Фильм Пядь земли

Есть фильмы о войне, которые уже стали каноническими, их названия знают все. Так вот, этот фильм не стал каноническим. Он из разряда тех фильмов, о которых слышали, но не смотрели. Его не часто повторяют по ТВ.
А, между прочим, фильм не плохой. И даже очень хороший и правдивый. Его снял мастер нашего кино Андрей Смирнов, на его счету не так много картин, но все они стали классикой. Снят фильм по прозе  Григория Бакланова. Фильм нарочито не кинематографичен, а литературен, если можно так выразиться. Много закадрового голоса, есть деление на главы, и даже название в начале "повесть" должно настраивать зрителя на неторопливое повествование.
И этот фильм один из первых, если не первых в нашем кино, раскрывает окопную правду. Ту самую горькую правду солдат, которую не очень любит кинематограф, потому что кинематограф больше любит показывать атаки, геройские подвиги, а на войне порой не сильно и повоюешь, потому что, как четко сказал один из главных героев этого фильма, пехотинец ходит не больше трех раз в атаку. Так же в фильме раскрывается тема о том, как порой несправедливы награждения на войне, как можно долго воевать, и не получать награды. И, напротив, можно воевать в полковом оркестре, не разу не побывав на передке, и получать награды. В фильме показывается и то, что передний край бывает разный. Для одних солдат - это передний край, а для других это глубокий тыл. Показываются в картине подробно и будни солдат, что тоже не часто показывают в кино, потому что будни солдат состоят не только из ратных подвигов, но иногда то и просто отдых, это возможность хорошо поесть и поспать, это соленая солдатская шутка, которая предназначена только для мужских ушей.
В фильме очень хорошо показывают и то, что погибнуть на войне можно не только геройски. Погибнуть на войне можно и просто глупо, да и просто погибнуть, не совершая подвигов. Гибнут на войне не только люди, но и животные. Сцена с расстрелом лошадей из пулемета очень запоминающая. А еще в картине показано, что на войне иногда солдаты бессильны что-то сделать, только погибнуть. И самое обидное гибнуть, когда другие наступают. Но они наступают на стратегическом направлении, а здесь второстепенное направление.
Именно про такое второстепенное направление и рассказываются в картине. Это осень 1944 года, берег Днестра. Другие фронты ведут стратегическое наступление, а здесь идут то, что в сводках называется, "бои местного значения". Но в этих боях тоже гибнут наши солдаты.
Еще фильм запоминается целой россыпью маленьких ролей. Здесь снялся Лев Дуров в одной из таких вот маленьких ролей. Но и главные роли сыграны великолепно. В главной роли снялся Александр Збруев, который играет здесь рассказчика, простого лейтенанта обычной батареи, который каждый день вынужден ходить по передку. вторую главную роль сыграл Евгений Урбанский, безусловно, большая звезда советского кинематографа того времени.
Фильм сделан в модной манере того времени. Это неореализм, в который советские режиссеры вдохнули огромный гуманизм.
Название картины очень символичное. Нам дорога любая пядь нашей земли. И за каждую пядь пролито немало солдатской крови.    


Рецензии