Русские в Америке. Юл Бриннер

 
                Юлий Борисович Бриннер.

Американский актёр театра и кино российского происхождения.

11 июля 1920 года (Владивосток) — 10 октября 1985 года (Нью-Йорк, США).
...................................

  Юл родился под именем Юлий Борисович Бриннер в России. Его дед, Жюль Бриннер, подданный Швейцарии, был авантюристом. В 16 лет он бежал из дома. Летом 1865 года юнга Жюль Бринер (так тогда писалась эта фамилия) драил палубу пиратского судна, грабившего корабли с шёлком, шедшие из Китая, и с серебром — из Маньчжурии. В Иокогаме (Япония), молодой человек устроился на работу в экспортную компанию. Там же он женился, но затем, оставив семью, обосновался во Владивостоке. По версии самого Юла Бриннера, вторично его дед женился на дочери монгольского хана, который был прямым потомком Чингис-хана. Жюль Бринер основал во Владивостоке пароходно-транспортную компанию, став крупнейшим предпринимателем Дальнего Востока. Так утверждал Юл. Позднее его сын Рок опроверг отца, заявив, что Бринеры — обрусевшая швейцарская семья, приехавшая в Россию в XVIII веке и занимавшаяся садоводством при царском дворе.

  В семье Жюля Бринера родилось три девочки и три мальчика. Отец будущей звезды Голливуда Борис Бринер окончил Санкт-Петербургский университет. В Северной столице он познакомился с дочерью владивостокского врача Дмитрия Благовидова — Марусей, которая училась в консерватории. В 1914 году они поженились, а летом 1920 года у них родился сын, которого они назвали Юлием в честь деда. Когда Юлу было 4 года, его отец познакомился в Москве с актрисой Екатериной Корнаковой и влюбился в неё. Она была женой Алексея Дикого, будущего народного артиста СССР. После этого Борис Бринер бросил семью и уехал с Корнаковой в Харбин (Китай). Позднее из-за революционных событий в России в Харбин перебралась и Маруся Бринер с детьми — Юлом и Верой. В Харбине проявилась творческая одарённость юных Бринеров: у Веры был хороший голос, а Юл активно участвовал в домашних спектаклях.

  В 1934 году семья Бринеров перебралась в Париж, где Юл поступил учиться в лицей. Однажды Юл оказался в ресторане, в котором выступали русские цыгане. Их выступление настолько потрясло Юлия, что он решил научиться игре на гитаре. 15 июня 1935 года в большом парижском кабаре состоялся первый концерт Юла Бринера, исполнявшего цыганские песни. В Париже 1930-х годах он подружился с цыганским артистом Алёшей Димитриевичем, который тогда был ещё известен только как танцор. Через тридцать лет, когда Димитриевич начал петь, они записали в Париже, совместный музыкальный альбом «The gypsy and I» (1967). Потом Юл Бриннер посвятил себя цирковому искусству, и некоторое время выступал с номером «летающий клоун», который пользовался большим успехом у зрителей. Но после травмы позвоночника об этой работе пришлось забыть. Он начал работать работником сцены в труппе Георгия (Жоржа) Питоева (Georges Pito;ff; 4 сентября 1885, Тбилиси — 1939, Бельвю, Женева) — русского и французского актёра, театрального режиссёра, армянина по происхождению. Известнейшего театрального деятеля, одного из основателей «Картеля четырех» — ядра современного французского театра. Юл Бриннер начал брать уроки сценического искусства у Питоева. В Париже Юл познакомился с Жаном Кокто, Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Марселем Марсо, Жаном Марэ.

