Фарфоровый храм
А какие прекрасные всё же фигурки! – Вот фигурка из тончайшего фарфора, изображающая Спасителя. Видна каждая складка Его одеяния, окрашенного в приятный для глаз сиреневый, слегка бледноватый цвет. Вокруг головы – венец: белый, с золотым, лучистым сиянием. В левой руке – раскрытая книга, на фарфоровых страницах которой блестят золотящиеся знаки, долженствующие изображать буквы греческого алфавита: «Альфу» и «Омегу». Помните строки из Евангелия: «Я есмь Альфа и Омега»? Пальцы правой руки сложены в Крестном Знамении, щепотью. На иконах вообще-то принято изображать несколько не так. Не меньшее искажение внимательный взгляд заметит и у фигурки, изображающей Богородицу с Младенцем на руках, где у Них Обоих видны крестики, как бы надетые на цепочки, как носят теперь верующие люди, чего, естественно, никак не могло ещё быть при жизни Богородицы, и тем более – при земной жизни Спасителя. Впрочем, как известно, правда жизни и правда искусства – не совсем одно и то же. Белеет молочной белизною фигурка Ангела, голову Которого украшает венок, тронутый по краям лёгкой позолотой. Ещё есть и другой Ангел, облачённый в одежды такого же сиреневого цвета, как и Спаситель, складки которых спадают, буквально струясь причудливым изяществом.
Есть и много других фигурок. Есть даже настенные блюда, большие и маленькие, изготовленные из того же фарфора, с красочными изображениями Спасителя, Богородицы, Небесного Воинства и многих Святых. Есть совсем маленькие блюдца, составляющие одно целое с подставкой, приделанной сзади, чтобы ставить их исключительно плашмя, скажем, на тумбочку, или на стол и разумеется – как посуду не использовать ни в коем случае.
Однажды, помню, довелось увидеть целый скульптурный Алтарь, состоящий из фарфоровых фигурок Спасителя, Богородицы и Николая Угодника, возле каждой из которых был фарфоровый подсвечник, и все они, вместе с подсвечниками и подставкой, тоже, естественно, фарфоровой, составляли одно целое.
Продолжать и продолжать можно до бесконечности. Но считаю, что описывать красоту всех этих, и других, подобных им, вещей, является делом таким же напрасным и безнадёжным, как если бы кто-то, скажем, попытался пересказать своими словами смысл стихотворения и его поэтическую красоту – чтобы понять и по достоинству оценить то, о чём говорилось выше, нужно всё это видеть самому.
Вообще-то стоит сказать – так уж сложилось и канонически, и исторически – в Православии нет традиции скульптурного изображения икон. Хотя, иметь что-либо подобное в доме в порядке как бы личной инициативы человека, ему тоже никто запретить не в праве. И всё же хочется думать, что все те фигурки, о которых говорилось выше, и многие, многие другие, о которых не говорилось ничего, да и сказать-то о них, пожалуй, словами практически невозможно, как бы не относиться к ним с церковной точки зрения, всё же найдут путь к сердцу человека, повстречавшего их хоть раз на своём жизненном пути.
Свидетельство о публикации №216022700979