Движущая сила всех естественных процессов
Человек - это многоуровневая, иерархически организованная, целостная система, продукт жизнедеятельности вида, социума, воздействия систем более высокого уровня организации чем конкретные отдельные особи и организмы. То есть людьми не рождаются, а становятся только в определённой экосоциальной системе. В отсутствии соответствующей физ-хим-био-социосистемы и специального воспитания человек не возникнет. Тому есть множество примеров различных "маугли".
Любой живой организм, очевидно, стремится к максимальному или оптимальному удовлетворению всех своих потребностей. Стремления, потребности, желания заложены в биосистемы организмов как программы в компьютере. Живой организм целенаправленно следует заложенным в него программам существования: выживания (сохранения жизни особи) и размножения (сохранения сообщества, вида данных особей). На биологическом уровне. Бог напутствовал: "Плодитесь и размножайтесь" ("Напутствие Бога" http://www.proza.ru/2013/11/10/1475 "Вторая трактовка главного напутствия Бога" http://www.proza.ru/2013/11/11/1793).
Эти "программы" поведения называются инстинктами (врождённые программы) и моральными и нравственными правилами для существ разумных (результат воспитания). Основные инстинкты - это сохранение жизни особи, её семьи, вида, социума. Основные правила морали и нравственности направлены на то же, но на более высокой ступени организации - сохранение этносов вида хомо сапиенс сапиенс.
Управляются, регулируются инстинкты или программы поведения живых особей двумя главными средствами: боль и удовольствие. Боль и удовольствие - это основные движущие силы, инструменты инстинкта. Удовольствие - это "пряник", а боль - это "кнут". Эти же принципы лежат в основе управления любыми совокупностями особей и людей.
Основные "движущие силы" живого организма - боль и удовольствие - заложены в организмы на генетическом уровне. Стремление к удовольствию и бегство от боли управляют поведением человека на биологическом уровне его реализации. Отсутствие боли – это уже удовольствие. Не замечали? Можно даже представить, что у природы только один главный стимул для управления живыми организмами – боль, страх, боязнь, болезнь, неудовлетворённость…
Но это, скорее всего, не так – природа разработала ещё и "институт" удовольствия: как бы она тогда заставила эти ленивые особи плодиться и размножаться? Хотя половое влечение (инстинкт) можно рассматривать и как стремление преодолеть определённый внутренний дискомфорт, непонятную неудовлетворённость и томление тела, напряжённость, которые и снимаются в половом акте. Ну а потом всё зависит от уровня и степени развития у данной особи того, что называется чувствами, воображением, представлением, идеями и т.д. Механизм мотивации активности и влечения запущен!
Данная идеология отражена в различных телеологических и эвдемонических концепциях.
Телеология (от греч. "заключительный, совершенный" + "учение") - онтологическое учение о целенаправленности и целесообразности любого акта бытия. Все действия и события в этом мире имеют определённую цель. Для описания этого придумано слово "энтелехия" и принимается , что всё управляется этой некой "энтелехией".
Энтелехия (греч. "осуществленность", от "законченный" + "имею") - в философии Аристотеля внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат. Соответствует идее каббалы о содержании цели в замысле творения. Телеология пытается ответить на вопрос "зачем это делается, с какой целью?".
Трансцендентно-антропоцентрическая телеология полагает, что целеполагающее начало, или Бог, находится вне мира и вносит цели в сотворенную для человека природу (Вольф). С точки зрения имманентной телеологии, каждый предмет природы имеет внутреннюю актуальную цель, целевую причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель). В своих разных проявлениях телеологические идеи имеют место в стоицизме, неоплатонизме, концепции предустановленной гармонии Лейбница, учении о «мировой душе» Шеллинга, объективном идеализме Гегеля, неокантианстве, неотомизме, персонализме и т. д.
Например, абсолютная Идея Гегеля имеет своей целью познать саму себя и для этого Она затеяла весь этот балаган с материей, посредством которой, создав человека разумного и мыслящего, может вернуться к самой себе с новым, актуализированным пониманием и осознание самой себя. Красиво!
Эвдемонизм - это этическое направление, признающее критерием нравственности и смыслом поведения человека его стремление к достижению счастья. Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. Нормально! Так и есть! Буддизм - это механизм реализации данной целеполагающей идеи.
Эвдемонизму придерживался Фома Аквинский, но он сводил его к представлению о том, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни. Вариант!