  Великий Жан Кокто говорил: «Юлу Бриннеру нужно было сойти с ума, чтобы додуматься до того, что он когда–нибудь сможет стать великим Юлом Бриннером». В преддверии Второй мировой войны Бриннеры решили покинуть Европу: сестра уехала в Нью-Йорк, а Юл с матерью вернулись в Харбин. В Харбине Юл встретился с отцом и его женой Ектериной Корнаковой. В 1941 году у матери Юла обнаружили лейкемию и он вывез её в США для лечения. Кроме того, он надеялся, что в США сможет поступить учиться актёрскому мастерству к Михаилу Чехову, который жил в Америке. Это ему удалось: он стал работать у Чехова водителем грузовика, на котором возил декорации и реквизит, а также брал у великого русского артиста уроки актёрского мастерства. 2 декабря 1941 года Юл Бриннер впервые выступил в маленькой роли Фабиана в спектакле «Двенадцатая ночь» по пьесе Уильяма Шекспира. 6 сентября 1943 года Юлий Бриннер женился на киноактрисе Вирджинии Гилмор (был четыре раза женат). Бриннер представился девушке... монгольским ханом, приехавшим в Штаты, чтобы выучить английский и подыскать себе подходящую невесту. Вирджиния поверила, внешность у Юла была экзотическая, восточная. Юл Бриннер владел в совершенстве несколькими языками, в связи с этим его призвали на службу в Военное Информационное агентство США. До окончания войны он работал комментатором на радиостанции, которая транслировала свои передачи на территорию оккупированной Франции. В 1945 году Юлий Борисович Бринер был приглашён в театр «Плимут» на Бродвее на главную роль в мюзикле «Песня лютни», которую он получил по протекции Вирджинии Гилмор. Премьера этого спектакля состоялась 6 февраля 1946 года.

  В 1949 году Юл Бриннер сыграл свою первую кинороль в фильме «Порт Нью-Йорк». В конце 1940-х годов работал актёром и режиссёром на ТВ.
В 1950 году он написал книгу «Вынесите сначала ребёнка». Во второй половине 1960-х годов получил гражданство Швейцарии и обосновался в этой стране. Но в 1972 году Юл Бриннер вернулся в США, с 1975 года снова на Бродвее.
В апреле 1983 года во время гастролей в Сан-Франциско Юл Бриннер обратился к медикам и они обнаружили у него рак лёгких. Юл был заядлым курильщиком и выкуривал до 3-х пачек сигарет в день.

  Болезнь невозможно было вылечить, она прогрессировала, метастазы поразили уже спинной мозг. Актёр испытывал страшные боли, но продолжал выступать. И никто кроме его партнёров по сцене не знал о том, какие муки он испытывает.
После смерти Юла Бриннера по телевидению неоднократно повторялось его короткое обращение о вреде курения, снятое незадолго до смерти по заказу Национального института рака. Сидя перед телекамерой, он говорил: «Я мёртв теперь лишь потому, что очень много курил, поэтому всем, кто меня сейчас видит, я говорю: не дразните судьбу. Сейчас, когда стало известно о моей смерти, предупреждаю вас: не курите. Всё что угодно, только не курение. Если бы я мог вернуться назад и бросить курить, не было бы повода обсуждать мой рак. Я в этом уверен».
Это выступление впервые появилось на экранах в день смерти Юла Бриннера, 10 октября 1985 года.
  С 2006 года на Международном фестивале стран АТР Pacific Meridian одному из фильмов-участников вручается приз имени Юла Бриннера, учреждённый по инициативе Рока Бриннера, сына Юла.

  14 сентября 2005 года, во Владивостоке, на фасаде дома № 15 по Алеутской улице, в память о Юле Бриннере была установлена мемориальная доска.
Поклонниками таланта Юла Бриннера были Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, испанский король Хуан Карлос, греческий король Константин, король Иордании Хусейн.
...................................

                ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

1956 — National Board of Review, USA — Лучший актёр года в фильмах "Король и я", "Анастасия", "Десять заповедей" (все — 1956).
1957 — Премия «Оскар» — Лучший актёр года за главную роль в фильме "Король и я" (1956).
1985 — Театральная награда «Тони».
......................................


                Девять главных ролей.

                Король Сиама Монгкут
                "Король и я" (1956)

  Первая большая роль Юла и сразу — «Оскар». Сюжет про англичанку, приехавшую в середине XIX века образовывать королевскую семью в Сиам, дает массу возможностей. И Юл Бриннер в паре с Деборой Керр даёт. Для Бриннера этот сюжет стал одним из главных в жизни — на сцене он сыграл короля Сиама 4625 раз за тридцать с лишним лет!
В театре он играл короля Сиама с 1951 года, поэтому в фильме его игра отточена до совершенства. Это была великая роль Бриннера, и он выходил в ней даже смертельно больной с раком и метастазами в позвоночнике, играя так, как мог только Бриннер. И сейчас 60 лет спустя этот фильм достоин внимания, хотя бы из-за своей трогательной голливудской наивности и великих актеров.
...................................

