Когда прошлое было настоящим - 3

                7
     От наших ворот, через дорогу, из-под земли забил родник. Мой отец и сосед Штыфан выкопали маленький прудик, в пояс глубиной и в ширину метра 4-5. Каждый год его подновляли, даже вербы вдоль вытекающего ручья посадили. Ой, какие кудрявые вербы выросли! А начнут цвести – залюбуешься. Вот только к тому времени мой отец умер, сосед постарел, а прудик заилился, обмелел. Зато лягушек там было много, вот где поющее племя. Так самозабвенно раздувают пузыри и орут на все голоса аж до полуночи.
     Что моя родня, что соседей, откуда б мы ни шли, мимо этого прудика не пройдём, непременно завернём, подоткнём подолы и ноги вымоем. Домой уже чистыми шли. Вот, однажды, заметила я лягушку в прибрежной тине. Сидит молча и на меня поглядывает. Присмотрелась я, а там вокруг выглядывающих из воды водорослей вроде как пена. Не поленилась я, обошла прудик и посмотрела на ту пену поближе. Икра это лягушечья. В каждой икринке – чёрная точечка. А мать сидит в воде, охраняет. Хохотнула я, ушла домой и забыла.
     Прошло какое-то время и я пошла к тому прудику воды курочкам и собаке принести. Зачерпнула, не глядя, и понесла. Вот только в корытца не вылила. Бабушка по какому-то срочному делу меня позвала. А когда вернулась, то дедушка уже веником выхлюпал застоявшуюся воду из корытца и свежей воды налил, а мне говорит:
     - Остаток воды назад отнеси.
     Вот те раз! Такого ещё не бывало, чтоб я назад в прудик воду носила. Заглянула я в ведро, а там два головастика плавают.
     - Неси-неси! Там мама деток недосчитается, плакать будет…
     - Не ровен час, к тебе прискачет… - сердито проворчала бабушка. – Нельзя лягушек обижать, бородавками обрастёшь…
     Как услышала я про бородавки, схватила ведро и бегом к прудику. И с тех пор уже внимательно смотрела, чтоб никого случаем в воде не принести.

                8
     Где ещё искать сельскую ребятню в жаркий летний день как ни на речке? И мне туда хотелось, вот только за ворота меня редко выпускали. А в тот раз я была на вершине счастья, ведь самостоятельно переплыла Мурафу и, прежде чем вскарабкаться на высокий обрывистый берег реки, надо было отдышаться. Стою, на речку смотрю. В какой-то момент заметила, что совсем недалеко от моего берега, где я стояла по пояс в воде, плывёт по воде очень даже необычный голубенький цветок. Я всего лишь поджидала, чтоб он поближе подплыл, и тогда готова была броситься ему наперехват. Но вдруг дети, которые бегали по берегу, дико заверещали и стали показывать пальцами в сторону цветка на воде.
     - Змея! Змея!
     Змею я не видела, а только цветок, но им-то сверху вероятно виднее. Неохотно, но всё же поспешила к берегу и, оскальзываясь, полезла по глиняному откосу кручи. Мне уже сверху было протянуто несколько рук и вскоре я уже стояла среди сверстников, дрожала всем телом от долгого пребывания в воде, а больше того – от страха. По тому месту, где я только что стояла, проплывала змея. Её извивающееся тело хорошо было видно под поверхностью воды. Над водой была высунута только зловещая головка. И вот на ней, не страшась этой жуткой твари, сидела крупная стрекоза. Она просто насмехалась над той, кого все боялись и безнаказанно каталась на ней.
     Раньше бывало, если ребята увидят змею, то тут же забросают её камнями. Я ещё не встречала в своей жизни человека, кто бы искренне пожалел змею. А в тот раз ей вслед только улюлюкали, обзывали нехорошими словами, а камни не бросали. Жалели стрекозу.
     Зато мне наука: если в природе увидишь нечто необычное, то не спеши его руками хватать. Прежде должна родиться упреждающая мысль: тут что-то не так! Что «не так»? Не несёт ли оно… опасности?..
     Стрекоз я люблю и даже больше уважаю, чем бабочек. Но каждый раз вздрагиваю, вспоминая свою давнюю историю.

                9
     - Так тебе и надо! Вот теперь побегай, пока вода не высохнет…
     Эти тихо сказанные слова своего брата я услышала, когда выносила золу в укромное место, за хлевом. Мальчику было лет шесть, да и мне немногим больше. Мнение брата я уважала и, если он так сказал, то на это была веская причина. И хоть знала, что медлительность в любом деле это плохо, и за то, что «ворон ловлю», мне крепко нагорит от бабушки, всё же пошла к брату.
     У забора, где было царство лопухов и больших улиток с округлыми витыми домиками, всегда можно было подсмотреть что-то интересное. Приподняв лист лопуха, Коля увидел на нижнем листе, что корытцем удерживал ночную воду от росы, в самой середине, красавицу улитку. Уже было протянул к ней руку, но заметил, что по её раковине бегает по кругу коричневый муравей. Всех кусачих букашек парнишка не любил и вызволять муравья из беды не торопился. Тем более «он сам хотел покататься на домике улитки». Улитка же заползла в лужицу водички попить и видимо во влажной прохладе решила переждать полуденный зной.
     Я знала, что мой брат зря никого не обидит, но если он решил наказать наглеца, мешать ему не стоит. Поэтому я только хмыкнула и поспешила вернуться в хату.
    
                10
     «Тяжеленько пасти весеннее стадо», как мама говорила, «кучи не держатся». Разбредается скотина, кто куда. Отвыкли от стада, по хозяйским тёплым хлевам зиму коротая. А согнали их в гурт, да ещё с ягнятками, с козлятами и началось: то брыкаются, то бодаются. Овцы траву щиплют, а с козами сладу нет. До обеда так набегаешься за ними, что белый свет не мил. Благо в самый полдень всякой скотине надо полежать. И я с братом на травке прилегла. Бабушка нам обед принесла, села, стадо сторожит. Разморило нас на солнышке. Вздремнуть бы, да где там? Козлята и ягнята, как малые ребята, бегают, через нас перескакивают. А иной раз острым копытцем наступят. Больно, ни больно, а всё же – неприятно. А малышам одна забава, резвятся.
     Особенно интересно наблюдать за двойняшками. Пробегутся по кругу, а потом навстречу друг другу и с обеих сторон на лежащую свою маму на спину запрыгнут и уже только на ней безрогими лбами стукнутся. А овце-то что? У неё шерсть нестриженная, копытца её не ранят. Жуёт себе жвачку и подрёмывает. Детки рядом, ей и горя нет.
     Козлята быстрее бегают и бодаются где угодно и с кем угодно. Вот за ними глаз да глаз нужен. Недели две вот так побегают, отяжелеют, присмиреют. Да и стадо дружнее станет. Тогда и пастухам легче станет. Появится время у меня венки плести из полевых трав, а брату ножиком всякие поделки вырезать.


Рецензии