Представители гедонистического направления в эвдемонизме (Эпикур, Гассенди, Ламетри, Вольтер, Гольбах), отождествляли счастье и удовольствие. Но, в отличие от гедонизма, удовольствие ставили в прямую зависимость от добродетелей человека. Что такое хорошо, а что такое плохо? Решает каждый сам с оглядкой на социум.
Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии (это примерно то, что индусы называют нирваной).
Понимание того, что все и всё в этом мире к чему-то стремятся - вещества, вещи, объекты, предметы, системы, животные, люди, процессы, явления в своей изменчивости (движении, эволюции) - возникает у любого нормально и адекватно воспринимающего этот мир человека, способного к мышлению и желающего его познать.
Ньютон задумался: почему яблоко падает вниз на землю? А потому, что ему там находится удобнее и выгоднее - минимум потенциальной энергии. Ньютон, обобщив увиденное, сформулировал закон всемирного тяготения.
Дарвин понял, что все живые существа стремятся к максимально комфортному существованию в данных условиях окружающей среды - и открыл закон происхождения биологического разнообразия через естественный отбор. Кто не приспособился наилучшим образом к окружающей среде - тому смерть. Благо есть из чего выбирать - из за различных мутаций особей (отклонений от нормы) возникают всякие...
Аристотель для объяснения всех процессов движения и развития вполне логично выдвинул идею энтелехии как о наличие во всём некого активного начала, движущей силе любого преобразования вещей: превращение возможностей в действительность. Энтелехией тела, по Аристотелю, является душа.
Для Гёте энтелехия есть "мотив вечности", который пронизывает тело жизни.
В этот же идеологический ряд можно отнести концепцию витализма (vis vitalis) и неовитализма (возродившего понятие энтелехии Аристотеля).
Гегель также выдвинул идею близкую к аристотелевской энтелехии - о наличии во всём некоей "негации" - негация, содержится в вещах и понятиях и является условием всякого движения. Негация в познании - это отрицание либо субъекта вообще, либо его предиката. Любому "да" всегда есть своё "нет". У Хайдеггера негация - это высказывание об отсутствии чего-то о чем-то, что может быть отрицаемо, что может отсутствовать. "Но каким образом то, что отрицаемо, и отрицательное может быть рассматриваемо в качестве отсутствующего? Разве только так, что мышление как таковое уже обнаруживает отсутствие. Отсутствие может стать явным только тогда, когда его причина - отрицание "ничто" вообще и вместе с этим само ничто - теряет таинственный характер. Источником отрицания является ничто" ("Was ist Metaphysik?", 1949).
В психоанализе сформулированы понятия "влечение к смерти" или "отрицание жизни" и "влечение к жизни" как равнозначные. Если "стремление к жизни" - это естественная реализация основного инстинкта всех живых существ и видов, то "влечение к смерти" - это нечто антиживое, которое объясняется в этом учении неким бессознательным стремлением к саморазрушению. Этим объясняют агрессию, садизм и другие извращения. У "неразумных" животных таких стремлений нет. Так что это, по-видимому, "награда" человеку за его разум и способность к самоосознанию.
То, что психоаналитики пытаются отразить в понятии "влечение к смерти" очень напоминает естественный физический закон возрастания энтропии в закрытых системах - все самопроизвольно происходящие процессы в закрытых системах протекают в направлении возрастания энтропии (энтропия - это физическая величина, отражающая меру разупорядоченности, хаоса систем).
В неживой природе, естественно, реализуется своеобразное стремление систем к хаосу: разрушение упорядоченности, организации, структур, связей - это приводит к возрастанию энтропии. Поэтому вполне логично, в определённом метафорическом смысле, стремление к смерти и у живых разумных существ рассматривать как проявление общего закона существования любых объектов природы: система предоставленная самой себе стремится минимизировать свою внутреннюю энергию и перейти в наиболее вероятное состояние (максимум энтропии). Это самый всеобщий закон существования и развития природы.
Именно этот закон и пытались отразить все мыслители прошлого в своих гениальных прозрениях. Энтелехия, движущая сила, стремление к чему-то - это всё отражение всеобщего закона минимизации внутренней энергии систем и максимизации вариантов распределения элементов систем в пространстве - стремление к хаосу.
Стремление к хаосу и избавление от внутренней энергии и есть движущая сила всех естественных процессов.
Остаётся вопрос: а каким образом возник тот самый порядок, который естественно стремится разрушится системой? Кто взвёл пружину?
"О начале нашего мира" http://www.proza.ru/2014/03/01/1211
"О мировых началах" http://www.proza.ru/2015/09/27/671
"Введение в современную теорию движения" http://www.proza.ru/2016/12/01/1541
Свидетельство о публикации №216022702142