                Фараон Рамзес
                "10 заповедей" (1956)

Фильм, который на полном серьезе рекламировался, как «главное событие в истории кино». Самый масштабный библейский боевик или религиозный пеплум. Четырехчасовое действо, повествующее о библейских приключениях евреев в Египте. Где на фоне мощных декораций и египетских масштабов фараон Рамзес, сыгранный Бриннером, выглядит живым богом. Свою роль он получил во многом благодаря своей экстравагантной внешности.
....................................

                Генерал Сергей Бунин
                "Анастасия" (1956)

Великолепный фильм с Ингрид Бергман, блистающей в роли, достойной ее таланта. Образ, спасшейся от казни Анастасии Романовой и/или женщины, выдающей себя за русскую принцессу. Несмотря на то, что фильм после своего выхода убедил публику — Анастасия спаслась, в сценарии все не так прямо, да и вообще фильм немного о другом. И троица героев, скорее, аферисты, чем спасители престола, да и героиня Бергман — то ли сумасшедшая, то ли ловкая мошенница.
Очаровательный генерал Бунин постепенно влюбляющийся в свою загадочную протеже — первый «русский образ» Бриннера. Его фактура и здесь сыграла свою роль. Собственно, игра этой пары и пышная атмосфера «классического» Голливуда делают этот фильм интересным по сей день.
.........................................

                Дмитрий Карамазов
                "Братья Карамазовы" (1958)

Демонический русский в исполнении Юла Бриннера в этой экранизации Достоевского, так и не находит для себя подходящего партнера. Поэтому фильм стоит смотреть только ради Бриннера. Всё остальное — либо почти клюква, что в случае с классикой обидно, либо вольность, мягко говоря, опрокидывающая всю «достоевщину» сюжета. И только великолепие Бриннера спасает эту слабую картину. Впрочем, во время тотального забвения классики, такой Карамазов, наверное, лучше, чем никакого?
.....................................

                Жан Лафит
                "Флибустьер" (1958)

Благородный пират полувековой давности. Без ужимок и гримас с патриотическим, хотя и вполне коммерческим духом. Страницы героической истории США. И хотя сам по себе фильм является переделкой картины 1938 года, в прокате особого успеха не достиг, и остался в истории, в основном, как единственный кинофильм режиссером которого выступил Энтони Куинн, посмотреть его стоит. Хотя бы ради героического и брутального Юла Бриннера в красивом наряде,  со шпагой и в парике.
......................................

                Джейсон Компсон
                "Шум и ярость" (1958)

Сюжет Фолкнера прочитан достаточно вольно, но история рассказана с такой силой и убедительностью, что выделяется даже в фильмографии Бриннера. Фильм перенасыщен подтекстом, сплошной фрейдизм, атмосфера искрит, психологизм ситуаций подчеркивается прекрасной игрой актеров.
Не только Бриннер, но и весь ансамбль великолепен. И хотя сейчас такой стиль кажется наигранным и даже декоративным, перед нами настоящая американская классика, сделанная, как обычно, при активном участии русских.
......................................

                Майор Суров
                "Путешествие"
 (1959)
Актуальный боевик. Из Будапешта, охваченного антисоветским восстанием, пытаются в Вену попасть иностранные граждане. Из буржуазных стран. На границе их задерживает советский майор с простой фамилией Суров, подозревающий буржуазных граждан в шпионаже. Но это только для вида. На самом деле суровый майор Суров хочет обольстить прекрасную Диану. Еще несколько лет назад этот фильм выглядел довольно архаичным, но сейчас неожиданно приобрел актуальность. Отношения Востока и Запада тут показаны очень рельефно. И этот тот самый майор, под ногами которого, мы — лёд.
....................................

                Соломон
                "Соломон и Шеба" (1959)
Еще один библейский боевик и лавстори одновременно. После провала «Братьев Карамазовых», которые по мнению Бриннера до уровня Достоевского не дотянули, актер впал в депрессию, поэтому царя Соломона сыграл откровенно слабо. Без эмоции и страсти. Как экстравагантный истукан. Считается, что это одна из слабейших ролей актера. Если здесь и есть на что смотреть, то это Джина Лоллобриджида в лучшей форме, тщетно пытающаяся обольстить безразличного Соломона.
И где-то в это же время Юл Бриннер, на свой страх и риск, выкупил у Акиро Куросавы права на сценарий «Семи самураев». И сыграл главную роль в фильме «Великолепная семерка».
.................................

