инстинкта. Удовольствие - это "пряник", а боль - это "кнут". Эти же принципы  лежат в основе управления любыми  совокупностями особей и людей.
       Основные "движущие силы" живого организма - боль и удовольствие - заложены в организмы на генетическом уровне. Стремление к удовольствию и бегство от боли управляют поведением человека на биологическом уровне его реализации. Отсутствие боли – это уже удовольствие. Не замечали? Можно даже представить, что у природы только один главный стимул для управления живыми организмами – боль, страх, боязнь, болезнь, неудовлетворённость… 
      Но это, скорее всего,  не так – природа разработала ещё и "институт" удовольствия: как бы она тогда заставила эти ленивые особи плодиться и размножаться? Хотя половое влечение (инстинкт) можно рассматривать и как стремление преодолеть  определённый внутренний дискомфорт, непонятную неудовлетворённость и томление тела, напряжённость,  которые и снимаются в половом акте. Ну а потом всё зависит от уровня и степени развития у данной особи того, что называется чувствами, воображением, представлением, идеями и т.д. Механизм мотивации активности и влечения запущен!
      Данная идеология отражена в различных телеологических и эвдемонических  концепциях.
      Телеология (от греч.  "заключительный, совершенный" + "учение") - онтологическое учение о целенаправленности и целесообразности  любого акта  бытия. Все действия и события в этом мире  имеют определённую цель. Для описания этого придумано слово "энтелехия" и принимается , что  всё управляется этой некой  "энтелехией".
      Энтелехия (греч. "осуществленность", от "законченный" +  "имею") - в философии Аристотеля внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат.  Соответствует идее каббалы о содержании цели в замысле творения. Телеология  пытается  ответить на вопрос "зачем это делается,  с какой целью?".
       Трансцендентно-антропоцентрическая телеология полагает, что целеполагающее начало, или Бог, находится вне мира и вносит цели в сотворенную для человека природу (Вольф).  С точки зрения  имманентной телеологии, каждый предмет природы имеет внутреннюю актуальную цель, целевую причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель).  В своих разных проявлениях телеологические идеи  имеют место в стоицизме, неоплатонизме, концепции предустановленной гармонии Лейбница, учении о «мировой душе» Шеллинга, объективном идеализме Гегеля, неокантианстве, неотомизме, персонализме и т. д. 
       Например, абсолютная Идея Гегеля имеет своей целью познать саму себя и для этого Она затеяла весь этот балаган с материей, посредством которой, создав человека разумного и мыслящего, может  вернуться  к самой себе с новым, актуализированным  пониманием и осознание самой себя. Красиво!
       Эвдемонизм - это этическое направление, признающее критерием нравственности и смыслом поведения человека его стремление к достижению счастья. Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. Нормально! Так и есть! Буддизм - это механизм реализации данной целеполагающей идеи.
       Эвдемонизму придерживался  Фома Аквинский, но он сводил его к представлению о том, что   наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни. Вариант!
       Представители гедонистического направления в эвдемонизме (Эпикур, Гассенди, Ламетри, Вольтер, Гольбах), отождествляли счастье и удовольствие. Но,  в отличие от гедонизма, удовольствие  ставили в прямую зависимость от добродетелей человека. Что такое хорошо, а что такое плохо? Решает каждый сам с оглядкой на социум.
       Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии (это примерно то, что индусы называют нирваной).
       Понимание того, что все и всё в этом мире к чему-то стремятся - вещества, вещи, объекты, предметы, системы,  животные, люди, процессы, явления  в своей изменчивости (движении, эволюции) - возникает у любого нормально и адекватно воспринимающего этот мир человека, способного к мышлению и желающего его познать.
       Ньютон задумался: почему яблоко падает вниз на землю? А потому, что ему там находится удобнее и выгоднее - минимум потенциальной энергии. Ньютон, обобщив увиденное,  сформулировал закон всемирного тяготения.