                "Великолепная семерка"

( Первый американский вестерн, показанный в СССР )

 Наверное все знают, что фильм "Великолепная семёрка" является американской адаптацией "Семи самураев" Акиры Курасавы (по слухам Курасава снял этот фильм под впечатлением от советского фильма "Семеро смелых"). Но думаю не все слышали, что переделать в вестерн японский киношедевр задумал именно Юл Бриннер.
В 1959 году он купил у Куросавы права на сюжет и приступил к работе над фильмом. Для подготовки актёров был приглашен консультант, вернее, тренер - индеец, который обучал приемам скоростной стрельбы из револьвера. А ведь актёрский ансамбль подобрался великолепный. Кроме самого Юла в фильме снялись Стив МакКуин, Чарльз Бронсон, Джеймс Коберн, Илай Уоллак, Роберт Вон, Брэд Декстер.
  Говорят что МакКуин, для того чтобы попасть в фильм, разбил машину и, назвавшись больным, снялся в "Великолепной семёрке" в тайне от телестудии, которая отказывалась его отпустить со съёмок телесериала "Разыскивается живым или мёртвым"
На "Семерку" ломились как взрослые, так и дети, причем последние смотрели картину по нескольку раз подряд а во дворах все мальчишки стали играть в ковбоев. Вот только из за разгромных статей в прессе и вроде как негативной оценки Хрущёва, за десять месяцев до истечения срока лицензии на право демонстрации, фильм сняли с проката, несмотря на оглушительный кассовый успех.

.................................

  ...Мексиканские чиновники выдали разрешение на съёмку фильма при том условии, что крестьяне в фильме обязательно должны быть одеты в чистые белые рубахи. Кроме того, они потребовали, чтобы сценарист Уолтер Ньюман заранее выехал на место съёмок, чтобы познакомиться с жизнью мексиканских земледельцев, но Ньюман отказался. Изменения в сценарий вносил Уильям Робертс, и они были достаточно значительны, чтобы он получил место в титрах как соавтор сценария, однако Ньюман не захотел быть «соавтором» своего сценария и в итоге совсем снял своё имя из титров.

 Актёрский состав фильма набирался очень быстро, чтобы закончить кастинг до начала очередной актёрской забастовки. На роль Вина пробовался тогда ещё совсем молодой Джин Уайлдер.

 Первоначально на роль Бритта был утверждён Стерлинг Хэйден, но по неизвестной причине он не смог сниматься. Джеймса Коберна на роль Бритта предложил Роберт Вон: они с Коберном были друзьями ещё со школы. Коберн был большим поклонником «Семи самураев», и больше всего ему нравился самурай Киудзо, аналогом роли которого в «Великолепной семёрке» стала как раз роль Бритта.

 Стив Маккуин очень хотел сниматься в этом фильме, но его отказались отпустить со съёмок телесериала «Разыскивается живым или мёртвым». Маккуин, однако, разбил машину и, сказавшись больным, снялся в «Великолепной семёрке» втайне от телестудии.

 На съёмочной площадке фильма Юл Бриннер отпраздновал свадьбу с Дорис Клайнер. Бриннер, который был ниже ростом, чем Стив Маккуин, строго следил, чтобы в кадре с Маккуином он выглядел выше. Для этого на том месте, где должен был стоять Бриннер, насыпался холмик земли. Маккуин, проходя мимо таких холмиков, из вредности каждый раз их притаптывал. Бриннер и Маккуин постоянно соперничали в кадре: Маккуин нарочно «перетягивал на себя одеяло», сдвигая шляпу на затылок или на переносицу или делая ещё что-то необязательное, но хорошо заметное камере. Бриннера это очень раздражало, он даже нанял специального ассистента, чтобы тот считал, сколько раз во время съёмок Маккуин без необходимости поправит шляпу.

 Будущий знаменитый композитор Джон Уильямс участвовал в записи музыки к этому фильму: он играл в оркестре на рояле.

........................................

http://samcult.ru/heritage/3748

Рок Бриннер "Юл: человек, который мог быть королем. Воспоминания об отце и сыне" 


Рецензии