       Дарвин понял, что все живые существа стремятся к максимально комфортному существованию в данных условиях окружающей среды - и открыл закон происхождения биологического разнообразия через  естественный отбор. Кто не  приспособился наилучшим образом  к окружающей среде - тому смерть. Благо есть из чего выбирать - из за различных мутаций особей (отклонений от нормы) возникают всякие...
       Аристотель для объяснения всех процессов движения и развития   вполне логично выдвинул идею энтелехии как о наличие во всём некого активного начала, движущей силе любого преобразования вещей: превращение возможностей в действительность. Энтелехией тела, по Аристотелю,  является душа.
       Для Гёте энтелехия есть "мотив вечности", который пронизывает  тело жизни.
       В этот же идеологический ряд можно отнести концепцию витализма (vis vitalis) и неовитализма (возродившего понятие энтелехии Аристотеля).
       Гегель также выдвинул идею близкую к аристотелевской энтелехии - о наличии во всём некоей "негации" - негация, содержится  в вещах и понятиях и является условием всякого движения. Негация в познании - это отрицание либо субъекта вообще, либо его предиката. Любому "да" всегда есть своё "нет". У Хайдеггера негация - это высказывание об отсутствии чего-то о чем-то, что может быть отрицаемо, что может отсутствовать. "Но каким образом то, что отрицаемо, и отрицательное может быть рассматриваемо в качестве отсутствующего? Разве только так, что мышление как таковое уже обнаруживает отсутствие. Отсутствие может стать явным только тогда, когда его причина - отрицание "ничто" вообще и вместе с этим само ничто - теряет таинственный характер. Источником отрицания является ничто" ("Was ist Metaphysik?", 1949).
       В психоанализе сформулированы понятия "влечение к смерти" или "отрицание жизни"  и "влечение к жизни" как равнозначные. Если "стремление к жизни"  - это естественная реализация основного инстинкта всех живых существ и видов, то "влечение к смерти" - это нечто антиживое, которое объясняется в этом учении неким бессознательным стремлением к саморазрушению. Этим объясняют агрессию, садизм и другие извращения. У "неразумных" животных таких стремлений нет. Так что это, по-видимому, "награда" человеку за его разум и способность к самоосознанию.
       То, что психоаналитики пытаются отразить в понятии "влечение к смерти" очень напоминает естественный физический закон возрастания энтропии в закрытых системах - все самопроизвольно происходящие процессы в закрытых системах  протекают в направлении возрастания энтропии (энтропия - это физическая величина, отражающая  меру разупорядоченности,  хаоса систем).
       В неживой природе, естественно,  реализуется своеобразное стремление систем  к хаосу: разрушение упорядоченности, организации,  структур, связей - это приводит к возрастанию энтропии.  Поэтому вполне логично, в определённом метафорическом смысле,  стремление к смерти и у живых разумных существ рассматривать как проявление общего закона существования любых объектов природы: система предоставленная самой себе стремится минимизировать свою внутреннюю энергию и перейти в наиболее вероятное состояние (максимум энтропии). Это самый всеобщий закон существования и развития природы.
       Именно этот закон и пытались отразить все мыслители прошлого в своих гениальных прозрениях. Энтелехия, движущая сила, стремление к чему-то - это всё отражение всеобщего закона минимизации внутренней энергии систем и максимизации вариантов распределения элементов систем в пространстве - стремление к хаосу.
      Стремление к хаосу и избавление от внутренней энергии и есть движущая сила всех естественных процессов.
      Остаётся вопрос: а каким образом возник тот самый  порядок, который естественно стремится разрушится системой? Кто взвёл пружину?

      "О начале нашего мира"   http://www.proza.ru/2014/03/01/1211
      "О мировых началах" http://www.proza.ru/2015/09/27/671
      "Введение в современную теорию движения" http://www.proza.ru/2016/12/01/1541


Рецензии